- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Юмашева Э.И. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тимирязевская средняя общеобразовательная школа»
Чебаркульского муниципального района
Челябинской области
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по обществознанию
8-9 класс
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
Юмашева Эльмира Ишбулатовна
учитель истории и обществознания
первая категория
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Информационная карта (паспорт)……………………………………………………………………………………………………
3
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………….
4
Содержание курса …………………………………………………………………………………..
8
Календарно-тематический план курса ………………………………………………………………………………………………
10
Требования к уровню подготовки учащихся ………………………………………………………………………………………….
18
Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу ……………………………………………………..
20
Цифровые образовательные ресурсы по курсу ....………………………………………………………………………………
21
Контрольно-измерительные материалы по курсу …………………………………………………………………………….
22
Приложения……………………………………………………………………………………………………………………………
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
рабочей программы учебного курса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (8-9 классы)
Тип программы: учебная программа общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Категория обучающихся: учащиеся 8- 9 классов МОУ Тимирязевская СОШ.
Цель программы: оказание содействия обучающимся 8- 9 классов в освоении содержания обществоведческого образования
Назначение программы:
-
для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
-
для педагогических работников МОУ Тимирязевская СОШ программа определяет приоритеты в содержании обществоведческого образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
-
для администрации МОУ Тимирязевская СОШ программа является основанием для определения качества реализации общего исторического образования.
Сроки освоения программы: 2 года.
Объем учебного времени: 102 часа.
Режим занятий: 1 час в неделю в 8 классе и 2 часа в 9 классе.
Форма обучения: очная.
Формы контроля: текущий контроль, промежуточная аттестация в форме тестовой работы, государственная итоговая аттестация.
Итоговый документ: запись в журнале о переводе в следующий класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Система обществоведческого образования реализуется на второй и третьей ступени образования. В соответствии с задачами модернизации российского образования преподавание учебного предмета «Обществознание» направлено, прежде всего, на повышение роли курса в духовном и нравственном становлении личности, на приобщение к гражданской культуре, на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.
Преподавание обществознания в 2014-2015 учебном году соответствует нормативным и инструктивно-методическим документам Министерства образования РФ, Министерства образования и науки Челябинской области:
-
«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03. 2004 г. №1089) /Вестник образования, №14, 2004
-
«О примерных программах по учебным предметам федерального базисного плана» (приказ Министерства образования и науки РФ от 07.07.05, № 03-1263).
-
«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011- 2012 учебный год» (приказ Министерства образования и науки РФ № 2080 от 24.12.2010) - «Вестник образования России », №5, 2011.
-
«О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2014-2015 учебный год» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2014 г. № 04-997).
-
«О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2013 г. № 103/3404)
6. «Об утверждении областного базисного плана Челябинской области» (приказ ГУОиН Челябинской области от 06.05.2009 № 01-269).
-
Примерная программа основного общего образования по обществознанию.- Сборник нормативных документов. Обществознание. /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2012.
-
«О преподавании учебного предмета «Обществознание» в 2014-2015 учебном году» (Приложение №11 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 18.07.2013, № 103/4275).
-
Учебного плана МОУ СОШ на 2014-2015 учебный год.
-
Приказ директора МОУ СОШ «Об утверждении РУП по предметам учебного плана МОУ СОШ на 2014-2015 учебный год»
Для информационной и методической поддержки используются следующие сайты:
-
history.standart.edu.ru/
-
apkpro.ru/
-
edu.ru/
-
fsu-expert.ru
-
ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart
-
fipi.ru
-
obrnadzor.gov.ru
-
ed.gov.ru
-
fasi.gov.ru
-
ipk74.ru
-
worldhist.ru/cooperation/school/Assosiation
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта на основе примерной программой основного общего образования по обществознанию и авторской программы А.И.Кравченко, утвержденной Министерством образования Российской Федерации (А.И.Кравченко. Обществознание: программа курса для 8-9 классов. - М.: Русское слово, 2011). Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Преподавание осуществляется по учебно-методическому комплекту издательства «Русское слово», т.к. эта линия является завершенной и соответствует возрастной особенности обучающихся. Особенностью комплектов учебников этих издательств является четкая выверенная структура, продуманный отбор основного содержания, богатый иллюстративный ряд. Учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» используются в большинстве общеобразовательных учреждений Челябинской области («Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011- 2012 учебный год» (приказ Министерства образования и науки РФ № 2080 от 24.12.2010) - «Вестник образования России », № 5, 2011).
