Урок обществознания по теме Понятия и виды референдума (9 класс)

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок обществознания по теме Понятия и виды референдума (9 класс)Урок обществознания по теме Понятия и виды референдума (9 класс)Урок обществознания по теме Понятия и виды референдума (9 класс)Урок обществознания по теме Понятия и виды референдума (9 класс)Урок обществознания по теме Понятия и виды референдума (9 класс)Урок обществознания по теме Понятия и виды референдума (9 класс)Урок обществознания по теме Понятия и виды референдума (9 класс)Урок обществознания по теме Понятия и виды референдума (9 класс)Урок обществознания по теме Понятия и виды референдума (9 класс)Урок обществознания по теме Понятия и виды референдума (9 класс)Урок обществознания по теме Понятия и виды референдума (9 класс)Урок обществознания по теме Понятия и виды референдума (9 класс)Урок обществознания по теме Понятия и виды референдума (9 класс)Урок обществознания по теме Понятия и виды референдума (9 класс)Урок обществознания по теме Понятия и виды референдума (9 класс)Урок обществознания по теме Понятия и виды референдума (9 класс)Урок обществознания по теме Понятия и виды референдума (9 класс)Урок обществознания по теме Понятия и виды референдума (9 класс)Урок обществознания по теме Понятия и виды референдума (9 класс)Урок обществознания по теме Понятия и виды референдума (9 класс)

Тема занятие :Понятие референдума. Инициатива проведения и назначения референдума. Виды референдума.

Цель занятия:

- создание условий для формирования представления о понятии «референдум», о видах референдума, категориях избирателей и основаниях для включения в список избирателей; о содержании Федерального конституционного закона от 28.06.2004 года №5-ФКЗ «О референдуме в российской Федерации».

- создание содержательных и интеллектуальных условий для развития у школьников умения анализировать текст документа, решать практические задачи;

- создание условий для формирования интереса к политической жизни современного общества, ответственного отношения к участию в референдуме.

- способствовать правовому воспитанию; формировать активную жизненную позицию; готовить к осознанному выполнению роли избирателя.

Основные понятия занятия:

Референдум, инициатива проведения и назначение референдума, регистрация участников референдума, составление списков участников референдума, образование округа референдума, выдвижение кандидатов.

Технологическая карта занятия

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Тема занятия: «Понятие референдума. Инициатива проведения и назначения референдума. Виды референдума».

План занятия:

1.Понятие «референдум».

2.Признаки референдума.

3.Вопросы референдума.

4. Процесс подготовки и проведения референдума Российской Федерации и стадии (референдумного процесса).

5.Инициатива проведения и назначения референдума..

Цель занятия

Цель занятия:

- создание условий для формирования представления о понятии «референдум», о видах референдума, категориях избирателей и основаниях для включения в список избирателей; о содержании Федерального конституционного закона от 28.06.2004 года №5-ФКЗ «О референдуме в российской Федерации».

- создание содержательных и интеллектуальных условий для развития у школьников умения анализировать текст документа, решать практические задачи;

- создание условий для формирования интереса к политической жизни современного общества, ответственного отношения к участию в референдуме.

- способствовать правовому воспитанию; формировать активную жизненную позицию; готовить к осознанному выполнению роли избирателя

Планируемые результаты изучения материала (УДД)

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, строить логические схемы и кластеры; графическое оформление материала на основе установления причинно-следственных связей;

- Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели; планировать пути достижения целей

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формируют личностное отношение к изучаемому вопросу

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Частично поисковый метод.

Форма занятия: лекция или деловая игра (Информационная карта занятия).

-решение познавательных задач ( Фишбоун «Причины проведения референдума». Приложение №2.).Кластер «Виды референдума». Приложение №1.

- «Неоконченное предложение» (Приложение №3.)

-работа в группах. Правила деловой игры.( Приложение №4).

Приемы деятельности учителя: Беседа, организация индивидуальной и парной работы учащихся (на основе анализа текстов документов и составления кластера «Виды референдума». Приложение №1.)

