«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога»

Эпиграфом выступления  выбрала слова Н.Г. Чернышевского и добавила к ним одно последнее предложение: «Три качества – обширные знания, привычка мыслить благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. И смог эффективно заниматься инновационной деятельностью». Что же такое инновационная деятельность педагога? Заглянем в словарь  Ожегова и составим тезаурус по теме выступления: ·        Деятель – лицо, проявившее себя в какой – нибудь общественной де...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».

Эпиграфом выступления выбрала слова Н.Г. Чернышевского и добавила к ним одно последнее предложение: «Три качества - обширные знания, привычка мыслить благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. И смог эффективно заниматься инновационной деятельностью».

Что же такое инновационная деятельность педагога? Заглянем в словарь Ожегова и составим тезаурус по теме выступления:

  • Деятель - лицо, проявившее себя в какой - нибудь общественной деятельности.

  • Деятельность - 1 - занятие, труд;

2 - работа каких - нибудь органов, сил природы.

  • Деятельный - живой и энергичный (в работе)

  • Инновация - обновление, новинка, изменение.

  • Образовательный процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных задач.

  • Педагог - лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой (образовательным процессом)

  • Система - это множество частей, элементов, взаимодействующих между собой и интеграция (объединение) их в целое.

Получается, что инновационная деятельность педагога - это системная работа учителя, направленная на обновления или изменения образовательного процесса с целью достижения более качественных результатов.

Из чего же складывается система инновационной деятельности педагога. На мой взгляд, из следующих элементов:

  1. Философское педагогическое мировоззрение;

  2. Выбор педагогических ценностей;

  3. Рефлексивный смысл своей деятельности;

  4. Реализация своих способностей и задатков;

Представлю свою систему инновационной деятельности учителя обществознания.

Первый элемент системы - это философское педагогическое мировоззрение.

Известно давно, что учитель живет до тех пор, пока он учится, поэтому стремлюсь, чтобы моя педагогическая деятельность была научно - организованной, системной, целенаправленной, т.е. способствовала личностному и профессиональному развитию. Педагог - особенный человек, стремящийся, часто неосознанно, быть не просто учителем - предметником, а учителем жизни, для которого слово «долг» - ключевое, а смысл человеческой жизни - это образ его жизни, состояние души и особая система ценностей. Никто никогда за меня не решит проблему, уверена, что нельзя научить тому, чего не имеешь, поэтому для меня хорошей мотивацией в инновационной деятельности является быть здорово - нравственным профессионалом своего дела ради своих детей и детей, которых учу. Это моя педагогическая философия, моё мировоззрение:

  1. есть идеал, к которому стремлюсь, он обеспечивает «наполняемость» моей личности, не смотря не на какие условия (это педагогические ценности, на которых остановлюсь далее)

  2. стараюсь принимать жизнь такой, какая она есть, без критики и протеста

  3. живу в данный момент, считаю его самым важным в жизни

  4. стремлюсь, чтобы мои жизненные притязания соответствовали моим профессиональным и личностным возможностям

  5. ищу свое место в жизни, чтобы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от любой работы

  6. смотрю на жизнь как добрую сказку, с позиции счастливого и успешного человека

  7. осознаю себя частицей великих исторических процессов, понимаю, что являюсь творцом своей жизни и возможно истории планетарной

  8. с гордостью принимаю свой социальный статус педагога и достойно прибываю в нем

  9. вижу в недоброжелателях строгих и бескомпромиссных учителей

  10. знаю, что очень нужна на своем месте, нужна людям, стране, планете, истории, вечности.

Второй элемент системы - выбор педагогических ценностей.

Для жизни и профессиональной инновационной деятельности выбрала следующие.

Пирамида моих педагогических ценностей

«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».


«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».Стремление к успеху

Профессиональное и

личностное развитие педагога

«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».

Труд и ориентация на его качество

«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».

Человек, его жизнь и здоровье

«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».

1. Ценность «человек, его жизнь и здоровье» - это единая, высшая и абсолютная ценность всех культур, народов. Все остальные служат сохранению и развитию человека. Эта ценность, которую определила в основание своей педагогической пирамиды, находит отражение и в международных документах о правах человека.

2. Ценность «труд и ориентация на его качество» - важное условие существования, возможность удовлетворения всех моих потребностей, ощущение радости от результатов труда. Известно, что созерцание красоты труда человека положительно воздействует на нравственность.

