Рабочая программа по обществознанию 6 - 9 классы. По учебнику Кравченко А. И

Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа реализует Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по обществознанию, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089. Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по обществознанию (2011 г.) и ориентирована на работу по УМК:

Программа: 1. А.И. Кравченко Обществознание. Программа курса для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово», 2011 г. 2. А.И.Кравченко Программа «Обществознание 8-9 класс». - М.: Русское слово, 2010 г.

Учебники: 1. А.И. Кравченко «Обществознание 6 класс» - М.: Русское слово, 2013. 2. А.И.Кравченко «Обществознание 7 класс» - М.: «Русское слово», 2013 г. 3. А.И.Кравченко «Обществознание 8 класс» - М.: «Русское слово», 2010 г. 4. А.И.Кравченко «Обществознание 9 класс» - М.: Русское слово, 2010 г.

Пособия: 1. А.И. Кравченко Тесты по обществознанию 8-9 класс; 2. А.И. Кравченко Задачник по обществознанию 8-9 классы; 3. С.В. Агафонов Схемы по обществознанию 8-9 класс (к учебникам А.И.Кравченко).

Рабочая программа 6-9 класс (базовый уровень) рассчитана на 136 учебных часов, по 34 часа в каждом классе, 1 час в неделю в каждом классе.

Цели и задачи курса

Цель: развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.

Задачи:

Воспитательные:

- продолжить воспитание гражданственности и любви к Родине, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- сформировать основы нравственной, правовой, политической, экологической культуры.

Образовательные:

- сформировать у учащихся целостное представление о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

- способствовать освоению учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

Развивающие:

- содействовать самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

- сформировать умениям познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

- содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен знать/понимать

 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

 сущность общества как формы совместной деятельности людей;

 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

 содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; уметь

 описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

 объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

 приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

 осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

 самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; - нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; -

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; -

первичного анализа и использования социальной информации; - сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

VI класс

Учащиеся должны знать:

Понятия: общество, страна, государство; сферы общества (экономическая, политическая, духовная, социальная), их характеристику: что такое сообщество, организации, семья, школа;

Кто такие производители, потребители, предприниматели, менеджеры; определение «экономика»;

Что такое молодежная экономика, карманные деньги, возможные способы подростковых заработков;

Как относятся к труду в современном обществе;

что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового права;

особенности труда несовершеннолетних; труд и отдых, взаимосвязь прав и обязанностей граждан (налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества, забота о детях);

Историю понятия Гражданин, определение гражданина и гражданства, что такое закон «О гражданства», отличительные черты Российского государства»;

Понятия - право, источники права, права и обязанности несовершеннолетних, право на собственность, право на образование, понятие ответственности, преступления, уголовной ответственности;

Понятие «конституция», значение конституции в государстве, Содержание и форма основного закона РФ, что такое власть, разделение властей, президент, Совет Федерации, Государственная Дума, местное самоуправление;

Что такое мораль, сходства и различия морали и права, представления о добре и зле, соотношение права и добра.

Учащиеся должны уметь:

Объяснять взаимосвязь природы и общества;

Характеризовать экологические проблемы;

Характеризовать социальные отношения;

Характеризовать основные нормы правовых основ брака, характеризовать семью как малую группу;

Решать правовые задачи.

VII класс

Учащиеся должны знать: Определение возраста; понятия: подросток, тинэйджер; особенности подросткового периода, иметь представление о системе ценностей подростка, пути и возможности самоутверждения;

Место подростка в обществе в различные исторические эпохи;

Понятия: взросление, подростковый оптимизм, подростковый пессимизм, альтруизм, эгоизм;

Физические изменения происходящие в подростковый период; комплекс неполноценности; иметь представление о путях преодоления комплекса неполноценности; Определения понятий: личность, характер, способность, интеллект, чувство, эмоции; основные характеристики личности;

Основные составляющие психической жизни человека; влияние семьи на самооценку подростка;

Выдающихся личностей в истории, факторы влияющие на развитие выдающейся личности;

Определение понятий: лидер, формальный лидер, неформальный лидер, роль лидера в обществе, иметь представление об основных элементах лидерства;

Понятия: социальная среда, бедность, богатство, факторы влияющие на социальную среду подростка;

Определение группы;

Определение межличностных отношений;

Определение большой группы, что такое ненормальное, аномальное и девиантное поведение;

Понятие «юридические отношения», права и обязанности детей и подростков; Определение гражданства, пути его получения, основные гражданские права и свободы; Причины противоправного поведения в подростковом возрасте;

Источники риска в подростковом возрасте.

Учащиеся должны уметь:

Характеризовать возрасты человека;

Характеризовать особенности воспитания подростков;

Характеризовать типы темперамента;

Характеризовать уровни самооценки;

Соотносить самооценку и влияние группы;

Характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений;

Описывать различия в отношениях со знакомыми и незнакомыми людьми; Характеризовать подростковые ситуации риска;

Характеризовать факторы, влияющие на образ жизни;

Характеризовать роль городов в развитии общества.

VIII класс

Учащиеся должны знать:

Понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация;

Способы защиты природы, организации, реализующие эту задачу, понятия и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, экологические программы;

Разные подходы к типологии обществ, сравнения различных типов обществ;

Понятия и термины: закон ускорения истории, социальный прогресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы;

Понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности;

Характеристику потребностей человека; понятия: потребности, свобода, ответственность; Понятия и термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение;

Роль экономики в жизни общества, структуру экономики;

Функции денег и их исторические формы;

Связь спроса и предложения, факторы рыночной экономики, характеристика рыночной экономики;

Основные функции цены, понятия: конкуренция, монополия, олигополия;

Характеристику предпринимательской деятельности, роль малого бизнеса;

Способы воздействия государства на экономику, сравнение государственного и рыночного регулирования;

Характеристику бюджета семьи;

Нормы правового регулирования трудовых отношений, причины безработицы;

Сущность социальной структуры, социального статуса и социальных отношений; Характеристику образа жизни;

Характеристику больших и малых групп, причины национальных конфликтов, пути решения социальных конфликтов;

Основные нормы правовых основ брака.

