Научно-исследовательская работа по теме: Психология толпы

.     Характерной особенностью современного государства является его зависимость от множества политических, экономических, социальных проблем, превращающих его в сосредоточение слабостей и делающих невозможным его защиту. Современное государство значительно в большей степени, чем в предыдущие века, подвержено опасности. Правительства не знают, как себя защитить. Но известно, что на ход истории влияют не только отдельные личности, но и народные массы. Цель:  - исследоватьпроблемы политического л...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научно-исследовательская работа по теме: Психология толпыМалая академия наук МБОУ

"Южно-российский лицей казачества и народов Кавказа"

Секция общественных наук















Исследователь: учащаяся 10 Б класса МБОУ "ЮРЛК и НК"

города - курорта Железноводска

Беляева Мария

Научный руководитель: Альберт Оксана Ивановна

высшая квалификационная категория



город-курорт Железноводск 2013 год







Оглавление.

Введение…………………………………………………………………………….…..с. 3

Глава 1. Характеристика толпы.

1.1. Понятие «толпа» …………………………………………………………………..с. 4-5

1.2 Механизм формирования толпы…………………………………………………..с. 6

1.3 Классификация толпы……………………………………………………….……..с. 7 1.4.Особенности мышления толпы……………….…………………………………...с. 8

Глава II. Политический лидер и его влияние.

2.1. Характерные особенности политического лидера.………………………………с.9-10

2.2. Политические технологии и способы воздействия лидера на толпу. ….……..с. 10

2.3. «Политические вожаки» - проблема общества. ………………………………....с.11-12

2.3. Проведение тестирования "Кто вы? Ведущий или ведомый?"………………с. 12

Заключение. …………………………………………………………………………….с.13

Список литературы………………….. …………..…………………………………..с.14

Приложение 1…………………………………………………………………………..с. 15-19

Приложение 2…………………………………………………………………………...с.20-21

Приложение 3…………………………………………………………………………...с.22










Введение.

Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны. Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность (фракционная). Отсутствие условий необходимых для появления проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем. В условиях тоталитаризма и авторитаризма политических лидеров как таковых не существует, есть только диктаторы и номенклатура. В этих условиях нет явной оппозиции, поэтому конкуренция за лидерство существует только внутри номенклатуры. Именно поэтому политическое лидерство как теоретический и практический феномен оказалось в центре нашего внимания лишь в конце 80-х годов, когда начались альтернативные выборы в Советы союзного, республиканского и местного уровней. Соответственно с этого времени проблема оказалась и в центре внимания отечественной политологии. Характерной особенностью современного государства является его зависимость от множества политических, экономических, социальных проблем, превращающих его в сосредоточение слабостей и делающих невозможным его защиту. Современное государство значительно в большей степени, чем в предыдущие века, подвержено опасности. Правительства не знают, как себя защитить. Но известно, что на ход истории влияют не только отдельные личности, но и народные массы.

Цель: - исследовать проблемы политического лидерства в современной России.

Объектом исследования является развитие политического лидерства в современном обществе.

Гипотеза: чертамы современного лидера - владение научными знаниями, ориентация на ценности правила жизни демократического общества.

Задачи:

  1. Исследовать психологию толпы и народных масс

  2. Изучить личность и значение лидера в толпе

  3. Провести анкетирование на выявление ведущего и ведомого

  4. Выявить методы влияния лидера на толпу

  5. Раскрыть проблемы политического лидерства в современном обществе.

Методы исследования:

- анкетирование с целью сбора дополнительной информации по теме исследования.

- обобщение данных в ходе работы с информацией.





Глава I. Характеристика толпы.

1.1. Понятие «толпа»

Под словом "толпа" подразумевается «собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание». Но с психологической точки зрения толпа - это бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Толпой как субъектом массовых форм неколлективного поведения часто становится:

  1. публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе

общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при

ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;

  1. контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне

эмоционально и единодушно

- совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не

имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.

