Рабочая программа по обществознанию

Данная рабочая программа по обществознанию составлена к учебнику Кравченко для 8-9 классов основного общего образования на 2014-2015 уч.год. Программа содержит в себе:пояснительную записку, учебно-тематический план,содержание курсов,календарно-тематический план, основные требования к уровню подготовки учащихся,учебно-методический комплекс,цифровые образовательные ресурсы,контрольно-измерительные материалы, критерии оценивания работ и выступлений учащихся. Буду рада, если кому-нибудь пригодится в...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тимирязевская средняя общеобразовательная школа»

Чебаркульского муниципального района

Челябинской области









РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по обществознанию

8-9 класс

на 2014-2015 учебный год








Составитель:

Юмашева Эльмира Ишбулатовна

учитель истории и обществознания

первая категория


2014 г.





СОДЕРЖАНИЕ



стр.

Информационная карта (паспорт)……………………………………………………………………………………………………

3

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………….

4

Содержание курса …………………………………………………………………………………..

8

Календарно-тематический план курса ………………………………………………………………………………………………

10

Требования к уровню подготовки учащихся ………………………………………………………………………………………….

18

Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу ……………………………………………………..

20

Цифровые образовательные ресурсы по курсу ....………………………………………………………………………………

21

Контрольно-измерительные материалы по курсу …………………………………………………………………………….

22

Приложения……………………………………………………………………………………………………………………………

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

рабочей программы учебного курса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (8-9 классы)


Тип программы: учебная программа общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Категория обучающихся: учащиеся 8- 9 классов МОУ Тимирязевская СОШ.

Цель программы: оказание содействия обучающимся 8- 9 классов в освоении содержания обществоведческого образования

Назначение программы:

  • для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников МОУ Тимирязевская СОШ программа определяет приоритеты в содержании обществоведческого образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

  • для администрации МОУ Тимирязевская СОШ программа является основанием для определения качества реализации общего исторического образования.

Сроки освоения программы: 2 года.

Объем учебного времени: 102 часа.

Режим занятий: 1 час в неделю в 8 классе и 2 часа в 9 классе.

Форма обучения: очная.

Формы контроля: текущий контроль, промежуточная аттестация в форме тестовой работы, государственная итоговая аттестация.

Итоговый документ: запись в журнале о переводе в следующий класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Система обществоведческого образования реализуется на второй и третьей ступени образования. В соответствии с задачами модернизации российского образования преподавание учебного предмета «Обществознание» направлено, прежде всего, на повышение роли курса в духовном и нравственном становлении личности, на приобщение к гражданской культуре, на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.

Преподавание обществознания в 2014-2015 учебном году соответствует нормативным и инструктивно-методическим документам Министерства образования РФ, Министерства образования и науки Челябинской области:

  1. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03. 2004 г. №1089) /Вестник образования, №14, 2004

  2. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного плана» (приказ Министерства образования и науки РФ от 07.07.05, № 03-1263).

  3. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011- 2012 учебный год» (приказ Министерства образования и науки РФ № 2080 от 24.12.2010) - «Вестник образования России », №5, 2011.

  4. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2014-2015 учебный год» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2014 г. № 04-997).

  5. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2013 г. № 103/3404)

6. «Об утверждении областного базисного плана Челябинской области» (приказ ГУОиН Челябинской области от 06.05.2009 № 01-269).

  1. Примерная программа основного общего образования по обществознанию.- Сборник нормативных документов. Обществознание. /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2012.

  2. «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в 2014-2015 учебном году» (Приложение №11 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 18.07.2013, № 103/4275).

  3. Учебного плана МОУ СОШ на 2014-2015 учебный год.

