Конспект по обществознанию на тему Труд-основа жизни

Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект по обществознанию на тему Труд-основа жизниКонспект по обществознанию на тему Труд-основа жизниКонспект по обществознанию на тему Труд-основа жизниКонспект по обществознанию на тему Труд-основа жизниКонспект по обществознанию на тему Труд-основа жизниКонспект по обществознанию на тему Труд-основа жизниКонспект по обществознанию на тему Труд-основа жизниКонспект по обществознанию на тему Труд-основа жизниКонспект по обществознанию на тему Труд-основа жизниКонспект по обществознанию на тему Труд-основа жизниКонспект по обществознанию на тему Труд-основа жизниКонспект по обществознанию на тему Труд-основа жизниТема "Труд - основа жизни".

Цель:

  1. Подвести к пониманию роли труда в жизни человека.

  2. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать с текстом учебника.

  3. Воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, получать знания.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

II.Знакомство с притчей «Детская сказка притча о труде»

У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему - корова, ну а самому младшему - топор с рукавицами.
Каждый сын занялся своим делом. Старший сын создал семью и жил вместе с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А младшему сыну достался самый тяжелый труд - работать топором.
Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.
Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего! А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.

Чему учит данная притча?

О чём сегодня мы будем говорить?

III.Сообщение темы и цели урока

На доске.

Тема «Труд-основа жизни.

План

  1. Каким бывает труд.

  2. Что создаётся трудом.

  3. Как оценивается труд.

  4. Бедность и богатство.

IV.Изучение новой темы

  1. Работа с учебником с.124.

- Найти и дать определение: Что такое труд?

Запись в тетрадь: Труд- это деятельность человека, которая требует знаний и умений.

Проблемный вопрос. Для чего трудится человек?

Составление кластера (на доске и в тетради).

Предметы быта

Жилища

Пища

Для чего человек трудится?

Произведения искусства

Одежда

- Труд различается по содержанию и по сложности.

- Прочитаем абзац 2

- Используя материал 3 абзаца начертить в тетради таблицу и заполнить

Профессия

Характеристика труда

космонавт

автоматизированный

Проверка задания.

  1. Работа с опорной схемой.

- Перед вами на партах схема.

Задание: рассмотреть схему и прокомментировать её содержание.


Труд создаёт различные продукты


Результаты труда

Материальные

Нематериальные

Вещи, разные изделия (продукты труда, изготовленные для обмена, продажи)

Услуги, например бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь)


Продукты труда используются человеком:

- для удовлетворения собственных нужд;

- для продажи

Вывод по схеме.

  1. Проблемный вопрос: Как оценивается труд человека?

Высказывание обучающихся.

Чтение пункта «Как оценивается труд».

  1. Рассказ учителя о богатстве и бедности, благотворительности.

Проблемный вопрос: Что такое богатство?

Обобщение высказываний обучающихся.

- Благотворительность, меценатство, милосердие, приют - почти забытые в середине прошлого века понятия. Только на исходе ХХ столетия они постепенно стали возвращаться в нашу повседневную жизнь.

Человечество за прошедшее время изменилось: из homo sapies оно превратилось в человека «разумного» и «цивилизованного» - как само считает. Но, удивительное дело, став умнее, оно, вместе с тем, стало и более жестоким, изощренным, гордым и самолюбивым. Власть и деньги для многих стали «святая святых», а что такое вера, любовь, совесть и милосердие постепенно забывается.

«Всего более убогих не забывайте,

но насколько можете по силам кормите,

и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами,

а не давайте сильному губить человека».

«Поучение Владимира Мономаха детям»

Даль даёт такое определение: благотворительность - готовность делать добро, помогать бедным, нуждающимся.

Ожегов же дает такое толкование термину «благотворительный»:

1. безвозмездный и направленный на общественную пользу;

2. направленный на оказание материальной помощи неимущим.

А людей, которые занимаются благотворительной деятельностью, называют меценатами.

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год - дату Крещения Руси. С принятием Христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло своё выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим».

В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной князь Владимир повелел возвести в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов. В ознаменовании победы над печенегами Владимир выделил 300 гривен серебра для раздачи бедным, а также, как свидетельствует Начальная русская летопись, «повелел всякому нищему и убогому приходите на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение». Для неспособных к передвижению еду развозили на повозках.

Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внёс в Церковный и Земские уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях.

Выдающийся полководец князь Александр Невский из своей казны выкупал русичей из плена. Дмитрий Донской продолжил традиции благотворительности предков: князь помогал строиться погорельцам, раздавал нищим милостыню.

Неотъемлемой частью своей деятельности считала благотворительность и Православная церковь. При всех монастырях нищим раздавали еду, милостыню, устраивали особые помещения для больных, престарелых. Для Древней Руси была характерна благотворительность, связанная с личной инициативой князей.

Много сделала для развития системы государственной благотворительности в России Екатерина II. Важнейший законодательный акт её правления - "Учреждения для управления губерний Российской империи", подготовленный самой Екатериной был принят 7 ноября 1775 года. Согласно документу, в каждой губернии были созданы приказы общественного призрения - система государственной помощи, осуществлявшая всю социальную политику в стране. Приказы открывали и брали под контроль народные школы, заведения для умалишённых и неизлечимых больных, госпитали, больницы, богадельни, сиротские и смирительные дома.

В екатерининскую эпоху приказы общественного призрения - органы, не зависящие от губернских инстанций и подчинявшиеся непосредственно верховной власти и Сенату, - были созданы в 40 из 55 губерний. Для учреждений, подконтрольных приказам, была разработана своя система источников финансирования: они получали как государственные средства, так и деньги от благотворителей.

При Екатерине II возникает сеть воспитательных домов для детей-сирот и незаконнорождённых («зазорных») младенцев. В России это стало благотворительной новацией. Первый такой воспитательный дом с госпиталем для бедных рожениц был открыт в 1764 году в Москве как государственное учреждение. Строили этот дом на частные пожертвования: императрица передала в фонд 100 тысяч рублей единовременно и подписалась на ежегодные отчисления в 50 тысяч, а цесаревич Павел - по 20 тысяч. Крупнейший частный жертвователь, П. А. Демидов, передал на учреждение Родильного института при Воспитательном доме 200 тысяч рублей. Через шесть лет такой же дом открыли и в Петербурге.

ХIХ век стал переломным в развитии благотворительности. Были изданы законы и установлены неписанные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию.

1828 - в стране введено звание «Почётный попечитель», которым награждались граждане, сделавшие крупные пожертвования.

1848 - при Николае I было создано общество посещения бедных, инициатором и вдохновителем которого стал В.Ф.Одоевский.

1857 - принят Устав об Общественном призрении.

В конце ХIХ века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней. В городах была налажена система попечительства о бедных. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В среде состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, галереи, выставки - вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найдёновы, Боткины и другие.

V. Закрепление

Тест

1. Деятельность человека, которая требует знаний и умений - это

а) труд

б) общение

в) игра

2. Как называется продукт, произведенный на продажу?

а) премия

б) творчество

в) труд

г) товар

3. Что из перечисленного является платой за труд?

а) капитал

б) зарплата

в) процент

г) рента

VI.Домашнее задание: пар. 12, стр. 131, з.2,6.

© 2010-2022