Собрание в таких случаях становится организованной толпой или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющейся закону духовного единства толпы. Без всякого сомнения, одного факта случайного нахождения вместе многих индивидов недостаточно для того, чтобы они приобрели характер организованной толпы. Исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей в известном направлении главные черты, характеризующие толпу, вступившую на путь организации, не требуют непременного и одновременного присутствия нескольких индивидов в одном и том же месте. Тысячи индивидов, отделенных друг от друга, могут подпадать одновременно под влияние некоторых сильных эмоций или какого-нибудь великого национального события и приобретать, таким образом, все черты одухотворенной толпы. Стоит какой- нибудь случайности свести этих индивидов вместе, чтобы все их действия и поступки немедленно приобрели характер действий и поступков толпы. В определенной ситуации даже шести человек достаточно, чтобы образовать одухотворенную толпу, между тем как в другое время сотня человек, случайно собравшихся вместе, при отсутствии необходимых условий, не образует подобной толпы. С другой стороны, целый народ под действием известных влияний иногда становится толпой, не представляя при этом собрания в собственном смысле этого слова.

Только в позднейшей фазе организации толпы среди неизменных и преобладающих основных черт расы выделяются новые специальные черты и происходит ориентирование чувств и мыслей собрания в одном и том же направлении, и тогда обнаруживает свою силу психологический закон духовного единства толпы. Некоторые психологические черты характера толпы общи у нее с изолированными индивидами; другие же, наоборот, присущи только ей одной и встречаются только в собраниях.

Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворенной толпе, следующий: «каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности». Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе. Не трудно заметить, насколько изолированный индивид отличается от индивида в толпе, но гораздо труднее определить причины этой разницы.

В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают; разнородное утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества. Такое именно соединение заурядных качеств в толпе и объясняет нам, почему толпа никогда не может выполнить действия, требующие возвышенного ума. «В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума». Если бы индивиды в толпе ограничивались только соединением заурядных качеств, которыми обладает каждый из них в отдельности, то мы имели бы среднюю величину, а никак не образование новых черт. Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна, и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Вторая причина - заразительность также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. Представляет собой такое явление, которое легко указать, но не объяснить; ее надо причислить к разряду гипнотических явлений. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. Третья причина - это восприимчивость к внушению. Чтобы понять это явление, следует припомнить некоторые новейшие открытия физиологии. Мы знаем, что различными способами можно привести индивида в такое состояние, когда у него исчезает сознательная личность, и он подчиняется всем внушениям лица, заставившего его прийти в это состояние, совершая по его приказанию поступки, часто совершенно противоречащие его личному характеру и привычкам. Наблюдения же указывают, что индивид, пробыв несколько времени среди действующей толпы, под влиянием ли токов, исходящих от этой толпы, или каких-либо других причин приходит скоро в такое состояние, которое очень напоминает состояние загипнотизированного субъекта.

Таково же приблизительно положение индивида, составляющего частицу одухотворенной толпы. Он уже не сознает своих поступков, и у него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения такой субъект будет совершать любые действия с неудержимой стремительностью; в толпе же эта неудержимая стремительность проявляется с еще большей силой, так как влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается путем взаимности. Люди, обладающие достаточно сильной индивидуальностью, чтобы противиться внушению, в толпе слишком малочисленны, и потому не в состоянии бороться с течением. Самое большее, что они могут сделать, - это отвлечь толпу посредством какого-нибудь нового внушения.

Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действия внушенные идеи - вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует.

Таким образом, становясь частицей организованной толпы, «человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации». В изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но также и к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку, сходство с которым еще более усиливается тем, что человек в толпе чрезвычайно легко подчиняется словам и представлениям, не оказавшим бы на него в изолированном положении никакого влияния, и совершает поступки, явно противоречащие его интересам и привычкам. Толпа в интеллектуальном отношении всегда стоит ниже изолированного индивида, но с точки зрения чувств и поступков она может быть лучше или хуже его, смотря по обстоятельствам. Все зависит от того, какому внушению повинуется толпа. Толпа пойдет на смерть ради торжества какого-нибудь верования или идеи; в толпе можно пробудить энтузиазм и заставить ее, ради славы и чести, идти без хлеба и оружия.


