- Преподавателю
- Обществознание
- «Мир цвета в природе»
«Мир цвета в природе»
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ермолаева Л.В. |
Дата | 10.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Паспорт открытого занятия
Тема: «Мир цвета в природе»
Возраст детей: 11-12 лет
Цель: закрепление знаний об основных и составных цветах; формирование представлений о холодной и теплой цветовой гамме.
Задачи:
-
Развитие представлений об эмоциональном воздействии цвета, его гармоничного соотношения.
-
Формирование умения правильно смешивать краски, точно определять колорит.
-
Коррекция мелкой моторики.
-
Коррекция саморегуляции мыслительной деятельности (умения выполнять инструкции).
-
Развивать творческое воображение, наблюдательность.
Тип занятия: нетрадиционный.
Форма проведения: комбинированная.
Основной дидактический метод: практическая работа.
Частичные методы и приемы: беседа, словесная игра, рисование, рефлексия, инсценировка.
Оборудование:
Зрительный ряд:
-цветовой круг «Основные и производные цвета»;
-цветовой круг «Теплые и холодные цвета»;
-два декоративных натюрморта в холодной и теплой цветовой гамме;
-макет радуги (цветовой ряд);
-миска с кубиками льда в холодной гамме (синий, фиолетовый, зеленый и т.д);
-лампа;
-таблица «Приемы рисования кистью».
Литературный ряд: загадки об основных цветах.
Аудиоряд: песня Г.Гладкова «В коробке с карандашами».
Раздаточный материал:
-разноцветные шапочки-карандаши;
-акварельная бумага или бумага для черчения с заранее прописанным фоном, формат А4, 7шт., палитра 7 шт., кисти, баночки для кисти;
-гуашь;
-баночки для воды, салфетки.
Практическая работа:
-раскрашивание листов с фигурами в теплой и холодной цветовой гамме;
-изображение растений в теплой и холодной цветовой гамме.
Методическая литература:
-
Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время, Москва «Просвещение», 2008
-
«Изобразительное искусство» 4 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского.
Продолжительность занятия: 30 минут.
План:
-
Организационный момент. Сообщение темы.
-
Активизация опорных знаний:
- словесная игра «Цветные загадки»
- работа с таблицей «Основные и производные цвета»
- чтение стихотворения «Три цвета»
- физкультминутка. Сценка «Разговор красок»
-
Изучение нового материала:
- работа с таблицей « Цветовой круг»
- опыт с лампой и цветными кубиками льда
-
Закрепление изученного материала:
- вводный инструктаж
- практическая работа , упражнение №1, №2
-
Анализ работ обучающихся.
-
Подведение итогов.
Предварительная работа:
- разучивание стихотворений, загадок
- инсценировка «Разговор красок»
- рисование цветов с использованием различных художественных приемов
Ход занятия:
-
Организационный момент. Сообщение темы.
-Здравствуйте, ребята!
Я пригласила вас сегодня в нашу волшебную мастерскую на занятие. Тема занятия - «Мир цвета в природе». Мы будем изображать растения в теплой и холодной цветовой гамме.
-
Активизация опорных знаний.
Словесная игра «Цветные загадки»
Работа с таблицей «Основные и производные цвета»
Чтение стихотворения «Три цвета»
Физкультминутка. Сценка «Разговор красок»
-Мир, окружающий нас, разнообразен и многоцветен. Вся природа вокруг нас сверкает разнообразными красками.
Чтобы лучше ориентироваться в многочисленных цветах и оттенках, я предлагаю рассмотреть 1 таблицу. Чтобы открыть ее, нам нужно разгадать цветные загадки.
Послушайте сначала мою загадку и попробуйте отгадать ее:
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет
Щеки всем врунам печет.
-Молодцы, конечно, это красный цвет.
(Открываю полоску под цифрой 1).
-Вторую загадку вам загадает Настя.
Настя С.:
Цитрус он, растет на юге
Этот рыжий господин-
Вкусный, сладкий…(Мандарин)
Какого цвета мандарин?
