• Преподавателю
  • Обществознание
  • Технологическая карта по обществознанию на тему Социальные нормы и санкции. Социальный контроль. Самоконтроль (1 курс СПО)

Технологическая карта по обществознанию на тему Социальные нормы и санкции. Социальный контроль. Самоконтроль (1 курс СПО)

Технологическая карта урока обществознания на 1 курсе СПО. Тема занятия:Социальные нормы и санкции. Социальный контроль. Самоконтроль. Время проведения занятия: 1час 20 мин. Занятие изучения нового материала. В разработке уделяется внимание развитию общих компетенций у учащихся, умения дисскутировать, анализировать полученную информацию. Технологическая карта позволяет преподавателю наиболее эффективно подготовиться к занятию. В ней наглядно представлена деятельность преподавателя и отдельно дея...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Группа: ИСО-14, ЗИО-14

Дисциплина: обществознание

Тема урока: Социальные нормы и санкции. Социальный контроль. Самоконтроль.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с понятиями «социальные нормы», «санкции», «социальный контроль».

Развивающие: развивать умение классифицировать информацию, применять полученные знания на практике, умение вести дискуссию, ОК2, ОК4, ОК6.

Воспитательные: формировать навыки социального поведения

Материально-техническое оснащение: ТСО (интерактивная доска, проектор, компьютер)



Планируемые результаты урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя, задания для обучающихся

Деятельность обучающихся, её содержание, формы и методы

УМО

Компоненты профессиональных компетенций

Компоненты общих компетенций



ОК2 (выстраивать план деятельности)








































Организация начала урока, определение темы и целей урока.








  1. Орг. момент

  2. Мотивация:

- вступительное слово учителя (Рождаясь, человек вступает в общество. В обществе свои правила и законы. Как вы считаете, нужны ли обществу правила и законы и почему?

Научно эти правила и законы называются социальными нормами. Сегодня о них и пойдёт речь. Давайте запишем тему урока. Вопросы, которые мы сегодня разберём:

  1. Социальные нормы, их значение

  2. Социальный контроль







Отвечают на вопрос.

Записывают тему урока









Слайд № 1, 2

















































ОК4 (классифицировать информацию)







































































































































ОК6 (при необходимости отстаивать собственное мнение)



















































































































ОК4 (определять соответствие информации поставленной задаче)















ОК6 (при необходимости отстаивать собственное мнение)

Изучение нового

материала

Норма - это… слово латинского происхождения, переводится как правило , «образец».

Социальные нормы - правила поведения, принятые в обществе. Они предписывают или запрещают определённый тип поведения.

- социальные нормы - стражи порядка и хранители ценностей.

- социальные нормы направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать;

-в нормах люди видят эталоны, модели, стандарты поведения, благодаря социальным нормам человек получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми.

Проблемный вопрос: Какие нормы существуют в обществе?

Деление листа на две половины. В первой половине перечислены виды социальных норм.

Социальные нормы:

1. нормы морали (в них выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости)

2. нормы традиций и обычаев (Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения)

3. религиозные нормы (к ним относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями)

4. политические нормы (нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения, прежде всего, должны соблюдать члены данных организаций)

5. правовые нормы (формально определенные правила поведения, установленные государством)

6. эстетические нормы (закрепляют представления людей о прекрасном и безобразном)

7. нормы этикета (культура поведения людей в обществе).

Во вторую половину учащиеся записывают примеры социальных норм:

  1. Мужчина, выходя из автобуса, подаёт руку своей спутнице (этикет)

  2. Правоверный мусульманин обязан 5 раз в день совершать намаз (религия)

  3. Требование платить налоги государству (правовая)

  4. Знаменитый «круг Леонардо да Винчи» (пропорции правильного человеческого тела) (эстетическая)

  5. Президент РФ избирается всенародным прямым голосованием (политическая)

  6. Ставить ёлку на Новый Год (традиция)

  7. Помогать младшим, заботиться о престарелых, не обижать женщин, не говорить плохо о человеке в его отсутствие (мораль)

Установление соответствия между видами социальных норм и примерами с помощью стрелок. Работа в парах.

Проблемный вопрос. Что необходимо для того, чтобы нормы соблюдались?

Социальный контроль - система регулирования поведения людей и поддержания общественного порядка. Существует внешний и внутренний самоконтроль.

Слово учителя: учитель объясняет, кто осуществляет внешний контроль (вспомнить о социализации и об агентах социализации) и внутренний самоконтроль (совесть). Социальный контроль выражается в социальных санкциях- меры поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы и правила поведения.

Запись определения санкций. Санкции - это любая реакция на поведение человека или группы со стороны остальных.

Виды санкций:

  1. Формальные негативные (наказание за преступление закона или нарушения административного порядка - штраф, тюремное заключение, исправительные работы и др.)

  2. Неформальные негативные (осуждение человека за поступок со стороны общества - оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др,)

  3. Формальные позитивные (поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций - награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.)

  4. Неформальные позитивные (благодарность и одобрение неофициальных лиц - друзей, знакомых, коллег - похвала, одобрительная улыбка и др.).

Определите вид санкции: правительственная награда, низложение с престола, штраф, улыбка, аплодисменты, клевета, дружеская похвала, комплимент, ученая степень, лестные отзывы, понижение в должности, лишение специального права, вручение почетной грамоты.

Проблемный вопрос. Всегда ли поведение людей соответствует социальным нормам?

Слово учителя:

Эйхман Адольф- во времена Второй мировой войны распределял узников в лагеря. Считал, что он ни в чём не виноват, просто исполнял свои обязанности, хорошо выполнял свою работу, выполнял указания начальства. Это пример того, что не всегда надо соблюдать общественные правила, нужно уметь анализировать.



Записывают, что такое социальные нормы.









Просмотр слайда № 4.

Заполнение таблицы (первая колонка).





















Просмотр слайда № 5 и заполнение второй колонки.















Установление соответствия в тетрадях.

Отвечают на проблемный вопрос.

Просмотр слайда и запись определения в тетрадь.









Просмотр слайда и запись в тетрадь.





















Просмотр слайда и ответ на вопрос устно.



Слайд № 3











Слайд № 4.























Слайд № 5





















Слайд № 6











Слайд № 7, 8























Слайд № 9, 10

Подведение итогов урока.

Рефлексия. Что узнали нового? Делают выводы.

Отвечают на вопрос устно.




© 2010-2022