Программа реализуется по учебникам:
-
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2014
Данный учебник является составной частью линии учебников для основной школы по обществознанию. Он посвящен основам социологии и экономики. Рассматриваются основные экономические явления: рынок, предпринимательство, малый бизнес, обмен, потребление, доход, производство, деньги, товар, капитал, безработица. Социологический материал включает комплекс проблем. Связанных с сущностью общества, типологией обществ, направленностью общественного развития, а также социализацией и воспитанием человека, потребностями личности, человеческим общением.
-
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2014.
Данный учебник является составной частью линии учебников для основной школы по обществознанию. Он посвящен вопросам политической сферы жизни общества и прав человека. речь идет о формах правления, политических режимах, функциях государства, политических партиях, голосовании, референдуме, гражданском обществе и правовом государстве. В нем даны основные представления о праве, законе, преступлении, уголовной ответственности, основах конституционного строя, законодательной, исполнительной и судебной властях, защите прав потребителя, собственника, работника.
По примерной программе курса обществознания в 8 предполагает проведение 35 уроков - (35 учебных недель) - 1 час в неделю
в 9 классе - 35 уроков - (35 учебных недель) - 1 час в неделю.
По планированию - 8 класс - 34 урока - (34 учебные недели) - 1 час в неделю
- 9 класс - 68 уроков - (34 учебные недели) - 2 часа в неделю .
Содержание программного материала в планировании представлено в полном объеме.
Рекомендуется распределение учебной нагрузки по следующим разделам:
Название разделов
По программе
По планированию
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 класс
35
35
Вводный урок.
1
Общество и человек.
10
11
Экономическая сфера.
10
11
Социальная сфера
10
10
Из них уроки обобщения и проверки знаний.
3
3
Итоговое обобщение
1
Резерв
1
1
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 9 класс
35
68
Политическая сфера
10
18
Человек и его права
10
37
Духовная сфера
10
13
Из их уроков обобщения и проверки знаний
3
Итоговое обобщение
2
1
Резерв
3
1
Курс обществознания в 8- 9 классах основан на принципе неотделимости знаний от практических навыков гражданского участия, от решения назревших общественных проблем.
Изучение обществоведения в основной школе направлено на достижение следующих задач:
-
Создавать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности)
-
Способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества, воспитанию патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, формированию осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив.
-
Помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, способствующих личностному самоопределению
-
Содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (члена семьи, учащегося основной школы)
-
Представить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже распознавания (узнавания), воспроизведения (называния), правильного употребления.
Национально-региональный компонент в курсе обществознания 8- 9 классах реализуется дисперсно в объеме 10% изучаемого времени, выделяемого на курс (рекомендации ИДППО « О преподавании истории и обществознании, экономики и права в 2003 - 2004 учебном году»).
№
Тема раздела
Тема урока
№
урока
Содержание НРК
8 класс
1.
Общество и человек.
Современные проблемы нашего региона.
7
Современные проблемы нашего региона.
2.
Экономическая сфера
Предпринимательство. Предпринимательство на Южном Урале.
18
Предпринимательство на Южном Урале.
3.
Экономическая сфера
Структура экономики области.
22
Современное состояние и перспективы экономического развития области.
4.
Социальная сфера
Социальная структура общества области
32
Социальная структура общества области.
9 класс
1.
Политическая сфера
Участие граждан в политической жизни. Выборы в РФ.
13-14
Выборная система в Челябинской области.
Выборы в Челябинской области.
2.
Политическая сфера
Местное самоуправление.
9
Органы местного самоуправления города Челябинска
3
Политическая сфера
Участие населения в политической жизни Челябинской области.
16-17
4.
