Программа элективного курса по предпрофильной подготовке по юриспруденции

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17» городского округа

г. Стерлитамак Республики Башкортостан


Утверждено

приказом №375от 31.08.2015


Рабочая программа элективного курса

по предпрофильной подготовке

по юриспруденции

«В мире юридических профессий»

для 9-х классов












Составитель:

Адигамова Регина Игоревна,

учитель истории и обществознания











2015-2016 учебный год






Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г., элективного курса по предпрофильной подготовке

по юриспруденции «В мире юридических профессий» для 9-х классов (составитель Адигамова Р.И.) утверждена приказом №375 от 31.08.2015

Учебно-методический комплект:

  1. Основы правовых знаний: В 2 кн. :Учеб. Для 8-9 кл. Володина С.И., Полиевктова А.М., В.В.Спасская и др. М.: РФПР. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания.2010. Алексеев С.С.

  2. Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: Учеб. пособие для 8-9 кл. РФПР. Московский городского фонд поддержки школьного книгоиздания.2002 -2009

  3. Право, законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей / Для учащихся 9-11-х классов. М., 2011

Данный элективный образовательный курс рассчитан на 17 часов, 1 час в неделю.

Главными целями данного курса являются вопросы повышения правовой грамотности детей, формирование высокого уровня их воспитанности, ответственности и социальной активности.

Согласно концептуальным принципам правового обучения главными задачами современной школы должно стать формирование:

  • - уважения к праву,

  • - собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества,

  • - компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования в образовательном процессе:

  • способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;

  • коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;

  • систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков; конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.

Таким образом, правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.

Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.







Содержание программы курса «В мире юридических профессий»

Тема 1. Хочу быть юристом. Знакомство с профессией. Разнообразие юридических профессий в прошлом и в современном обществе. Аспекты профессиональной деятельности юристов, адвокатов, судей, юрисконсультов, прокуроров, нотариусов, следователей, частных детективов.

Тема 2. А судьи кто? Система судебной защиты прав личности. Статус судей. Принципы правосудия: равенство перед законом, гласность, участие общественности. Суд - орган, осуществляющий правосудие в нашей стране. Виды судов, их компетенция. Областной, районные (городские) суды. Суд присяжных в составе областного суда. Служба судебных приставов.д присяжных в составе областного суда.ения, доверенности, аппеляционные жалобы и т.д. Каким образом можно стать следователем.

Тема 3. Адвокат: особенности профессии. Оказание квалифицированной юридической помощи. Обязанности адвоката. Случаи бесплатной юридической помощи.

Тема 4. Прокурор на страже закона. Прокуратура - организация, осуществляющая надзор за соблюдением законов. Деятельность прокуратуры по расследованию уголовных дел. Участие прокурора в суде.

Тема 5. Деятельность нотариуса в мире права. Обязанности нотариуса. Нотариальные действия. Случаи, когда необходимо обратиться к нотариусу. Лица, совершающие нотариальные действия, в тех местах, где нет нотариуса.

Тема 6. Тайны следственной профессии. Следственные подразделения органов внутренних дел. ОВД Ростовской области (милиция - криминальная и общественной безопасности, подразделения предварительного следствия и т.д.) Особенности профессиональной деятельности следователей. История формирования профессии. Каким образом можно стать следователем. Кто может стать частным детективом. Приемы расследования преступлений.

Тема 7. Учимся читать законы и составлять нужные документы. Правила юридической техники. Составные части закона, их структура. Важные документы в жизни человека: заявления, доверенности, аппелляционные жалобы и т.д.

Тема 8. Практические советы о правилах поведения в трудовой сфере. Участники трудовых отношений: права и обязанности работника. Трудовой договор. Порядок оформления на работу. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора. Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству. Служба занятости Аксайского района.

Тема 9. Как организовать свое дело. Право и бизнес. Роль малого бизнеса в экономике страны. Российские (и Ростовской области) предприниматели. Нормы гражданского законодательства в сфере бизнеса. Юридические основы российского предпринимательства и его формы. Правила делового общения. Договорные отношения. Выполнение обязательств.

Тема 10. Почему я должен следовать закону? Итоговое занятие. Важность соблюдения закона и уважения права в стране. Проблемы преступности, наказуемости. Обстоятельства, исключающие преступность деяний (необходимая оборона, крайняя необходимость и др.). Система мероприятий по борьбе с преступностью, ее предупреждению в регионе.







Календарно-тематическое планирование

Наименование тем курса

Дата по плану

Дата фактическая

Примечание

1

Хочу быть юристом! Знакомство с профессией.

04.09

2

А судьи кто?

11.09

3

Система судебной защиты прав личности.

18.09

4

Адвокат: особенности профессии.

25.09

5

Оказание квалифицированной юридической помощи.

02.10

6

Прокурор на страже закона

09.10

7

Деятельность прокуратуры по расследованию уголовных дел. Участие прокурора в суде.

23.10

8

Деятельность нотариуса в мире права

30.10

9

Деятельность нотариуса в мире права

06.11

10

Тайны следственной профессии

13.11

11

Приемы расследования преступлений.

20.11

12

Учимся читать законы и составлять нужные документы

04.12

13

Важные документы в жизни человека: заявления, доверенности, аппелляционные жалобы

11.12

14

Практические советы о правилах поведения в трудовой сфере

15

Как организовать свое дело.

18.12

16

Правила делового общения. Договорные отношения. Выполнение обязательств.

17

Почему я должен следовать закону?

25.12



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения элективного курса ученик должен знать:

Знать/понимать

  • систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

Уметь

  • характеризовать право как элемент культуры общества, систему законодательства, основные отрасли права, систему конституционных прав и свобод человека и гражданина, механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России, принципы организации и деятельности органов государственной власти, порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров, формы социальной защиты и социального обеспечения, порядок получения платных образовательных услуг.

  • объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь, механизм правового регулирования, содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права, содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента), особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом.

  • различать формы (источники) права, субъектов права, виды судопроизводства, основания и порядок назначения наказания, полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека, объекты гражданского оборота, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способов и порядка разрешения споров;

обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.





Литература для учителя:

  1. Основы правовых знаний: В 2 кн. :Учеб. Для 8-9 кл. Володина С.И., Полиевктова А.М., В.В.Спасская и др. М.: РФПР. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания.2010

  2. Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: Учеб. пособие для 8-9 кл. РФПР. Московский городского фонд поддержки школьного книгоиздания.2002 -2009.

  3. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний».8-9 кл.: Пособие для учителя. РФПР. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания.2012

Литература для учащихся:

  1. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл. РФПР. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. 2002 5. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. М.2009.

  2. Певцова Е.А. Право.9 кл. М. РС.2008.

  3. Певцова Е.А.Книга учителю обществознания. М. РС.2008.

  4. Теоретические и методические основы преподавания права в школе. М РФПР. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. 2008

  5. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ.М.2008

  6. Комментарий к Трудовому Кодексу. М. 2008

  1. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М. 2008

  2. Комментарий к Административному кодексу РФ. М.2008

  3. Комментарий к Семейному кодексу РФ.М.2008

Рассмотрено Согласовано

на заседании МО заместитель директора МАОУ «СОШ №17»

гуманитарных предметов _______И.А. Силантьева

протокол № 5 от 28.08.2015 г.

Руководитель МО

_________Панова Е.Г.


© 2010-2022