Урок по обществознанию на тему Конфликты в обществе

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Конфликты в обществе

(Тема урока)

  1. Цель урока: сформировать понятие «конфликт», разъяснить причины возникновения, конфликтов, рассмотреть виды конфликтов в обществе и способы их разрешения.

. Задачи: Образовательные:

способствовать усвоению основных понятий урока;

научить применять знания на конкретных примерах, научить оценивать полученную информацию и сопоставлять позиции других с собственной точкой зрения.

Развивающие:

формирование социокультурных ценностей, развитие навыков самостоятельной работы; способствовать развитию умений наблюдать, анализировать и делать выводы;

развивать толерантные взаимоотношения в обществе, умение находить компромиссы и разрешать конфликтные ситуации;

Воспитательные:

способствовать воспитанию у учащихся уважительного отношения друг к другу в духе сотрудничества и взаимопонимания;

способствовать воспитанию гражданской ответственности;

развивать навыки социализации в полиэтническом обществе, характерном для РФ; применение на практике способов решения конфликтов.

Ожидаемые результаты:

- личностные:

сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

-метапредметные:

продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;

ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия.

-предметные:

сформируют представления о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения; произойдёт осмысление понятий: конфликт, межличностный конфликт, социальный конфликт, компромисс, арбитраж, конфронтация.

Практические:

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию;

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

  1. Тип урока: открытие новых знаний

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

  3. Необходимое техническое оборудование: Компьютерный класс, ЭОР, размещённые в федеральных коллекциях: ФЦИОР fcior.edu.ru и ЕК ЦОР school-collection.edu.ru, мультимедийный проектор.






























Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

4

5

1

Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся).


Приветствие учителя, подготовка рабочих мест

1мин.

2

Актуализация знаний

1. Просмотр видеосюжета «Арабо-израильский конфликт. 6-дневная война»

2. Беседа по вопросам

3.Чтение эпиграфа

Ответы на вопросы учителя

просмотр видеосюжета, фронтальная беседа по вопросам учителя к видеосюжету

8 мин

3

Постановка цели урока в процессе урока и фиксация затруднения в деятельности


Разыгрывание сценки

Беседа по вопросам

Участие в сценке.

Ответы на вопросы

Формулировка темы, целей урока

5 мин

4

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)


а) Работа по вариантам

1 вариант: «Я рисую конфликт»

Учащимся предлагается отразить саму идею конфликта в рисунке, а затем объяснить свой рисунок (это делается по желанию). Время на работу - 3 минуты. Впоследствии все рисунки вывешиваются на доске.

2 Вариант: «Мозговой штурм»

Группе предлагается в течение 3 минут поработать и определить, что они вкладывают в понятие «конфликт» (необходимо подобрать 5-6 ассоциаций и записать их).

- Группы представляют свою работу.

б) Работа с источниками

Толковый словарь, Интернет, учебник - дайте определение конфликта.

в) Самостоятельная работа учащихся в группах

1 группа ЭОР Социальный конфликт

2 группа Работа с учебником стр. 153-154

3 группа files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c7c0811-72a7-457a-a9ab-3d9b7c532635/%5BCIVSal1011_10-03-14-U1%5D_%5BMP_131%5D.swf

индивидуальная работа

Групповая работа

Представление результатов работы

10 мин

5

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Просмотр фрагментов картинок и определение конфликтов (исторические и бытовые примеры конфликтов).

Итоги соцопроса

Классифицируют конфликты

Представляют результаты исследования

5 мин

6

Динамическая пауза


Давайте поиграем в игру под название «Поздороваемся»

выполнение упражнений

2 мин

7

Работа с теоретическим материалом

ЭОР. Работа со схемой в учебнике на странице 157 и слайдом. Комментирование вместе с учащимися способов протекания и объяснение конфликтов

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b3a3eeda-78b7-4c95-b56f-5566fd57e504/START.swf

Запись на слайде и в тетради:

Работа с учебником и ЭОР. Составление схемы

10 мин

8

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД


а) Игра «если бы, я стал бы…» Где мы и применим изученные тактики поведения и решения конфликта

б) Проверка знаний

fcior.edu.ru/card/23020/socialnyy-konflikt-kontrol-k.html

VI Подведение итогов.

а) Я предлагаю, вам составить синквейн по теме нашего урока

б) Что же мы узнали сегодня на уроке?

