- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию, ППКРС
Рабочая программа по обществознанию, ППКРС
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сураева Т.И. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАССМОТРЕНО На МО преподавателей и мастеров П/О Протокол №___ от «__»_____20___ год. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБПОУ «СахСТ» ____________ Л.М. Роботень «___» ___________20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОДБ. 05.ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
для подготовки квалифицированных рабочих и служащих
«общеобразовательный цикл»
основной профессиональной образовательной программы СПО
программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего звена
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» для подготовки квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего профессионального образования технического профиля.
Составитель: преподаватель ГБПОУ «СахСТ» Сураева Т. И.
Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Обществознание» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России (16.04.2008г.2008г.)
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180). Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
-
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
-
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
-
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В процессе реализации программы обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
Обществознание изучается как базовый учебный предмет в объеме 256 часа:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 156 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 100 часов.
Вид учебной работы
Объем час
Максимальная учебная нагрузка (всего)
256
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
156
в том числе:
практические работы
25
контрольные работы
5
Самостоятельная внеаудиторная работа студента (всего)
100
в том числе:
Доклады
12
Презентации
6
Рефераты
16
Решение ситуационных задач
4
Составление схемы
10
Составление таблицы
16
Составление глоссария
6
Написание эссе
8
Итоговая аттестация в форме зачёта
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» учащиеся должны:
знать/понимать:
-
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
-
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
-
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
-
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
-
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
-
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
-
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
-
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
-
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
-
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
-
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
-
совершенствования собственной познавательной деятельности;
-
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
-
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
-
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
-
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
-
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
всего
ауд.
к/р
п/р
ВСР
256
156
5
25
100
Введение
2
2
I.
Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
20
19
6
18
1.
Природа человека, врожденные и приобретенные качества
12
11
2.
Общество как сложная система
8
8
1
II.
Основы знаний о духовной культуре человека и общества
20
9
2
14
1.
Духовная культура личности и общества
7
7
2.
Наука и образование в современном мире
4
4
3.
Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
9
8
1
III.
Экономика
34
23
3
18
1.
Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи
8
8
2.
Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
12
12
3.
ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
9
9
4.
Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
5
4
1
IV.
Социальные отношения
20
17
3
16
1.
Социальная роль и стратификация
6
6
2.
Социальные нормы и конфликты
6
6
3.
Важнейшие социальные общности и группы
8
7
1
V.
Политика как общественное явление
20
15
4
18
1.
Политика и власть. Государство в политической системе
8
8
2.
Участники политического процесса
12
11
Зачёт (за первый курс)
1
VI.
Право
34
20
7
16
1.
Правовое регулирование общественных отношений
8
9
2.
Основы конституционного права Российской Федерации
10
10
3.
Отрасли российского права
14
16
1
4.
Международное право
2
2
Зачёт
2
2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
-
№ п/п
Наименование разделов и тем, учебные элементы
Уровни усвоения
Введение
1-2
Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.
2
I.
Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
1.
Природа человека, врожденные и приобретенные качества
1.1
Практическая работа № 1. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность.
2
1.2
Практическая работа № 2. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.
3
1.3
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.
3
1.4
Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.
3
1.5
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний.
2
1.6
Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
3
1.7
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители. Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
3
1.8
Человек в группе. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Умение общаться. Толерантность.
3
1.9
Практическая работа № 3 «Общение».
3
1.10
Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.
3
1.11
Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности.
3
1.12
Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
3
2.
Общество как сложная система.
2.1
Практическая работа № 4. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества.
3
2.2
Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
3
2.3
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
3
2.4
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Цивилизация и формация.
3
2.5
Практическая работа № 5. Типология обществ. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
3
2.6
Практическая работа № 6. Глобализация человеческого общества.
3
2.7
Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
3
2.8
Контрольная работа
3
Знать:
Уметь:
-
специфику и значимость социальных наук;
-
основы философских и психологических знаний о человеке и обществе;
-
особенности современного мира.
-
работать с источниками социальной информации;
-
излагать и аргументировать собственные суждения о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;
-
дискутировать на предложенную тему.
II
Основы знаний о духовной культуре человека и общества
1.
Духовная культура личности и общества
1.1
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни.
3
1.2
Практическая работа № 7. Духовный мир человека.
3
1.3
Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества.
3
1.4
Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.
3
1.5
Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
3
1.6
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.
3
1.7
Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
2
2.
Наука и образование в современном мире
2.1
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки.
3
2.2
Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
3
2.3
Роль образования в жизни современного человека и общества.
3
2.4
Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.
3
3.
Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
3.1
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Нравственные категории. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть.
3
3.2
Практическая работа № 8. Мораль.
3
3.3
Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.
3
3.4
Религия как феномен культуры. Мировые религии.
3
3.5
Религия и церковь в современном мире. Свобода совести.
3
3.6
Религиозные объединения Российской Федерации.
3
3.7
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
3
3.8
Виды искусства.
3
3.9
Контрольная работа
3
Знать:
Уметь:
-
что такое культура;
-
систему образования в РФ;
-
основные принципы и нормы морали;
-
роль морали, религии, науки и образования в современном мире;
-
тенденции духовной жизни современной России.
-
оценивать свой уровень культуры;
-
аргументировать свою позицию по определённому вопросу;
-
пользоваться культурной информацией;
-
подготовить доклад о культурной жизни в современной России.
III
Экономика
1.
Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи
1.1
Практическая работа № 9. Понятие экономики. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики.
3
1.2
Ограниченность ресурсов.
3
1.3
Факторы производства.
3
1.4
Разделение труда, специализация и обмен.
3
1.5
Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
3
1.6
Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
3
1.7
Практическая работа № 10. Экономика потребителя. Защита прав потребителя.
3
1.8
Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.
3
2.
Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
2.1
Рынок одного товара. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.
3
2.2
Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.
3
2.3
Практическая работа № 11. Рынок.
3
2.4
Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль.
3
2.5
Производительность труда.
3
2.6
Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса.
3
2.7
Акции и облигации. Фондовый рынок.
3
2.8
Основы менеджмента и маркетинга.
3
2.9
Функции государства в экономике.
3
2.10
Государственные расходы. Государственный бюджет.
3
2.11
Государственный долг.
3
2.12
Основы налоговой политики государства.
3
3.
ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
3.1
Понятие ВВП и его структура.
3
3.2
Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
3
3.3
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда.
3
3.4
Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.
3
3.5
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
3
3.6
Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков.
3
3.7
Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.
2
3.8
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры.
3
3.9
Основы денежной политики государства.
2
4.
Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
4.1
Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты.
3
4.2
Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.
3
4.3
Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют.
3
4.4
Глобальные экономические проблемы.
3
4.5
Зачёт по теме «Экономика»
3
Знать:
Уметь:
-
главные вопросы экономики, её роль в жизни общества;
-
особенности типов экономических систем;
-
основы менеджмента и маркетинга;
-
что такое рынок труда;
-
особенности современной экономики России;
-
обосновывать примерами из жизни свой выбор ответа;
-
решать задачи с экономи- ческим содержанием;
-
готовить и выступать с докладом на предложенную тему;
-
расширять свой экономический кругозор.
IV.
Социальные отношения
1.
Социальная роль и стратификация
1.1
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация.
3
1.2
Социальная мобильность.
3
1.3
Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли.
3
1.4
Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте.
3
1.5
Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
3
1.6
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
3
2.
Социальные нормы и конфликты
2.1
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
3
2.2
Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.
3
2.3
Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
3
2.4
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов.
3
2.5
Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.
3
2.6
Практическая работа № 12 .Социальное поведение.
3
3.
Важнейшие социальные общности и группы
3.1
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
3
3.2
Практическая работа № 13. Молодежь как социальная группа.
3
3.3
Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
3
3.4
Этнические общности. Межнациональные отношения.
3
3.5
Этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
3
3.6
Практическая работа № 14. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей.
3
3.7
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
3
3.8
Контрольная работа по теме «Социальные отношения»
3
Знать:
Уметь:
-
особенности социальной стратификации и социальной мобильности;
-
особенности межнациональ- ных отношений в России;
-
конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации;
-
проблему неполных семей;
-
современную демографи- ческую ситуацию в Российской Федерации.
-
самостоятельно осуществлять поиск, анализировать и использовать собранную информацию;
-
рассуждать о молодёжи как о социальной группе и об особенностях молодёжной политики в стране;
-
писать творческую работу на предложенную тему.
V.
Политика как общественное явление
1.
Политика и власть. Государство в политической системе
1.1
Понятие власти. Политическая система, ее внутренняя структура.
3
1.2
Политические институты. Государство как политический институт.
3
1.3
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств.
3
1.4
Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов - основные особенности развития современной политической системы.
3
1.5
Практическая работа № 15. Форма правления государства.
3
1.6
Практическая работа № 16. Форма государственного устройства и форма политического режима.
3
1.7
Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.
3
1.8
Правовое государство, понятие и признаки.
3
2.
Участники политического процесса
2.1
Личность и государство. Политический статус личности.
