Планирование по обществознанию 10-11 классы

Рабочая программа по обществознанию в 10-11 классах составлена на основе пример­ной программы среднего (полного) общего образования  и авторской программы Кравченко А.И, ПевцоваЕ.А, «Русское слово», 2013г.   и др. без изменений и дополнений. Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществозна­нию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, полит...
Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Планирование по обществознанию 10-11 классы

Планирование по обществознанию 10-11 классы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Криушинская средняя общеобразовательная школа»



Согласована:

________________

Руководитель ШМО

естественнонаучного цикла

Лисина Ю.В.

Принята

Педагогическим советом ОУ

Протокол №___

от «__»__________2014 года

Утверждаю

__________________________

Директор

МБОУ «Криушинская СОШ»

Севостьянов П.П.


Рабочая программа

по предмету «Обществознание»

для 10,11 классов




Ступень обучения (класс) 10-11классы, основное общее образование

Количество часов___ 10-(1час/нед,11- (2 час/нед)__


Учитель: Тимофеева Галина Николаевна






2014 г.



Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по обществознанию в 10-11 классах составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования и авторской программы Кравченко А.И, ПевцоваЕ.А, «Русское слово», 2013г. и др. без изменений и дополнений.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Место предмета в базисном учебном плане

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования (в том числе в X и XI классах по 70 часов - из расчета 2 учебных часа в неделю).

Цели

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль

человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая

взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества

и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и

гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст,

схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных

задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Учебные пособия

Рабочая программа составлена к учебникам:

Человек и общество. Обществознание: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. Кравченко А.И, ПевцоваЕ.А, «Русское слово», 2013г .

Человек и общество. Обществознание: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. Кравченко А.И, ПевцоваЕ.А, «Русское слово», 2013г.

Разделы программы

Изучение курса в 10 классе начинается с раздела «Общество и человек». В нем на более высоком, по сравнению с основной школой, уровне раскрываются природа и сущность человека, системный характер общества.

Раздел «Основные сферы общественной жизни» дает представление о подсистемах общества, об условиях деятельности человека в каждой из них.

Раздел «Право» раскрывает значение права и правовой культуры, дает краткую характеристику современного российского законодательства.

В 11 классе раздел «Экономика» позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития.

Раздел «Проблемы социально-политического развития общества» дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни.

Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права.

Данный курс обеспечен учебниками «Обществознание» (базовый уровень): для 10 класса - под редакцией Кравченко А.И, ПевцоваЕ.А, «Русское слово», 2013г.

для 11 класса - под Кравченко А.И, ПевцоваЕ.А, «Русское слово», 2013г

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Содержание тем учебного курса

10 класс (35 ч)

Введение (1 ч)

РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Тема 1. Общество

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Тема 2. Человек

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Тема 3. Духовная культура

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема 5. Социальная сфера

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 ч)

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.

Резерв времени (итоговое повторение) - 2 ч.


11 класс (68 ч)

Введение (1 ч)

РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИКА (26 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

РАЗДЕЛ V. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (15 ч)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

РАЗДЕЛ VI. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (21 ч)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (4 ч)

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Резерв времени - 1 ч.


































Критерии оценивания

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

10-11 КЛАССЫ

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Учебник «Обществознание» для 10 и 11 классов издательства «Русское слово», 2010-2012гг, Москва, (Экспертиза РАН и РАО 2010г.)

  2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию 10-11 класс; Москва; Русское слово, -2005г

  3. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 10-11 класс; Москва; Русское слово, -2005г.

  4. Кравченко А. И. Введение в социологию, Москва, «Русское слово», 2005г

5.Кочетов Н.С. Обществознание. Поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Волгоград, «Учитель»,2003г.

  1. Корнева Т.А Внеклассные мероприятия по обществознанию 8-11 классы, Москва, «Глобус»,2008г

  2. Павлов С. Б. Пособие по обществознанию, Москва, «Айрис-пресс» 2009г.

  3. Певцова Е.А. Книга для учителя 10-11класс, Москва; Русское слово, -2001г.

  4. Савин М.В.Обществознание - 10-11 класс. Поурочные планы. Волгоград, «Учитель-АСТ».2003г.

