- Преподавателю
- Обществознание
- Урок по обществознанию на тему Конфликты в обществе
Урок по обществознанию на тему Конфликты в обществе
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Куваева Ю.С. |
Дата | 12.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Конфликты в обществе
(Тема урока)
-
Цель урока: сформировать понятие «конфликт», разъяснить причины возникновения, конфликтов, рассмотреть виды конфликтов в обществе и способы их разрешения.
. Задачи: Образовательные:
способствовать усвоению основных понятий урока;
научить применять знания на конкретных примерах, научить оценивать полученную информацию и сопоставлять позиции других с собственной точкой зрения.
Развивающие:
формирование социокультурных ценностей, развитие навыков самостоятельной работы; способствовать развитию умений наблюдать, анализировать и делать выводы;
развивать толерантные взаимоотношения в обществе, умение находить компромиссы и разрешать конфликтные ситуации;
Воспитательные:
способствовать воспитанию у учащихся уважительного отношения друг к другу в духе сотрудничества и взаимопонимания;
способствовать воспитанию гражданской ответственности;
развивать навыки социализации в полиэтническом обществе, характерном для РФ; применение на практике способов решения конфликтов.
Ожидаемые результаты:
- личностные:
сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
-метапредметные:
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия.
-предметные:
сформируют представления о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения; произойдёт осмысление понятий: конфликт, межличностный конфликт, социальный конфликт, компромисс, арбитраж, конфронтация.
Практические:
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию;
приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
-
Тип урока: открытие новых знаний
-
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
-
Необходимое техническое оборудование: Компьютерный класс, ЭОР, размещённые в федеральных коллекциях: ФЦИОР fcior.edu.ru и ЕК ЦОР school-collection.edu.ru, мультимедийный проектор.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
4
5
1
Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся).
Приветствие учителя, подготовка рабочих мест
1мин.
2
Актуализация знаний
1. Просмотр видеосюжета «Арабо-израильский конфликт. 6-дневная война»
2. Беседа по вопросам
3.Чтение эпиграфа
Ответы на вопросы учителя
просмотр видеосюжета, фронтальная беседа по вопросам учителя к видеосюжету
8 мин
3
Постановка цели урока в процессе урока и фиксация затруднения в деятельности
Разыгрывание сценки
Беседа по вопросам
Участие в сценке.
Ответы на вопросы
Формулировка темы, целей урока
5 мин
4
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)
а) Работа по вариантам
1 вариант: «Я рисую конфликт»
Учащимся предлагается отразить саму идею конфликта в рисунке, а затем объяснить свой рисунок (это делается по желанию). Время на работу - 3 минуты. Впоследствии все рисунки вывешиваются на доске.
2 Вариант: «Мозговой штурм»
Группе предлагается в течение 3 минут поработать и определить, что они вкладывают в понятие «конфликт» (необходимо подобрать 5-6 ассоциаций и записать их).
- Группы представляют свою работу.
б) Работа с источниками
Толковый словарь, Интернет, учебник - дайте определение конфликта.
в) Самостоятельная работа учащихся в группах
1 группа ЭОР Социальный конфликт
2 группа Работа с учебником стр. 153-154
3 группа files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c7c0811-72a7-457a-a9ab-3d9b7c532635/%5BCIVSal1011_10-03-14-U1%5D_%5BMP_131%5D.swf
индивидуальная работа
Групповая работа
Представление результатов работы
10 мин
5
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
Просмотр фрагментов картинок и определение конфликтов (исторические и бытовые примеры конфликтов).
Итоги соцопроса
Классифицируют конфликты
Представляют результаты исследования
5 мин
6
Динамическая пауза
Давайте поиграем в игру под название «Поздороваемся»
выполнение упражнений
2 мин
7
Работа с теоретическим материалом
ЭОР. Работа со схемой в учебнике на странице 157 и слайдом. Комментирование вместе с учащимися способов протекания и объяснение конфликтов
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b3a3eeda-78b7-4c95-b56f-5566fd57e504/START.swf
Запись на слайде и в тетради:
Работа с учебником и ЭОР. Составление схемы
10 мин
8
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД
а) Игра «если бы, я стал бы…» Где мы и применим изученные тактики поведения и решения конфликта
б) Проверка знаний
fcior.edu.ru/card/23020/socialnyy-konflikt-kontrol-k.html
VI Подведение итогов.