Человек и его права
Закон и власть.
13
Органы власти Челябинской области.
5.
Человек и его права
Судебная система РФ и Челябинской области. Правоохранительные органы.
27-29
Судебная система Челябинской области
6.
Человек и его права
Правовая база по защите прав ребенка в Челябинской области.
48-50
Правовая база по защите прав ребенка в Челябинской области.
7.
Человек и его права
Местное самоуправление.
51
Система местного самоуправления в поселении.
5.
Духовная сфера
Образование.
31
Система образования Челябинской области.
С учетом психофизического состояния обучающихся на всех видах учебных занятиях используются технологии здоровьесбережения, а также включающие в себе индивидуальные охранительные режимы обучающихся: дозированность учебной нагрузки, предупреждение утомления, физкультурные минутки, дыхательные, зрительные гимнастики. Данные мероприятия способствуют снятию напряжения, повышения работоспособности обучающихся.
Проверочные материалы представлены отдельными примерами заданий для проверки знаний учащихся 8 класса. Предложенные тесты позволяют выявить, прежде всего, знание понятий, фактов, умение применять знания на практике, применять их в жизненных ситуациях. Задания применимы для текущей и поэтапной проверки.
Учебно-тематический план
№
Раздел
Количество часов
Тесты
Самостоятельная работа
Контрольная работа
Обществознание 8 класс
Введение
1
1.
Общество и человек.
11
3
4
1
2.
Экономическая сфера.
11
3
3
1
3.
Социальная сфера.
10
3
3
1
4.
Обобщение.
1
1
Итого
34
9
10
4
Обществознание 9 класс
Введение
1.
Политическая сфера.
18
3
4
1
2.
Человек и его права.
37
6
5
1
3.
Духовная сфера.
13
3
3
1
4.
Обобщение.
1
1
Итого
68
12
11
4
Содержание курса обществознание 8 класс:
Содержанием курса в 8 классе является:
-
устройство современного общества;
-
проблемы социального прогресса;
-
типы общества;
-
проблемы социализации личности;
-
экономический базис рыночного общества;
-
вопросы работы и безработицы;
-
социально-классовая структура общества
Раздел 1. Общество и человек.
Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе. Взаимосвязь природы и общества. Типология обществ. Социальный прогресс. Реформы и революции. Современные проблемы нашего региона. Личность и социальная среда. Потребности человека. Социализация и воспитание. Социально - психологический процесс общения.
Раздел 2. Экономическая сфера.
Сущность экономики. Структура экономики. Товар и деньги. Спрос и предложение. Рынок, цена и конкуренция. Предпринимательство. Предпринимательство на Южном Урале. Роль государства в экономике. Бюджет государства и семьи. Труд, занятость, безработица. Структура экономики области.
Раздел 3. Социальная сфера.
Социальная структура. Социальная стратификация. Богатые. Бедные. Этнос: нации и народности. Межнациональные отношения. Конфликты в обществе. Семья. Социальная структура общества области.
Содержание курса обществознание 9 класс:
Содержанием курса в 9 классе является:
-
сущность и происхождение государства;
-
формы власти;
-
гражданское общество и правовое государство;
-
устройство и борьба политических партий;
-
права и обязанности гражданина;
-
нормы права, отрасли права
-
ответственность перед законом;
-
духовная деятельность человека.
Раздел 4. Политическая сфера.
Власть. Государство. Национально-государственное устройство. Формы правления. Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство.
Участие граждан в политической жизни. Выборы в РФ. Выборная система в Челябинской области. Политические партии. Местное самоуправление. Органы местного самоуправления города Челябинска
Раздел 5. Человек и его права.
Право, его сущность и особенности. Система права. Система законодательства. Закон и власть. Органы власти Челябинской области. Судебная система РФ и Челябинской области. Правоохранительные органы. Конституция. Права, свободы и обязанности гражданина. Имущественные отношения. Потребительское право.
Трудовые правоотношения. Правовые основы брака и семьи. Преступление. Административные правоотношения, правонарушения. Признаки и виды правонарушений.
Виды наказаний.
Раздел 6. Духовная сфера.