1.2. Механизм формирования толпы.

Возникновение толпы редко выходит за пределы причинно-следственных связей социальных явлений, осознание которых далеко не всегда стихийно. Несмотря на то, что одним из существенных признаков толпы является случайный состав образующих ее людей, нередко формирование толпы начинается с некоего ядра, в качестве которого выступают

зачинщики.

Первоначальное ядро толпы может сложиться под влиянием рационалистических соображений и ставить перед собой вполне определенные цели. Но в дальнейшем ядро обрастает лавинообразно и стихийно. Толпа увеличивается, вбирая в себя людей, которые, казалось бы, ничего общего друг с другом до этого не имели. Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание людей и рождает в них интерес (точнее, в самом начале - любопытство). Будучи взволнованным этим событием, индивид, присоединившийся к уже собравшимся, готов утратить некоторую часть своего обычного самообладания и получать возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается циркулярная реакция, побуждающая собравшихся проявлять схожие эмоции и удовлетворять новые эмоциональные потребности через психическое взаимодействие. Циркулярная реакция составляет первый этап формирования и функционирования толпы. Второй этап начинается одновременно с процессом кружения, в ходе которого чувства еще больше обостряются и возникает готовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих. Внутреннее кружение на основе продолжающейся циркулярной реакции нарастает. Нарастает и возбуждение. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к немедленным действиям.

Процесс кружения подготавливает собой третий этап формирования толпы. Этот этап - появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот образ - результат творчества самих участников. Он разделяется всеми, дает индивидам общую ориентацию и выступает в качестве объекта совместного поведения. Возникновение такого воображаемого объекта становится фактором, сплачивающим толпу в единое целое. Последний этап в формировании толпы составляет активизация индивидов дополнительным стимулировании через возбуждение импульсов, соответствующих воображаемому объекту. Такое (на основе внушения) стимулирование происходит чаще всего как результат руководства лидера. Оно побуждает индивидов, составляющих толпу, приступить к конкретным, часто агрессивным, действиям. Среди собравшихся обычно выделяются зачинщики, которые и развертывают активную деятельность в толпе и исподволь направляют ее поведение. Это могут быть политически и психически незрелые и экстремистски настроенные личности.

Ядро толпы, или зачинщики, - субъекты, задача которых сформировать толпу и использовать ее разрушительную энергию в поставленных целях. Участники толпы - субъекты, примкнувшие к ней вследствие идентификации своих ценностных ориентации с направлением действий толпы. Они не зачинщики, но оказываются в сфере влияния толпы и активно участвуют в ее действиях. Особую опасность представляют агрессивные личности, которые примыкают к толпе исключительно из-за появившейся возможности дать разрядку своим невротическим, наклонностям. В среду участников толпы попадают и добросовестно заблуждающиеся. Эти субъекты присоединяются к толпе из-за ошибочного восприятия обстановки, они движимы, например, ложно понятым принципом справедливости. К толпе примыкают обыватели. Они не проявляют большой активности. Их привлекает эксцесс в качестве волнующего зрелища, которое разнообразит их скучное, унылое существование.

толпе находят себе место повышенно внушаемые люди, которые поддаются общему заражающему настроению. Они без сопротивления отдаются во власть стихийных явлений. Участниками толпы оказываются и просто любопытные, наблюдающие со стороны. Они

не вмешиваются в ход событий, однако их присутствие увеличивает массовость и усиливает влияние стихии толпы на поведение ее участников.

1.3. Классификация толпы.

Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы.

Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со

стороны конкретного физического лица.

Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала

или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.

Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и

собрание индивидов, вступивших на путь организации.

Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов.

Окказиональная толпа . Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему

происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).

Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее

объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.

Экспрессивная толпа. Формируется - как и конвенциональная толпа. В ней совместно

выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение,

протест и т.п.)

Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы.

Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.).

Действующая толпа. Формируется как и конвенциальная; осуществляет действия

относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.

1. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.

  1. Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.

  1. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых (например, банковских) учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т.п.).

  2. Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы.

1.4. Особенности мышления толпы.

Категоричность. Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что

есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость.

Консерватизм. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питает глубокое

отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициям Внушаемость. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы.

Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это ее восприимчивость к внушению.

Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

Толпе очень легко внушить, например, чувство обожания, заставляющее ее находить счастье в фанатизме, подчинении и готовностью жертвовать собой ради своего идола. Как бы ни была нейтральна толпа, она все-таки находится в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает всякое внушение.

Заражаемость. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых

свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения и верования распространяются толпе путем заражения.

Эмоциональность. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как

эмоциональный резонанс. Термин «резонанс» к такому явлению применяется потому, что участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием. Наступлению эмоционального взрыва способствуют определенные психологические условия поведения личности в толпе.

Высокая чувственность. Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое

толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер. Толпе знакомы только простые и крайние чувства.

Экстремизм. Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушительной

свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, - это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения.

Безответственность. Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной

толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными.

Моральность. Толпа может иногда демонстрировать очень высокую нравственность, очень

возвышенные проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и др.

Религиозность. Все убеждения толпы имеют черты слепого подчинения, свирепой

нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству.

У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» - «мы» безупречны, во всем виноваты «они». «Они» отливаются в образ врага. Толпа считается только с силой, и доброта ее мало трогает, для толпы доброта - одна из форм слабости. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе.


Глава II. Политический лидер и его влияние.

2.1. Характерные особенности политического лидера.

«Политика мало отличается от других видов деятельности, но ее просчеты более всего сказываются на судьбах людей и народов». К тому же история богата и именами выдающихся в своем роде политических злодеев, и злодеяниями неординарных лиц. На каждом новом этапе политическая жизнь общества нуждалась в руководстве нового типа. Иной тип политических отношений требовал другой формы власти, нового руководителя.

Лидерство - одно из проявлений власти, отличительное свойство политической деятельности, право выдвигать руководителя, который ее осуществляет. Это явление присуще и другим видам деятельности - производству вещей и идей, науке, спорту и т. д. Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба - от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют. Лидер передает своему окружению знания, моральные ценности. Личные достоинства лидера - образец для подражания, предмет уважения. Поэтому нравственный облик лидера привлекает внимание и играет немалую роль в его успехе или неудачах. В информационном обществе все труднее скрыть дефекты личности лидера и, наоборот, легче показать его достоинства.

Никакие нравственные, интеллектуальные, духовные добродетели сами по себе не превращают политического деятеля в лидера. Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую общество программу - таковы современные требования к политику. Первым и необходимым качеством политического лидера является его способность квалифицированно аккумулировать и адекватно выражать в своей деятельности интересы широких масс.

Второй решающей способностью лидера, отличающей его от вожака, является его инновационность, то есть способность постоянно выдвигать новые идеи, или комбинировать и совер шенствовать их. От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс, и потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, развитие и коррекция. Политическая программа лидера должна быть сильна мотивационно, она должна давать четкий ответ избирателю: какие преимущества, экономические, социальные и духовные блага обретает он лично, его семья, коллектив в случае успешного осуществления платформы лидера.

Третьим важнейшим качеством должна быть политическая информированность лидера. Политическая информация описывает прежде всего состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их взаимоотношений между собой, с государством и различными общественными институтами.