Учащиеся должны уметь: Называть основные сферы общества и характеризовать их;

Объяснять взаимосвязь природы и общества, характеризовать экологические проблемы; Анализировать характерные черты общества;

Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР;

Характеризовать общение, сравнивать виды межличностных отношений; Объяснять связь спроса и предложения;

Называть основные функции цены;

Высказывать суждения о роли малого бизнеса;

Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики;

Характеризовать социальную структуру общества;

Выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации;

Объяснять причины межнациональных конфликтов, сравнивать пути решения социальных конфликтов;

Характеризовать семью как малую группу.

IX класс

Учащиеся должны знать:

Влияние: понятие, формы, способы, власть, авторитет;

Причины зарождения государства, его функции, основные признаки; Факты подтверждающие процессы объединения и отделения наций;

Сущность форм правления, сущность демократической формы правления, характеристику политической системы государства;

Политические режимы: понятие, типы и формы; Понятие гражданского общества, пути становления гражданского общества, институты гражданства, признаки правового государства;

Основные формы участия граждан в политической жизни страны, процедуру выборов, роль референдума в общественной жизни;

Основные признаки политических партий, функции и роль;

Роль права в системе социальных норм, отрасли права, нормы права; Историю отношений власти и закона, систему высших органов власти в РФ, принципы разделения властей; Понятие, структуру конституции;

Правовое регулирование имущественных отношений;

Предмет трудового права, семейного права, основные нормативные документы, права и обязанности супругов, родителей и детей;

Основные виды юридической ответственности; особенности наказания несовершеннолетних;

Многозначность понятия культура, правила этикета, понятие культурной нормы, виды культурных норм, особенности молодежной субкультуры;

Что такое религия, виды религий; особенности мировых религий;

Объекты и субъекты художественной культуры, функции культуры и искусства; Что представляет собой образование как институт общества, структуру современного образования; права и обязанности участников учебного процесса; Функции науки, классификацию наук.

Учащиеся должны уметь:

Анализировать ситуации связанные с деятельностью власти;

Уметь сравнивать формы правления6 республику и монархию;

Объяснять особенности политических режимов;

Объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни общества;

Сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;

Объяснять сущность разделения властей;

Называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения, приводить примеры прав потребителя и способы их защиты;

Характеризовать трудовое право, правовой статус несовершеннолетних;

Давать правовую характеристику брачно-семейных отношений; Анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;

Характеризовать систему местного самоуправления;

Характеризовать духовную жизнь человека и общества;

Анализировать привычки, манеры людей;

Объяснять назначение тех или иных санкций в обществе;

Анализировать формы культуры;

Сравнивать мировые религии, выделять общее и различия;

Анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают; Разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; правовой статус ученика.

Содержание учебного материала

6 класс

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

Повторение пройденного в 5 классе. Потребности, мотивы, интересы и ценности человека. Деятельность и поведение, действия и поступки. Гендерные различия. Познание и знания. Национальные и культурные различия в обществе. Терпимость - основа мирного сосуществования народов в ХХI веке. Уважение к старшим. Семейные традиции и ценности - важная часть процесса социализации.

Что изучают в 6 классе. Общество - большой «дом человечества». Причины и направления развития общества. Социальный прогресс. Типы обществ. Основные сферы общественной жизни. Особенности российского общества. Знакомство с содержанием учебника обществознания 6 класса.

Основные термины и понятия: общество.

Глава 1. ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» (13 часов)

Тема 1. Что такое общество? (1 час)

Что такое общество и как оно появилось. Многообразие обществ. Страна. Государство. Что связывает людей в общество. Коллективные нормы. Общественные отношения.

Основные термины и понятия: общество, страна, государство, общественные отношения.

Тема 2. Сферы общественной жизни (1 час)

Как устроено общество. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Экономика. Политика. Социальная сфера. Духовная сфера.

Основные термины и понятия: сферы жизни общества.

Тема 3. Экономическая сфера общества (1 час)

Что такое экономика. Материальные потребности. Экономические ресурсы. Виды экономической деятельности. Производство. Распределение. Обмен. Потребление. Рынок. Спрос. Предложение. Деньги.

Основные термины и понятия: экономика, производство, распределение, обмен, потребление, материальное благо, рынок.

Тема 4. Труд и образ жизни людей (1 час)

Труд и образ жизни людей. Физический труд. Умственный труд. Работа. Работник и работодатель. Трудовая дисциплина. Квалификация. Профессия. Трудоголизм. Досуг.

Основные термины и понятия: труд, работа, профессия, образ жизни.

Тема 5. Политическая сфера и государственная власть (1 час)

Что такое политика. Внешняя политика. Внутренняя политика. Государственная власть. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Политическая жизнь общества. Общественное мнение. Выборы. Голосование.

Основные термины и понятия: политика, государственная власть, политическая жизнь, выборы.

Тема 6. Какие бывают государства? (1 час)

Основные точки зрения на происхождение государства. Государство. Признаки государства. Государственный суверенитет. Государственные символы. Государственное устройство. Виды государств. Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика.

Основные термины и понятия: государство, государственный суверенитет, монархия, республика.

Тема 7. Социальная сфера общества (1 час)

Социальная сфера. Социальная группа. Малые социальные группы. Большие социальные группы. Социальная общность. Российское общество. Этнос. Племена. Народности. Нации. Язык.

