Урок по обществознанию Происхождение и развитие человека

Урок по обществознанию "Происхождение и развитие человека " для 5 класса. В данном материале представлены 3 версии происхождения человека которые учащиеся должны доказать или опровергнуть в ходе урока.Урок даёт представление о путях и способах развития человека и подводит учащихся к пониманию таких понятий как социальный и технический прогресс. Урок использует проблемный подход в изучении нового материала, поэтому учащиеся на уроке много работают самостоятельно, занимаются поиском и обработкой и...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока обществознания в 5 классе.

Тема урока: Происхождение и развитие человека.

Цель урока: рассмотреть процесс происхождения человека и его движущие силы;

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с различными теориями происхождения человека.

  • Развивающие: формировать у учащихся умения по составлению рассказа и объяснению понятий, правильно употреблять и объяснять изученные термины и понятия; умение работать в микрогруппе.

  • Воспитательные: учащиеся должны понимать, что способность трудиться помогла человеку выжить и развиваться, способность и стремление к прогрессу - это отличительная черта человека.

Форма урока: комбинированный

Тип урока: изучение нового материала с применением технологии проблемного обучения

Оборудование:

  1. Учебник «Обществознание», А.И. Кравченко, рабочая тетрадь.

  2. Карточки.

  3. Компьютер, проектор, презентация.

  4. Костюм первобытного человека(меховая «подстёжка» для плаща), палка.


Ход урока.

  1. Организационный момент. (2мин.).

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.


  1. Проверка домашнего задания.(7мин.).

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Обществознание - новый учебный предмет. Человек - часть природы и общества».

Игра «Согласен - не согласен»

Учитель произносит фразу, дети поднимают карточку «Согласен», «Не согласен». По знаку учителя объясняют свой ответ.


  • Слово обществознание состоит из двух слов: общество и знание. (Да)

  • Обществознание - наука, изучающая человеческое общество и его законы, человека и его отношения с окружающим миром. (Да)

  • Естественные науки изучают то, что создают, изменяют или разрушают люди. (Нет)

  • Общественные науки изучают то, что создают, изменяют или разрушают люди. (Да)

  • Естественные науки изучают живую и неживую природу. (Да)

  • Человек миллионы лет назад тоже был продуктом природы. (Да)

  • В древности человек всё делал в одиночку. (Нет)

  • Слово «общество» появилось потому, что люди всё делали коллективно, сообща. (Да)

  • Обществознание - это естественная наука, изучающая строение человека. (Нет)

Учитель подводит итоги опроса, выставляет отметки.

  1. Изучение нового материала.(26мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сопровождение

Тема сегодняшнего урока «Происхождение и развитие человека».

Записывают тему урока в тетрадь.

Слайд 1

Урок по обществознанию Происхождение и развитие человека

На сегодняшнем уроке мы должны рассмотреть процесс происхождения человека и его движущие силы, познакомиться с различными теориями происхождения человека.

Внимательно слушают.

На доске представлен план работы на уроке где отражены основные вопросы изучения новой темы.

План изучения нового материала

Смотрят на доску и знакомятся с планом.

План изучения нового материала. (на доске)

  1. Игровая сценка «Первобытный человек»

  2. Первые люди на Земле.

  3. Изменение образа жизни людей. Развитие общества.

  4. Технический прогресс. Социальный прогресс.

1. С целью мотивации учащихся проводится игровая сценка «Первобытный человек».

2 ученика разыгрывают сценку «Первобытный человек».

1-й ученик: - Первобытный человек на свете жил. Человек тот очень-очень грустным был.

2-й ученик: - Ну а вы бы разве грустными не ходили, если б тоже первобытным очень были?

1-й ученик: - Отчего же ты горюешь и грустишь? Может, всё же грусть свою нам объяснишь?

2-й ученик:

- В шкуру мамонта одетым я хожу,

И удобной я её не нахожу!

И еду мне в магазине не купить-

На охоте должен я еду добыть!

А оружие моё - ну просто смех!

Хоть с дубинкой управляюсь лучше всех!

1-й ученик: - Но зато с тобой весь дружный род.

И на помощь вся община вмиг придёт.

2-й ученик:

-Хорошо разумным людям рассуждать,

Вам с природою не надо воевать.

Нам же двигать эволюцию вперёд,

«Хомо сапиенсам» чтоб пришёл черёд.

