Рабочая программа по обществознанию для 11 класса (профильный уровень)

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебниковой к учебнику "Обществознание" (для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень) под редакцией Л.Н. Боголюбова и других. Количество часов - 105 час. (из расчета 3 часа в неделю). Программа учитывает, что в профильных классах как...
Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «Гимназия №8»

«Рассмотрено»

на заседании кафедры

протокол № ________

от «____»_____20___ г.

Зав. МК/МО_________


«Согласовано»

заместитель директора по УВР/ УМР

_________________

«___»_____20__ г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Гимназия №8» Н.С.Сазонова

_________________

«___»____20____ г.



Рабочая программа по учебному предмету/курсу


обществознание

(наименование предмета/курса)

для 11 б класса

(среднего общего образования)

(профильный уровень)






Составитель: Стрельцова Т.П.

Квалификационная категория: высшая



Сроки реализации программы:

01.09. 2014г. - 31.05. 2015г.










г. Рубцовск, 2014

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по обществознанию, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089, согласно приказу Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», Положения о рабочей программе по учебному курсу и учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 8» и годового календарного графика на 2014 - 2015 учебный год, на основе учебной программы по обществознанию для учащихся 11 класса (профильный уровень), которая составлена на основе программ Л.Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и А.И. Матвеева, вошедших в сборник программ министерства образования РФ. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы, способствует реализации единой концепции обществоведческого образования.

Содержание среднего общего обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера.

В данном курсе представлена основа важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.

Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучается экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.

Содержательными компонентами курса кроме знаний являются: социальные навыки, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических демократических ценностей.

Цели и задачи изучения предмета:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании правовых отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства);

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Общая характеристика учебного предмета

Курс обществознания (11 класс) на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.

Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне основывается на концептуальном подходе и принципах системного анализа. В процессе изучения курса важно опираться на исторический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками социальной информации. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, решение проблемных, логических, творческих задач, участие в дискуссиях, диспутах, отстаивание и аргументацию своей позиции. Знания и практические умения, приобретаемые учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности. Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Место предмета «Обществознание» в учебном плане

В соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по обществознанию, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089, на изучение курса по предлагаемой программе отводится 105 часов (3 часа в неделю). Данная программа составлена в соответствии с этим распределением учебного времени.

В программу включены часы на промежуточный и итоговый контроль. В авторской программе предусмотрены 25 резервных часов, которые в Рабочей программе отведены на дополнительное изучение тем: Введение - 1 ч., «Социальное развитие современного общества» - 14 ч., «Политическая жизнь современного общества» - 1 ч., «Духовная культура» - 2 ч., «Современный этап мирового развития » - 4 ч., итоговое повторение - 3 ч. Авторская программа курса не изменена.

Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков

С учетом уровневой специфики преподавания и индивидуальных учебных возможностей учащихся выстроена система учебных занятий. В преподавании предмета в 11Б классе планируется использовать преимущественно следующие педагогические технологии на основе развивающего обучения:

  • технологию критического мышления;

  • технологию проблемного обучения;

  • технологию развивающего обучения;

  • технологию индивидуализации обучения;

  • проектно-исследовательскую технологию;

  • компьютерную технологию (создание презентаций).

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности и самостоятельной учебной работе, учету индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности важно уделить особое внимание способности учащихся 11Б класса самостоятельно организовать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения. В этом классе возможно увеличение объема домашнего задания за счет самостоятельного изучения ряда вопросов учебных тем курса. Домашнее задание может изменяться в зависимости от степени усвоения материала, темпа работы обучающихся на уроке. Домашнее задание предполагает не только выполнение тренировочных заданий, но и другие формы: домашние творческие работы в виде сообщений, презентаций, выполнение проблемных и практических заданий.

Контрольно-оценочная деятельность

Рабочая программа предусматривает систему контроля. Текущий контроль осуществляется на каждом уроке во время учебных занятий, повторительно-обобщающих уроках. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется на основе Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся средней ступени образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия №8» (Приложение 2).

В течение учебного года возможны корректировки рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Планируемые образовательные результаты - использование приобретенных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, осуществление самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации, определения личной гражданской позиции, качественный показатель ЕГЭ.


Содержание программы

"Обществознание"

(профильный уровень)

11 класс. (105 часов)

Тема. Социальное развитие современного общества (28 ч)

Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.
Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.

Тема. Политическая жизнь современного общества (28 ч)

Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.

Тема. Духовная культура (16 ч)

Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.

Тема. Современный этап мирового развития (8 ч)

Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.

Резерв времени - 25 ч.

Требования к уровню усвоения предмета.

В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик 11 класса должен

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.









































Методическая литература для учителя:

1.Баранов П.А. Обществознание в таблицах. 10-11 кл. Справочные материалы./П.А.Баранов.-М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2012-187с.

2.КИМы ГИА и ЕГЭ (2011-2013гг).

3.Конституция Российской Федерации

4. А.В.Махоткин, Обществознание в таблицах и схемах, М.»Эксмо», 2010 г

5.Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень /[ Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред.Л.Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- 5 издание., дораб. - М.: Просвещение, 2011г.-432с.

6.Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс.- М.: ВАКО, 2010.- 272с.

7.Преподавание истории и обществознания в школе. Научно-методический журнал.

8.Семейный кодекс.

9.Трудовой кодекс.

Учебно-методический комплект для обучающегося:


1.Баранов П.А. Обществознание в таблицах. 10-11 кл. Справочные материалы./П.А.Баранов.-М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2012-187с.

2.КИМы ГИА и ЕГЭ (2011-2013гг).

3.Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень /[ Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред.Л.Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- 5 издание., дораб. - М.: Просвещение, 2011г.-432с.

4. Обществознание: Практикум: пособие для 11 класса: профильный уровень/под ред. Л.Н.Боголюбова - М.: Просвещение, 2010.

Интернет-ресурсы

vor-stu.narod.ru. - учебное пособие по социологии

people.nnov.ru. - электронный учебник по социологии

humanities.edu.ru. - материалы по различным разделам гуманитарных наук, варианты ЕГЭ по обществознанию.

ido.edu.ru - «федеральный фонд учебных ресурсов»

sputnik.mto.ru. - рекомендации по изучению обществознания на базовом и профильном уровне.

som.fio.ru - в помощь учителю

energy-mgn.mn.ru - электронный учебник по политологии

gov.ru -официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации

president. kremlin.ru - Президент России: официальный сайт

uznay-prezidenta. Ru - Президент России - гражданам школьного возраста

econom.nsc.ru/jep/ - виртуальная экономическая библиотека

econom.nsu - вопросы школьного экономического образования: международный учебно-методический журнал

gallery.economicus.ru/dovuz/journal/. Ru - Галерея экономистов

nasledie.ru - информационно-аналитический портал «Наследие»

Материально-техническое обеспечение:

  1. Проектор

  2. Компьютер

  3. Документ-камера

  4. Мобильный класс











Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Авторская программа

Авторская программа

(резерв)

Рабочая программа

Сроки изучения материала

1

Введение

-

1

1

сентябрь

2

Социальное развитие современного общества

28

14

42

сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

3

Политическая жизнь современного общества

28

1

29

декабрь, январь, февраль,

март

4

Духовная культура

16

2

18

март, апрель, май

5

Современный этап мирового развития

8

4

12

май

6

Итоговое повторение

3

3

май

Итого:

80

25

105


Примечание: резервные уроки в количестве 25 часов распределены по основным темам курса, включая повторительно-обобщающие уроки.




© 2010-2022