3. Ценность «профессиональное и личностное развитие педагога» - это возможность быть востребованной, соответствующим современным условиям жизнедеятельности.

4. Ценность «стремление к успеху» - это постоянное целенаправленное личное и профессиональное саморазвитие, усиление направленности педагога на самореализацию, удовлетворение собственной потребности в самоутверждении, рефлексии, выработке собственной педагогической позиции, создании индивидуальной - авторской - педагогической системы. «Следуя качествам, присущим его деятельности, каждый человек имеет возможность достичь совершенства» (Бхагавад - гита, глава 18).

Данная пирамида педагогических ценностей служит для меня неким фокусом устремлений, желаний и рассматривается как важное условие моего существования. Естественно, что эти ценности активно воздействуют моё педагогическое сознание и поведение.

Единая система нравственных ценностей дает моральные стандарты (нормы) поведения, которые делают возможным мое устойчивое взаимодействие с окружающими людьми в любых ситуациях.

Все ценности находятся во взаимосвязи, в единстве и образуют мой целостный внутренний мир - «пирамиду ценностей».

Считаю что, ни один человек, вообще ни одно общество не может жить без ценностей. При этом, безусловно, у разных людей, коллективов они различны. Однако существует их сходство, ибо все мы люди, чем бы мы не занимались и где бы мы не жили.

Русский правовед П.И. Новгородцев (1866-1924) говорил:

«Являясь лицом и притязая на безусловное нравственное значение, я должен и в других лицах признать такую же безусловную ценность».

В образовании важен «знаниевый» подход (т.е. образовательный стандарт) и все же приоритет при этом отдаю личностному аспекту (личный опыт детей и педагога). Делаю установку на творческое сотрудничество с учениками, педагогами, родителями при решении взаимозначимых задач, на диалог, стремлюсь к субъектно-субъектному обучению.

Следующий элемент системы - рефлексивный смысл своей деятельности. Начинается (1шаг) с выбора содержания образовательного процесса.

В современной отечественной педагогической науке существуют разные концепции содержания образования. Отдаю предпочтение концепции гуманистического воспитания, в которой утверждается идея личностно-ориентированного (личностно-деятельного) подхода к выявлению содержания образования. Почему?

  1. Она включает опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений.

  2. Обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа.

  3. Требует самостоятельного применения ранее освоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных, обеспечивает развитие способностей у молодого поколения, развития культуры.

  4. Усвоение школьником элементов социального опыта направлено на трансформацию его в личный опыт, «перенос» социального в индивидуальное на основе особым образом организованной деятельности учащихся.

Все перечисленные элементы нового содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений. Убеждена: воспитанность предполагает знание о той деятельности, к которой устанавливается то или иное отношение, предусматривает овладение поведенческими навыками и умениями.

Данная концепция ориентирует меня как преподавателя обществознания на специальную работу по формированию у школьника системы общечеловеческих, толерантных ценностей, гуманного отношения к людям.

Это содержание концепции в полной мере отражают профильные учебники на которых остановила свой выбор.

Обществознание (10 класс, профильный уровень) Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова; обществознание (11 класс, профильный уровень) Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова, Х.Т. Холодковский.

Комплексы учитывают возрастные особенности учащихся, соответствует требованиям Госстандарта, дает целостную, динамично развивающуюся систему знаний об обществе, человеке, отдельных сферах жизнедеятельности общества, институтах общества. Особое внимание уделено социально-психологическим аспектам деятельности людей, что позволяет делать обучение мотивированным, личностно ценностно-значимым, повышает познавательную деятельность школьников. Учебники содержат увлекательный интересный материал, их рубрики позволяют установить взаимосвязи нового материала с ранее изученным, что придает знаниям системный характер. Вопросы для самопроверки, творческие, проблемно-поисковые задания ориентированы на практическое применение знаний. Они оттачивают очень важные интеллектуальные умения: анализировать информацию, сравнивать объекты, выявлять сущность, давать оценки с определенных позиций, конкретизировать положение теории.

