Статья Внедрение метода проектов в процессе обучения экономике в школе

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКЕ В ШКОЛЕ

Мартемьянова Антонина Вячеславовна,

Учитель истории и обществознания,

МКОУ «Слободо-Туринская СОШ №2»

Ключевые слова: проектное обучение, метод проектов, технология, обучение, экономика

Аннотация. В данной статье рассмотрен метод проектов как один из способов применения инновационных технологий в процессе обучения экономике в школе. В работе рассмотрены виды проектов, основные этапы создания проектов, обобщены основные возможности и проблемы внедрения проектного метода.

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года выделяет компетентностный подход в качестве приоритетного. Компетентностный подход - один из способов достижения нового качества образования. Обучение при компетентностном подходе - это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем [1, с.10]

Для учителя стоит задача в поиске новых приёмов и методов, формирующих у учащихся навыки самостоятельной работы и саморазвития, а также развития творческого потенциала учащихся. Проблема заключается в недостаточно разработанном методическом аппарате современного педагога, необходимого для качественного использования инновационных методов и приёмов в работе с детьми.

Задача сегодняшнего дня - создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. Такую возможность для ученика и учителя даёт технология личностно-ориентированного обучения. Одной из продуктивных технологий, позволяющих развивать творческий подход к обучению, является метод проектов.

Цель: анализ эффективности внедрения метода проектов в процесс обучения экономики.

Задачи:

  1. Изучить содержание данного метода, его классификацию.

  2. Проанализировать основные этапы создания проекта.

  3. Выявить основные возможности, а также проблемы данного метода.

  4. Раскрыть необходимость внедрения метода проектов в процесс обучения экономике в школе.

Гипотеза: внедрение проектной деятельности в процесс обучения экономике позволит более эффективнее реализовать воспитательные, образовательные и обучающие задачи.

Проектный подход - это способ обучения и получения знаний, который реализуется в процессе работы над проектом. Проекты, как правило, включают в себя глубокое изучение отдельной темы, выполняются небольшой группой учащихся, работающих совместно. Они собирают информацию и ищут ответы на вопросы самостоятельно.

В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира, так как проектная деятельность - это развивающее обучение. Недаром учёные предлагают с младшего возраста вводить проектную деятельность в образовательный процесс.

Основным тезисом современного понимания метода проектов является понимание учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. В основе метода проектов лежит развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

Технология метода проектов позволяет решать ряд задач в процессе обучения экономики в школе:

- самостоятельное приобретение знаний учащимися;

- формирование коммуникативных навыков и умений;

- использование исследовательских методов в деятельности участников проекта.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Эта проблема предусматривает использование разнообразных методов, с одной стороны, и интегрирование знаний и умений из различных предметных областей - с другой. В процессе раскрытия проблемы учащийся не только осознаёт её, но и чётко планирует действия, ставит гипотезу, распределяет роли (в случае, если это групповой проект) и учится взаимодействовать с товарищами. В результате решения проблемы всегда должен быть конкретный практический результат, готовый к применению. Это, может быть, какое - то открытие учащихся, неизвестное им ранее [2, с.18].

Проекты могут быть итоговыми и текущими, долгосрочными и краткосрочными, а также игровыми, информационными, исследовательскими и творческими. Итоговые проекты предполагают обобщение изученного материала всего раздела предмета, а текущие ограничены в рамках определённой темы. Краткосрочные проекты чаще всего используются в младших классах и выполняются за один - два урока. Долгосрочные проекты создаются в течение большого промежутка времени (это может быть четверть или полугодие).

Структура проектной деятельности - это система взаимосвязанных этапов:

1. Планирование работы над проектом.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний).

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников) [8, с.24].

Выбор формы и вида проекта всегда зависит от возраста учащихся и изучаемой темы. Младшие школьники с удовольствием выполняют игровые проекты, ребята среднего звена - творческие. Для старшеклассников эффективнее использовать исследовательские и информационные проекты.

В процессе обучения экономике в школе предлагаются следующие темы исследовательских проектов: проект «Экономика моей семьи», в котором учащиеся могут проанализировать доходы и расходы среднестатистической семьи, а также смогут найти оптимальные решения проблем экономии в современных семьях. Также эффективными являются проекты, посвящённые проблемам бизнеса и предпринимательской деятельности. Проекты на темы «Мой бизнес», «Социальная реклама. Новый взгляд» сформируют у учащихся навыки расчётов выручки, прибыли, рекламной деятельности. Бизнес-планы своих фирм ребята представляют на уроках в виде презентаций. Они сами выбирают вид производимого товара или услуги, продумывают рекламные слоганы, афиши, а также названия для своих фирм.

Проект «Рубль. Доллар. Евро» помогает разобраться учащимся старших классов в современных проблемах экономики России. Ребята охотно включаются в исследовательскую деятельность, делают прогнозы курса валют, предлагают свои пути решения проблем современной экономической ситуации России. На этапе планирования работы над проектом учащиеся обсуждали свои идеи и сами формулировали название проекта.