Основные термины и понятия: социальная сфера, социальная группа, малая группа, большая группа, социальная общность, этнос.

Тема 8. Социальные различия в обществе (1 час)

Социальные различия. Социальное неравенство. Классы современного общества. Высший класс. Средний класс. Низший класс. Нищета. Как решается проблема социального неравенства. Социальная справедливость.

Основные термины и понятия: социальное неравенство, социальная справедливость.

Тема 9. Духовная сфера общества (1 час)

Духовная сфера общества как часть культуры. Что такое культура. Материальная культура. Духовная культура. Искусство. Литература. Наука. Образование. Религия. Ценности, нравы.

Основные термины и понятия: духовная сфера общества, культура, ценности, нравы.

Тема 10. Духовные богатства общества и культурное наследие (1 час)

Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение. Культурное наследие: передача знаний и духовных ценностей молодому поколению. Библиотеки. Музеи.

Основные термины и понятия: духовные богатства общества, культурные ценности, культурное наследие, всемирное наследие.

Тема 11. Основные типы обществ (1 час)

Типы обществ. Развитие человечества от первобытного общества к постиндустриальному. Общества охотников и собирателей. Общества огородничества. Общества земледельцев и скотоводов. Аграрное (традиционное) общество. Индустриальное общество. Индустрия. Предприниматели. Наёмные работники. Постиндустриальное (информационное) общество.

Основные термины и понятия: типы обществ, аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Тема 12. Общественный прогресс (1 час)

Общественные изменения. Общественный прогресс. Общественный регресс. Пути общественного прогресса: реформы, революция. Глобальная революция. Неолитическая революция. Промышленная революция. Технический прогресс и его влияние на общество.

Основные термины и понятия: общественный прогресс, общественный регресс, реформы, революция, технический прогресс.

Промежуточный контроль (1 час)

Глава 2. ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ (14 часов)

Тема 13. Мир как единое целое (1 час)

Что такое мир. Мир как единое целое. Всемирные международные организации. Глобальный мир. Глобализация. Ускорение мирового общественного развития. Численность населения Земли и единство мира. Неравномерность развития человеческого общества.

Основные термины и понятия: мировое сообщество, глобализация.

Тема 14. Современное общество (1 час)

Современное общество. Современное производство. Роботизация. Нанотехнологии. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Информационная революция. Информационная индустрия. Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы.

Основные термины и понятия: нанотехнологии, средства коммуникации, информационная революция.

Тема 15. Глобальные проблемы современности (1 час)

Глобальные проблемы современности. Загрязнение окружающей среды. Демографические проблемы. Противоречия между богатыми и бедными странами. Угроза войн и распространения ядерного оружия. Международный терроризм.

Основные термины и понятия: глобальные проблемы человечества, терроризм.

Тема 16. Как спасти природу (1 час)

Что такое природа. Общество и природа. Экология. Экологический кризис в современном глобальном мире. Как спасти природу. Спасение природы в мире и в России. Что может сделать подросток для спасения природы.

Основные термины и понятия: природа, экология, экологический кризис, Красная книга.

Тема 17. Российское общество в начале XXI в. (1 час)

Россия как часть мирового сообщества: история и современность. Российское общество в начале XXI в.: политическое развитие, социальное развитие, экономическое развитие, духовное развитие.

Основные термины и понятия: российское общество.

Тема 18. Ресурсы экономического развития нашей страны (1 час)

Экономические ресурсы: земля, труд, капитал, управление. Ресурсы и возможности развития нашей страны. Ограниченность и потери ресурсов. Задачи развития отечественной экономики.

Основные термины и понятия: ресурсы.

Тема 19. Конституция - Основной закон государства (1 час)

Право. Нормативный правовой акт. Конституция - Основной закон государства. Признаки конституции. История конституций в России. Референдум.

Основные термины и понятия: право, нормативный правовой акт, правовые нормы, конституция, референдум.

Тема 20. Основы конституционного строя Российской Федерации (1 час)

Что такое конституционный строй. Гуманизм как главная особенность Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Как в Конституции РФ определены основы нашего общественного устройства.

Основные термины и понятия: конституционный строй.

Тема 21. Государственное устройство России (1 час)

Государственное устройство нашей страны. Разделение государственной власти в Российской Федерации: законодательная, исполнительная, судебная. Основные органы высшей государственной власти и важнейшие должностные лица государства в Российской Федерации.

Основные термины и понятия: парламент, Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ.

Тема 22. Что значит быть гражданином России (1 час)

Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Патриотизм. Как приобретается российское гражданство. Достойные граждане России.

Основные термины и понятия: гражданин, гражданство.

Тема 23. Духовные ценности российского народа (1 час)

Духовные ценности. Общечеловеческие ценности. Многонациональный состав российского народа. Духовные ценности российского народа. Традиционные религии России.

Основные термины и понятия: духовные ценности.

Тема 24. Культурные достижения народов России (1 час)

Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Реставрация. Национальные парки. Краеведение и краеведы.

Основные термины и понятия: реставрация, краеведение.

Тема 25. Россия в современном мире (1 час)

Место России среди других государств мира. Что помогает усилению авторитета и влияния нашей страны в мире. Лауреаты нобелевской премии из России. Великие державы.

Основные термины и понятия: нобелевская премия, великая держава.

Промежуточный контроль (1 час)

РЕЗЕРВ (6 часов). За счёт резервных часов, предусмотренных Примерной программой, включены повторительно-обобщающие и контрольные уроки.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1 час)

7 класс

Раздел I. ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА (11ч)

Тема 1. Переходный возраст. Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст - период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Физиологические и психологические изменения подросткового возраста. Особенности подросткового возраста. Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Подростковый возраст - отрезок жизни между детством и зрелостью. Основные понятия темы: возраст; возрастная периодизация; подростковый возраст; тинэйджеры; юность.