Большое значение имеет рубрика «Работа с источниками» (10-11 класс), фрагменты которых помещены в конце параграфов. Анализируя источник, отвечая на поставленные вопросы к нему, обучающиеся получают неоценимый опыт выполнения одного из самых сложных заданий ЕГЭ по обществознанию. УМК содержат итоговые выводы, которые завершают каждую главу, а помещенные там же задания позволяют проверить педагогу, самому ученику качество знаний. Удобно, что задания составлены в формате требований ЕГЭ. УМК позволяют организовать творческую работу педагога и успешно использовать элементы современных технологий. Их главное достоинство вижу в вариативности: выборе подходов организации учебно-воспитательного процесса (УВП), в формах, методах, средствах обучения, учете индивидуальных возможностей учащихся, осуществление индивидуальной траектории развития ученика.

Следующий 2 шаг рефлексивного смысла деятельности это выбор методически грамотной структуры образовательного процесса, которая бы соответствовала инновационной деятельности учителя. Мой выбор (см. таблицу №1).

Структура образовательного процесса.


Потребность в образовании

Мотивы деятельности преподавателя

Мотивы деятельности учащегося

Смысл

Смысл

Цели деятельности преподавателя

Цели деятельности учащегося

Учебные задания

Деятельность преподавателя по управлению учением школьника

Механизм процесса усвоения

Механизм эмоционального отношения к содержанию, процессу, результату деятельности

Самоуправляемая учебная деятельность учащегося

Методы и формы организации продуктивного взаимодействия

Субъектный опыт: обученность, развитость, воспитанность

Рефлексия

Проектирование нового этапа образовательного процесса


Комментарии к таблице.

Данная структура требует выделения компонентов системы образовательного процесса и определения связей между ними. К компонентам образовательного процесса отношу:

  • стимулирующее-мотивационный (где стимулирую познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности),

  • целевой ( осознание мной и принятие учащимися целей и задач учебно-познавательной деятельности)

  • содержательный (содержание чаще всего предъявляю и регулирую сама с учетом целей обучения, интересов и склонностей учащихся).

  • Операционно-деятельный (наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса. Продумываю и выбираю методы, приемы, средства.)

  • Контрольно-регулировочный (включает в себя сочетание самоконтроля и моего контроля)

  • Рефлексивный (самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дельнейшего уровня учебной деятельности учащимися и моей педагогической деятельности).

Основой образовательного процесса является потребность обучающегося в саморазвитии, моя - создание образовательной среды. Мотив перерастает в цель деятельности при условии осознания каждым участником образовательного процесса в смысле деятельности (своей и другого). Цели деятельности учащихся и мои реализуются через самоуправленческую учебную деятельность самого школьника и мою деятельность по управлению обучающихся. Наши совместные действия определяются механизмом усвоения знаний, а так же механизмом эмоционального (личностного) отношения к содержанию, процессу и результату деятельности.

Взаимонаправленность и взаимообусловленность наших действий выражаются в формах организации взаимодействия. Промежуточным результатом процесса является субъектный опыт, включающий в себя обученность, развитость, воспитанность.

Необходима рефлексия хода и результата ОП, что является основой для проектирования нового этапа ОП.

Какая же происходит взаимосвязанная деятельность педагога и учеников в ОП?(3шаг)

Свой рефлексивный выбор представлю в таблице №2.

Образовательный процесс.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Стимулирование эмоционального отношения обучающихся к организуемой деятельности и их ориентация на успех.

Осознание целей и задач деятельности обучающихся.

Определение целей, задач образовательного процесса, организация деятельности обучающихся по определению целей

Развитие и углубление потребностей и мотивов деятельности.

Стимулирование потребностей обучающихся и мотивов деятельности.

Осмысление социальной, практической и личностной значимости содержания взаимодействия.

Определение содержания деятельности обучающихся.

Определение содержания своей деятельности взаимодействия с преподавателем и другими обучающимися.

Организация деятельности обучающихся по достижению целей совместно с учащимися.

Проявление личностно-смыслового отношения к деятельности и волевых усилий в процессе деятельности

Контроль, регулирование и коррекция ОП.

Самоконтроль и самокоррекция деятельности.

Рефлексия результатов деятельности обучающихся и своей педагогической деятельности.

Рефлексия результатов деятельности самого образовательного процесса и себя в нем.

Какое выбираю взаимодействие педагога и учащихся? (4 шаг)

Мой выбор (см. таблицу №3)

Взаимодействие как проявление особенностей ОП.

Параметры, описывающие ОП.

Характерные признаки взаимодействия.

1. Цель - содействую ученику в раскрытии реализации и развитии его личностного потенциала.