  5. Шилобод М. И., Кривошеев В.Ф. Политика и право. Москва, «Дрофа». 1997г

  6. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»

  7. Тесты ЕГЭ по обществознанию 9 - 11 класс, Москва, «Экзамен», 2009-2012гг

  8. CD

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Учебник «Обществознание» для 10 и 11 классов издательства «Русское слово», 2010-2012гг, Москва, (Экспертиза РАН и РАО 2010г.)

  2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию 10-11 класс; Москва; Русское слово, -2005г

  3. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 10-11 класс; Москва; Русское слово, -2005г.

  4. Тесты ЕГЭ по обществознанию 9 - 11 класс, Москва, «Экзамен», 2009-2012гг

литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебн. Пособие для вузов. М., 2006.

  2. Батаршев А. Типология характера и личности: Практическое руководство. М.,2005.

  3. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию. М., 2001.

  4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

  5. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. труды /Ред.-сост. Л.И.Новикова, И.Н.Сиземская. М., 1999.

  6. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2005.

  7. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М., 2003.

  8. Гидденс Э. Социология. М., 2005.

  9. ГусейновА.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М., 1998.

  10. Кравченко А.И. Социология: Учебник. М., 2003.

Рекомендуемые сайты:

evolbiol.ru/


























































































































































































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»



10 класс (35 час)


№ урока

Дата

Название раздела программы с указанием кол-ва часов; тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Словарь

Вид контроля, измерители

1




2





3



4






5





6






7


8






9




10






11


12

13

14




15

16





17


18


19

20

21

22

23

24


25

26

27-29

30-33

34-35






















Введение.Общество и человек.

Общество

Общество и общественные отношения.

Структура общества.


Эволюционный

базис чел-ва

Природа человека.Человек-рез-т биолог-й и социокульт-й эволюции


.



Сущность человеческой деятельности.

Сознание и деят-сть.Мышление и деят-сть


Общественные отн-я и социальное поведение.

Человек в системе социальных связей.Соцвзаимодействия.




Познание и знание.





Уроки обобщения и повторения: Общество и человек





Цивилизация и культура

Сущность культуры


Образование






Цивилизация и культура

Религия.

Конфессии.




Цивилизация и культура

Искусство и духовная жизнь.





Социальные группы в прошлом и сегодня.

Социальная сфера (14 ч.)

Социальная структура.

Этносы

Современная демограф-ая ситуация

Общественные отн-я и соц-ое поведение.Социальные взаимодействия.



Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Национальные отношения.





Семья и быт.


Молодежь в современном обществе.

Социальные группы

Социализация.

Обобщающий контроль

Соцстратиф-я и мобил-сть.Соцгруппа и соцотнош-я

Личность и духовная сфера.

Системное строение об-ва.Общест-й прогресс.Системное строение об-ва.Элементы и подсистемы

Соцнормы и соцконтроль

СоцпрогрессЭволюция и революция.

Современный мир.Особенности и проблемы

Глобализация

Уроки обобщения и повторения

.

















Комбинированный


Комбинированный



Комбинированный





Комбинированный




Комбинированный






Комбинированный






Урок повторения и обобщения пройденного м-ла






Комбинированный


Комб-й






Комбинированный





Комбинированный






Комбинированный


Комбинирован-й

Комбиниров-й

Комбинированный





Комбинированный

Комбинированный





Комбинированный


Комбинированный


Комбиниров-й

Комбиниров-й

Комбиниров-й

Комбиниров-й



Комбиниров-й

Комбиниров-й


Комбиниров-й

Комбиниров-й

Урок повторении м-ла






Показывать взаимосвязь общества и природы, выявлять специфику общественных отношений.

Характеризовать сферы общественной жизни, показывать их взаимосвязь.

Приводить примеры многообразия и единства мира. Раскрывать смысловые различия понятия «культура». Объяснять понятие «культурные универсалии».

Характеризовать философские воззрения на сущность и бытие человека. Описывать возможности индивидуальной самореализации, основные проявления характера.



Выявлять отличительные признаки, характеризовать сущность и структуру человеческой деятельности. Определять связь потребностей и интересов, отличие между ними. Называть основные виды деятельности, показывать связь между ними, выделять их особенности.