Я, как вы, хочу уметь читать, писать,

Я разумным существом мечтаю стать!

Из -за чего же, ребята, так сильно был расстроен и огорчён первобытный человек?


Главный вопрос нашего урока - Что помогло развитию Человека, человеческого общества?

Ответы: первобытный человек был расстроен тем, что у него не было удобной одежды, еду он добывает с угрозой жизни, у него нет оружия, он хочет жить как мы сейчас, но путь его к этому долгий.

Записывают вопрос в тетрадь.



Что помогло развитию Человека, человеческого общества?(на доске)

2. Первые люди на Земле.

Предлагаю вашему вниманию три версии происхождения человека подготовленные тремя учащимися.






5.Физкультминутка.(2мин.)

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.

Трое учащихся рассказывают о происхождении человека.

Учащийся 1. Первая версия - библейская. Согласно ей, Бог сотворил Землю за 6 дней. Потом, он взял кусок земли и создал из него тело человека и вдунул в него разумную душу. Это был мужчина по имени Адам. Навёл на Адама крепкий сон, вынул из его груди ребро и создал женщину - Еву. В седьмой день Бог ничего не творил, заповедовав людям седьмой день в неделе посвящать Богу.

Учащийся 2. Вначале было только холодное море и небеса, и молчание. Тогда Созидательница и Творец решили создать мир. Сначала сотворили Землю, затем из вод появились горы. Потом создали животных. Из земли и глины создали человека. Но он не был крепким, тогда создали человека из дерева, но они не имели души и разума. Затем Великая Мать и Великий Отец решили создать человека из кукурузы. Это было удачное творение. Первых людей было четверо.

Учащийся 3. 10-12 млн.лет назад была засуха и обезьяны жили близко к воде. Они добывали пищу в воде. Вскоре эти обезьяны потеряли часть волосяного покрова, некоторые из них вернулись к сухопутному образу жизни. Другие остались в море и превратились в дельфинов.







3. Изменение образа жизни людей. Развитие общества.

Учитель делит класс на группы по 4 человека и задаёт вопросы:

А) Чем первобытный человек отличается от современного?

Б) Как вы думаете, чем человек отличается от животных?

Учитель, не комментируя, записывает высказывания групп на доске, уточняя сказанное: «Правильно ли я поняла, что…?», «Вы имеете в виду…?», «Скажите, чем отличается ваше мнение от того, что было высказано ранее?».

Предлагает посмотреть учащимся на доску и попробовать сделать вывод:

- Чем первобытный человек отличается от современных людей?

-Чем первобытный человек отличается от животных?

Учитель предлагает назвать учащимся, что общего и различного между человеком и животным.

Предлагает учащимся ознакомиться с таблицей «Человек и животное: общее и различное».

Задаёт вопрос учащимся: Что обозначает выражение «Коллективный труд создал человека»?

Учащиеся смотрят на слайд с вопросами и изображение людей и отвечают на вопросы.

(Варианты ответов: современный человек произошёл от обезьяны, ходит прямо, говорит, живёт в домах, ест приготовленную пищу, одевается, работает, думает, что то создаёт своими руками; первобытный человек, покрыт шерстью, не умеет читать и писать, пользуется примитивными орудиями труда и т.д.)

Учащиеся привлекаются к уточнению формулировок.

Класс предлагает варианты, оптимальный записывается учениками в тетрадь.

-Первобытный человек внешне был похож на животное.

-Человек отличается от животных умением изготовлять орудия труда, накапливать и передавать опыт.

Учащиеся называют некоторые различия и общие черты человека и животного.

Учащиеся знакомятся с таблицей на слайде и замечают, что они не назвали.

Ответы учащихся: без объединения в крупные коллективы, без умения изготовлять примитивные орудия труда, поддерживать огонь, человек не смог бы выжить в суровых природных условиях.

Слайд 2.

Урок по обществознанию Происхождение и развитие человека






Слайд 3.

Урок по обществознанию Происхождение и развитие человека

  1. Технический прогресс. Социальный прогресс.

Учащимся раздаются отрывки из литературных произведений для работы в группе. Задание: определить, о каких этапах развития человеческого общества говорится в отрывках.(задания в приложении 2)

По мере ответов учащихся учитель выводит схему на слайде по которой дети будут работать.

Учитель проводит беседу после прочтения литературных отрывков:

- Почему вы считаете, что в данных отрывках речь идёт об этих исторических периодах?