  4. Приказ директора МОУ СОШ «Об утверждении РУП по предметам учебного плана МОУ СОШ на 2014-2015 учебный год»

Для информационной и методической поддержки используются следующие сайты:

  1. history.standart.edu.ru/

  2. apkpro.ru/

  3. edu.ru/

  4. fsu-expert.ru

  5. ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart

  6. fipi.ru

  7. obrnadzor.gov.ru

  8. ed.gov.ru

  9. fasi.gov.ru

  10. ipk74.ru

  11. worldhist.ru/cooperation/school/Assosiation

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта на основе примерной программой основного общего образования по обществознанию и авторской программы А.И.Кравченко, утвержденной Министерством образования Российской Федерации (А.И.Кравченко. Обществознание: программа курса для 8-9 классов. - М.: Русское слово, 2011). Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Преподавание осуществляется по учебно-методическому комплекту издательства «Русское слово», т.к. эта линия является завершенной и соответствует возрастной особенности обучающихся. Особенностью комплектов учебников этих издательств является четкая выверенная структура, продуманный отбор основного содержания, богатый иллюстративный ряд. Учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» используются в большинстве общеобразовательных учреждений Челябинской области («Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011- 2012 учебный год» (приказ Министерства образования и науки РФ № 2080 от 24.12.2010) - «Вестник образования России », № 5, 2011).

Программа реализуется по учебникам:

  1. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2014

Данный учебник является составной частью линии учебников для основной школы по обществознанию. Он посвящен основам социологии и экономики. Рассматриваются основные экономические явления: рынок, предпринимательство, малый бизнес, обмен, потребление, доход, производство, деньги, товар, капитал, безработица. Социологический материал включает комплекс проблем. Связанных с сущностью общества, типологией обществ, направленностью общественного развития, а также социализацией и воспитанием человека, потребностями личности, человеческим общением.

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2014.

Данный учебник является составной частью линии учебников для основной школы по обществознанию. Он посвящен вопросам политической сферы жизни общества и прав человека. речь идет о формах правления, политических режимах, функциях государства, политических партиях, голосовании, референдуме, гражданском обществе и правовом государстве. В нем даны основные представления о праве, законе, преступлении, уголовной ответственности, основах конституционного строя, законодательной, исполнительной и судебной властях, защите прав потребителя, собственника, работника.

По примерной программе курса обществознания в 8 предполагает проведение 35 уроков - (35 учебных недель) - 1 час в неделю

в 9 классе - 35 уроков - (35 учебных недель) - 1 час в неделю.

По планированию - 8 класс - 34 урока - (34 учебные недели) - 1 час в неделю

- 9 класс - 68 уроков - (34 учебные недели) - 2 часа в неделю .

Содержание программного материала в планировании представлено в полном объеме.

Рекомендуется распределение учебной нагрузки по следующим разделам:

Название разделов

По программе

По планированию

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 класс

35

35

Вводный урок.

1

Общество и человек.

10

11

Экономическая сфера.

10

11

Социальная сфера

10

10

Из них уроки обобщения и проверки знаний.

3

3

Итоговое обобщение

1

Резерв

1

1

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 9 класс

35

68

Политическая сфера

10

18

Человек и его права

10

37

Духовная сфера

10

13

Из их уроков обобщения и проверки знаний

3

Итоговое обобщение

2

1

Резерв

3

1

Курс обществознания в 8- 9 классах основан на принципе неотделимости знаний от практических навыков гражданского участия, от решения назревших общественных проблем.

Изучение обществоведения в основной школе направлено на достижение следующих задач:

  • Создавать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности)

  • Способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества, воспитанию патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, формированию осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив.

  • Помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, способствующих личностному самоопределению

  • Содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (члена семьи, учащегося основной школы)

  • Представить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже распознавания (узнавания), воспроизведения (называния), правильного употребления.

Национально-региональный компонент в курсе обществознания 8- 9 классах реализуется дисперсно в объеме 10% изучаемого времени, выделяемого на курс (рекомендации ИДППО « О преподавании истории и обществознании, экономики и права в 2003 - 2004 учебном году»).

Тема раздела

Тема урока

урока

Содержание НРК


8 класс




1.

Общество и человек.

Современные проблемы нашего региона.

7

Современные проблемы нашего региона.

2.

Экономическая сфера

Предпринимательство. Предпринимательство на Южном Урале.

18

Предпринимательство на Южном Урале.

3.

Экономическая сфера

Структура экономики области.

22

Современное состояние и перспективы экономического развития области.

4.

Социальная сфера

Социальная структура общества области

32

Социальная структура общества области.

9 класс


1.

