• Преподавателю
  • Обществознание
  • Введение в экономику. Сущность проблемы выбора. Типология потребностей и ресурсов (Факультатив по экономической теории для учащихся старших классов образовательных учреждений)

Введение в экономику. Сущность проблемы выбора. Типология потребностей и ресурсов (Факультатив по экономической теории для учащихся старших классов образовательных учреждений)

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сущность проблемы выбора.
Типология потребностей и ресурсов

Экономическая система. Совокупность всех экономических процессов, которые совершаются в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему.

Под экономическими процессами понимаются процессы производства, распределения, обмена и потребления благ. Необходимость изучать экономические процессы обусловлена тем, что каждый из них основан на противоречии, на столкновении разнонаправленных интересов экономических субъектов. Экономическая теория и занимается, собственно, поиском ответа на вопрос: какой вариант действия был или будет принят (при позитивном подходе), или какой вариант действия следует принять, чтобы получить требуемый результат (при нормативном подходе).

Основные проблемы экономической системы связаны с двумя краеугольными положениями:

1) потребности людей разнообразны и безграничны;

2) производственные ресурсы ограниченны.

Из этих положений следует, что перед человеком всегда стоит проблема выбора: какие из своих потребностей удовлетворить в первую очередь. При всем многообразии потребностей можно провести определенную классификацию, дающую представление об очередности выбора.

Потребности: сущность и классификация. Потребность в общем смысле - это желание иметь что-либо. Каждому человеку в определенное время присущ определенный индивидуальный набор потребностей. Поэтому задача прогнозирования потребительского поведения является достаточно сложной. Ее решением занимается теория потребительского выбора.

Самая простая классификация структурирует потребности по степеням их насущности и возможности реализации. В соответствии с ней потребности делятся на следующие виды:

  1. те, которые необходимо удовлетворить в настоящее время;

  2. те, которые возможно удовлетворить в ближайшем будущем, хотя в этом нет необходимости;

  3. те, удовлетворение которых в настоящее время технически невозможно.

Другим распространенным способом классификации потребностей является теория потребностей Маслоу. Ее схематическая интерпретация известна как «пирамида Маслоу» (рис. 3.1). Суть теории в том, что ни одна потребность более высокого уровня не может быть удовлетворена до тех пор, пока не будут удовлетворены все потребности низшего уровня.

Первые два уровня относятся к первичным потребностям, обеспечивающим жизнедеятельность, а более высокие - к производным. Уровень и структура потребностей характеризуется уровнем благосостояния и индивидуальными предпочтениями потребителей.

Физиологические

Безопасности

Причастности

Уважения

Самоуважения

Рис. 3.1. Пирамида потребностей Маслоу.

Снизу вверх: 1) физиологические потребности - те, которые человек должен удовлетворить, чтобы выжить (воздух, вода, пища и т.п.); 2) потребности в безопасности - те, которые связаны со стремлением находиться в стабильном и безопасном состоянии, защищающем от страха, боли, болезней и других страданий; 3) потребности причастности (принадлежности) - те, которые связаны со стремлением в совместных действиях (любовь, дружба, участие в общественных мероприятиях); 4) потребности уважения - те, которые отражают желание людей быть в глазах окружающих компетентными, сильными, способными, уверенными в себе; 5) потребности самоуважения - это те, которые выражают стремление человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений, навыков, подкрепленное верой в достижение намеченной цели

Экономическая теория исходит из гипотезы о рациональном человеке, стремящемся максимизировать свое благосостояние, получить максимум удовольствия. Субъективность этой категории порождает значительные различия в структуре потребностей. Прикладной наукой, изучающей поведение потребителей и механизмы его корректировки, является маркетинг.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами (goods).

Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг.

Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.). Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд - самолет - автомобиль), сферы досуга (кино - театр - цирк) и т. д. Примерами комплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Экономические блага также могут быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

Согласно теории Маркса, стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда, т.е. труда, совершаемого при средних общественно-нормальных условиях производства и средней интенсивности труда. Согласно неоклассическим воззрениям, ценность благ зависит от их редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить. При этом предполагается, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей. Если q1q2...,qn - совокупность определенных количеств каждого из n благ, а р12...,рn - их цены, то стоимость совокупного набора благ может быть записана как piqi, где i = 1,...n.