1. Динамическое развитие во взаимодействии (учитель - ученик).

2. Моя функция - организационно-стимулирующая.

2. Общее направление, руководство, рефлексивное управление, как управление самоуправляемой деятельностью учащихся.

3. Функция ученика - самоуправление деятельностью.

3. Внутренняя стимуляция, преобладание продуктивной рефлексии.

4. Стиль управления - сотрудничающий.

4. Показатель эффективности - роста самостоятельности учащихся.

5. Содержание - на уровне философского представления и обобщенных способов деятельности.

6. доминирующие методы - диалогические.

Итак, четвертый элемент системы(Рефлексивное осмысление инновационной деятельности) помог выстроить свою (5 шаг) педагогическую концепцию. Кратко представлю так:

Мой девиз - «Педагог - это сердце, отданное детям, бьющееся в унисон России».

Миссия - « Быть лидером, профессионалом своего дела».

Кредо - «Создание вокруг себя территории толерантности, социально партнерства».

Цель - «Помочь учащимся: научиться учиться, жить вместе, жить в ладу с самим собой».

Научиться учиться

Ф«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».ормировать в течение всей жизни



Интеллектуальную культуру Информационную культуру

Культуру самоорганизации Исследовательскую культуру

Научится жить вместе

«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».


Другой человек - ценность

«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».

П«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».ринятие Другого Понимание Другого Помощь Другому

«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».

Коммуникативная культура


Н«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».аучится жить в ладу с самим собой



Саморазвитие ученика

«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».«Преподавание обществознания в профильном классе. Инновационная деятельность педагога».

Мотивация Рефлексия Действие Эмоции

Характер и стиль взаимодействия - демократичность, диалогичность, открытость, рефлективность.

Формы организации учебного процесса - разнообразные, предпочтение отдаю групповым и коллективным.

Методы обучения проблемные: проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский.

Ведущие принципы - «выращивания»: природосообразности, преемственности, вариативности обучения, демократизации и гуманизма, толерантности.

Использую элементы современных педагогических технологий: технологии метода обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, критического мышления, модульного обучения, метода проектов, развивающего обучения, проведение учебных дискуссий с опорой на ИКТ.

Ожидаемый результат - «Удовлетворенность успехами в инновационной деятельности, счастье, здоровье».

Четвертый элемент системы «Реализация своих способностей и задатков», непосредственно связан с результатами и личными достижениями профессиональной деятельности.

Личные достижения профессиональной деятельности

Перечислю награды:

  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2006 №763/к-н.

  • Диплом 1степени Первого Всероссийского конкурса «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в образовательных учреждениях» (Федеральное агентство по образованию - 2007 год).

  • Благодарность института продуктивного обучения Российской Академии образования Кировского областного центра детско-юношеского туризма и экскурсий за активное участие в проведении Международного игрового конкурса «Золотое руно» - 2007.

  • Благодарственное письмо за высокие результаты работы по подготовке учащихся к областной олимпиаде по обществознанию (2008 год).

  • Благодарность избирательной комиссии Кировской области за высокий уровень подготовки учащихся по избирательному праву 2007 год).

  • Почётный диплом Районной Думы Малмыжского района Администрации Малмыжского района (занесение на Доску Почёта - 2008 год).

  • Диплом II степени управления образования администрации Малмыжского района в районном конкурсе «Мои инновации в образовании».(2008 год).

  • Сертификат Международного конкурса «Золотое руно» (2008 год)

  • Благодарственное письмо КИПК и ПРО, приказ от 2.01.2009 года № 013 За активное участие в работе инновационной площадки «Толерантность как ценностный ориентир воспитательной системы школ с полиэтническим составом обучающихся». (см. приложение п. 5.1.)

  • Благодарственное письмо Ульяновского КИПК и ПРО за большой вклад в гражданское воспитание школьников

7. Обобщение и распространение педагогического опыта.

Всероссийский уровень: Дипломант I Всероссийского конкурса «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в образовательных учреждениях (2007 год). Представлены авторские программы, проекты. Благодарственное письмо Конкурс «Открытая школа» (2007 год). Проект «Этнодилижанс».

Межрегиональный уровень: автор-составитель школьного сборника материалов открытого межрегионального семинара «Система работы образовательного учреждения по реализации проекта «Одарённые дети»» (2008 год). Выступление на пленарном заседании. Проведение творческой лаборатории. 2009г. Выступление на межрегиональной конференции в г. Ульяновске «Полиэтническое воспитание школьников. Проблемы. Опыт. Пути развития» по теме «Школа - территория социального партнерства».