3
2.2
Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия.
3
2.3
Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
3
2.4
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
3
2.5
Практическая работа № 17. Гражданское общество и правовое государство
3
2.6
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность.
3
2.7
Роль избирателя. Избирательная кампания в Российской Федерации.
3
2.8
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.
3
2.9
Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
3
2.10
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
3
2.11
Практическая работа № 18. Личность и политика.
3
2.12
Зачёт по теме «Политика как общественное явление»
3
Знать:
Уметь:
-
чем политическая власть отличается от других видов властей;
-
особенности государства как политического института;
-
особенности современной демократии;
-
признаки правового государства;
-
особенности избирательной кампании в Российской Федерации.
-
разбираться в политике;
-
отличать друг от друга различные формы государства;
-
правильно участвовать в выборах;
-
анализировать предвыборную программу кандидата в органы власти;
-
выбирать нужную и объективную информацию из средств массовой информации.
VI.
Право
1.
Правовое регулирование общественных отношений
1.1
Понятие права. Право в системе социальных норм.
2
1.2
Практическая работа № 19. Система права: основные институты, отрасли права.
3
1.3
Частное и публичное право.
3
1.4
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика.
3
1.5
Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов.
3
1.6
Правовые отношения и их структура.
3
1.7
Правомерное и противоправное поведение. Противоправные поступки.
3
1.8
Юридическая ответственность и ее задачи.
3
2.
Основы конституционного права Российской Федерации
2.1
Практическая работа № 20. Конституционное право как отрасль российского права.
3
2.2
Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная и исполнительная власть.
3
2.3
Институт президентства. Местное самоуправление.
3
2.4
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
3
2.5
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.
3
2.6
Практическая работа № 21. Права и свободы человека и гражданина.
3
2.7
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.
3
2.8
Право на благоприятную окружающую среду. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
3
2.9
Основные обязанности граждан РФ. Обязанность защиты Отечества.
3
2.10
Права и обязанности налогоплательщика.
3
3.
Отрасли российского права
3.1
Гражданское право и гражданские правоотношения.
3
3.2
Имущественные права.
3
3.3
Личные неимущественные права граждан. Защита прав потребителей.
3
3.4
Практическая работа № 22. Гражданское право.
3
3.5
Семейное право и семейные правоотношения.
3
3.6
Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
3
3.7
Правовое регулирование образования. Образовательные учреждения профессионального образования.
3
3.8
Трудовое право и трудовые правоотношения.
Трудовая деятельность несовершеннолетних.
3
3.9
Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
3
3.10
Практическая работа № 23.Трудовое право.
3
3.11
Практическая работа № 24. Административное право
3
3.12
Практическая работа № 25. Уголовное право.
3
3.13
Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ.
3
3.14
Контрольная работа по разделу «Право».
3
4.
Международное право
4.1
Международное право. Международное гуманитарное право.
2
4.2
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
2
1-2
Зачёт
3
Знать:
Уметь:
-
цели и задачи изучения права в современном обществе;
-
правовое регулирование общественных отношений;
-
основы конституционного права РФ;
-
систему государственных органов РФ;
-
основные конституционные права и обязанности граждан в России;
-
отрасли российского права;
-
порядок приема на работу;
-
правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних;
-
международное право.
-
работать с нормативными правовыми актами;
-
составлять претензию в случае нарушения потребительских прав;
-
составлять резюме.
-
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
-
Писать сочинение-рассуждение о нужности и важности предмета обществознания.
-
ВСР
Темы для самостоятельного изучения
Виды и содержание самостоятельной работы
Кол-во часов
Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.
Составить таблицу «Социальные науки и их функции»
2
Природа человека, врождённые и приобретённые качества
Написать реферат (Тему выбирает обучающийся).
- Цель и смысл человеческой жизни. Свобода как условие самореализации личности.
- Общество и его регуляторы.
4
Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.
Составить схему «Структура деятельности»
2
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний.
Составить схему, используя приведённые понятия.
2
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.
Составить схему «Потребности»
2
Подготовить доклад на тему «Формирование характера»
2
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни.
Составить схему «Духовный мир человека»
2
Общество как сложная система.
Написание эссе «Человек - существо социальное»
2
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества.
Составить схему «Сферы общества»
2
Составить таблицу «Типы обществ»
2
Сочинение-эссе «К какому типу стран можно отнести современную Россию?»
2
Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества.
Составить схему по теме «Культура», использую данные понятия
2
Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Подготовить доклад на тему Духовная культура личности и общества, значение в общественной жизни.