Работая над проектом «История денег» учащимся предлагалось провести опрос среди родителей, бабушек и дедушек, а также найти в семейных архивах деньги прошлых времён. В сети интернет, а также с помощью специальной литературы дети самостоятельно искали информацию из истории происхождения денег, затем, обсуждая в группе, выбирали нужную информацию. На этапе обобщения учащиеся обработали результаты анкетного опроса и представили результаты в виде диаграммы, а также, построив общую логическую схему выводов, представили проект в виде мультимедийной презентации. Каждый проект выносится на защиту на уровне школы, района или округа, поэтому ребята ответственно относятся к такой работе, всегда с нетерпением ждут оценки своей деятельности.

Младшие школьники с удовольствием выполняют краткосрочные проекты. Это могут быть проекты, связанные с рекламой какого - либо товара. Такая работа может выполняться как на уроке, так и как творческое домашнее задание.

Таким образом, главными достоинствами проектного метода обучения, бесспорно, является следующие:

  • Ученик активно принимает участие в решении проблемы, применяет приобретённые в процессе жизненного опыта знания, умения и навыки, а также добывает их самостоятельно;

  • Сотрудничество между учителем и учениками, между учащимися внутри группы является фактором развития и самоопределения личности;

  • У учащихся формируются исследовательские умения: ребята сами проводят необходимые исследования, расчеты, анкетирования;

  • Ребята обрабатывают информацию, используя новые информационные технологии;

  • Сотрудничество с одноклассниками позволяет учащимся говорить, слушать и слышать, а также высказывать свою точку зрения о проблеме, исследуемой в проекте;

  • Проекты нацелены на формирование личностных и регулятивных универсальных учебных действий: дети учатся оценивать результаты своей деятельности, а также высказывать своё мнение о тех или иных проблемах современной экономики.

Безусловно, есть и минусы в проектной деятельности.

Во-первых, это чрезмерная загруженность учащихся. Проекты по экономике чаще всего предлагается выполнить учащимся старших классов, а ребята этой возрастной категории тратят много времени на подготовку к экзаменам.

Во-вторых, любой проект требует дополнительных занятий во внеурочное время. Исследовательская деятельность объёмная, кропотливая, поэтому реально создавать в течении года 1 - 2 проекта. Оптимальный вариант - один проект в полугодие.

В-третьих, на современном этапе развития информационных технологий и различных сайтов, предлагающих разнообразные конкурсы в сети интернет, становится очень популярным участие педагогов и учащихся в этих конкурсах. Печально, что иногда учитель нацелен на личный результат, и дети практически не принимают участие в создании проекта, а лишь фактически являются авторами.

Опыт работы по внедрению проектной деятельности в процессе обучения экономике в школе позволяет сделать вывод, что учащиеся активно вовлекаются в работу, учатся планировать собственную деятельность, а также совместно работать с окружающими людьми. Этот метод можно считать эффективным в процессе усвоения учащимися необходимых знаний, умений и навыков, поскольку всё новое всегда вызывает интерес у детей.

Таким образом, внедрение проектной деятельности в обучение экономике в современной школе необходимо, так как при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.

Проектная деятельность развивает такие качества личности, как способность к самообразованию, навыки коллективного труда, коммуникативные навыки, критическое мышление, а также познавательные навыки и умение ориентироваться в информационном пространстве.

Учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения, поэтому внедрение проектного метода внесёт разнообразие в обычную учебную деятельность учащихся, даст возможность учащимся самостоятельно ставить и решать насущные проблемы. Мы считаем, что внедрение проектов процесс обучения экономике в школе на сегодняшний день необходимо. Традиционные формы работы на уроках изживают себя. Ребёнок чувствует себя комфортнее, когда ему дают возможность самостоятельно участвовать в решении какой - либо проблемы: ставить цель, задачи и самому выбирать способы и пути достижения поставленных целей.

Литература:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. - Москва. 2002.- С.15

  2. Агафонова, М.А. Метод проектов / М.А. Агафонова // Вопросы Интернет Образования. - 2006. - №35.- С. 28

  3. Бахтиярова, Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении / Е.М. Бахтиярова // Школьные технологии, 2001. -№2. - С. 28

  4. Варламов, С.Д. Использование Microsoft Office в школе. История / С.Д. Варламов, В.А. Сурков // Учебно-методическое пособие для учителей. - Москва: «ИМА-пресс», 2002. - 111с.

  5. Гафурова, Н.О. Проектный метод в изучении Power point / Н.О. Гафурова, Е.Ю. Чурилова // Информатика и образование. 2002.- №9. - С.30-35.

  6. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования [текст] / М.М. Левина. - Москва: Академия, 2001. - 272 с.

  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - Москва, 2000. - С.34

  8. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это?/ Н.Ю. Пахомова // Методист, 2004.- №1. - С.42 -48.

  9. Полат, Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса / Е.С. Полат // Школьные технологии. - 2006. - №6. - С.47 -55.

  10. Цветкова, М.С. Столетие проектного обучения / М.С. Цветкова // Информатика (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»), 2002.- №20. - С.2 -10.



© 2010-2022