Четвертое важнейшее качество - лексикон политического лидера. Нынешний профессиональный лексикон политических лидеров очень густо окрашен современными терминами, без глубокого их понимания. К тому же большинство людей не понимает его (лексикон). Много еще в политическом лексиконе слов призванных заклеймить противника, выявить врага, размежеваться с оппонентом. За рубежом быстро развивается герменевтика с помощью которой анализируется язык, политические тезисы, терминологический багаж политических лидеров. У нас это пока еще в самом начале развития.

Пятое качество - чувство политического времени.

Лидер, идущий на компромисс раньше определенного времени, теряет авторитет. Лидер идущий на компромисс с опозданием теряет инициативу и может потерпеть поражение (Горбачев и Прибалтика).

Поэтому, в выигрыше те лидеры, которые остро чувствуют ход политического времени и все делают вовремя. «Стоит политическому лидеру не почувствовать изменения политических условий, конъюнктуры, к которой он уже не в состоянии приспособиться, и он становиться либо посмешищем, либо бедствием для своей партии, страны»6 .

Политика, ее задачи, цели различаются на разных уровнях политической деятельности, поэтому существуют и разные лидеры (приложение 1). Потребности политического лидера: во власти; в контроле над событиями и людьми; в достижении; в аффилиации. Причины, по которым власть желанна: чтобы доминировать над другими; чтобы другие люди над ним не доминировали, или не вмешивались в его дела; чтобы осуществлять политические достижения (власть-инструмент).

В порядке компенсации политический лидер старается найти себе сферу деятельности, в которой он мог бы продемонстрировать свою компетенцию и достоинство. При достижении власти и пользовании ею, политический лидер уменьшает напряжение. В ряде случаев он испытывает чувство эйфории.

В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности.

Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический).

Иным оказывается лидерство на уровне «большой политики», управления страной, политических движений. От лидера такого масштаба требуется сплочение интересов широкой общественной базы власти.

2.2. Политические технологии и способы воздействия лидера на толпу.

Популярной во всем мире политической технологией является такой ее вид как политический маркетинг, который представляет собой не совсем агитации с ее бессистемным, научно не проработанным воздействием одинаковыми средствами на все социальные группы. И уж совсем не реклама предполагающая приукрашивание качеств претендентов и наделение их несуществующими добродетелями. Особый анализ показывает, что не только к качествам лидера, но и к средствам агитации за него у народа разная реакция. Студенты, например, проявляют особый интерес к листовкам; на пенсионеров производит впечатление лично адресованные им обращения кандидатов. На всех без исключения действует гипноз телевидения. Политический маркетинг определяет кому, что и как говорить (разумеется, в рамках своих убеждений), посредством каких форм общаться с избирателями. Считается, что без маркетинга любой лидер обречен. Другой вид технологии политического лидера - выборная инженерия.

Это профессиональное сравнительное исследование различных выборных округов и соответствующее маневрирование претендента. В зарубежной политологии считается, что для правильного маневрирования претендента в лидеры в избирательных округах необходимо изучить следующие факторы: социально - экономические условия в данном округе; уровень политической культуры, характер политических традиций различных социальных групп округа; особенности политической структуры в регионе (количество различных партий, клубов, авторитет других претендентов); активность общественно-политических организаций и объединений. Но не всегда эти моменты надо исследовать, ибо устойчивые связи повторяются. Немаловажной технологией является отношение лидеров к конкурентам. Здесь надо иметь ввиду, того, что политика это не только отношение между классами, социальными и национальными группами по поводу власти, но и отношения по эффективному использованию всех форм и видов власти, по поводу рационального управления ключевыми общественными процессами.

Возможно, многие проблемы и не возникали бы между лидерами различного ранга, если бы обе стороны не подозревали друг друга в стремлении к узурпации власти. Как правило, лидер, поносящий своего конкурента недозволенными методами и средствами проигрывает.

2.3. Политические лидеры - проблема общества.