2
Наука и образование в современном мире
Подготовить доклад на тему «Роль образования в жизни современного человека и общества».
2
Сочинение-эссе «Значение образования для общества и человека»
2
Зачёт по теме «Духовная культура личности и общества»
Составить глоссарий по теме
2
Составить схему по теме «Культура»
2
Ограниченность ресурсов.
Подготовить доклад по теме
2
Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.
Составить таблицу «Виды конкуренции и её отличительные черты»
2
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя.
Решение ситуационных задач
2
Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса.
Реферат «Предпринимательство. История развития предпринимательства в России».
4
Функции государства в экономике.
Составить схему «Государство и экономика»
2
Типы экономических систем
Составить таблицу «Экономические системы и их характерные черты»
2
Зачёт по теме «Экономика»
Составить глоссарий по теме
2
Подготовить доклад «Экономические реформы в Российской Федерации».
2
Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.
Решение ситуационных задач
2
Молодежь как социальная группа.
Реферат «Молодежь и ее роль в современной политике»
4
Этнические общности. Межнациональные отношения.
Подготовить доклад по теме «Типичные причины межнациональных конфликтов»
2
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей.
Написание эссе «Проблемы неполных семей».
2
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Подготовка презентации «Современная демографическая ситуация в РФ».
4
Государство как политический институт. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств.
Составить таблицу «Функции государства»
2
Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.
Подготовить доклад по теме «Демократия, ее основные ценности и признаки».
2
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим.
Составить схему «Формы государства»
2
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в РФ.
Подготовить доклад по теме
2
Роль избирателя
Решение ситуационных задач
2
Избирательная кампания в Российской Федерации.
Подготовка презентации «Выборы и избирательное право в истории России»
2
Личность и государство. Политический статус личности.
Заполнить таблицу «Способы приобретения гражданства»
2
Зачёт по теме «Политика как общественное явление»
Составить глоссарий по теме
2
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.
Составить таблицу
«Соотношение права и социальных норм»
2
Составить схему «Правонарушения и юридическая ответственность»
2
Правовое регулирование общественных отношений
Решение ситуационных задач
2
Система государственных органов Российской Федерации.
Подготовка презентации «Система государственных органов Российской Федерации»
2
Основные конституционные права граждан в России.
Составить таблицу « Права и свободы Граждан РФ»
2
Написать эссе «Свобода слова в РФ»
2
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Написать реферат по теме
4
100 час.
Примерные темы рефератов
Общество и его регуляторы.
Право - воплощение справедливости и добра.
Права человека - эволюция развития.
Правовое регулирование хозяйственной деятельности.
Права потребителей.
Конституционализм и конституционные идеи в России и мире.
Конституция РФ - основной закон жизни государства.
Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы.
Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития.
Тоталитаризм - феномен XX столетия.
Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей.
Политика - наука, искусство и профессия.
Свободные выборы - утопия или реальность.
Четвертая власть и ее роль в политической жизни.
Демократия - за и против.
Политические партии и лидеры современной России.
Лидер - кто он?
Политические идеи русских мыслителей.
Консерватизм, либерализм, социализм, ...изм.
Молодежь и ее роль в современной политике.
Политические реформы в современной России.
Экономические реформы в Российской Федерации. От экономики сырьевой к экономике инновационной.
Предпринимательство. История развития предпринимательства в России.
Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.
Социально-регулируемое рыночное хозяйство.
ЛИТЕРАТУРА
Человек и общество: учебник для 10-11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова: в 2 ч. - М., 2009
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 кл. - М., 2005
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М., 2005
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования. - М., 2010
Важенин А.Г. Контрольные задания по обществознанию: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования. - М., 2010
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. - М., 2008.
Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. - М., 2003.
Мушинский В.О. Обществознание. 10-11 кл. - М., 2002.
Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 кл. - М., 2005.
Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. - М., 2006.
Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. - М., 2004
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. - М., 2002
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. - М., 2006-2011.
Для преподавателя
Введение в обществознание: учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М., 2002.
Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. - М., 2002.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. - М., 2005.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. - М., 2005.
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. - М., 2003.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. - М., 2006.
Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). - Ростов н/Д, 2006.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. - М., 2003.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). - М., 2007.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10-11 кл.: в 4 ч. - М., 2007.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. - М., 2007.
Мушинский В.О. Основы правоведения. - М., 2003.
Яковлев А.И. Основы правоведения. - М., 2006.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. - М., 2007.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ч. 1. - Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 52. - Ч.1. - Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 -ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 171.