Внеклассное мероприятие Турнир знатоков права

Разработка внеклассного мероприятия по праву может быть использована в 9 - 11 классах в форме командной игры. В игре участвуют от 4 до 6 команд по 5 человек. Правила просты. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество очков. Многие вопросы продуманы в шуточной форме, но есть и несколько правовых задач. Цель игры - сформировать у обучающихся представление о праве, правовых ценностях с полседующим применением знаний на практике. Игра состоит из двух туров. Первый тур: разминка из 1...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРАВА

Форма проведения: командная игра

Цель игры - помощь в формировании у школьников уважения к праву, собственных представлений и установок, опирающихся на современные правовые ценности.

В конкурсе принимают участие две команды (по 6-7 человек от каждого класса).

Первый тур: разминка из 10 достаточно простых вопросов (по 5 для каждой команды). Ответы от команд даются по очереди, на подготовку ответа - 15-20 секунд.

Второй тур - письменный и устный: права человека, защити свои права, конкурс «Угадай сказку», конкурс для капитанов и игра со зрителями.


РЕГЛАМЕНТ ИГРЫ

  1. Игра состоит из нескольких туров (устных и письменных). Победителями игры становится команда, набравшая наибольшее количество очков по итогам всех туров.

  2. За каждый правильный ответ команда получает от 1 до 3 баллов в зависимости от сложности вопроса.

  3. Подсчет очков осуществляется жюри (учителя истории и обществознания).

  4. При неправильном устном ответе право ответа переходит к другой команде.


ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОМАНД

  1. Команде, нарушившей правила игры, может быть вынесено предупреждение. Предупреждение выносится ведущим.

  2. Основания для вынесения предупреждения:

- подсказки игроков команды и зрителей другим играющим;

- некорректное поведение по отношению к ведущему жюри;

- некорректное поведение по отношению к команде-сопернице.

I тур. РАЗМИНКА

Ответить «да» или «нет»:

  1. И право, и мораль - это разновидности социальных норм, регламентирующих поведение человека (да);

  2. В пословицах и поговорках - основных сокровищницах народной мудрости - более закреплены нормы закона, нежели морали (нет);

  3. Нормы закона появились раньше, чем нормы морали (нет);

  4. У закона есть продуманная система санкций, предусмотренных в случаях его нарушения, а у морали такой системы нет (да);

  5. Социальная справедливость всегда более полно и стабильно обеспечивается нормами права, чем морали (нет);

  6. В гражданском и правовом обществе существует тенденция к сближению правовых и моральных норм, устранению противоречий между ними (да);

  7. Нормы права закреплены документально, а нравственные нормы существуют в общественном сознании, не имея письменных источников (да);

  8. Сфера действия закона, с точки зрения охвата различных аспектов жизни человека гораздо шире, чем границы морального пространства (нет);

  9. Современное российское право можно назвать нравственным минимумом (да);

  10. Человек может защищать свою честь и достоинство в суде (да).

II тур

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, касающихся различных сказочных героев. Задание: определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Время на размышление - 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на …

  2. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на …

  3. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на …

  4. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на …

  5. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право …

  6. Балда из сказки А. Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …

  7. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …

  8. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались правом …

  9. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на …

  10. В сказке «Колобок» главный герой, уйдя из дома средь бела дня, отправился путешествовать, воспользовавшись своим правом на …

(1-свободное передвижение, 2-личную неприкосновенность, 3-неприкосновенность жилища, 4-получение бесплатного образования, 5-пользоваться учреждениями культуры, 6-труд, 7-владение имуществом, 8-уехать из своей страны и вернуться на родину, 9-жизнь и личную неприкосновенность, 10-свободное передвижение)

ЗАЩИТИ СВОИ ПРАВА

Дети и молодежь сами должны учиться отстаивать и защищать свои права. Вам предлагаются ситуации, типичные для нашей жизни. Команде дается 1 минута для обсуждения того, какие права нарушены и как их защитить.

  1. Вы купили в магазине недоброкачественный товар. Например, печенье с истекшим 16 дней назад сроком годности. Дома вы открыли пачку печенья, попробовали его и поняли, что есть это не только не вкусно, но и опасно. Что вы будете делать, чтобы защитить свои права как потребителя? (В данной ситуации действия покупателя регулируются Законом РФ «О защите прав потребителя», новая редакция которого вступила в силу 16 января 1996 г. В соответствии со ст.5 этого закона потребитель имеет право потребовать от продавца возместить убытки (вернуть деньги) или заменить товар. В случае отказа продавца удовлетворить ваши претензии следует обратиться в Комитет по защите прав потребителя).

  2. Представьте, что в вашем классе есть ученик, который своим поведением на уроке постоянно мешает и одноклассникам, и учителю. Однажды он так «разошелся», что учительница отобрала у него «игрушки», которые он принес на урок (лупу и коллекцию вкладышей от жевательной резинки), а после урока взяла у него портфель, сказав, что вернет его, когда в школу придут родители. Проанализируйте эту ситуацию с позиции нарушения прав ее участников. Какие права были нарушены? (В данной ситуации правовые нормы нарушены и со стороны ученика, и со стороны учителя. Поведение ученика на уроке не соответствует «Правилам поведения учащихся» и Уставу школы. Мешая ведению урока, ученик нарушает права одноклассников на получение качественного образования и права учителя. Учитель же нарушил имущественные права своего воспитанника, забрав его личные вещи).

«УГАДАЙ СКАЗКУ»

  1. В какой сказке говорится о коварстве красивой женщины при устранении еще более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о недопустимо больших затратах на погребение и о неиспользуемом. К сожалению, в медицине средстве реанимации?

  2. В какой из сказок личность, во всех отношениях очень серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается благополучно?

  3. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано?

  4. В какой сказке невеста была украдена накануне свадьбы у одного жениха, убежала от другого и вышла замуж за третьего?

  5. Разыскивается сказочный герой. Ушел из дома средь бела дня. Трижды был замечен в лесу при встрече с неизвестными, следующая встреча оказалась, видимо роковой. Приметы: круглолицый, очень румяный молодой человек.

  6. В какой сказке один долго-долго-долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки с целью вступления с нею в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену?

  7. В какой сказке женщина крайне неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам своевременного сбора урожая и тому, как в результате бесхозяйственности молоко утекает реками.

  8. В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и для продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству?

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

(за один правильный ответ - вручается жетон, по окончании игры - отдельный приз)

  1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука» (Черт побери)

  2. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «Зайцев» нет именно этого. Чего? (билета)

  3. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. (Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля»)

  4. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных украшений (сорока)

  5. его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного (Буратино)

  6. В финале этого фильма один из героев публично провозгласил: «Да здравствует наш суд - самый гуманный суд в мире» (Кавказская пленница)

  7. Как звали капитана Мура, поймавшего в трамвае карманного вора по кличке Кирпич (Глеб Жеглов).

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Капитанам раздаются карточки с отрывком из оды «Вольность» А. С. Пушкина. Необходимо вставить пропущенные слова. Время на выполнение задания - 2 минуты. За правильный ответ команда получает 3 балла.

Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с Вольностью святой

___________(1) мощных сочетанье;

Где всем простерт их твердый щит,

Где сжатый верными руками

Граждан над равными главами

Их меч без выбора скользит

Владыки! Вам венец и трон

Дает________(2) - а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас__________(3)























НАГРАЖДАЕТСЯ








Команда 11 ___ класса,

занявшая I место

в школьном «Турнире знатоков права»






Директор МОУ СОШ №6 _________Н. М. Машкина


17 декабря 2007 г.


© 2010-2022