Основные термины и понятия

Референдум, инициатива проведения и назначение референдума, регистрация участников референдума, составление списков участников референдума, образование округа референдума, выдвижение кандидатов.

Источники информации: школьные и внешкольные

1. Д.Б. Катков,Е.В. Корчиго. «Конституционное право России».Учебное пособие. Ответственный редактор Академик РАЕН, доктор юридических наук Ю.А. Веденеев. 1999

2. Материалы для обучения будущих избирателей основам избирательного законодательства / Избирательная комиссия Белгородской области; [сост.: Н.П. Великих, Г.В. Калитина, Л.Н. Москвитина.] - Белгород: Издательско-полиграфический центр «ПОЛИТЕРРА», 2006.- 204 с.

4. Основы избирательного права РФ: учеб. пособие для студентов вузов / В.А.Ершов. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 192с.

5. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах: на основе ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» / А.В.Плаксин. - М.: ЦИК РФ, Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ, Издательская серия: «Прикладная юриспруденция», 2007. - 64с.

6.Соколов Я.В. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 8 классов, их родителей и учителей. - М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 2002. - 224 с.: ил.

Комментарии к технологической карте:

Приложение №1. Кластер «Виды референдума».

всероссийский

факультативный

обязательный

Референдум субъекта РФ


По порядку проведения

По территории проведения

Местный референдум

Классификация референдума

По содержанию законопроекта

Время проведения референдума

конституционный

обыкновенный

превентивный

утверждающий

Приложение №2. Фишбоун «Причины проведения референдума».

Причины проведения референдума

действие прямой демократии

законотворчества

политическая

гражданская позиция

Решение судьбы страны и своей судьбы

Выступают как законодатели

Непосредственно участвует в принятии решений

Гражданин сам решает судьбу своего государства и свою

Влияние на политику «снизу»

Решение судьбы страны и своей судьбы

Приложение №3.Метод «Неоконченное предложение».

1-3 группы получают карточку, на которой записано начало предложения «Мой голос на выборах - это…». В течение 5 минут группы должны подобрать определения, наиболее подходящие для данного понятия.

4-6 группы получают карточку, на которой записано начало предложения «Управление государством зависит от …». В течение 5 минут группы должны подобрать определения, наиболее подходящие для данного понятия.

Приложение №4.

Правила проведения деловой игры:

Технология деловой игры состоит из следующих этапов: подготовительного этапа, этапа проведения, этапа анализа и обобщения.

Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входит учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание характеристик действующих лиц, содержание инструктажа.

При разработке деловой игры необходимо также подготовить материальное обеспечение и помещение. Кроме того, на этапе разработки деловой игры следует подумать о реализации основных психолого-педагогических принципов (принципа имитационного моделирования содержания профессиональной деятельности; принципа воссоздания проблемных ситуаций, принципа совместной деятельности участников, диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре и др.).

Вторая часть подготовительного этапа - ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Здесь определяется режим занятия, формулируется главная цель, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Обсуждаются правила игры, выдаются пакеты материалов, инструкций, установок. Распределяются роли, формируются группы, при необходимости даются консультации.

На этапе проведения идет групповая работа над заданием (работа с источниками, тренинг, мозговой штурм, работа с игротехником), а затем проводится межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов, работа экспертов).

1 этап - введение, знакомство, деление на команды, распределение ролей, выбор названия и девиза, разработка правил работы в группах.

2 этап - постановка проблемы (задание "ассоциации", мозговой штурм и т.д.).

3 этап - разработка командой проекта, в котором могут быть отражены механизмы решения проблемной ситуации; защита проекта.

4 этап - подведение итогов, выводы экспертного совета, проводится анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы. Можно дать рекомендации.

Деловая игра моделирует реально существующий сложный механизм взаимодействия нескольких объектов. В ходе игры участниками реализуется цепочка каких-либо решений (управленческих, экономических, юридических, политических), под воздействием которых ситуация изменяется, игроки получают обратную связь и в соответствии с новой информацией действуют дальше. Таких циклов-решений за игру может быть несколько.

