- Преподавателю
- Обществознание
- Урок по обществознанию Происхождение и развитие человека
Урок по обществознанию Происхождение и развитие человека
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Усенкова О.Ю. |
Дата | 28.07.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока обществознания в 5 классе.
Тема урока: Происхождение и развитие человека.
Цель урока: рассмотреть процесс происхождения человека и его движущие силы;
Задачи урока:
-
Образовательные: познакомить учащихся с различными теориями происхождения человека.
-
Развивающие: формировать у учащихся умения по составлению рассказа и объяснению понятий, правильно употреблять и объяснять изученные термины и понятия; умение работать в микрогруппе.
-
Воспитательные: учащиеся должны понимать, что способность трудиться помогла человеку выжить и развиваться, способность и стремление к прогрессу - это отличительная черта человека.
Форма урока: комбинированный
Тип урока: изучение нового материала с применением технологии проблемного обучения
Оборудование:
-
Учебник «Обществознание», А.И. Кравченко, рабочая тетрадь.
-
Карточки.
-
Компьютер, проектор, презентация.
-
Костюм первобытного человека(меховая «подстёжка» для плаща), палка.
Ход урока.
-
Организационный момент. (2мин.).
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
-
Проверка домашнего задания.(7мин.).
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Обществознание - новый учебный предмет. Человек - часть природы и общества».
Игра «Согласен - не согласен»
Учитель произносит фразу, дети поднимают карточку «Согласен», «Не согласен». По знаку учителя объясняют свой ответ.
-
Слово обществознание состоит из двух слов: общество и знание. (Да)
-
Обществознание - наука, изучающая человеческое общество и его законы, человека и его отношения с окружающим миром. (Да)
-
Естественные науки изучают то, что создают, изменяют или разрушают люди. (Нет)
-
Общественные науки изучают то, что создают, изменяют или разрушают люди. (Да)
-
Естественные науки изучают живую и неживую природу. (Да)
-
Человек миллионы лет назад тоже был продуктом природы. (Да)
-
В древности человек всё делал в одиночку. (Нет)
-
Слово «общество» появилось потому, что люди всё делали коллективно, сообща. (Да)
-
Обществознание - это естественная наука, изучающая строение человека. (Нет)
Учитель подводит итоги опроса, выставляет отметки.
-
Изучение нового материала.(26мин.)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Сопровождение
Тема сегодняшнего урока «Происхождение и развитие человека».
Записывают тему урока в тетрадь.
Слайд 1
На сегодняшнем уроке мы должны рассмотреть процесс происхождения человека и его движущие силы, познакомиться с различными теориями происхождения человека.
Внимательно слушают.
На доске представлен план работы на уроке где отражены основные вопросы изучения новой темы.
План изучения нового материала
Смотрят на доску и знакомятся с планом.
План изучения нового материала. (на доске)
-
Игровая сценка «Первобытный человек»
-
Первые люди на Земле.
-
Изменение образа жизни людей. Развитие общества.
-
Технический прогресс. Социальный прогресс.
1. С целью мотивации учащихся проводится игровая сценка «Первобытный человек».
2 ученика разыгрывают сценку «Первобытный человек».
1-й ученик: - Первобытный человек на свете жил. Человек тот очень-очень грустным был.
2-й ученик: - Ну а вы бы разве грустными не ходили, если б тоже первобытным очень были?
1-й ученик: - Отчего же ты горюешь и грустишь? Может, всё же грусть свою нам объяснишь?
2-й ученик:
- В шкуру мамонта одетым я хожу,
И удобной я её не нахожу!
И еду мне в магазине не купить-
На охоте должен я еду добыть!
А оружие моё - ну просто смех!
Хоть с дубинкой управляюсь лучше всех!
1-й ученик: - Но зато с тобой весь дружный род.
И на помощь вся община вмиг придёт.