а) Я предлагаю, вам составить синквейн по теме нашего урока
б) Что же мы узнали сегодня на уроке?
в) вернемся к эпиграфу нашего урока. Подумайте теперь и скажите, зачем я начала урок этими словами.
Предлагают друг другу конфликтные ситуации и решение
Прохождение теста
Участие в беседе
8 мин
9
Рефлексия деятельности
Учащимся предлагается ответить на вопросы: 1) Полезная информация (упражнения) на уроке. 2) Ненужная информация 3) Какие вопросы требуют дополнительной проработки.
(Ответы ребят размещаются на большом ватмане, где нарисованы: 1) Чемодан 2) Мусорная корзина 3) Мясорубка
Прикрепляют смайлики на ватмане
1 мин
10
Разъяснение домашнего задания, выставление оценок за работу на уроке.
Вывод по уроку.
Выставление оценок за работу на уроке, разъяснение домашнего задания,
подведение итогов урока,
запись домашнего задания, участие в беседе.
1 минута
План - конспект урока
-
Организационный момент (1мин.)
Здравствуйте, мои юные обществоведы.
(Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся).
-
Актуализация знаний
1. Беседа по вопросам:
- Давайте дадим определения межнациональным отношениям, этническим конфликтам.
2. Просмотр видеосюжета «Арабо-израильский конфликт. 6-дневная война»
(Использование данного видеофрагмента позволит учащимся воспроизвести изученный ранее материал и подведёт их к усвоению темы урока «Конфликты в обществе»)
- Насколько вам знакомы традиции и обычаи другого народа? Пользуетесь вы в быту предметами, пищей, одеждой, созданной представителями другой национальности?
- Какие нации проживают в нашем селе?
- Были ли случаи конфликтов на межнациональной почве в нашем селе?
- Поднимите руки те ребята, в чьих жилах течет кровь нескольких народов.
Учитель: Итак, ребята, оказывается все просто: если мы научимся принимать, понимать, уважать других людей независимо от цвета их кожи, разреза глаз, языка, на котором они говорят, в нашу жизнь придет мир и покой.
А если мы сможем полюбить, то будет продолжаться сама жизнь.
-
Целеполагание к изучению новой темы.
После звонка открывается дверь и входит «опоздавший ученик». Разыгрывается маленькая конфликтная ситуация. После объяснения учащимся, что это всего лишь маленький театр, начинается урок.
Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Запись темы в тетради.
Эпиграф:
Прежде чем сказать - посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть - посчитай до ста,
Прежде чем ударить - посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
Учитель: Попробуйте объяснить смысл этой мудрости.
Какие цели мы перед собой поставим?
Учитель: Как вы думаете, у конфликта могут быть положительные стороны?
Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом - способом изучения проблемы. Наша цель - показать возможные выходы из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», «толерантность», причины возникновения и структуру конфликта, а так же основные модели поведения личности в конфликтных ситуациях.
Достаточно ли у нас знаний, чтобы ответить на эти вопросы?
Как мы будем получать знания?
-
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)
а) Работа по вариантам
1 вариант: «Я рисую конфликт»
Учащимся предлагается отразить саму идею конфликта в рисунке, а затем объяснить свой рисунок (это делается по желанию). Время на работу - 3 минуты. Впоследствии все рисунки вывешиваются на доске.
2 Вариант: «Мозговой штурм»
Группе предлагается в течение 3 минут поработать и определить, что они вкладывают в понятие «конфликт» (необходимо подобрать 5-6 ассоциаций и записать их).
- Группы представляют свою работу.
б) Работа с источниками
Толковый словарь, Интернет, учебник - дайте определение конфликта.
- Выводится понятие:
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов. (запись в тетради)
Учитель: Какие мы можем выделить конфликты? Что может лежать в основе их классификации?
Можно выделить по числу участников конфликта, по причине конфликта, по тому, как конфликт разрешиться.
в) Самостоятельная работа учащихся в группах
1 группа ЭОР Социальный конфликт
Типы конфликтов (по числу участников):
-
внутриличностные (один участник);
-
межличностные (два участника);
-
социальные (много участников, государства).