Политическая сфера

Участие граждан в политической жизни. Выборы в РФ.

13-14


Выборная система в Челябинской области.

Выборы в Челябинской области.

2.

Политическая сфера

Местное самоуправление.

9

Органы местного самоуправления города Челябинска

3

Политическая сфера

Участие населения в политической жизни Челябинской области.

16-17

4.

Человек и его права

Закон и власть.

13

Органы власти Челябинской области.

5.

Человек и его права

Судебная система РФ и Челябинской области. Правоохранительные органы.

27-29

Судебная система Челябинской области

6.

Человек и его права

Правовая база по защите прав ребенка в Челябинской области.

48-50

Правовая база по защите прав ребенка в Челябинской области.

7.

Человек и его права

Местное самоуправление.

51

Система местного самоуправления в поселении.

5.

Духовная сфера

Образование.

31

Система образования Челябинской области.

С учетом психофизического состояния обучающихся на всех видах учебных занятиях используются технологии здоровьесбережения, а также включающие в себе индивидуальные охранительные режимы обучающихся: дозированность учебной нагрузки, предупреждение утомления, физкультурные минутки, дыхательные, зрительные гимнастики. Данные мероприятия способствуют снятию напряжения, повышения работоспособности обучающихся.

Проверочные материалы представлены отдельными примерами заданий для проверки знаний учащихся 8 класса. Предложенные тесты позволяют выявить, прежде всего, знание понятий, фактов, умение применять знания на практике, применять их в жизненных ситуациях. Задания применимы для текущей и поэтапной проверки.




Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

Тесты

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Обществознание 8 класс

Введение

1

1.

Общество и человек.

11

3

4

1

2.

Экономическая сфера.

11

3

3

1

3.

Социальная сфера.

10

3

3

1

4.

Обобщение.

1

1

Итого

34

9

10

4

Обществознание 9 класс

Введение


1.

Политическая сфера.

18

3

4

1

2.

Человек и его права.

37

6

5

1

3.

Духовная сфера.

13

3

3

1

4.

Обобщение.

1

1

Итого

68

12

11

4




Содержание курса обществознание 8 класс:

Содержанием курса в 8 классе является:

  • устройство современного общества;

  • проблемы социального прогресса;

  • типы общества;

  • проблемы социализации личности;

  • экономический базис рыночного общества;

  • вопросы работы и безработицы;

  • социально-классовая структура общества

Раздел 1. Общество и человек.

Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе. Взаимосвязь природы и общества. Типология обществ. Социальный прогресс. Реформы и революции. Современные проблемы нашего региона. Личность и социальная среда. Потребности человека. Социализация и воспитание. Социально - психологический процесс общения.

Раздел 2. Экономическая сфера.

Сущность экономики. Структура экономики. Товар и деньги. Спрос и предложение. Рынок, цена и конкуренция. Предпринимательство. Предпринимательство на Южном Урале. Роль государства в экономике. Бюджет государства и семьи. Труд, занятость, безработица. Структура экономики области.

Раздел 3. Социальная сфера.

Социальная структура. Социальная стратификация. Богатые. Бедные. Этнос: нации и народности. Межнациональные отношения. Конфликты в обществе. Семья. Социальная структура общества области.















Содержание курса обществознание 9 класс:

Содержанием курса в 9 классе является:

  • сущность и происхождение государства;

  • формы власти;

  • гражданское общество и правовое государство;

  • устройство и борьба политических партий;

  • права и обязанности гражданина;

  • нормы права, отрасли права

  • ответственность перед законом;

  • духовная деятельность человека.

Раздел 4. Политическая сфера.

Власть. Государство. Национально-государственное устройство. Формы правления. Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство.

Участие граждан в политической жизни. Выборы в РФ. Выборная система в Челябинской области. Политические партии. Местное самоуправление. Органы местного самоуправления города Челябинска

Раздел 5. Человек и его права.

Право, его сущность и особенности. Система права. Система законодательства. Закон и власть. Органы власти Челябинской области. Судебная система РФ и Челябинской области. Правоохранительные органы. Конституция. Права, свободы и обязанности гражданина. Имущественные отношения. Потребительское право.