В деловой игре, как правило, отсутствует общая игровая цель (только личные ролевые), и их взаимодействие сведено к минимуму: оно носит технический или организационный характер, а не содержательный. И это не роли определенных людей, а роли-функции (банкир как персонифицированный банк).

Таким образом, деловая игра тоже имитирует жизнь, как и ролевая, но не с точки зрения действия людей (ролей и сюжетов), а с точки зрения макропроцессов. Поэтому в основном они используются для обучения инженеров, менеджеров, политиков, экономистов. Деловые игры в правовом образовании целесообразнее проводить со старшеклассниками.

Определенной популярностью в юридическом образовании пользуется так называемая методика "мозгового штурма", применяемая в том случае, когда предполагается как можно больше вариантов разрешения проблемы. Вот некоторые правила проведения "мозгового штурма":

- необходимо четко сформулировать проблему для обсуждения (например: как снизить уровень преступности?);

- нужно подготовить лист ватмана, фломастер для записи всех предложений по решению проблемы;

- необходимо выбрать ведущего;

- каждый может свободно высказывать любые предложения, в том числе смешные и фантастические, нельзя критиковать и комментировать высказывания, участники выступают по очереди, кратко и четко;

- все предложения записываются на бумаге;

- "мозговой штурм" нельзя проводить более 10-15 минут.

На втором этапе "мозгового штурма" обсуждаются выдвинутые решения, объединяются сходные идеи, отбираются те, которые носят реалистический характер. Предложения должны быть ранжированы в порядке их приоритета. Последнюю процедуру можно выполнять путем голосования.

Организуя работу обучаемых в малых группах, можно предложить некую памятку. В ней следует прописать те правила, которые необходимо соблюдать при использовании данного метода: "Каждый участник имеет право высказываться, если он захочет. Все участники группы уважают ценности и взгляды других игроков, даже в том случае, когда у них другая точка зрения на рассматриваемые вопросы. Обсуждать необходимо только предложения, а не тех людей, которые их высказывают. Все замечания делаются кратко и по существу. Все конфликты разрешаются мирным путем. Если по ходу обсуждения проблемы возникают вопросы, следует обратиться к ведущему или к дополнительным источникам информации. После завершения работы необходимо проанализировать сделанное".

Информационное содержание занятия

Референдум - это проведение тайного голосования по утверждению или неутверждению, выражению согласия или несогласия с каким-либо важным документом, действиями главы государства, парламента, правительства.

Референдум- механизм правления, предусматривающий решение наиболее важных для общества вопросов (решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам) посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами.

Референдум - это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Основными признаками референдума являются:

1) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов;

2) референдум - это всегда голосование - способ выявления воли большинства населения;

3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;

4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума.

Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. Однако сами уставы не должны приниматься путём референдума, так как это противоречит статье 66 Конституции РФ. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).

Вопросы референдума

Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для государства (принятие новой Конституции).

Порядок проведения всероссийского референдума устанавливается ФКЗ от 28.06.2004 «О референдуме в Российской Федерации».

Субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) установить круг вопросов, подлежащих обязательному вынесению на референдум субъекта РФ, за исключением следующих вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федеральных органов власти:

1) досрочного прекращения или продления срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, приостановления осуществления ими своих полномочий, а также проведения досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо отсрочки этих выборов;

2) персонального состава органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления;

3) избрания депутатов и должностных лиц, утверждения, назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, а также дачи согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

4) принятие или изменение бюджета субъекта, исполнения и изменения финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Муниципальные власти вправе в своих уставах указывать перечень вопросов, по которым может проводиться местный референдум. К этим вопросам могут быть отнесены только вопросы местного значения.