Областной уровень: участник конкурса «Мои инновации в образовании» (2008 год) и областной инновационной площадки по теме «Толерантность как ценностный ориентир воспитательной системы школы с полиэтническим составом обучающихся». (2008 год). Автор открытого мероприятия «Из окна этнодилижанса», урока толерантности. Участие в курсовой подготовке КИПК и ПРО «Толерантность - ценностный ориентир воспитательной системы школы с полиэтническим составом обучающихся», в рамках которой проведен семинар «Опыт школы по формированию толерантной среды школьников».

Районный уровень: призёр конкурса «Мои инновации в образовании», проведение творческой лаборатории на РМО учителей обществознания, открытых уроков: 2006 год-обобщающий урок по разделу «Об обязанностях гражданина» (9 кл.), 2007 год - «Гражданин и государство» (9 кл.), 2008 год - «Толерантность в современном мире» (11 профил. класс) 2009 год - «Путь к успеху - развитие личности» (10,11 кл. профиль)

Участие в работе творческих коллективов и конкурсах педагогического мастерства.

В работе творческих коллективов - руководитель школьной творческой группы молодых специалистов по проблеме «Педагогические, психологические, воспитательные аспекты современного урока» (12 лет).

Руководитель методического совета по подготовке документов на конкурс общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

Активная участница областной инновационной площадки по теме: ««Толерантность как ценностный ориентир воспитательной системы школы с полиэтническим составом обучающихся».

Организатор и активный участник Межрегиональных, районных семинаров в рамках, которых были выступления о системе работы по темам семинаров, проводились открытые уроки граждановедения, истории (5 класс), обществознания, творческие лаборатории, мастер-класс.

С 2009 года являюсь руководителем районной творческой лаборатории «Инновационная деятельность педагога».

В конкурсах педагогического мастерства - I Всероссийский конкурс «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в образовательных учреждениях» диплом 1 степени; Всероссийский конкурс «Открытая школа»; районный и областной конкурсы «Мои инновации в образовании», работа рекомендована для занесения в областной банк педагогической информации.

Являюсь автором школьных программ «Преемственность между начальной и основной общеобразовательными школами», проектов «Организация системы предпрофильной подготовки», «Одаренные дети», «Этнодилижанс», «Школа - территория социального партнерства». (см. приложение электронный носитель).

Являюсь автором-составителем сборников: Система работы образовательного учреждения по реализации проекта «Одаренные дети»; «Мои инновации в образовании» часть 1; часть 2, «Из окна этнодилижанса»; «Методическая работа: анализ и планирование». Разработаны два авторских урока для профильного обучения: «Толерантность в современном мире», «Путь к успеху - развитие личности».

Сведения о прохождении курсов повышения квалификации:

  • 2005 год (26.09 - 17.12) «Управление проектной деятельностью обучающихся» КИПК и ПРО

  • 2006 год (27.11-01.12) «Урок XXI века» семинар действительного члена (академика) Российской академии образования доктора педагогических наук, профессора Марка Максимовича Поташника. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр повышения квалификации работников образования» город Киров (сертификат).

  • 2007 год (06.04-18.05) курсы «Информационные технологии в образовании» КИП и ПРО (удостоверение).

  • 2008 год (13.10-17.10) обучение по теме «Современные подходы к информатизации образовательного пространства» Санкт-Петербургский университет имени профессора М.А. Бонч-Бруевича (сертификат), (04.09-31.11) курсы по программе подготовки педагогов к работе в условиях профильной школы КИПКиПРО (свидетельство).

  • 2009 год (2.02 -7.02) краткосрочные курсы «Технология экспертизы и оценки педагогического опыта участников профессиональных конкурсов (справка-подтверждение)

8. Проблема и творческие перспективы педагога.

Должна отметить, что курсовая подготовка для меня - это всегда новый толчок к инновационной деятельности. После нее хочется созидать, творить, двигаться к светлым горизонтам.

Проблема - нерациональное распределение времени для инновационной деятельности, которая меня увлекает. Перспективы - публикация собственных наработок, авторских уроков, усовершенствование научной организации труда, участие в инновационных образовательных конкурсах.


© 2010-2022