Трудовые правоотношения. Правовые основы брака и семьи. Преступление. Административные правоотношения, правонарушения. Признаки и виды правонарушений.

Виды наказаний.

Раздел 6. Духовная сфера.

Сущность и строение человеческой культуры. Культурные нормы. Формы культуры. Религия. Искусство. Образование. Система образования Челябинской области.

Наука.




Календарно - тематический план курса Обществознание. 8 класс.

Сроки

Тема урока

Обязательный минимум содержания образования

по Примерной программе

Учебные материалы

НРК

ЦОР

Коррекция

1.

Вводное занятие.

Наука о человеческой вселенной.

введение

Раздел 1. Общество и человек. (11 часов).

2/1.

Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе.

Общество в широком и узком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.

1.

1

3/2.

Взаимосвязь природы и общества.

Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

2


4/3.

Типология обществ.

Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества: их особенности и эволюция. Особенности индустриального и информационного общества в России.

3


5/4.

Социальный прогресс и ускорение истории.

Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия социального прогресса. Закон неравномерности развития общества. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества.

4


6/5.

Реформы и революции.

Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

4


7/6.

Современные проблемы нашего региона.

Экологическая ситуация в нашем регионе. Природоохранная деятельность государственных органов и общественных организаций.

Работа с СМИ

НРК

8/7.

Личность и социальная среда.

Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.

5


9/8.

Потребности человека.

Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.

6

1

10/9.

Социализация и воспитание.

Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

7

1

11/10.

Социально - психологический процесс общения.

Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

8


12/11.

Урок обобщения и проверки знаний: «Человек в обществе и общество в человеке».


Раздел 2. Экономическая сфера. (11 часов).

13/1.

Сущность экономики.

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики.

9

1

14/2.

Структура экономики.

Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок - основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

9

1

15/3.

Товар и деньги.

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

10


16/4.

Спрос и предложение.

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.

11

1

17/5.

Рынок, цена и конкуренция.

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебание спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.

12


18/6.

Предпринимательство. Предпринимательство на Южном Урале.

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».

13

НРК

19/7.

Роль государства в экономике.

Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

14


20/8.

Бюджет государства и семьи.

Бюджет как финансовый документ. Становление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.

15


21/9.

Труд, занятость, безработица.

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный подход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

16


22/10.

Структура экономики области.

Роль региона в экономической системе России. Современное состояние и перспективы экономического развития области.

Работа с СМИ

НРК

23/11.

Урок обобщения и проверки знаний по теме «Становление рыночного общества в России: общее и особенное».


Раздел 3. Социальная сфера. (10 часов).

24/1.

Социальная структура.

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы. Ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.

17


25/2.

Социальная стратификация.

Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

18

1

26/3.

Богатые.

Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни.

19


27/4.

Бедные.

Бедность как экономическое , культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.

20


28/5.

Этнос: нации и народности.

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.

21


29/6.

Межнациональные отношения.

Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.

22


30/7.

Конфликты в обществе.

Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштабы конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90=е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.

23


31/8.

Семья.

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

24

1

32/9.

Социальная структура общества области.

Характеристика современной социально-демографической структуры общества области. Этнические общности области. Областные социальные программы как способ решения актуальных проблем области.

НРК

33/10.

Урок обобщения и проверки знаний по теме: «Социальная структура российского общества».


34.

Итоговое обобщение.


35.

Резерв.




Календарно - тематический план курса Обществознание. 9 класс.

Сроки

Тема урока

Обязательный минимум содержания образования

по Примерной программе

Учебные материалы

НРК

ЦОР

Коррекция

Раздел 4. Политическая сфера. (10 часов).

1/1.

Власть.

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

1

1

2/2.

Государство.

Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.

2


3/3.

Национально-государственное устройство.

Объединении и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство.

3

1

4/4.

Формы правления.

Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

4


5/5.

Политические режимы.

Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.

5


6/6.

Гражданское общество и правовое государство.

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борь за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.

6

1

7/7.

Участие граждан в политической жизни. Выборы в РФ. Выборная система в Челябинской области.

Голосование как форма участия граждан в проклитической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни. Выборная система в Челябинской области.

7

НРК

8/8.

Политические партии.

Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Одно- и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.

8


9/9.

Местное самоуправление. Органы местного самоуправления города Челябинска

Местное самоуправление. Органы местного самоуправления города Челябинска.

6

НРК

1

10/10.

Урок обобщения и проверки знаний по теме: «Политическая сфера».


Раздел 5. Человек и его права. (15 часов).

11/1.

Право, его сущность и особенности.

Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура.

9


12/2.

Система права. Система законодательства.

Социальные нормы. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.

9

1

13/3.

Закон и власть. Органы власти Челябинской области.

Равенство всех перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Органы власти Челябинской области.

10

НРК

1

14/4.

Судебная система РФ и Челябинской области. Правоохранительные органы.

Структура и функции судебной власти. Судебная система РФ и Челябинской области. Структура и функции правоохранительных органов России.

10

НРК

1

15/5.

Конституция.

Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав.

11


16/6.

Права, свободы и обязанности гражданина.

Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина. Их защита. Классификация прав и свобод ребенка.

11


17/7.

Имущественные отношения.

Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор.

12


18/8.

Потребительское право.

Потребитель и его права. Защита прав потребителя.

13


19/9.

Трудовые правоотношения.

Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой кодек РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.

14


20/10.

Правовые основы брака и семьи.

Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства.

15

1

21/11.

Преступление.

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления.

16


22/12.

Административные правоотношения, правонарушения.

Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия.

16


23/13.

Признаки и виды правонарушений.

Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность.

16


24/14.

Виды наказаний.

Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные меры наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.

16


25/15.

Урок обобщения и проверки знаний по теме: «Человек и его права»

1

Раздел 6. Духовная сфера. (8 часов).

26/1.

Сущность и строение человеческой культуры.

Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.

17


27/2.

Культурные нормы.

Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Культурная относительность норм.

18


28/3.

Формы культуры.

Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее проявление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни.

19


29/4.

Религия.

Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии. Вера и исповедание. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношения. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.

20


30/5.

Искусство.

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведения искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные « искусства».

21


31/6.

Образование. Система образования Челябинской области.

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Система образования Челябинской области.

22

НРК

1

32/7.

Наука.

Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.


33/8.

Урок обобщения и проверки знаний по теме: «Духовная сфера».


34.

Итоговое обобщение.


35.

Резерв.









Основные требования к уровню подготовки учащихся:



ТЕМА

СТАНДАРТ

ЗНАТЬ/ ПОНИМАТЬ

УМЕТЬ

ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1

Общество и человек

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Сущность общества как формы совместной деятельности. Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества. Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мышление и речь. Познание мира. Личность. Социализация индивида*. Особенности подросткового возраста. Самопознание. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни)

Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах

Общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

Нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

Первичного анализа и использования социальной информации;

Сознательного неприятия антиобщественного поведения.

2

Экономическая сфера


Экономика и ее роль в жизни общества. Экономические системы и собственность.

Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Производство, производительность труда. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Экономические цели и функции государства.

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

Получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

3

Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Большие и малые социальные группы. Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Формальные и неформальные группы. Социальный статус. Социальная мобильность. Социальная ответственность.

Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальные изменения и его формы. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма.

Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;


Нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

Первичного анализа и использования социальной информации;

Полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;



Политико-правовая сфера


Власть. Роль политики в жизни общества. Политический режим. Демократия, ее развитие в современном мире. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права.

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);


формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;

наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.



Духовная сфера

Сфера духовной культуры и ее особенности. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Наука в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.


Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);


Общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

Нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

Первичного анализа и использования социальной информации;

Сознательного неприятия антиобщественного поведения.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ по курсу обществознание 8- 9 класс:


Количество часов по программе и по учебному плану

Программа

Учебники и учебные пособия

Методическое

обеспечение

Дидактическое

обеспечение

Контрольно-измерительные материалы

8-9

70/70

Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право). - Сборник нормативных документов. Обществознание. / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.

Кравченко А.И. Обществознание: программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2011.

Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2010.

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2010.

Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 8 класс. - М.: Русское слово, 2008.

Поздеев А.В. Универсальные поурочные разработки по обществознанию: 8 класс. - М.: ВАКО, 2008.