в) вернемся к эпиграфу нашего урока. Подумайте теперь и скажите, зачем я начала урок этими словами.

Предлагают друг другу конфликтные ситуации и решение

Прохождение теста

Участие в беседе

8 мин

9

Рефлексия деятельности

Учащимся предлагается ответить на вопросы: 1) Полезная информация (упражнения) на уроке. 2) Ненужная информация 3) Какие вопросы требуют дополнительной проработки.

(Ответы ребят размещаются на большом ватмане, где нарисованы: 1) Чемодан 2) Мусорная корзина 3) Мясорубка

Прикрепляют смайлики на ватмане

1 мин

10

Разъяснение домашнего задания, выставление оценок за работу на уроке.

Вывод по уроку.

Выставление оценок за работу на уроке, разъяснение домашнего задания,

подведение итогов урока,

запись домашнего задания, участие в беседе.

1 минута






















План - конспект урока

  1. Организационный момент (1мин.)

Здравствуйте, мои юные обществоведы.

(Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся).

  1. Актуализация знаний

1. Беседа по вопросам:

- Давайте дадим определения межнациональным отношениям, этническим конфликтам.

2. Просмотр видеосюжета «Арабо-израильский конфликт. 6-дневная война»

(Использование данного видеофрагмента позволит учащимся воспроизвести изученный ранее материал и подведёт их к усвоению темы урока «Конфликты в обществе»)

- Насколько вам знакомы традиции и обычаи другого народа? Пользуетесь вы в быту предметами, пищей, одеждой, созданной представителями другой национальности?

- Какие нации проживают в нашем селе?

- Были ли случаи конфликтов на межнациональной почве в нашем селе?

- Поднимите руки те ребята, в чьих жилах течет кровь нескольких народов.

Учитель: Итак, ребята, оказывается все просто: если мы научимся принимать, понимать, уважать других людей независимо от цвета их кожи, разреза глаз, языка, на котором они говорят, в нашу жизнь придет мир и покой.

А если мы сможем полюбить, то будет продолжаться сама жизнь.

  1. Целеполагание к изучению новой темы.

После звонка открывается дверь и входит «опоздавший ученик». Разыгрывается маленькая конфликтная ситуация. После объяснения учащимся, что это всего лишь маленький театр, начинается урок.

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Запись темы в тетради.

Эпиграф:

Прежде чем сказать - посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть - посчитай до ста,

Прежде чем ударить - посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Учитель: Попробуйте объяснить смысл этой мудрости.

Какие цели мы перед собой поставим?

Учитель: Как вы думаете, у конфликта могут быть положительные стороны?

Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом - способом изучения проблемы. Наша цель - показать возможные выходы из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», «толерантность», причины возникновения и структуру конфликта, а так же основные модели поведения личности в конфликтных ситуациях.

Достаточно ли у нас знаний, чтобы ответить на эти вопросы?

Как мы будем получать знания?

  1. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

а) Работа по вариантам

1 вариант: «Я рисую конфликт»

Учащимся предлагается отразить саму идею конфликта в рисунке, а затем объяснить свой рисунок (это делается по желанию). Время на работу - 3 минуты. Впоследствии все рисунки вывешиваются на доске.

2 Вариант: «Мозговой штурм»

Группе предлагается в течение 3 минут поработать и определить, что они вкладывают в понятие «конфликт» (необходимо подобрать 5-6 ассоциаций и записать их).

- Группы представляют свою работу.

б) Работа с источниками

Толковый словарь, Интернет, учебник - дайте определение конфликта.

- Выводится понятие:

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов. (запись в тетради)

Учитель: Какие мы можем выделить конфликты? Что может лежать в основе их классификации?

Можно выделить по числу участников конфликта, по причине конфликта, по тому, как конфликт разрешиться.

в) Самостоятельная работа учащихся в группах

1 группа ЭОР Социальный конфликт

Типы конфликтов (по числу участников):

  • внутриличностные (один участник);

  • межличностные (два участника);

  • социальные (много участников, государства).

2 группа Работа с учебником стр. 153-154

Типы конфликтов (по причинам, по предмету спора):

  • экономические (по поводу денег или ресурсов);

  • политические (из-за территории или престижа);

  • этнические (между народами за территории или лучшие условия проживания);

  • культурные и религиозные (по поводу разделения дефицита духовных длаг);

  • профессиональные (по поводу экономических или социальных ценностей).