- Какие ещё орудия труда, относящиеся к этим периодам, вы можете назвать?

(на основании ответа учащихся учитель выстраивает логический ряд: например,

Каменный топор - железный топор-бензопила)

-Как связаны между собой изменения орудий труда и эволюция человека и человеческого общества?


Учитель даёт определение технического прогресса.

Технический прогресс - это совершенствование орудий труда и техники.

Учитель задаёт вопрос учащимся: Подумайте, а как может называться развитие самого человеческого общества, его культуры, экономики, государства?

Учитель выводит на слайде понятие социальный прогресс.

Социальный прогресс - это развитие самого общества, его культуры, экономики, государства, сферы труда и быта.

Учащиеся работают в группах.


Перерисовывают схему в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя.

(Главный признак - применяемые орудия труда)

(палка-копалка, дубина и т.д.)

Записывают логические ряды в тетрадь

(примитивные орудия труда требовали совместной работы людей, люди были вынуждены объединяться в большие коллективы. Чем сложней становились орудия труда, тем больше мастерства требовалось от человека.)

Записывают определение технического прогресса в тетрадь.

По аналогии с техническим прогрессом, учащиеся предполагают, что называется общественным прогрессом.

Записывают определение социального прогресса в тетрадь.



Слайд 4.

Урок по обществознанию Происхождение и развитие человека






Слайд 5.

Урок по обществознанию Происхождение и развитие человека



Учитель возвращает учащихся к главному вопросу урока, просит прочитать его ещё раз, обсудить в группах и сделать вывод.

Вывод урока: развитие человека и человеческого общества происходило благодаря техническому и социальному прогрессу.

Учащиеся, работая в группах, формулируют вывод урока, который записывается в тетрадь.

Слайд 6.

Урок по обществознанию Происхождение и развитие человека


  1. Закрепление.(3мин.)

Вопросы для закрепления. (слайд 8)

  1. Что мы сегодня на уроке узнали нового?

  2. Чем первобытный человек отличается от современных людей?

  3. Чем первобытный человек отличался от животных?

  4. Как связаны между собой развитие орудий труда и эволюция человека и человеческого общества?

  5. Что такое технический прогресс?

  6. Что такое социальный прогресс?


  1. Подведение итогов урока.(1мин.)

Учитель выставляет и комментирует оценки учащихся за работу на уроке.

Домашнее задание: прочитать п.1 учебника, вопросы к нему 1; выполнить задания в рабочей тетради № 1-5. По желанию: придумать (устно) рассказ о жизни древнего человека (можно проиллюстрировать рассказ рисунком).








САМОАНАЛИЗ.

К уроку проведена подготовка: создана авторская презентация учителем, даны опережающие задания детям, подготовлен раздаточный материал.

На уроке используются разнообразные формы работа: работа в группах, индивидуальная работа, работа с иллюстрациями, таблицей.

В начале урока учитель проводит актуализацию знаний учащихся в игровой форме, что настраивает детей на эмоциональное восприятие нового материала.

Учащиеся начинают работать над новым материалом по плану, написанному учителем на доске, что способствует систематизации знаний.

С целью мотивации учащихся учитель начинает новую тему с игровой сценки, которую проводят дети. В результате диалога учитель подводит учащихся к главному вопросу урока. Благодаря инсценированию дети без труда самостоятельно формулируют его.

Трое учащихся знакомят класс с тремя версиями происхождения человека, которые сопровождаются яркими слайдами, что развивает и укрепляет познавательный интерес у детей. Учителю удалось заинтересовать учащихся и приступают к решению поставленной проблемы.

Учитель организует проблемно-поисковую работу в группу. Сравнивают первобытного и современного человека.

Учащиеся на протяжении урока учатся под руководством учителя сравнивать, анализировать информацию, делать выводы, правильно их формулировать. Дети умеют выделять общее и различное. На основе ответов учащихся учитель на слайде выстраивает логическую схему, тем самым, обучая детей выявлять причинно-следственные связи и формирует у них логическое мышление.

На уроке учитель уделяет внимание работе с обществоведческими понятиями, выделяя этот этап работы. Учащиеся записывают формулировку понятий и определений в тетрадь. Урок прошёл очень динамично, насыщен разнообразными формами и приёмами работы, тем самым удерживая внимание детей на уроке и высокую трудоспособность.


© 2010-2022