Обществознание. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко. /авт. - сост. Н.С.Кочетов. - Волгоград: Учитель, 2008.

Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой. «Обществознание». 9 класс. - М.: Русское слово, 2008.

Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. - М.: ВАКО, 2009.

Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко. /авт. - сост. Н.С.Кочетов. - Волгоград: Учитель, 2008.

Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 8 класс

/ И.С. Хромова. - М.: Русское слово, 2010.

Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 9 класс

/ И.С. Хромова. - М.: Русское слово, 2011.

Агафонов С.В. Схемы по обществознанию. 8 и 9 классы. К учебникам Кравченко АВ.И. «Обществознание». 8 класс и Кравченко А.И., Певцова Е.А. «Обществознание». 9 класс. - М.: Русское слово, 2007.

Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 8 класс. - М.: Русское слово, 2009.

Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 9 класс. - М.: Русское слово, 2010.

Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА: 9 класс. / П.А.Баранов. - М.: Астрель,

2011.

А. И. Кравченко .Задачник по обществознанию. 8-9 класс.-

Издательство: Русское слово, 2005


Цифровые образовательные ресурсы по курсу обществознание 8- 9 классы:


  1. Обществознание [Электронный ресурс]: Практикум. 8-9 кл. - М.: ООО «Марс»; ЗАО «Новый Диск», 2004. - 1 СD-ROM












Контрольно - измерительные материалы к курсу Обществознание 8 - 9 классы:

Для оценивания результатов обучения используются следующие материалы:

  1. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 8 класс / И.С. Хромова - М.: Русское слово, 2010.

  2. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 9 класс / И.С. Хромова - М.: Русское слово, 2011.

Рабочие тетради основываются на учебниках А.И Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 8- 9 классы» и является пособием для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Тетради содержат схемы, таблицы, кроссворды, афоризмы, примеры проблемных ситуаций, которые учащиеся должны проанализировать и решить. Пособия иллюстрированы рисунками и фотографиями. Здесь представлены двухуровневые тесты, решение которых позволит школьникам лучше усвоить учебный материал и систематизировать полученные знания.

  1. Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 8 класс. - М.: Русское слово, 2009.

  2. Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 9 класс. - М.: Русское слово, 2010.

В пособии представлены тесты по образцу ЕГЭ, разработанные по параграфам учебника А.И.Кравченко «Обществознание» для 8- 9 классов. Завершается пособие итоговым тестом, содержащим задания по ключевым вопросам курса. Содержательная часть тестовых заданий предусматривает объективную оценку уровня подготовки учащихся по основным линиям: человек, общество, сферы общества, а функциональная - проверку владения элементами сравнительного анализа (умения выявить простейшие причинно-следственные связи между явлениями, устанавливать их последовательность и длительность во времени).

  1. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА: 9 класс. / П.А.Баранов. - М.: Астрель, 2011.

Учебные пособия для подготовки выпускников основной школы к государственной (итоговой) аттестации по обществознанию, которое по своему содержанию соответствует государственному стандарту основного общего образования по обществознанию. В первой части пособий включен учебный материал содержательного блока «Общество и человек», «Экономика», данный в краткой и доступной форме, например в виде схем и таблиц. Вторая часть содержит тренировочные задания разного типа (А, В, С) и уровня сложности, аналогичные тем, что выносятся на итоговую аттестацию.

В пособиях даны задания базового и повышенного уровня сложности. В зависимости от вида задания используются различные формы оценивания. Существует дихотомическая система, при которой вопрос оценивается 1 баллом в случае правильного ответа и 0 баллов, если ответ неправильный. Проверка уровня подготовки учащихся с помощью тестов проводится после изучения соответствующих разделов, итоговое тестирование - после полного изучения всего курса. Тестирование по разделам рассчитано на 20 минут, итоговое - на 40 минут. Оценка тестовых заданий производится в соответствии с критериями ГИА: 75-80% правильных ответов - «5», 75-65 % -«4», 65-35% - «3», менее 35 % - «2».

Задачник автора учебника Кравченко поможет повторить, закрепить и систематизировать полученные знания. В задачнике существуют разные уровни заданий.

24

© 2010-2022