-Молодцы, вторую загадку вы отгадали верно.
Настя, открой нам, пожалуйста, 2 полоску.
-Послушаем Сашину загадку.
Саша Д.:
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке.
В каждом спелом колоске
В солнце, сыре и песке (Желтый цвет)
Юра П.:
Лягушка скачет на болоте
Она все время на охоте
Прощай комарик несмышленый!
А у лягушки цвет…(Зеленый )
-Денис, теперь послушаем твою загадку.
Денис А.:
Вырос летом я в лугу
Я сорвать его могу.
Отнесу цветок домой-
Колокольчик…(Голубой)
-Слово Алеше.
Алеша Б.:
Им треть флага занята, он в названии кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом (Синий цвет)
-Ленира нам загадает последнюю загадку.
Ленира С.:
Увидав его под глазом,
Драчуна жалеют сразу,
А вот баклажан и слива
С ним довольны и счастливы (Фиолетовый цвет)
-Все загадки отгаданы. Что же мы видим?
(Радугу).
-Правильно. У нас получилась радуга.
Весь цветовой ряд можно условно разложить на цвета радуги.
-Какие из цветов являются основными?
(Синий, желтый, красный).
- Какие цвета дополнительные?
(Оранжевый, зеленый, фиолетовый)
Дополнительные цвета получаются при смешивании основных цветов.
(Вывешивается 2 таблица - цветовой круг «Основные и производные цвета»).
-Ребята, цветные загадки вы отгадали.
А теперь послушайте цветное стихотворение. Только прошу быть внимательными.
Три цвета, три цвета, три цвета
Ребята, не мало ли это?
А где нам зеленый, оранжевый взять?
А если нам краски по парам смешать?
Из синей и красной (вот этой вот)
Получим мы цвет…фиолетовый.
А синий мы с желтым смешаем-
Какой мы цвет получаем? (Зеленый)
А красный плюс желтый,
Для всех не секрет,
Дадут нам, конечно…оранжевый цвет.
-Молодцы, ребята. Вы хорошо усвоили материал прошлых занятий.
Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Разговор красок».
Физкультминутка.
Звучит песня Г.Гладкова «В коробке с карандашами». Выходят ученики-карандаши в разноцветных шапочках на головах.
Воспитатель: Порой во время дождя ты сидишь у окна, с грустью смотришь на двор и прислушиваешься к звукам дождя. И тебе начинает казаться, что у всех вещей есть голоса, что все вещи разговаривают. И твои цветные карандаши тоже. Слышите, что говорит красный карандаш?
Красный: Я- мак, я- огонь, я- знамя!
Воспитатель: Вслед за ним откликается оранжевый.
Оранжевый: Я- морковь, я- апельсин, я- заря!
Воспитатель: Желтый тоже не молчит.
Желтый: Я- пух утенка, я- пшеница, я- солнце!
Воспитатель: И зеленый шелестит…
Зеленый: Я- трава, я- сады, я- леса!
Воспитатель: А голубой восклицает…
Голубой: Я- незабудка, я- лед, я- небо!
Воспитатель: И синий не отстает…
Синий: Я- колокольчик, я- чернила, я- море!
Воспитатель: А фиолетовый шепчет…
Фиолетовый: Я- слива, я- сирень в цвету, я- сумерки!
Воспитатель: Но дождь смолкает. И вместе с ним смолкают голоса цветных карандашей.
Над горизонтом встает радуга.
(Дети поднимают плакат с нарисованной радугой)
Воспитатель:
В небе радужный мосточек,
Уцепился за лесочек,
И с улыбкою повис
Прямо на кленочке.
Я гуляю по мосточку,
Подо мной течет река,
А над речкой голубою
Светит солнышко с утра.
Я под солнышком хожу,
От реки в село вхожу,
И подсолнух мне кивает
Солнцем желтым на ветру.
Лист на улице летает,
Он в окошко залетает,
Лист кружится и порхает,
Лето дни свои листает.