Тема 2. Задачи и трудности подросткового возраста Задачи подросткового возраста. Задачи развития подростка: принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом; формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола; принятие мужской или женской роли; достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к трудовой деятельности; подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни; появление желания нести ответственность за себя и общество; обретение системы ценностей и этических принципов. Проблемы подросткового возраста. Основные понятия темы: эмоциональная независимость, система ценностей.

Тема 3. Быть взрослым Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Роль избранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков. Основное понятие темы: взрослый.

Тема 4. Физические изменения подростков Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста. Половое созревание. Факторы физических изменений подростков. Проблемы питания подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в становлении межличностных отношений. Опасность недовольства собой как фактора, формирующего комплекс неполноценности. Самооценка. Неравномерность развития подростков. Основные понятия темы: самооценка; комплекс неполноценности.

Тема 5. Психологический портрет личности: темперамент и характер Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик. Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера. Основные понятия темы: личность; темперамент; характер.

Тема 6. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению. Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции - низший, чувства - высший тип психических реакций. Основные понятия темы: способности человека; интеллект; настроение; стресс; эмоции.

Тема 7. Самооценка подростка Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь самооценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: само приказ; самовнушение; само ободрение. Основные понятия темы: самооценка; самовоспитание.

Тема 8. Выдающаяся личность Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Т. Карнейль, Ф. Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Становление выдающейся личности вопреки своей природе. Одаренные дети. Роль силы воли, трудолюбия и мотивации к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности. Социальная среда (семейное воспитание, школьное образование, влияние общества) в развитии умственной одаренности. Роль поощрения одаренности в ее развитии. Основные понятия темы: выдающаяся личность; одаренность; одаренные дети.

Тема 9. Лидер и его качества Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркинсону: воображение; знание; талант; решимость; жесткость; притяжение. Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, - основа искусства общения. Основные понятия темы: лидер; искусство общения.

Раздел II. ПОДРОСТОК В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ (8 часов)

Тема 10. Социальная среда подростка Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Ближайшая и дальняя среда подростков. Промежуточное положение школы между двумя мирами подростков - ближним и дальним. Степень доверия подростков различным кругам общения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков. Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окружающих. Основное понятие темы: социальная среда.

Тема 11. Подросток в группе Общество - совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Законы группы. Жизнь человека по законам группы. Групповое давление. Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое давление. Ориентация на «значимых других». Значение уровня самооценки человека на степень влияния группового давления. Основные понятия темы: группа; конформизм; «значимые другие».

Тема 12. Межличностные отношения Межличностные отношения - отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Важнейший закон межличностных отношений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Взаимопонимания в межличностных отношениях. Основные понятия темы: межличностные отношения; взаимопонимание.

Тема 13. «Мы» и «они» «Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» - те к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» - кого не знаю, с кем не общителен и неуживчив. «Мы» и «они» - два разных полюса, две противоположности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и взаимодополняющие друг друга. Опасность превращения в неприязнь, а затем - в конфликт или столкновение, отграничения от других. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные». Различия между «своими» и «чужими». Основные понятия темы: «мы»; «они»; «свои»; «чужие»; «другие»; «иные».

Тема 14. Мир знакомых и незнакомых людей Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе знакомых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как личные отношения. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения. «Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих». Основные понятия темы: знакомые; незнакомые; «я»; «другие»; «чужие»; «чужаки».

Тема 15. Социальный портрет молодежи Молодежь - большая социальная группа. Возрастные границы молодежи (от 14 до 30 лет). Важнейшие события, приходящиеся на молодежный возраст: завершение общего образования; выбор профессии и получение профессионального образования; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи. Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной молодежи. Основное понятие темы: молодежь.

Раздел III 3. ПОДРОСТОК И ЗАКОН (5 часов)

Тема 16. Юридические границы подросткового возраста Наличие прав и обязанностей - юридическая характеристика человека. Деление подростков две категории людей: малолетних (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет). Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации. Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечителями. Соотношение прав и обязанностей. Ответственность. Основные понятия темы: права; обязанности; ответственность.

Тема 17. Подросток как гражданин Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан. Проведение собраний, митингов и демонстраций как проявление политических прав граждан. Законодательные условия их проведения. Участие граждан в управлении государством. Обязанности граждан Российской Федерации. Основные понятия темы: паспорт; гражданство; гражданин; гражданские (личные) права и свободы; политические права граждан; обязанности граждан.

Тема 18. Подросток и его права Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни. Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита детства и материнства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Культурные права - права, призванные обеспечить доступность образования, свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры. Основное понятие темы: права ребенка.

Тема 19. Опасный путь преступной жизни Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия. Организованная преступность. Рост строгости наказания за преступления, совершенные организованной группой. Административные нарушения и меры административной ответственности. Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками милиции. Основные понятия темы: преступления; уголовная ответственность; административные нарушения.

Раздел IV 4. ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА (6 часов)

Тема 20. Подросток в обществе риска Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной активности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подростков. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого. Источники риска в жизни современных подростков. Рост шумового фона; городские дороги; отрицательные последствия телепросмотров; алкоголизм и наркомания. Основные понятия темы: здоровье; алкоголизм; наркомания.

Тема 21. Проблема одиночества Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Одиночество - сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Положительная сторона одиночества - удовлетворение стремления к уединению. Одиночество и связанная с ним депрессия. Сущность подростковой депрессии. Пути решения проблем подростковой депрессии. Основные понятия темы: одиночество; подростковая депрессия

Тема 22. Подростковая культура Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростковой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни. Молодежная одежда. Разные функции одежды у подростков и взрослых. Молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура. Основные понятия темы: формальные группы; неформальные группы; подростковая культура.