Для получения недостающих потребительских благ, как правило, нужны косвенные экономические блага - ресурсы.

Производственные ресурсы. Экономическая система вырастает из производства, которое образует ее материальную основу. Любое производство, прежде всего, базируется на развитии и разработке ресурсов, которыми располагает экономическая система. Что же понимается под ресурсами производства?

Ресурсы производства (производственные ресурсы) - это совокупность природных, социальных и духовных сил, которые люди могут использовать в процессе создания блага.

В зависимости от типа носителя экономической теории выделяют следующие группы ресурсов:

  1. Природные ресурсы (носитель - нерукотворные объекты) - это естественные блага, потенциально пригодные для производства. Они, в свою очередь, подразделяются на «неисчерпаемые» и «исчерпаемые», а в последних можно выделить «возобновляемые» и «невозобновляемые».

  2. Материальные ресурсы (носитель - рукотворные объекты) - это те ресурсы, которые созданы человеком в ходе его естественной эволюции как результат его производственной деятельности;

  3. Трудовые ресурсы (носитель - человеческий организм)- это те ресурсы, которые включают население в трудоспособном возрасте. К ним относится как возможность физической (мускульной) работы, так и интеллектуальный потенциал. Трудовые ресурсы оценивают через следующие параметры: социально-демографические, профессионально-квалификационные и культурно-образовательные.

  4. Финансовые ресурсы (носитель - деньги и финансовые активы) - так называемая «кровь экономики», которые служат для обеспечения взаимодействия остальных групп ресурсов, в частности, в качестве оборотных средств предприятия.

Природные, материальные и трудовые ресурсы называют базовыми, а финансовые - производными.

В процессе перехода экономических систем от индустриальной к постиндустриальной технологии изменяется роль и структура ресурсов. Особое значение приобретают интеллектуальные и информационные ресурсы.

К интеллектуальным ресурсам относят человеческий интеллектуальный потенциал (средства, инвестированные в образование), а также результаты умственной деятельности, не являющиеся готовым продуктом (открытия, изобретения, ноу-хау).

Под информационными ресурсами понимают прежде всего информацию, а также технологии ее хранения, обработки и представления. Возросшая роль информационных ресурсов объясняется революционными изменениями, произошедшими в последние годы в отраслях производства компьютеров и программного обеспечения.

Некоторые ресурсы невозможно рассматривать безотносительно времени их использования. Прежде всего это относится к категории средств производства. Зависимость объясняется тем, что такие группы ресурсов могут использоваться многократно.

Однако возможность использования ресурсов еще не делает его источником создания блага. Необходимо реализовать такую возможность. В случае, если мы используем имеющиеся в наличии ресурсы в производстве, мы говорим о них как о факторах производства.

Факторы производства - это ресурсы, используемые непосредственно в процессе производства при создании благ.

Производство определяется как единство и взаимодействие его факторов. Экономическая теория выделяет три основных фактора производства.

  1. Земля как фактор производства может рассматриваться:

  • как используемые естественные ресурсы (в широком смысле);

  • как объект хозяйства, где она одновременно может выступать как предмет и как средство труда (в ряде отраслей);

  • как объект собственности (в границах всей экономики).

  1. Капитал - совокупность материальных и финансовых ресурсов в системе факторов производства;

  2. Труд как фактор производства означает совокупность способностей и навыков человека, которые используются им в процессе производства благ. Труд сам по себе, как понятие, абстрактен, и он связан с материальным носителем в виде человека, который в экономических системах является носителем этих способностей к труду и проявляется в качестве рабочей силы. Потребление рабочей силы в процессе производства и есть труд как фактор производства.

Однако сами по себе факторы производства ничего не создают, для организации производства необходимы люди или группы людей, способные обеспечить их взаимодействие. Возникает еще один ресурс в виде субъекта хозяйства: предприниматель - это экономическая фигура, которая в рамках ограниченных ресурсов, с учетом риска наилучшим образом соединяет все факторы производства. Следовательно, эффективность хозяйственной системы зависит от предпринимательских способностей ее носителей, а сами накопленные способности (физические и духовные) могут выступать в виде определяющего фактора производства в постиндустриальном обществе.