Воспитатель: То тут, то там еще капают одинокие капли дождя. И вместе с ним вновь слышны голоса цветных карандашей.
Красный: Глядите! Радуга-это я!
Оранжевый: И я!
Желтый: И я!
Зеленый: И я!
Голубой: И я!
Синий: И я!
Фиолетовый: И я!
Воспитатель: все рады! В радуге над горизонтом - и апельсины, и пшеница, и травы, и небо, и море, и сирень.
3.Изучение нового материала.
Работа с таблицей « Цветовой круг».
Опыт с лампой и цветными кубиками льда.
-Обратите внимание на цветовой круг.
Весь цветовой спектр делится на теплые и холодные цвета, различить их очень просто. Все цвета, что ассоциируются с огнем, солнцем, жарой, теплом, летом относятся к теплой цветовой гамме.
-Потрогайте лампу, почувствуйте тепло от красного цвета. ( Дети подходят к лампе и дотрагиваются до нее).
Все цвета, которые ассоциируются с холодом, стужей, льдом, зимой относятся к холодной гамме.
А теперь, ребята, потрогайте цветные кубики льда голубого, синего, фиолетового, зеленого цвета.
Тепло или холод вы от них почувствовали?
(Ответы детей)
-Саша, покажи и назови теплые цвета на цветовом круге. (Показ.)
-Алеша, покажи холодные цвета на цветовом круге. (Показ.)
-Молодцы, ребята. Красный, оранжевый, желтый и их оттенки относятся к теплой гамме. Синий, фиолетовый, голубой, зеленый - к холодной гамме.
Зеленый цвет может быть теплым, если в нем больше желтого цвета.
4.Закрепление изученного материала.
Вводный инструктаж.
Практическая работа, упражнение №1, №2.
А сейчас сели все на свои места. (Раздаю листы бумаги с фигурами).
Сейчас мы попробуем смешивать цвета и оттенки.
Посмотрите на мой рисунок, все фигуры я раскрасила оттенками красок в холодной гамме, а вы будете раскрашивать свои фигуры в теплой гамме. Попробуйте смешать цвета так, чтобы все фигуры были разного оттенка и тона. В гуашевых красках используют белый цвет. Поэтому для получения светлых пастельных оттенков цветную гуашь смешивают с белилами. Не забывайте промывать кисти в баночке с водой после использования разных цветов. Кисточками пользуемся аккуратно, друг другу не мешаем.
Сидя за столом, следите за своей осанкой. (Самостоятельная работа детей.)
-Вы попробовали создать новые оттенки, поработали с кистью. У всех получились очень интересные цвета и оттенки.
- Давайте рассмотрим два рисунка: первый рисунок нарисован на холодном фоне синими, фиолетовыми цветами. Второй - на желтом фоне, красками в теплой гамме.
-А сейчас, ребята, мы будем изображать растения в теплой и холодной гамме.
(Выполнение композиции, состоящей из заранее прописанного фона, а на нем - причудливых очертаний декоративных цветов и трав: на теплом фоне-изображение растений в теплой гамме, на холодном - холодной гамме.)
5.Анализ работ обучающихся.
Отмечаются успехи и недочеты в работе. Проводится оценивание.
6.Подведение итогов.
- Занятие подходит к концу, завершаем работу.
- Давайте вспомним, о чем мы говорили на занятии.
- Какие цвета называются основными?
- Какие цвета называются дополнительными?
- Назовите теплые и холодные цвета.
- Спасибо за работу. Занятие окончено. Убираем рабочие места.
1.
1.Макет радуги (цветовой ряд)
2. 3.
2.Цветовой круг «Основные и производные цвета»
3.Цветовой круг «Теплые и холодные цвета»
4. 5.
4-5.Листы с фигурами в теплой и холодной цветовой гамме
6. 7.
8. 9.
6-9. Натюрморты в теплой и холодной цветовой гамме.
Сценка «Разговор сказок»