3 группа files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c7c0811-72a7-457a-a9ab-3d9b7c532635/%5BCIVSal1011_10-03-14-U1%5D_%5BMP_131%5D.swf

Типы конфликтов (по способу протекания):

  • конфронтация - пассивное противостояние групп;

  • соперничество - борьба за признание своих интересов;

  • конкуренция - получение выгоды

Просмотр фрагментов картинок и определение конфликтов (исторические и бытовые примеры конфликтов).

Учитель. Предоставим слово нашим социологам.

По данным социологического опроса, проведенного среди учащихся школы, причинами конфликтов чаще всего являются:

  1. плохое настроение - 82%,

  2. неумение общаться и разница во взглядах - по 78%,

  3. финансовые проблемы - 39%,

  4. разница в интеллектуальном уровне - 17%,

  5. другие причины - 13%.

  1. Динамическая пауза

Давайте поиграем в игру под название «Поздороваемся»

Вам предлагается разделиться на три части: «европейцы», «японцы», и «африканцы». Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: европейцы - пожимают руку, японцы - кланяются, а африканцы - трутся носами. Цель упражнения - поприветствовать друг друга и зарядить группу энергией.

ЭОР. Работа со схемой в учебнике на странице 157 и слайдом. Комментирование вместе с учащимися способов протекания и объяснение конфликтов

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b3a3eeda-78b7-4c95-b56f-5566fd57e504/START.swf

Запись на слайде и в тетради:

По К.Томасу

  • Подавление - борьба за свои права.

  • Компромисс - взаимные уступки.

  • Приспособление - отказ от своих интересов.

  • Сотрудничество - совместная выработка решений, удовлетворяющих интересы сторон.

  • Уход - уклонение от конфликта.

В случае избегания конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха;

в случаях соперничества, приспособления и компромисса, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, или обе стороны проигрывают, потому что идут на компромисс;

только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Учитель:

Какова же цель конфликтов?

(Ответы учащихся)

Разрешение конфликта - это переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон.

Для того чтобы разрешить конфликт, необходимо знать следующие способы решения конфликта. (Работа со схемой). Стр 156-157

Компромисс - взаимные уступки

Переговоры - мирная беседа

Посредничество - использование третьей стороны

Арбитраж - обращение в суд

Применение силы - одностороннее применение силы.

Вернемся к сценке с опаздавшим учеником. Предложите свои выходы из сложившейся ситуации.

Игра «если бы, я стал бы…» Где мы и применим изученные тактики поведения и решения конфликта

Упражнения происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: «если бы меня обсчитали в магазине…». Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: «…я стал бы требовать жалобную книгу».

Причем, следует отметить, что как конфликтные ситуации, так и выходы из нее могут повторяться.

Проверка знаний

  1. Подведение итогов.

Эссе по данной теме. Выражение: Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну.

  1. Рефлексия

Учащимся предлагается ответить на вопросы: 1) Полезная информация (упражнения) на уроке. 2) Ненужная информация 3) Какие вопросы требуют дополнительной проработки.

(Ответы ребят размещаются на большом ватмане, где нарисованы: 1) Чемодан 2) Мусорная корзина 3) Мясорубка

VII.Выставление оценок

Давайте попробуем дать оценку ответам друг друга.

VIII. Домашнее задание

§23, стр. 151-157, практикум

Творческое задание: - конфликты в литературе

- пословицы и поговорки о конфликтах

Итак, в завершении сегодняшнего урока я хочу убедиться в том, что каждый из вас понял, что из конфликтных ситуаций всегда есть выход. Я надеюсь, что вы никогда не будете источником конфликта, для этого вам нужно научиться владеть собой, быть доброжелательными, терпимыми и стараться понять других людей. Желаю вам удачи!!!

На планете Земля неспокойно. Как Земли неразумные дети,
Да и было ль спокойно на ней? Рубим сук, на котором сидим.
Прекращались раздоры и войны, Не спасет ни утроба отсека,
Только снова седлали коней. Ни глубинное в недрах жильё.
Вот и космос уже на примете: Человек, полюби человека,
Став над пропастью, в бездну глядим. Только в этом спасенье твоё!


© 2010-2022