Проблемы лидерства обострились в связи с общей политизацией жизни, нынешним усилением политического соперничества и политической борьбы. Все большее значение в наше время приобретают проблемы формирования "команды" лидера и вовлечение в активную деятельность молодых лидеров. Говоря о проблемах лидерства в России нужно особо отметить то, что до недавнего времени в обществе, в науке и политике провозглашался тезис о "решающей роли народных масс". Из этого можно сделать вывод, что роль политического лидера является "вторичной". Следовательно, в "социалистическом" обществе лидер должен был подчиняться интересам рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Но на лицо явное противоречие этим

высказываниям и предположениям. Достаточно вспомнить феномен культа личности И. Сталина, факты выдвижения на руководящие посты власти М. Хрущева, Л. Брежнева, К. Черненко и многих других. А так же факты выдвижения "лидеров" республиканского, районного и областного масштабов. История нам ясно показывает какими были политические лидеры во времена СССР.

В современном мире авторитарная элита престарелых вождей неизбежно уступает место другому механизму власти - лидерству. В определенных условиях застойная политическая жизнь, особенно после бурных событий, может стимулировать преобразование лидерства в вождивизм. В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля представляет то ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Он составляет собой первый элемент организации разнородной толпы и готовит в ней организацию сект. Пока же это не наступит, он управляет ею. Вожак обыкновенно сначала сам был в числе тех, кого ведут; он так же был загипнотизирован идеей. Эта идея до такой степени завладела им, что все вокруг исчезло для него, и всякое противное мнение ему казалось уже заблуждением и предрассудком. Обыкновенно вожаки не принадлежат к числу мыслителей это люди действия. Они не обладают проницательностью, так как проницательность ведет обыкновенно к сомнениям и бездействию. Как бы ни была нелепа идея, которую они защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. В вожаках у народов никогда не бывало недостатка, но эти вожаки всегда должны были обладать очень твердыми убеждениями. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться. В настоящее время вожаки толпы все более и более оттесняют общественную власть, теряющую свое значение вследствие распрей.



  1. Проведение тестирования: "Кто вы: ведущий или ведомый?".

Исследуя тему о политическом лидерстве, мне стало интересно, можно ли определить лидерские качества у моих одноклассников уже сейчас. Мы подобрали совместно с психологом необходимое тестирование на выявление категории ''ведущих" и ''ведомых'' (приложение 2). Данное тестирование было проведено среди учащихся моего класса 10 Б, количество тестируемых 19 человек. Итоги тестирования были подведены (приложение 3). По результатам тестирования только у 13% проявляются лидерские качества в целом, но им необходимо следить за тем, чтобы их отношения к окружающим не превратилось в тиранию, не приобрело черты деспотизма.

У 55 % опрошенных были выявлены средние задатки лидера, явная потребность что-то делать для окружающих, указывать им на ошибки, побуждать действовать, менять их отношение к окружающему миру.

Среди опрошенных около 32%, бывают малоубедительны даже там, где они абсолютно правы. Скорее всего, они считают, что и ваша жизнь, и жизнь окружающих должна быть построена на принципах дисциплины, здравого смысла и хороших привычек, а её течение должно быть хорошо прогнозируемым. Когда же возникают всякого рода отклонения от ожидаемого оптимума, они теряются, не могут найти выход. Иногда же бывают чрезмерно неуверенны в себе, и это в корне пересекает их волю и активность. Из-за этого они не могут достичь намеченного, в результате оказываются несправедливо обделенными.

Озвучивая итоги тестирования в своём классе, я понимала, что лидерских качеств не всегда достаточно, чтобы стать действительно явным политическим лидером нашего времени, к ним необходимо добавить и огромные знания, силу воли.

Заключение.

Лидерство и лидеры - сфера деликатная и тонкая. В ней легко нарушить меру, сорваться в области неудач, даже впасть в крайности - то ли чрезмерно преувеличить роль лидера, то ли серьезно недооценить лидера, его возможности, способности, не воспользоваться ими. Многое зависит и от непосредственного окружения, "команды", круга помощников, советников, экспертов, консультантов и т. д. Естественно, что каждый и должен и вправе играть свою роль и не поддаваться искушениям политики и власти. Народ в основной своей массе привык уважать своих лидеров и подчиняться им.