Тема 23. Образ жизни Структура образа жизни. Отражение образа жизни в манерах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах. Отражение в образе жизни элементов культуры не только типичных для данной социальной группы, но и отличающих ее от других групп. Образ жизни отражение как характерных, так и отличительных черт поведения. Образ жизни у разных народов и категорий населения (древние римляне, бушмены, русские купцы, английский стиль жизни, американский образ жизни). Основное понятие темы: образ жизни.

Тема 24. Досуг и отдых Досуг и отдых - составная часть повседневного образа жизни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура. Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Влияние экономического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое развитие человека. Роль библиотек и музеев в развитии человеческого общества и культуры, в организации досуга в прошлом и сегодня. История создания библиотек. Библиотеки как научно-информационные и культурно-просветительские учреждения. Библиотеки массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). Работа одновременно в массовом и специализированном режимах наиболее крупных библиотек. Личные (домашние) библиотеки. Музеи. История возникновения и развития музеев. Типы современных музеев. Основные понятия темы: досуг; отдых; свободное время; культурный досуг; библиотека; музей.

Тема 25. Развитие спорта Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения. Зарождение современных видов спорта. Современный спорт. Спорт профессиональный и любительский. Технические и военные виды спорта. Проблема приобщения к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья. Основные понятия темы: спорт; профессиональный спорт; любительский спорт. Раздел

V. ПОДРОСТОК И ЕГО ЖИЛАЯ СРЕДА (3 часа)

Тема 26. Город и село Город - особая среда обитания. Возникновение первых городов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город. Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов. Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные условия; качество жилья; связь; образование; здравоохранение; общественная безопасность; уровень наружного шума; уличное движение; чистота воздуха и воды. Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков. Основные понятия темы: город; урбанизация; мегаполис; село; качество жизни; пригородные зоны; город-спутник.

Тема 27. Мой дом, мое жилище Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная. Дом - человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества. Современное жилище. Требования к современному жилищу - дом, в котором созданы условия для гармоничного развития человека. Особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения. Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений. Влияние района проживания горожанина на качество его жизни. Основные понятия темы: дом; жилище; среда обитания; соседи. Итоговое повторение и обобщение (1час)

8 класс

Вводный урок. Наука о человеческой Вселенной. (1 ч.)

Раздел I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (9 часов)

Тема 1. Что такое общество. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации Основные понятия темы: общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, мировое сообщество, глобализация.

Тема 2. Человек, природа, общество Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды. Основные понятия темы: природа, глобальные проблемы, экологические программы, ВООП, МСОП, «Гринпис» Тема 3. Типология обществ Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Основные понятия темы: дописьменные общества, письменные общества, общественно- экономическая формация, традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное общество.

Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности. Основные понятия темы: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция.

Тема 5. Личность и социальная среда Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности. Основные понятия темы: личность, человек, индивид.

Тема 6. Потребности человека. Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре. Основные понятия темы: потребность, удовлетворение потребностей, иерархическая теория потребностей.

Тема 7. Социализация и воспитание Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье. Основные понятия темы: социализация, культурные нормы, воспитание.

Тема 8. Общение. Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома. Основные понятия темы: общение, этикет, манипуляция, речевое, неречевое.

Раздел II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА (12 ч)

Тема 9. Что такое экономика. Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок - основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров. Основные понятия темы: экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, обмен, отрасль.

Тема 10. Товар и деньги. Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе. Основные понятия темы: деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.

Тема 11. Спрос и предложение. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика. Основные понятия темы: спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, закон предложения, цена.

Тема 12. Рынок, цена, конкуренция. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов. Основные понятия темы: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.

Тема 13. Предпринимательство. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Основные понятия темы: предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес.

Тема 14. Роль государства в экономике. Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог. Основные понятия темы: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика.

Тема 15. Бюджет, государства и семьи. Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия. Основные понятия темы: доходы, расходы, дефицит бюджета, профицит.

Тема 16. Труд. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы. Основные понятия темы: труд, заработная плата, досуг, безработица.

Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (10 часов)

Тема 17. Социальная структура Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Основные понятия темы: социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, статусные символы.

Тема 18. Социальная стратификация Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс. Основные понятия темы: социальная стратификация, класс, престиж, образ жизни, доход.

Тема 19. Богатые. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни. Основные понятия темы: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские».

Тема 20. Бедные. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. Основные понятия темы: бедность, порог бедности, нищета.

Тема 21. Этнос: нации и народности Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Меж поколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты. Основные понятия темы: этнос, этно образующие факторы, племя, народность, нация.

Тема 22. Межнациональные отношения. Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления. Основные понятия темы: межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты.

Тема 23. Конфликты в обществе. Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов. Основные понятия темы: конфликт, компромисс, посредничество, арбитраж, конфронтация.

Тема 24. Семья. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль. Основные понятия темы: семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод. Итоговое повторение и обобщение (1час).

9 класс

Раздел I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА (14 часов)

Тема 1. Власть. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. Основные понятия темы: сила, авторитет, власть, иерархия власти.

Тема 2. Государство Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Основные понятия темы: государство, суверенитет, суверенность, функции государства, государственная монополия.

Тема 3. Национально-государственное устройство. Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно-и многонациональные государства. Основные понятия темы: национально-государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство, империя.

Тема 4. Формы правления. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная. Основные понятия темы: монархия, аристократия, демократия, тирания, олигархия, республика, импичмент.

Тема 5. Политические режимы. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. Основные понятия темы: авторитаризм, тоталитаризм, парламент.

Тема 6. Гражданское общество и правовое государство. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве, история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного режима. Основные понятия темы: гражданское общество, гражданство, правовое государство, тоталитаризм.

Тема 7. Голосование, выборы, референдум. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни. Основные понятия темы: активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум.