Сущность и строение человеческой культуры. Культурные нормы. Формы культуры. Религия. Искусство. Образование. Система образования Челябинской области.
Наука.
Календарно - тематический план курса Обществознание. 8 класс.
Сроки
№
Тема урока
Обязательный минимум содержания образования
по Примерной программе
Учебные материалы
НРК
ЦОР
Коррекция
1.
Вводное занятие.
Наука о человеческой вселенной.
введение
Раздел 1. Общество и человек. (11 часов).
2/1.
Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе.
Общество в широком и узком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.
1.
1
3/2.
Взаимосвязь природы и общества.
Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
2
4/3.
Типология обществ.
Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества: их особенности и эволюция. Особенности индустриального и информационного общества в России.
3
5/4.
Социальный прогресс и ускорение истории.
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия социального прогресса. Закон неравномерности развития общества. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества.
4
6/5.
Реформы и революции.
Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
4
7/6.
Современные проблемы нашего региона.
Экологическая ситуация в нашем регионе. Природоохранная деятельность государственных органов и общественных организаций.
Работа с СМИ
НРК
8/7.
Личность и социальная среда.
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
5
9/8.
Потребности человека.
Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
6
1
10/9.
Социализация и воспитание.
Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
7
1
11/10.
Социально - психологический процесс общения.
Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
8
12/11.
Урок обобщения и проверки знаний: «Человек в обществе и общество в человеке».
Раздел 2. Экономическая сфера. (11 часов).
13/1.
Сущность экономики.
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики.
9
1
14/2.
Структура экономики.
Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок - основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
9
1
15/3.
Товар и деньги.
Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
10
16/4.
Спрос и предложение.
Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
11
1
17/5.
Рынок, цена и конкуренция.
Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебание спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
12
18/6.
Предпринимательство. Предпринимательство на Южном Урале.
Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».
13
НРК
19/7.
Роль государства в экономике.
Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
14
20/8.
Бюджет государства и семьи.
Бюджет как финансовый документ. Становление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
15
21/9.
Труд, занятость, безработица.
Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный подход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
16
22/10.
Структура экономики области.
Роль региона в экономической системе России. Современное состояние и перспективы экономического развития области.
Работа с СМИ
НРК
23/11.
Урок обобщения и проверки знаний по теме «Становление рыночного общества в России: общее и особенное».
Раздел 3. Социальная сфера. (10 часов).
24/1.
Социальная структура.
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы. Ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.
17
25/2.
Социальная стратификация.
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
18
1
26/3.
Богатые.
Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни.
19
27/4.
Бедные.
Бедность как экономическое , культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.
20
28/5.
Этнос: нации и народности.
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.
21
29/6.
Межнациональные отношения.
Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
22
30/7.
Конфликты в обществе.
Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштабы конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90=е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.
23
31/8.
Семья.
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
24
1
32/9.
Социальная структура общества области.
Характеристика современной социально-демографической структуры общества области. Этнические общности области. Областные социальные программы как способ решения актуальных проблем области.
НРК
33/10.
Урок обобщения и проверки знаний по теме: «Социальная структура российского общества».
34.
Итоговое обобщение.
35.
Резерв.
Календарно - тематический план курса Обществознание. 9 класс.
Сроки
№
Тема урока
Обязательный минимум содержания образования
по Примерной программе
Учебные материалы
НРК
ЦОР
Коррекция
Раздел 4. Политическая сфера. (10 часов).
1/1.
Власть.
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
1
1
2/2.
Государство.
Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.
2
3/3.
Национально-государственное устройство.
Объединении и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство.
3
1
4/4.
Формы правления.
Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).
4
5/5.
Политические режимы.
Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
5
6/6.
Гражданское общество и правовое государство.
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борь за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
6
1
7/7.
Участие граждан в политической жизни. Выборы в РФ. Выборная система в Челябинской области.
Голосование как форма участия граждан в проклитической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни. Выборная система в Челябинской области.
7
НРК
8/8.
Политические партии.
Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Одно- и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.
8
9/9.