Практически все революционеры опирались на молчаливое, инертное большинство, внося свои предложения. У многих такие предложения вызывают протест, однако они все вынуждены подчиняться принятым законам. И они будут подчиняться - до тех пор, пока народ верит, что правительство действует в строгом соответствии с конституцией. Для выполнения роли политического лидера грамотного и эффективного участия в политике требуются: разносторонние политические знания, ориентация на ценности и правила жизни демократического общества, овладения способами политической деятельности. Названные условия в своей совокупности характеризуют демократическую политическую культуру, чего иногда не хватает современным политическим лидерам. Человек, владеющий научными знаниями способен самостоятельно ориентироваться и оценивать политическую информацию, противостоять попыткам манипулирования его политическим сознанием, что, к сожалению, редкое явление в политике. Демократическая политическая культура способствует эффективному участию в политике, является преградой манипулированию политическим сознанием, позволяет ей сделать осознанный и ответственный политический выбор.







Список литературы.

  1. . Абашкина Е. и др. Имидж лидера. М., 1994.

  1. . Андреев С.С. Политические авторитеты и политическое лидерство .// Социально- политический журнал.-1993.- Ѕ

  1. . Бунич И.Л. Лабиринты безумия. СПб. 1995 г.

  1. . Бушков А.А. Россия, которой не было . М., 1997.

  1. . Гидденс Э. Мятежи, толпы и другие формы коллективного действия. Диалог, №6/7, 1992;

  1. . Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов-на-Дону, 1997 г.

  1. . Карпова Т. П. Основы управленческого учета. М. 1998.

  1. . Лебон Г. Психологи народов и масс. изд."Макет",СПБ,1995г

10. Лебон Г., Толпотворение, Новое время, №3, 1994, стр. 63;

11. Олег Глазунов. Государственный переворот. Стратегия и технологии. М.,2006 г.

12. Трушков В. Вожди и винтики. Деловая жизнь. 1991, №24

13. Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

14. uncommon-knowledge.co.uk











Приложение 2

МЕТОДИКА
«КТО ВЫ: ВЕДУЩИЙ ИЛИ ВЕДОМЫЙ?»


ОПИСАНИЕ
Методика направлена на выявление склонности к лидерству.
ОБРАБОТКА
Начисляется по 5 баллов за каждый ответ «нет» на вопросы 8, 9 и «да» на все остальные вопросы.

Ф.И.

Варианты ответов

Общ.
балл

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.




8.




9.




10.




11.




12.




13.




14.




15.




16.




17.






ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
От 65 до 35 баллов. Вы человек, обладающий хорошими задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, изменять их мнение, советовать им, управлять ими. Во взаимоотношениях с людьми вы чувствуете себя вполне уверенно. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться в стороне и думать только о себе. Вы чувствуете в себе потребность что-то делать для окружающих, указывать им на ошибки, учить их, чтобы побуждать в них интерес к внешнему миру. И в этом случае с теми, кто не разрешает себя поучать или не разделяет ваши принципы, у вас могут возникать осложнения. Вы склонны считать, что с такими «заблуждающимися» людьми нечего особенно церемониться. Их надо убеждать, и вы это умеете. Однако вам надо следить за тем, чтобы ваше отношение к людям не превратилось в тиранию, стремление придушить всякое сопротивление не приобрело черты деспотизма.
От 34 баллов и ниже. К сожалению, вы бываете малоубедительны даже там, где вы абсолютно правы. Скорее всего, вы считаете, что и ваша жизнь, и жизнь окружающих должна быть построена на принципах дисциплины, здравого смысла и хороших привычек, а её течение должно быть хорошо прогнозируемым. Когда же возникают всякого рода отклонения от ожидаемого оптимума, вы теряетесь, не можете найти выход. Иногда же бываете чрезмерно неуверенны в себе, и это в корне пересекает вашу волю и активность. Из-за этого вы не можете достичь намеченного, в результате оказываетесь несправедливо обделенными.