Тема 8. Политические партии. Определение и признаки политических партий. Понятие о программа политической партии. Одно-и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политических партий. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе. Основные понятия темы: политическая партия, многопартийность, политическая программа.

Раздел II. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРАВА (14 часов)

Тема 9. Право. Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Основные понятия темы: социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права.

Тема 10. Власть и закон. Равенство перед законом. Структура федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов. Основные понятия темы: Федеральное собрание, правительство, Президент, Конституционный суд, правоохранительные органы, адвокатура.

Тема 11. Конституция России. Конституция как основной закон страны, её структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита. Основные понятия темы: Конституция, правовой статус человека, гражданство, конституционные обязанности.

Тема 12. Право и имущественные отношения. Участники имущественных отношений. Виды договоров. Изменение имущественных прав граждан. Право собственности. Арбитражный суд. Основные понятия темы: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск.

Тема 13. Потребитель и его права. Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Основные понятия темы: потребитель, исполнитель, изготовитель.

Тема 14. Труд и право. Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора, расторжение контракта. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда. Основные понятия темы: трудовое право, ТК РФ, детский труд.

Тема 15. Право, семья, ребенок Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка. Основные понятия темы: брачный контракт, правоспособность, дееспособность.

Тема 16. Преступление. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применение взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия. Основные понятия темы: преступление, проступок, наказание несовершеннолетних.

Раздел III 3. ДУХОВНАЯ СФЕРА (5 часов)

Тема 17. Что такое культура. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения. Основные понятия темы: культура, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии.

Тема 18. Культурные нормы. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм. Основные понятия темы: культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, привычки, мода, нравы, мораль, обычное право, санкции.

Тема 19. Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность. Основные понятия темы: элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура.

Тема 20. Религия. Различные определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о библейском и церковном каноне. Основные понятия темы: религия, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ.

Тема 21. Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства» Основные понятия темы: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство».

Тема 22. Образование. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения учебных знаний. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Основные понятия темы: система образования, школа, гимназия, ученик.

Тема 23. Наука. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам наук. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидность академий. Основные понятия темы: наука, университет, академия, РАН.

Итоговое повторение и обобщение (1час)

Учебно-тематический план.

Наименование раздела

Общее

Количество

часов

Из них

Контрольных работ

Практических

работ


6 класс




1

Введение.

1



2

Общество - большой дом человечества

16

3

1

3

Общество, в котором мы живём.

16

1

1

4

Итоговый урок

2

1



Итого

34




7 класс




1

Введение

1



2

Личность подростка

10



3

Подросток в социальной среде

8

1

1

4

Подросток и закон

5

1

1

5

Образ жизни подростка

6



6

Подросток и его жилая среда

3



7

Итоговый урок

1

1



Итого

34




8 класс




1

Введение

1



2

Человек и общество

10

1


3

Экономическая сфера общества

13

1

1

4

Социальная сфера

9


1

5

Итоговый урок

1

1



Итого

34




9 класс








1

Политическая сфера

14

1

1

2

Человек и его права

14

2

1

3

Духовная сфера

5



4

Итоговый урок

1


1


Итого

34





Критерии оценивания учащихся по обществознанию

Критерии оценки устного ответа.

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерии оценивания письменного ответа.

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы: 1.Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы. 2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа. 3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Ресурсное обеспечение рабочей программы

Методическая литература для учителя.

1. Обществознание. 6 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко - Волгоград: Учитель, 2007. - 79с.

2. Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко - Волгоград: Учитель, 2007. - 111с.

3. Певцова Е.А.Обществознание: Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И Кравченко «Обществознание 8-9 класс»

4. Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 8-9 класс (к учебникам А.И.Кравченко)

5. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл: Пособие для учителя/Л.Н.Боголюбов, Н.Ю. Басик, Н.И.Городецкая. - М: Просвещение, 2002 - 173с.

6. Конституция Российской Федерации. - М.: «Мартин», 2005. - 48с.

7. Липсиц И.В. Экономика: В 2х книгах. Учебник для 9 кл. Общеобразовательных учреждений. - М: Вита-Пресс, 2002. - 352с.

8. Манько А.В. Российская государственность: атрибуты самодержавной власти. Исторические очерки. - М.: Школьная пресса,2003. - 96с.

9. Методика преподавания обществознания в школе. Учебник для студентов педвузов/под.ред Л.Н.Боголюбова, М.: Владос, 2002. - 304с.

10. Михайлов Г.Н. Шпаргалки по обществознанию. - СПб. Издательский дом «Литера», 2006. - 80с.

11. Обществознание в таблицах и схемах. Издание 2-е, испр. И доп. СПб. ООО «Виктория плюс», 2007. - 80с.

12. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред.Л.Н.Боголюбова/ Авт-сост С.Н.Степанько. - Влгоград: Учитель, 2005. - 410с.

13. Пудовина Е.И., Государственные праздники Российской Федерации: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 64с.

14. Религии мира. 10-11 кл: Пособие для общеобразовательных учебных заведений/Л.Г.Жукова, А.В.Журавский, А.В.Пименов, Н.В.Шабуров. - М: Дрофа, 1997. - 272с.

15. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика» Герб, гимн, флаг. - М.: ВАКО, 2004. - 192с.

Литература для учащихся:

1. Астахов П.А. Я и семья / П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 80с.

2. Астахов П.А. Я отдыхаю/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 96с.

3. Астахов П.А. Я и школа/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 96с. 4. Астахов П.А. Я и государство/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 80с.

5. Астахов П.А. Я и магазин/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 80с.

6. Астахов П.А. Я и дорога/ П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2009. - 128с.

7. Большая энциклопедия школьника. /OXFORD/Изд-во РОСМЕН-ПРЕСС, 2006.