Каждый фактор производства способен принести доход его носителю (см. рис 3.2).

Природные

Материальные

Финансовые

Трудовые

Земля

Капитал

Предпринимательские способности

Труд

Рента

Процент
Арендная плата
Амортизационные отчисления
Затраты на предметы труда

Прибыль

Заработная плата

РЕСУРС

ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

ДОХОД ВЛАДЕЛЬЦА

Рис. 3.2. Взаимосвязь ресурс - фактор - доход

Доходность всех факторов предполагает, что их собственники выступают как независимые и равноправные партнеры. Всякий собственник фактора может принимать участие в процессе производства либо отчуждать их в виде земли и капитала в пользу третьих лиц. Собственность по труду передать невозможно, поэтому статус наемного работника объективен, однако это не мешает ему владеть различными ресурсами.

Мера доходности каждого фактора в конкретных экономических условиях - одна из главных проблем экономической теории.

Стоимость одного фактора производства в разных странах или в разное время может значительно отличаться. Это приводит к национальной специализации. Следствием дешевизны рабочей силы в Юго-Восточной Азии является размещение там трудоемких производств.

Из этого следует, что доходность определяется не столько самими факторами, сколько их наличием или редкостью.

На представленной ниже схеме нашел отражение механизм удовлетворения потребностей (рис. 3.3).

Каждый субъект общества выступает в процессе производства либо как собственник материальных, финансовых или природных ресурсов, либо как носитель трудовых ресурсов, которые в процессе производства: могут реализовываться в качестве факторов производства труд (если человек - наемный работник) или предпринимательские способности (если он - предприниматель).

Рис. 3.3. Схема удовлетворения потребностей

Введение в экономику. Сущность проблемы выбора. Типология потребностей и ресурсов (Факультатив по экономической теории для учащихся старших классов образовательных учреждений)

В дальнейшем факторы производства объединяются для производства определенного обществом или волей предпринимателя блага.

Результат функционирования системы - максимальное удовлетворение потребностей членов общества и общества целиком. Иногда цели общества и индивида не совпадают, и возникает новая проблема, связанная с определением и реализацией общественного выбора. Ей в современных экономических системах занимается государство.

Проблема выбора в обществе может принимать различные формы (выбор структуры, способа очередности производства и т.п.) и применительно к каждому аспекту экономической жизни формализовываться в различные вопросы.

Основные вопросы экономики. Любая экономика как хозяйственная система в процессе функционирования сталкивается с необходимостью решения следующих вопросов:

  • Что производить?

  • Как производить?

  • Для кого производить?

Фактически все проблемы экономики можно свести к решению этих вопросов. В последнее время, в связи с тотальным использованием ресурсов, особенно природных, к этим вопросам добавляется еще один: «Когда производить?». Отвечая на него, люди осуществляют выбор очередности получения благ. Рассмотрим, что означает каждый вопрос:

Что производить? В рамках отдельного хозяйства можно легко определиться с потребностями во благах и в соответствии с этим выдвинуть предложение о производстве определенного набора благ, то есть ответить на первый вопрос.

Однако общество состоит из множества таких субъектов с различными интересами. Кроме того, если что-то является благом для индивида, то оно совсем необязательно будет полезно для общества. В связи с этим данная проблема решается на уровне общества с учетом интереса его членов.

Невозможность произвести столько благ, сколько людям хотелось бы, есть следствие редкости производственных ресурсов. Ресурсы, используемые при производстве одного блага, не могут в то же самое время быть использованы при производстве другого. Производство каждого блага влечёт за собой потерю возможности производить другие.

Альтернативная стоимость блага - это стоимость потерянной возможности производства альтернативного блага, требующая тех же самых ресурсов, что и для производства данного.

Та экономическая единица, которая производит данное благо, обладающее наименьшей альтернативной стоимостью, имеет сравнительное преимущество в его производстве.

Первоначально этот принцип был предложен Давидом Рикардо при анализе процессов обмена и торговли между странами. На его основании происходит разделение труда на предприятиях, реализуется механизм международной торговли государств.