ИНСТРУКЦИЯ: «Ниже приведен ряд вопросов, на которые вам следует ответить «да» или «нет».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА


1.Как, по-вашему, подошла бы вам профессия актера или политика?
2.Раздражают ли вас люди, которые стремятся одеваться экстравагантно, вести себя, не считаясь с мнением окружающих?
3.Можете ли вы разговаривать с другим человеком о ваших личных (и даже интимных) проблемах?
4.Сразу ли вы реагируете на малейшие проявления неверного трактования ваших слов и поступков?
5.Чувствуете ли вы дискомфорт, когда другие добиваются успеха в той сфере, где вы бы сами хотели его добиться?
6.Любите ли вы заниматься каким-нибудь очень трудным делом, чтобы показать на что вы способны?
7.Могли бы вы посвятить себя достижению чего-нибудь выдающегося путем отказа от комфорта и мелких жизненных радостей?
8.Устраивает ли вас один и тот же круг друзей?
9.Предпочитаете ли вы вести жизнь размеренную, расписанную по часам?
10.Любите ли менять обстановку в групповой комнате?
11.Нравится ли вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?
12.Любите ли вы осаживать того, кто, по-вашему, слишком самоуверен?
13.Нравится ли вам демонстрировать, что ваш начальник или лицо, почитаемое за авторитет, оказывает влияние на вас?

Источник
Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента: Как делать карьеру. Как строить организацию: Научно-практическое пособие. - Киев, 1994. С. 23-25









Приложение 3

ОБРАБОТКА результатов учащихся 10 Б класса
Начисляется по 5 баллов за каждый ответ «нет» на вопросы 8, 9 и «да» на все остальные вопросы.

Ф.И.

Варианты ответов

Общ.
балл

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

1.

Саркисян Р.

+

-

-

-

-

+

-

-

-

+

-

+

-

30

2.

Агабекян Э

+

-

+

-

-

+

-

-

+

+

+

-

-

30

3.

Шахназарян А.

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

50

4.

Туаев О.

+

+

-

+

-

+

+

+

-

-

+

-

+

40

5.

Копочев В.

+

+

-

+

-

-

+

+

+

-

-

+

-

25

6.

Зубков В.

+

+

-

+

+

-

+

-

-

+

+

+

-

50

7.

Русин С.

+

+

-

-

-

+

+

+

-

+

+

+

-

40

8.

Денискин В.

+

-

+

+

-

+

-

+

+

-

-

-

-

20

9.

Борзых Ю.

+

+

-

+

-

+

+

+

-

+

+

+

-

45

10.

Куксов Д.

+

-

+

+

+

-

-

-

-

+

+

+

+

50

11.

Дандерфер Р.

+

+

+

+

+

-

-

-

+

+

+

+

-

45

12.

Дорошенко М.

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

50

13.

Силицкий Р.

+

+

+

+

-

+

+

-

-

+

+

+

-

55

14.

Любимов А.

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

45

15.

Старостина Яна

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

40

16.

Филиппи А.

-

+

-

+

+

+

+

+

-

-

-

+

-

35

17.

Рудомёткин Эд.

-

+

+

+

+

-

+

-

+

+

-

+

-

40

18.

Зиновьева В.

-

+

+

+

+

-

-

+

+

-

-

+

-

25

19.

Беляева М.

-

+

-

+

+

-

+

+

+

-

-

+

-

25

Среди всех опрошенных "ведомыми" являются 31,6%, а 68,4% "ведущие". Но при этом только у 13% явно выделяются хороши задатки эффективно влиять а окружающих, изменять их мнение, советовать им, управлять ими.

















© 2010-2022