8. Глобализация и Россия: проблемы демократического развития. М: ООО ТИД «Русское слово», 2005

9. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. / Е.В.Пчёлов М.: Русское слово, 2004

10. Готовимся к олимпиаде по праву: Сборник заданий и ответов для 9-11 классов/составитель ГИМЦ РО г.Мурманска. - М: АРКТИ, 2008. - 120с.

11. Готовимся к олимпиаде по экономике: Сборник заданий и ответов для 9-11 классов/составитель ГИМЦ РО г.Мурманска. - М: АРКТИ, 2008. - 120с.

12. Загладин Н.В., Путилин Б.П., Международный терроризм: истоки, проблемы, противодействие. М: Русское слово, 2006

13. Загладин Н.В. США: Общество, власть, политика. М.: «Русское слово», 2005

14. Семейный кодекс РФ. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 64с.

15. Трудовой кодекс РФ. - М: «Мартин», 2005. - 192с.

16. Уголовный кодекс РФ. Официальный текст, действующая редакция. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 192с.

17. Школьный словарь по обществознанию: Пособие для учащихся 10-11 кл/Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов - М,:Просвещение, 2003.- 93с.

18. Энциклопедия для детей. Т13. Страны, народы, цивилизации/гл.ред. М.Аксёнова. - М.: Аванта, 2005 - 704с.

19. Энциклопедия для детей. Т6. Религии мира/гл.ред. М.Аксёнова. - М.: Аванта, 2005 - 704с.

20. Энциклопедия для детей. Т12. Россия: физическая и экономическая география/гл.ред. М.Аксёнова. - М.: Аванта, 2005 - 704с.

2. Электронно-образовательные ресурсы

1. 1С: Школа. Экономика и право. 9 - 11 класс. [Электронный ресурс]. - М.: 1С, Вита-Пресс, Дрофа, Физикон, 2006.

2. Обществознание. 8 - 11 класс. [Электронный ресурс]. - М.: Новый диск, 2004.

3. Основы правовых знаний. 8 - 9 классы. [Электронный ресурс]. - М.: Российский фонд правовых реформ, ООО «Кирилл и Мефодий, 2002.

4. Россия на рубеже третьего тысячелетия. [Электронный ресурс]. - М.: 1С, 2002.

Основные Интернет-ресурсы

kremlin.ru/ - официальный вебсайт Президента Российской Федерации mon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ edu.ru - федеральный портал «Российское образование» school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал

еgе.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена fsu.edu.ru - федеральный совет по учебникам МОиН РФ ndce.ru - портал учебного книгоиздания

vestnik.edu.ru - журнал Вестник образования»

school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

apkpro.ru - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»

history.standart.edu.ru - предметный сайт издательства «Просвещение» prosv.-ipk.ru - институт повышения квалификации Издательства «Просвещение»

internet-school.ru - интернет-школа издательства «Просвещение»: «История» pish.ru - сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе» 1september.ru - газета «История», издательство «Первое сентября» vvvvw.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей lesson-history.narod.ru - компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова) standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения

Дополнительные Интернет-ресурсы:

hitp://idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век» 76-82.ru - сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг. gumer.info/Name_Katalog.php - библиотека книг по истории и другим общественных наукам

hist.ru - исторический альманах «Лабиринт времен» historia.ru - электронный журнал «Мир истории» historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов hrono.info/literatura.html - библиотека Хроноса

ihtik.lib.ru - библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам istrodina.com - сайт журнала «Родина» lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса levada.ru - Левада-Центр изучения общественного мнения

lib-history.info - историческая библиотека

old.russ.ru/ist_sovr/express - ретроспектива газет «Век в зеркале прессы»: oldgazette.narod.ru - сайт «Старые газеты»

praviteli.narod.ru - сайт-информация о главах Российского государства, правительства, компартии с 1917 г. по 2000 г., материалы съездов КПСС rusarchives.ru - сайт «Архивы России» vciom.ru - Всероссийский Центр изучения общественного мнения

warheroes.ru - биографии Героев Советского Союза и России http:/patriotica.ru/subjects/stalinism.html - библиотека думающего о России elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека

Материально-техническое обеспечение программы: ПК, Принтер, Сканер, Проектор, Аудиоколонки.







Приложение

Контрольная работа, 6 класс

1. Понятие «общество» применимо:

А) к любой исторической эпохе; Б) только к современному периоду; В) к эпохе возникновения и существования государств.

2. «Человек разумный» появился примерно: А) 3 млн. лет назад; Б) 40 тыс. лет назад; В) 5 тыс. лет назад.

3.К характеристике родовой общины не относится: А) кровное родство ее членов; Б) коллективный труд; В) неравное распределение благ.

4.Раньше других занятий человека появились; А) охота и собирательство; Б) земледелие и скотоводство; В) огородничество; Г) промышленное производство.

5.Обязанность сохранять природу и окружающую среду: А) относится только к государственным организациям; Б) относится только к общественным организациям; В) закреплена в Конституции Р.Ф.

Контрольная работа, 7 класс

1. Во сколько лет начинается подростковый возраст? А) от 10 до 13 лет. Б) от 10 до 12 лет. В) от 10 до 15 лет. Г) от 10 до 14 лет.

2. Какое пропущено звено; младенчество, детство, ………., юность? А) отрочество. Б) молодость. В) взросление. Г) зрелость.

3. Бескорыстная забота о благе других людей называется ……….? А) эгоизм. Б) самопожертвование. В) доброта. Г) альтруизм.

4. Как называют обладателя слабого, неуравновешенного типа нервной системы? А) меланхолик. Б) флегматик. В) сангвиник. Г) холерик.

5. Что такое интеллект? А) бурная кратковременная эмоциональная реакция. Б) склонность к определенным знаниям. В) отношение человека к конкретным событиям. Г) способность к познанию и логическому мышлению.