Давать характеристику основным видам общения их функциям. Сравнивать основные точки зрения на соотношение деятельности и общения. Приводить примеры различным видам общения. Характеризовать виды социальных норм. Объяснять проявления отклоняющегося поведения и их последствие. Анализировать точки зрения ученых на причины отклоняющегося поведения.


Определять роль и назначение знаний, их видов, моделей, форм. Показывать взаимосвязь познающего человека и изучаемого предмета в процессе познания. Анализировать основные источники знаний человека о внешнем мире и о самом себе. Сравнивать различные взгляды философов на истину и ее критерии, причины относительности наших знаний. Проводить сравнительный анализ способов и методов научного и ненаучного познания, выявлять их особенности и значимость.

Характеризовать сферы общественной жизни, показывать их взаимосвязь. Приводить примеры. Определять сущность, роль и значение мировоззрения в деятельности человека. Характеризовать типы мировоззрения. Называть основные виды деятельности, показывать связь между ними, выделять их особенности. Сравнивать основные точки зрения на соотношение деятельности и общения. Характеризовать виды социальных норм. Определять роль и назначение знаний, их видов, моделей, форм.


Сравнивать виды духовной и материальной деятельности и культуры. Приводить примеры диалога культур. Оценивать деятельность людей, учреждений, СМИ по созданию, распространению и потреблению духовных ценностей. Определять проявление традиций и новаторства в культуре. Характеризовать современное состояние отечественной культуры, особенности современного отечественного производителя и потребителя культурной продукции.



Выявлять признаки и отличия массовой коммуникации от массовой информации.







Характеризовать общечеловеческие моральные ценности, определять их значение для граждан нашей страны в переломный момент исторического развития. Определять особенности религии и религиозного мышления, роль религии в жизни современного общества. Давать сравнительные обобщенные характеристики мировых религий, выявлять общие черты нравственных заповедей.



Показывать особенности искусства как формы культуры. Определять роль и место искусства в культуре 20 в. Выделять общие черты в таких формах культуры, как образование, наука, искусство. Характеризовать основные тенденции духовной жизни современной России.



Давать характеристику основным социальным группам. Определять причины социального неравенства. Приводить различные точки зрения на проблему социального неравенства. Раскрывать понятие: социальная мобильность. Определять причины социальных перемещений. Называть пути перемещений(социальные лифты).

Давать характеристику основным тенденциям в развитии социальных отношений для различных групп стран. Определять причины социальных конфликтов. Называть социальные аспекты труда. Раскрывать понятие культура труда. Показывать влияние культуры труда на социальные отношения.


Называть виды социальных норм, приводить примеры. Показывать значение социального контроля и самоконтроля. Определять причины отклоняющегося поведения, опасность и последствия.

Приводить мнения ученых о развитии различных форм общности людей. Давать характеристику основным тенденциям в развитии межнациональных отношений(интеграции и дезинтеграции). Определять причины межнациональных конфликтов. Показывать причины, опасность и последствия национализма. Раскрывать суть гуманистического подхода к этническим проблемам. Сравнивать цели и сущность антигуманной и демократической национальной политики.

Раскрывать понятие: семья как социальный институт. Определять роль и значение семьи в современном обществе.

Определять основные психологические особенности юношеского возраста. Показывать изменения социальных ролей и статуса человека в молодые годы. Характеризовать основные черты современной молодежной культуры. Показывать особенности неформальных молодежных объединений.



Называть элементы социальной структуры общества.

Выделять факторы способствующие и препятствующие социальной мобильности.

Определять роль семьи в социальной структуре.


Сравнивать национальные общности с другими видами социальных общностей.


Показывать роль социальных институтов в процессе социализации личности.


Обобщение пройденного мат-ла


Общество, общественные отношения, культура.

Сферы общественной жизни, социальный институт, динамичная система.


Бытие человека, Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции, индивид, индивидуальность.



Деятельность, поведение, действия, поступки, потребности, интересы, объект, субъект, цель, средства, творчество, труд, игра, учение, интуиция, воображение.