Местный референдум проводится по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

Вопросы, вынесенные на референдум (общероссийский, субъекта РФ или местный), должны быть построены таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т. е. на него можно было бы дать только однозначный ответ («да» или «нет»)

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Референдум Российской Федерации не может проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум Российской Федерации не проводится в течение года после официального опубликования результатов референдума Российской Федерации с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Виды референдума:

-в зависимости от содержания законопроекта (от предмета, способа проведения и сферы применения), вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы:

1) конституционный ,предметом которого является внесение изменений в конституцию либо принятие нового проекта конституции;

2)законодательный, предметом которого является принятие законопроекта, внесение изменений или отмена действующих законов;

3) международно-правовой референдум, предметом которого может быть вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории.

4) административный референдум проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов. Предметом может быть изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий должностных лиц, вопросы местного значения .

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

В зависимости от времени проведения референдумы делятся на:

превентивный (дозаконодательный); утверждающий (послезаконодательный).

-По порядку проведения могут быть референдумы:

1) обязательные (При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса . Например, в США проект поправки к конституции США должен быть представлен Штатам после голосования в Конгрессе, при котором за нее должно быть отдано 2/3 голосов в каждой Палате, а потом не менее 3/4 Штатов должны ее ратифицировать).

2) факультативные ( Инициатива проведения факультативного референдума: может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

-Виды референдума в зависимости от территории:

1) общероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ);

2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);

3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

Плебисци́т -опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера. В конституционном праве термин плебисцит практически полностью вытеснен наименованием «референдум»: по вопросам регионального и местного значения также могут проводиться референдумы.

По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме, различают консультативный и императивный (обязательный) референдумы.

Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решение, принятое на консультативном референдуме, не имеет обязательной силы.

Решения императивного референдума обязательны для исполнения всеми органами и лицами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и обычно могут быть изменены (отменены) только таким же референдумным путем. Законодательство Российской Федерации предусматривает проведение только императивного референдума.

По территориальной сфере референдумы делятся на общегосударственные, региональные и местные.

В общегосударственном референдуме участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме.

Региональные референдумы проводятся в федеративных государствах в пределах территории субъекта федерации.

Местные референдумы проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц.

Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В России законодательством предусмотрены референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.

Правом инициировать проведение референдума наделены:

1) не менее чем 2 млн. граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тыс. из них;

2) Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ;

3) федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О референдуме в Российской Федерации".

Процесс подготовки и проведения референдума Российской Федерации (референдумный процесс) включает несколько стадий:

1) выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку;

2) назначение референдума;

3) образование участков референдума, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума;

4) проведение агитации;

5) голосование и определение результатов референдума;

6) вступление в силу решения, принятого на референдуме.

Процесс подготовки и проведения референдума Российской Федерации (референдумный процесс) включает несколько стадий :

1) выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку;

2) назначение референдума;

3) образование участков референдума, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума;

4) проведение агитации;

5) голосование и определение результатов референдума;

6) вступление в силу решения, принятого на референдуме.

Реализация права инициативы граждан Российской Федерации происходит через образование инициативных групп численностью не менее 100 человек. Инициаторами образования инициативной группы могут быть гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме Российской Федерации, а также общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Минюстом РФ не позднее чем за шесть месяцы до обращения с инициативой о проведении референдума.

Инициативная группа после проведения собрания обращается в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации, в котором указывает формулировку вопроса (вопросов ), предлагаемого для вынесения на референдум РФ.

После получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе собирать подписи в поддержку инициатив проведения референдума. Срок действия регистрационного свидетельства и срок сбора подписей составляет три месяца. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум РФ.

По окончании сбора подписей инициативная группа представляет подписные листы, сброшюрованные по субъектам Российской Федерации, в которых собирались подписи, в соответствующие избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, которые проверяют соблюдение требований законодательства при сборе подписей и выносят по результатам проверки постановление. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение 15 дней направляет подписные листы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (ЦИК).

ЦИК в течение 15 дней со дня поступления подписных листов проверяет соответствие документов требованиям законодательства Российской Федерации и направляет их со своим заключением Президенту РФ либо выносит постановление об отказе в проведении референдума, если число действительных подписей меньше двух миллионов.