Контрольная работа, 8 класс

1.В отличие от животного человек способен: 1.реагировать с помощью органов чувств 2.вырабатывать условные рефлексы 3.удовлетворять потребности 4.предвидеть результаты своих действий

2.Общество - это 1.движение от менее совершенного к более совершенному 2.способы взаимодействия и формы объединения людей 3.часть природы 4.весь материальный мир.

3.Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества? А. Сегодня существует угроза выживанию человечества на планете. Б. Чтобы выжить, человечество должно сократить масштабы потребления ресурсов. 1.верно только А 2.верно только Б 3.верны оба суждения 4.оба суждения неверны

4.Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает 1. требование права 2. норму морали 3. научный закон 4. правило этикета

5. Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества? А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества. Б. Развитие науки значительно усиливает влияние природы на жизнь общества. 1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

6. К какой сфере относятся производство, конкуренция, рынок? 1) экономическая 2) социальная 3) политическая 4) духовная

7. Саша хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как 1) гражданина 2) индивида 3) личность 4) сына

8. В условиях рынка цены на товары 1) определяются спросом и предложением 2) устанавливаются государством 3) определяются центральным банком 4) устанавливаются крупными производителями.

Контрольная работа по теме «Общество», 9 класс

1. В отличие от природы, общество 1) является системой 2) находится в развитии 3) выступает в качестве творца культуры 4) развивается по собственным законам

2. Для постиндустриального общества характерна роль 1) добывающей промышленности 2) обрабатывающей промышленности 3) сельского хозяйства 4) информации и информационных технологий

3. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации? А. Развитие массовых коммуникаций делает современный мир целостным. Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции. 1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

4. Какой признак относится к традиционному обществу? 1) преобладание рутинных технологий 2) быстрое развитие промышленности 3) внедрение в производство научных достижений 4) интенсивное развитие информационных технологий.

5. Сущность проблемы Север-Юг заключается в 1) истощении природных ресурсов 2) разрыве в уровне экономического развития регионов планеты 3) формировании сети международных террористических организаций 4) росте культурного многообразия.

6. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни? А. Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, как правило, не влияют на процессы, происходящие в других её сферах. Б. Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений. 1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны.

7. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как 1) систему 2) часть природы 3) материальный мир 4) цивилизацию

8. К глобальным проблемам современного мира относится 1) возникновение новых межгосударственных объединений 2) завершение промышленного переворота 3) существенный разрыв между уровнями развития регионов планеты 4) интенсивное развитие науки.

9. Верны ли следующие суждения о различных этапах обществ? А. В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряется инициатива и предприимчивость. Б. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

10. Какой признак присущ традиционному обществу? 1) развитое фабричное производство 2) создание основного продукта в сельском хозяйстве 3) завершение промышленного переворота 4) высокоразвитая инфраструктура.

11. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни? А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи экономической и духовной сфер общества. Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

12. Какое понятие характеризует как общество, так и природу? 1) система 2) весь материальный мир 3) формы и способы взаимодействия людей 4) этап исторического развития человечества.

13. Что из перечисленного характеризует постиндустриальное общество? 1) религиозный характер культуры 2) переход от натурального к товарному производству 3) завершение промышленного переворота 4) развитие информационных технологий.

14. Правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт? 1) экономической и социальной 2) политической и экономической 3) социальной и духовной 4) экономической и духовной.

15. Какой пример иллюстрирует взаимодействие природы и общества? 1) отношения людей в процессе материального производства 2) Подсечно-огневое земледелие у восточных славян 3) проповедническая деятельность религиозных организаций 4) этнографические исследования.

16. Что из перечисленного характеризует современное западное общество? 1) аграрный тип общества 2) неразвитость институтов частной собственности 3) особая ценность человеческой индивидуальности 4) преобладание коллективистских форм сознания.

17. Страна А. с населением в 15 млн человек расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществу традиционного типа? 1) основу хозяйства страны составляет аграрное производство 2) в стране проживает многонациональное население 3) слабо развита сеть услуг 4) верховная власть в стране передаётся по наследству.

18. Какой признак характеризует постиндустриальное общество? 1) появление массовой культуры 2) ведущая роль информационных технологий 3) замена ручного труда машинным 4) преобладание религиозных ценностей.

19. Верны ли следующие суждения об обществе и природе? А. С ходом истории воздействие общества на природу возрастает. Б. Природа - неисчерпаемая кладовая ресурсов для человечества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

20. Общество, в отличие от природы, 1) подчиняется объективным законам 2) постоянно изменяется 3) является формой совместной деятельности людей 4) образует среду обитания человека.

21. Вырубка тропических лесов в ряде африканских стран с целью увеличения пахотных земель является примером взаимодействия 1) общества и государства 2) экономики и политики 3) природы и общества 4) цивилизации и культуры.

22. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество постоянно развивается, что позволяет характеризовать его как динамическую систему. Б. Общество в широком смысле - это весь окружающий человека мир. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 23. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «На нашей планете существуют страны, резко различающиеся по своему общественно- экономическому ____________________________(1) и соответственно по уровню ________________________________(2) населения. С одной стороны, существует сравнительно небольшая группа _________________________(3), с другой - большое число государств, в которых экономическое развитие характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является низким. Экономика _________________________(4) основывается на добыче и экспорте сырьевых ресурсов. Отсталые и среднеразвитые страны составляют ________________________(5) населения планеты - около пяти миллиардов из шести. Общая тенденция современного развития, к сожалению, такова, что ____________________________(6) между «золотым миллиардом» и остальной частью человечества не сокращается, а возрастает». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть использовано один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А) развитые страны Б) общество В) остальные страны Г) подавляющее большинство Д) решение Е) уровень Ж) благосостояние З) разрыв И) развитие В таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.



© 2010-2022