Общение, функции общения, коммуникация, диалог, информация, социальные нормы. Социальный контроль, отклоняющееся поведение, преступность, наркомания.

Знание, познавательная деятельность, чувственное познание, рациональное познание, созерцание, абстрагирование, рационалисты, эмпирики, Истина, критерий истины, объективная истина, абсолютная истина, относительная истина, заблуждение, агностики, психологическая защита. Научное познание, методы научного познания, научная теория, научная революция, научный закон, эмпирическое познание, теоретическое познание, мысленный эксперимент, научное моделирование, мифология, народная мудрость, здравый смысл, паранаука, художественный образ, ритуал, эсхатология, социальное познание, конкретно-исторический подход, социальный факт, интерпретация социального факта, общественные , гуманитарные науки, самопознание, самооценка, самоисповедь.


Культура, духовная культура, духовные ценности, духовные потребности, духовное потребление, материальная культура, культурная традиция, новаторство в культуре, массовая, элитарная, национальная, «экранная» культуры, интернационализация культуры, диалог культур, поп-культура, кич-культура, культурный ландшафт, национальная идея,

Мораль, идеал, ценности, добро, добродетель, порок, зло, долг, совесть, моральный выбор, моральная оценка, «золотое правило нравственности», категорический императив, достоинство человека, Религия, религиозное мышление, мировые религии, нравственные заповеди, свобода совести, нирвана, исламизация, религиозные конфессии.

Искусство, духовный мир, духовность, сознание, ответственность. Интеллигентность, интеллект, удовлетворенность, притязания, менталитет, харизматический лидер



Социальная сфера, социальная дифференциация, социальное неравенство, класс, страта, социальный институт, социальная мобильность,

Социальные отношения, люмпены, маргиналы, социальный конфликт, культура труда, социальная политика.

Социальные нормы, социальный контроль, отклоняющееся поведение, преступность, наркомания.

Этнос, национальное самосознание, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность.

Семья как социальный институт, социальная политика.


Молодежь как социальная группа, тинейджеры, инфантилизм, субкультура, контркультура.







.























































Устный опрос. Проблемные задания. Таблица: «Общественные науки».

Таблица: «Социальные институты». План: «Особенности социальной системы».

Практические задания.


.


Решение познавательных и практических задач. Схема6 «Потребности человека».


Групповые письменные задания по вопросам.





Тест. Таблица: «Отношение философов к проблеме познаваемости мира». Схема: «Истина и ее критерии».








Задания по карточкам. Тест со свободными ответами. Таблица: «Функции культуры». Анализ источников социальной информации




. Решение проблемных задач. Словарь.

Таблица: «Мировые религии».




Схема: «Искусство и его формы». Сравнительный анализ различных точек зрения на перспективы развития современной России.



Схема: «Социальная структура общества».



Решение проблемных задач.



Таблица: «Виды социальных норм».


Эссе: «Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления».



Схема: «Функции семьи».

Задания по группам: проблемы современной молодежи и пути их решения.























































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

11 КЛАСС (68 ЧАСОВ)


Учебник: Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл.: базовый уровень / под ред. Кравченко.А.И. - М.: Просвещение, 2011.

Программа: История. Обществознание. 10-11 кл. Программы общеобразовательных учреждений.М.: Просвещение, 20011.А.Н.Кравченко

урока

Название раздела,тем уроков

Д/з

Элементы содержания

Количество часов





Тип урока

контроль

всего

по теме





1

Введение.


Повторение материала, изученного в 10 классе.

1



Тема I. Экономика (26 часов)

1

Экономика: наука и хозяйство

§1,с.6-9

Экономика и экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители эк. деятельности. Понятие ВВП.

3

лекция

Устн.опрос

2

§1,с.9-13



3



4

Экономический рост и развитие

§2, с. 17-22

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

3

Комб-й

семинар

5

§2,с.22-27



6



7

Рыночные отношения в экономике

§3,с.30-35

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

3

Комб-й

Фронт опрос

8

§3,с.35-39



9



10

Фирмы в экономике

§4,с.43-46

Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

2

лекция

Фронт.опрос

11

§4,с.46-52



12

Правовые основы предпринимательской деятельности

§5,с.54-60

Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

2

лекция

Сам раб

13

§5,с.60-64



14

Слагаемые успеха в бизнесе

§6,с.67-72

Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

2

практикум

работа со слов

15

§6, с.73-76



16

Экономика и государство

§7,с.78-82

Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

2

семинар

тест

17

§7,с.82-88



18

Финансы в экономике

§8,с.91-95

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

2

лекция

Сам раб

19

§8,с.95-100



20

Занятость и безработица

§9,с.103-107

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Госуд. политика в области занятости.

