Тест по обществознанию на тему Религия (9 класс)

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Религия, её роль в обществе

Прочтите текст и выполните задания С1-С6.

...Религиозные верования зародились у людей ещё в глубокой древности, а религиозные обряды, культы отличались большим разнообразием и играли огромную роль в жизни общества. На определенном этапе развития религии появилась церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы их поведения.

Ядром религии становится вера. Первым и основным ее элементом является вера в существование Бога как Творца всего существующего. В древности считалось, что именно высшие силы отвечают за поступки людей. Однако согласно современным религиозным представлениям Бог наделил человека свободой воли и способностью самому отвечать за свои поступки.

Хотя идея существования Бога является центральной темой во всех религиях, но религиозная вера включает в себя также: нормы морали и нравственности, нарушение которых является грехом; веру в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; веру в спасительную силу таких ритуальных обрядов, как крещение, молитва, пост, богослужение.

Религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества.

Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, замечательные литературные и философские произведения религиозного содержания, церковные обряды значительно обогатили человеческую культуру и стали неотъемлемой ее частью.

Задания

С1. Составьте план текста. Для этого вы делите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


С2. Назовите, используя текст, основные функции церкви.

С3. Какие элементы включает в себя религиозная вера? Какой из них является первым и основным?

С4. Почему «религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества»? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.


С5. Рассказывая на уроке о значении религии в жизни общества, ученик отметил её роль в порождении социальных конфликтов и разделении общества, например, Крестовые походы, Варфоломеевская ночь. Не все учащиеся согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

С6. Согласны ли вы с тем, что религия, возвышая душу над телом, духовность над материальными интересами, способствовала облагораживанию человеческой души? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.



Ответы

С1. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

  1. роль религии и церкви в жизни общества;

  2. ядро религии - вера;

  3. структура (состав) религиозной веры;

  4. влияние религии на духовную жизнь общества.

С2. В качестве основных функций церкви могут быть названы: объединение верующих одного вероисповедания; разработка единых норм их поведения.


С.3 Религиозная вера включает в себя следующие элементы: веру в существование Бога; нормы морали и нравственности; веру в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; веру в спасительную силу ритуальных обрядов: крещение, молитва, пост, богослужение.

Первым и основным элементом религиозной веры является вера в существование Бога как Творца всего существующего.

С4. В качестве объяснений могут быть даны следующие:

  • религия является носителем культурных и духовных ценностей, составляющих основу духовной жизни общества;

  • религия общедоступна, что позволяет каждому независимо от уровня образования через религиозные афоризмы, рассказы, легенды, притчи углубиться в занятия искусством, философией, наукой. Это способствует духовному развитию людей;

  • религия отрывает человека от повседневности, требует от него обращения к божественному, т. е. к вечному, духовному, дает ему пищу для размышлений и для высоких чувств.

Могут быть даны другие объяснения.

С5. В тексте отражена вторая точка зрения (точка зрения учащихся класса) - религия способствует сохранению стабильности личности, социальных групп и общества в целом, упорядочиванию определенным образом помыслов, стремлений людей.

Приведены фрагменты текса, например:

- «церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы их поведения»;

- «религиозная вера включает в себя ...нормы морали и нравственности, нарушение которых является грехом».

С6. Аргументы (объяснения), например:

  1. В случае согласия может быть указано, что

- религия напоминает человеку о высших идеалах, заставляет его задуматься о смысле жизни, о «спасении души»;

- выполнение людьми требований религиозной морали делает их поведение стабильным и предсказуемым;

  1. В случае несогласия может быть указано, что

- религия принижает человеческий разум, утверждает недопустимость сомнения в истинах вероучения, провозглашает приоритет веры над разумом и знаниями;

- религия сдерживает свободу творчества: научная мысль начинает

интенсивно развиваться, когда она освобождается от власти церкви; там

где общество находится под властью религии, церковь сужает тематику

произведений искусства, а иногда ставит под запрет целые его отрасли.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).



© 2010-2022