Конституционное Собрание реализует свое право инициативы проведения референдума путем принятия большинством голосов от общего числа его членов решения о вынесении на референдум Российской Федерации проекта новой Конституции РФ. Это решение направляется Президенту РФ.

Следующей стадией референдумного процесса является назначение референдума Российской Федерации. Правом назначения референдума Российской Федерации обладает только Президент РФ. В течение 10 дней после поступления ему из ЦИК Российской Федерации документов Президент РФ направляет их с соответствующим запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, который проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение. В случае положительного решения Конституционного Суда Президент РФ назначает референдум в течение 15 дней после поступления к нему решения Конституционного Суда, а в случае отрицательного решения - референдумный процесс прекращается.

Президент РФ издает указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения. Голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа.

Следующим этапом подготовки референдума является образование участков референдума, комиссий по проведению референдума Российской Федерации и составление списков участников референдума. Участки референдума образуются главами местных администраций по согласованию с территориальной комиссией по проведению референдума из расчета не более 3 тысяч граждан на каждый участок. Участки должны быть образованы не позднее чем за 45 дней до дня голосования, а перечень их должен быть опубликован не позднее 35 дней до дня голосования.

Территориальные (районные, городские) комиссии референдума образуются не позднее 10 дней после издания указа о назначении референдума. Участковые избирательные комиссии образуются не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются соответствующими участковыми комиссиями на основании сведений, представляемых главами местных администраций. Основанием для включения гражданина в список по конкретному участку референдума является факт его проживания на территории данного участка референдума. Гражданин может быть включен в список только на одном участке референдума.

После принятия решения о назначении референдума Российской Федерации граждане Российской Федерации, а также общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию:

1) за или против проведения референдума Российской Федерации;

2) за или против участия в референдуме Российской Федерации;

3) за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации.

Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню голосования.

Голосование по законопроекту (закону) или иному вопросу, вынесенному на референдум Российской Федерации, производится с 8 до 22 часов по местному времени в помещениях участковых комиссий по проведению референдума. Каждый гражданин голосует лично. Заполненный бюллетень для голосования гражданин опускает в ящик для голосования.

По истечении времени голосования участковая комиссия осуществляет подсчет голосов на участке, о чем составляется соответствующий протокол. Протокол направляется участковой комиссией в территориальную комиссию по проведению референдума Российской Федерации. Территориальные комиссии направляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории в комиссии субъектов Российской Федерации, а те, в свою очередь, в ЦИК РФ. На основании протоколов об итогах голосования комиссий субъектов Российской Федерации, протоколов участковых комиссий, образованных за пределами Российской Федерации, ЦИК РФ путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума Российской Федерации.

Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме Российской Федерации. Решение, которое выносилось на референдум, считается принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по Российской Федерации подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее трех дней после определения результатов референдума.

Решение, принятое на общероссийском референдуме, является общеобязательным . Оно действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Р Ф.

Если для реализации решения, принятого на референдуме Российской Федерации, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.

Литература:

1. Д.Б. Катков,Е.В. Корчиго. «Конституционное право России».Учебное пособие. Ответственный редактор Академик РАЕН, доктор юридических наук Ю.А. Веденеев. 1999

2. Материалы для обучения будущих избирателей основам избирательного законодательства / Избирательная комиссия Белгородской области; [сост.: Н.П. Великих, Г.В. Калитина, Л.Н. Москвитина.] - Белгород: Издательско-полиграфический центр «ПОЛИТЕРРА», 2006.- 204 с.

4. Основы избирательного права РФ: учеб. пособие для студентов вузов / В.А.Ершов. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 192с.

5. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах: на основе ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» / А.В.Плаксин. - М.: ЦИК РФ, Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ, Издательская серия: «Прикладная юриспруденция», 2007. - 64с.

6.Соколов Я.В. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 8 классов, их родителей и учителей. - М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 2002. - 224 с.: ил.


© 2010-2022