2

лекция


21

§9,с.107-111



22

Мировая экономика

§10,с.116-119

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

2

Уст.опрос

тест

23

§10,с.119-125



24

Человек в системе экономических отношений

§11,с.128-132

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя.

2

лекция

Сам раб

25

§11,с.132-135



26

Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика»

С.138-139

1



Тема II. Политика (15 часов)

1

Свобода в деятельности человека

§12,с.140-143

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

2

семинар

тест

2

§12,с.143-146



3

Общественное сознание

§13,с.148-152

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

2

практикум

работа со слов

4

§13,с.152-156



5

Политическое сознание

§14,с.158-163

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология.

2

лекция


6

§14,с.163-169



7

Политическое поведение

§15,с.172-177

Политическое поведение, его формы. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

2

лекция

Раб с карточ

8

§15,с.177-180



9

Политическая элита и политическое лидерство

§16,с.182-186

Политическая элита. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

2

Фрон.опр


10

§16,с.187-191



11

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи

§17,с.193-197

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

2

устопр

Сам раб

12

§17,с.197-201



13

Религиозные объединения и организации в современной России

§18,с.202-206

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

2

лекция


14

§18,с.206-210



15

Повторительно-обобщающий урок по теме «Проблемы социально-политического развития общества»

С.213-216

1


тест

Тема III. Правовое регулирование общественных отношений (21 час)

1

Современные подходы к пониманию права

§19,с.217-221

Естественное право. Тоталитарное правопонимание. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

2

лекция

тест

2

§19,с.222-227



3

Гражданин Российской Федерации

§20,с.228-232

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Права и обязанности налогоплательщика.

2

семинар


4

§20,с.232235



5

Экологическое право

§21,с.239-244

Экологическое право. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

2

практикум

тест

6

§21,с.244-248



7

Гражданское право

§22,с.250-255

Гражданское право. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя.

2

семинар

диктант

8

§22,с.255-260



9

Семейное право

§23,с.262-266

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

2

лекция

тест

10

§23,с.266-271



11

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

§24,с.274-279

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

2


Фронт.опр

12

§24,с.279-283



13

Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс

§25,с.286-292

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

2


тест Уст.опр

14

§25,с.292-297



15

Процессуальное право: уголовный процесс

§26,с.298-302

2

лекция


16

§26,с.302-308



17

Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное производство

§27,с.310-314

2

практикум

Сам раб

18

§27,с.314-318



19

Международная защита прав человека

§28,с.320-325

Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного и военного времени. Международное гуманитарное право.

2

лекция


20

§28,с.325-329



21

Повторительно-обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных отношений»

С. 331-333

1


тест

Итоговое повторение (4 часа)

1

Общество и человек начала XXI века

§29,с.333-337

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

2

семинар


2

§29,с.337-341



3

Итоговое повторение

С.345-347

Повторение материала, изученного в 11 классе

2

практикум

тест

4

С.347-349



5

Резерв времени


Выполнение заданий ЕГЭ прошлых лет.

1











Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения курса обществознания учащиеся должны

знать:

  • Основные понятия и термины;

  • Основные черты всех сфер жизни общества;

  • О характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными группами;

  • Свои права и обязанности;

уметь:

  • применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера;

  • получать социальную информацию из разнообразных источников;

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • · сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • · объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • · приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • · оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • · решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • · осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • · самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

иметь представление:

  • о социальной, экономической, политической, духовной сферы жизни общества

понимать

  • · социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • · сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • · характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • · содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • · полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • · общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • · нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • · реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • · первичного анализа и использования социальной информации;

  • · сознательного неприятия антиобщественного поведения.


© 2010-2022