Местное самоуправление. Органы местного самоуправления города Челябинска
Местное самоуправление. Органы местного самоуправления города Челябинска.
6
НРК
1
10/10.
Урок обобщения и проверки знаний по теме: «Политическая сфера».
Раздел 5. Человек и его права. (15 часов).
11/1.
Право, его сущность и особенности.
Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура.
9
12/2.
Система права. Система законодательства.
Социальные нормы. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
9
1
13/3.
Закон и власть. Органы власти Челябинской области.
Равенство всех перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Органы власти Челябинской области.
10
НРК
1
14/4.
Судебная система РФ и Челябинской области. Правоохранительные органы.
Структура и функции судебной власти. Судебная система РФ и Челябинской области. Структура и функции правоохранительных органов России.
10
НРК
1
15/5.
Конституция.
Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав.
11
16/6.
Права, свободы и обязанности гражданина.
Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина. Их защита. Классификация прав и свобод ребенка.
11
17/7.
Имущественные отношения.
Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор.
12
18/8.
Потребительское право.
Потребитель и его права. Защита прав потребителя.
13
19/9.
Трудовые правоотношения.
Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой кодек РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.
14
20/10.
Правовые основы брака и семьи.
Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства.
15
1
21/11.
Преступление.
Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления.
16
22/12.
Административные правоотношения, правонарушения.
Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия.
16
23/13.
Признаки и виды правонарушений.
Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность.
16
24/14.
Виды наказаний.
Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные меры наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.
16
25/15.
Урок обобщения и проверки знаний по теме: «Человек и его права»
1
Раздел 6. Духовная сфера. (8 часов).
26/1.
Сущность и строение человеческой культуры.
Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.
17
27/2.
Культурные нормы.
Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Культурная относительность норм.
18
28/3.
Формы культуры.
Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее проявление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни.
19
29/4.
Религия.
Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии. Вера и исповедание. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношения. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.
20
30/5.
Искусство.
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведения искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные « искусства».
21
31/6.
Образование. Система образования Челябинской области.
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Система образования Челябинской области.
22
НРК
1
32/7.
Наука.
Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.
33/8.
Урок обобщения и проверки знаний по теме: «Духовная сфера».
34.
Итоговое обобщение.
35.
Резерв.
Основные требования к уровню подготовки учащихся:
№
ТЕМА
СТАНДАРТ
ЗНАТЬ/ ПОНИМАТЬ
УМЕТЬ
ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1
Общество и человек
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Сущность общества как формы совместной деятельности. Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества. Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мышление и речь. Познание мира. Личность. Социализация индивида*. Особенности подросткового возраста. Самопознание. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни)
Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах
Общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
Нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
Первичного анализа и использования социальной информации;
Сознательного неприятия антиобщественного поведения.
2
Экономическая сфера
Экономика и ее роль в жизни общества. Экономические системы и собственность.
Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Производство, производительность труда. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Экономические цели и функции государства.
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
Получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
3
Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Большие и малые социальные группы. Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Формальные и неформальные группы. Социальный статус. Социальная мобильность. Социальная ответственность.
Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальные изменения и его формы. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма.
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
Нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
Первичного анализа и использования социальной информации;
Полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
Политико-правовая сфера
Власть. Роль политики в жизни общества. Политический режим. Демократия, ее развитие в современном мире. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права.
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Духовная сфера
Сфера духовной культуры и ее особенности. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Наука в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
Общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
Нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
Первичного анализа и использования социальной информации;
Сознательного неприятия антиобщественного поведения.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ по курсу обществознание 8- 9 класс:
Количество часов по программе и по учебному плану
Программа
Учебники и учебные пособия
Методическое
обеспечение
Дидактическое
обеспечение
Контрольно-измерительные материалы
8-9
70/70
Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право). - Сборник нормативных документов. Обществознание. / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
Кравченко А.И. Обществознание: программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2011.
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2010.
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2010.
Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 8 класс. - М.: Русское слово, 2008.
Поздеев А.В. Универсальные поурочные разработки по обществознанию: 8 класс. - М.: ВАКО, 2008.