Альтернативная стоимость может измеряться как в показателях объёма выпуска альтернативных товаров, так и в стоимостных показателях.

Но к измерению альтернативных стоимостей в денежном выражении следует подходить очень осторожно, так как не все денежные расходы представляют собой жертвование возможностью поступить как-то иначе (к их числу относятся оплата за жильё, расходы на питание).

Научное экономическое мышление предполагает измерение всех благ в терминах альтернативной стоимости.

Поэтому необходимо определиться с приоритетами в производстве: что необходимо произвести немедленно, с производством чего можно повременить, а от чего можно отказаться. Проблема выбора сложна, ее решение зависит как от экономических факторов (производственные возможности, взаимодействие с другими экономическими системами), так и от социальных, политических и многих других. Например, развитые страны наращивают производство в некоторых отраслях сверх своих потребностей, чтобы выиграть конкурентную борьбу, а слаборазвитые в состоянии удовлетворять только первичные потребности.

Как производить? При ответе на этот вопрос общество и его субъекты решают, с помощью какой технологии производить тот или иной товар. Этот вопрос стоял перед обществом всегда, поскольку уникальность технологии может заключаться и в определенном выборе между количеством и качеством ресурсов. Например, на строительство египетских пирамид могли или отобрать 10 тысяч здоровых крестьян, или же согнать 30…40 тысяч изможденных пленных рабов. В зависимости от этого расходы на строительство были бы различными.

С развитием техногенной цивилизации количество способов производства одного товара значительно возросло. Однако сейчас технология рассматривается не как способ производства товара, а как способ удовлетворения потребности человека. В свете данного подхода количество альтернативных технологий возрастает не на один порядок.

Раздел экономической теории, который занимается решением вопроса о выборе технологии производства, называется теорией издержек.

Для кого производить? Комплекс вопросов, встающих перед экономической системой, был бы неполон без вопроса о потреблении произведенных благ. В конечном итоге любая экономическая система существует для того, чтобы удовлетворять потребности людей и их групп. Поэтому определения оптимального сочетания производимых благ невозможно без учета системы потребительских предпочтений.

Вопрос распределения продукта между членами общества может быть рассмотрен как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

С точки зрения эффективности распределение любого данного количества блага может быть улучшено посредством обмена, в результате которого предпочтения нескольких людей будут удовлетворены более полно. До тех пор, пока возможен обмен существующих благ, такой, что некоторые люди могут удовлетворить свои желания, не нанося ущерба другим людям, эффективность в распределении может быть улучшена, даже если суммарное количество благ остается неизменным.

Эффективность - это не единственная проблема, возникающая при решении вопроса о том, для кого производить товары. Мы можем также поинтересоваться, является ли данное распределение справедливым и честным. На практике вопрос справедливости часто доминирует в дискуссиях о распределении. Согласно одной очень распространенной точке зрения равенство есть основа справедливости. Эта концепция справедливости основана на той идее, что все люди, по самому факту принадлежности к человечеству, заслуживают того, чтобы получить определенное количество товаров и услуг, производимых экономикой. Существует много вариантов этой теории. Некоторые полагают, что весь доход и богатство должны распределяться поровну. Другие считают, что люди имеют право на «минимально необходимый» уровень дохода, но что всякий излишек свыше этого уровня должен распределяться на основе уже других стандартов. Существует также мнение, что определенные блага, такие как пища и образование, должны распределяться поровну, в то время как другие могут распределяться не поровну.

Альтернативная точка зрения, имеющая много приверженцев, состоит в том, что справедливость зависит от образа действия данного механизма распределения. Исходя из этой точки зрения, должны быть соблюдены определенные принципы, такие, как право частной собственности и отсутствие расовой и половой дискриминации. Если эти принципы соблюдены, то любое возникшее на их основе распределение считается приемлемым. Равенство возможностей с этой позиции важнее, чем равенство доходов.

Таким образом, отвечая на вопрос «что производить?», экономика определяет свои возможности, при ответе на вопрос «как производить?» - выбирает технологию производства, а при ответе на вопрос «для кого производить?» - решает вопрос распределения доходов. Ответ на первый из этих вопросов можно получить в модели кривой производственных возможностей.


© 2010-2022