2 группа Работа с учебником стр. 153-154
Типы конфликтов (по причинам, по предмету спора):
-
экономические (по поводу денег или ресурсов);
-
политические (из-за территории или престижа);
-
этнические (между народами за территории или лучшие условия проживания);
-
культурные и религиозные (по поводу разделения дефицита духовных длаг);
-
профессиональные (по поводу экономических или социальных ценностей).
3 группа files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c7c0811-72a7-457a-a9ab-3d9b7c532635/%5BCIVSal1011_10-03-14-U1%5D_%5BMP_131%5D.swf
Типы конфликтов (по способу протекания):
-
конфронтация - пассивное противостояние групп;
-
соперничество - борьба за признание своих интересов;
-
конкуренция - получение выгоды
Просмотр фрагментов картинок и определение конфликтов (исторические и бытовые примеры конфликтов).
Учитель. Предоставим слово нашим социологам.
По данным социологического опроса, проведенного среди учащихся школы, причинами конфликтов чаще всего являются:
-
плохое настроение - 82%,
-
неумение общаться и разница во взглядах - по 78%,
-
финансовые проблемы - 39%,
-
разница в интеллектуальном уровне - 17%,
-
другие причины - 13%.
-
Динамическая пауза
Давайте поиграем в игру под название «Поздороваемся»
Вам предлагается разделиться на три части: «европейцы», «японцы», и «африканцы». Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: европейцы - пожимают руку, японцы - кланяются, а африканцы - трутся носами. Цель упражнения - поприветствовать друг друга и зарядить группу энергией.
ЭОР. Работа со схемой в учебнике на странице 157 и слайдом. Комментирование вместе с учащимися способов протекания и объяснение конфликтов
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b3a3eeda-78b7-4c95-b56f-5566fd57e504/START.swf
Запись на слайде и в тетради:
По К.Томасу
-
Подавление - борьба за свои права.
-
Компромисс - взаимные уступки.
-
Приспособление - отказ от своих интересов.
-
Сотрудничество - совместная выработка решений, удовлетворяющих интересы сторон.
-
Уход - уклонение от конфликта.
В случае избегания конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха;
в случаях соперничества, приспособления и компромисса, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, или обе стороны проигрывают, потому что идут на компромисс;
только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Учитель:
Какова же цель конфликтов?
(Ответы учащихся)
Разрешение конфликта - это переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон.
Для того чтобы разрешить конфликт, необходимо знать следующие способы решения конфликта. (Работа со схемой). Стр 156-157
Компромисс - взаимные уступки
Переговоры - мирная беседа
Посредничество - использование третьей стороны
Арбитраж - обращение в суд
Применение силы - одностороннее применение силы.
Вернемся к сценке с опаздавшим учеником. Предложите свои выходы из сложившейся ситуации.
Игра «если бы, я стал бы…» Где мы и применим изученные тактики поведения и решения конфликта
Упражнения происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: «если бы меня обсчитали в магазине…». Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: «…я стал бы требовать жалобную книгу».
Причем, следует отметить, что как конфликтные ситуации, так и выходы из нее могут повторяться.
Проверка знаний
-
Подведение итогов.
Эссе по данной теме. Выражение: Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну.
-
Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопросы: 1) Полезная информация (упражнения) на уроке. 2) Ненужная информация 3) Какие вопросы требуют дополнительной проработки.
(Ответы ребят размещаются на большом ватмане, где нарисованы: 1) Чемодан 2) Мусорная корзина 3) Мясорубка
VII.Выставление оценок
Давайте попробуем дать оценку ответам друг друга.
VIII. Домашнее задание
§23, стр. 151-157, практикум
Творческое задание: - конфликты в литературе
- пословицы и поговорки о конфликтах
Итак, в завершении сегодняшнего урока я хочу убедиться в том, что каждый из вас понял, что из конфликтных ситуаций всегда есть выход. Я надеюсь, что вы никогда не будете источником конфликта, для этого вам нужно научиться владеть собой, быть доброжелательными, терпимыми и стараться понять других людей. Желаю вам удачи!!!
На планете Земля неспокойно. Как Земли неразумные дети,
Да и было ль спокойно на ней? Рубим сук, на котором сидим.
Прекращались раздоры и войны, Не спасет ни утроба отсека,
Только снова седлали коней. Ни глубинное в недрах жильё.
Вот и космос уже на примете: Человек, полюби человека,
Став над пропастью, в бездну глядим. Только в этом спасенье твоё!