Обществознание. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко. /авт. - сост. Н.С.Кочетов. - Волгоград: Учитель, 2008.
Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой. «Обществознание». 9 класс. - М.: Русское слово, 2008.
Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. - М.: ВАКО, 2009.
Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко. /авт. - сост. Н.С.Кочетов. - Волгоград: Учитель, 2008.
Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 8 класс
/ И.С. Хромова. - М.: Русское слово, 2010.
Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 9 класс
/ И.С. Хромова. - М.: Русское слово, 2011.
Агафонов С.В. Схемы по обществознанию. 8 и 9 классы. К учебникам Кравченко АВ.И. «Обществознание». 8 класс и Кравченко А.И., Певцова Е.А. «Обществознание». 9 класс. - М.: Русское слово, 2007.
Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 8 класс. - М.: Русское слово, 2009.
Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 9 класс. - М.: Русское слово, 2010.
Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА: 9 класс. / П.А.Баранов. - М.: Астрель,
2011.
А. И. Кравченко .Задачник по обществознанию. 8-9 класс.-
Издательство: Русское слово, 2005
Цифровые образовательные ресурсы по курсу обществознание 8- 9 классы:
-
Обществознание [Электронный ресурс]: Практикум. 8-9 кл. - М.: ООО «Марс»; ЗАО «Новый Диск», 2004. - 1 СD-ROM
Контрольно - измерительные материалы к курсу Обществознание 8 - 9 классы:
Для оценивания результатов обучения используются следующие материалы:
-
Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 8 класс / И.С. Хромова - М.: Русское слово, 2010.
-
Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 9 класс / И.С. Хромова - М.: Русское слово, 2011.
Рабочие тетради основываются на учебниках А.И Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 8- 9 классы» и является пособием для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Тетради содержат схемы, таблицы, кроссворды, афоризмы, примеры проблемных ситуаций, которые учащиеся должны проанализировать и решить. Пособия иллюстрированы рисунками и фотографиями. Здесь представлены двухуровневые тесты, решение которых позволит школьникам лучше усвоить учебный материал и систематизировать полученные знания.
-
Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 8 класс. - М.: Русское слово, 2009.
-
Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 9 класс. - М.: Русское слово, 2010.
В пособии представлены тесты по образцу ЕГЭ, разработанные по параграфам учебника А.И.Кравченко «Обществознание» для 8- 9 классов. Завершается пособие итоговым тестом, содержащим задания по ключевым вопросам курса. Содержательная часть тестовых заданий предусматривает объективную оценку уровня подготовки учащихся по основным линиям: человек, общество, сферы общества, а функциональная - проверку владения элементами сравнительного анализа (умения выявить простейшие причинно-следственные связи между явлениями, устанавливать их последовательность и длительность во времени).
-
Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА: 9 класс. / П.А.Баранов. - М.: Астрель, 2011.
Учебные пособия для подготовки выпускников основной школы к государственной (итоговой) аттестации по обществознанию, которое по своему содержанию соответствует государственному стандарту основного общего образования по обществознанию. В первой части пособий включен учебный материал содержательного блока «Общество и человек», «Экономика», данный в краткой и доступной форме, например в виде схем и таблиц. Вторая часть содержит тренировочные задания разного типа (А, В, С) и уровня сложности, аналогичные тем, что выносятся на итоговую аттестацию.
В пособиях даны задания базового и повышенного уровня сложности. В зависимости от вида задания используются различные формы оценивания. Существует дихотомическая система, при которой вопрос оценивается 1 баллом в случае правильного ответа и 0 баллов, если ответ неправильный. Проверка уровня подготовки учащихся с помощью тестов проводится после изучения соответствующих разделов, итоговое тестирование - после полного изучения всего курса. Тестирование по разделам рассчитано на 20 минут, итоговое - на 40 минут. Оценка тестовых заданий производится в соответствии с критериями ГИА: 75-80% правильных ответов - «5», 75-65 % -«4», 65-35% - «3», менее 35 % - «2».
Задачник автора учебника Кравченко поможет повторить, закрепить и систематизировать полученные знания. В задачнике существуют разные уровни заданий.
24