2-й ученик:
-Хорошо разумным людям рассуждать,
Вам с природою не надо воевать.
Нам же двигать эволюцию вперёд,
«Хомо сапиенсам» чтоб пришёл черёд.
Я, как вы, хочу уметь читать, писать,
Я разумным существом мечтаю стать!
Из -за чего же, ребята, так сильно был расстроен и огорчён первобытный человек?
Главный вопрос нашего урока - Что помогло развитию Человека, человеческого общества?
Ответы: первобытный человек был расстроен тем, что у него не было удобной одежды, еду он добывает с угрозой жизни, у него нет оружия, он хочет жить как мы сейчас, но путь его к этому долгий.
Записывают вопрос в тетрадь.
Что помогло развитию Человека, человеческого общества?(на доске)
2. Первые люди на Земле.
Предлагаю вашему вниманию три версии происхождения человека подготовленные тремя учащимися.
5.Физкультминутка.(2мин.)
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Трое учащихся рассказывают о происхождении человека.
Учащийся 1. Первая версия - библейская. Согласно ей, Бог сотворил Землю за 6 дней. Потом, он взял кусок земли и создал из него тело человека и вдунул в него разумную душу. Это был мужчина по имени Адам. Навёл на Адама крепкий сон, вынул из его груди ребро и создал женщину - Еву. В седьмой день Бог ничего не творил, заповедовав людям седьмой день в неделе посвящать Богу.
Учащийся 2. Вначале было только холодное море и небеса, и молчание. Тогда Созидательница и Творец решили создать мир. Сначала сотворили Землю, затем из вод появились горы. Потом создали животных. Из земли и глины создали человека. Но он не был крепким, тогда создали человека из дерева, но они не имели души и разума. Затем Великая Мать и Великий Отец решили создать человека из кукурузы. Это было удачное творение. Первых людей было четверо.
Учащийся 3. 10-12 млн.лет назад была засуха и обезьяны жили близко к воде. Они добывали пищу в воде. Вскоре эти обезьяны потеряли часть волосяного покрова, некоторые из них вернулись к сухопутному образу жизни. Другие остались в море и превратились в дельфинов.
3. Изменение образа жизни людей. Развитие общества.
Учитель делит класс на группы по 4 человека и задаёт вопросы:
А) Чем первобытный человек отличается от современного?
Б) Как вы думаете, чем человек отличается от животных?
Учитель, не комментируя, записывает высказывания групп на доске, уточняя сказанное: «Правильно ли я поняла, что…?», «Вы имеете в виду…?», «Скажите, чем отличается ваше мнение от того, что было высказано ранее?».
Предлагает посмотреть учащимся на доску и попробовать сделать вывод:
- Чем первобытный человек отличается от современных людей?
-Чем первобытный человек отличается от животных?
Учитель предлагает назвать учащимся, что общего и различного между человеком и животным.
Предлагает учащимся ознакомиться с таблицей «Человек и животное: общее и различное».
Задаёт вопрос учащимся: Что обозначает выражение «Коллективный труд создал человека»?
Учащиеся смотрят на слайд с вопросами и изображение людей и отвечают на вопросы.
(Варианты ответов: современный человек произошёл от обезьяны, ходит прямо, говорит, живёт в домах, ест приготовленную пищу, одевается, работает, думает, что то создаёт своими руками; первобытный человек, покрыт шерстью, не умеет читать и писать, пользуется примитивными орудиями труда и т.д.)
Учащиеся привлекаются к уточнению формулировок.
Класс предлагает варианты, оптимальный записывается учениками в тетрадь.
-Первобытный человек внешне был похож на животное.
-Человек отличается от животных умением изготовлять орудия труда, накапливать и передавать опыт.
Учащиеся называют некоторые различия и общие черты человека и животного.
Учащиеся знакомятся с таблицей на слайде и замечают, что они не назвали.
Ответы учащихся: без объединения в крупные коллективы, без умения изготовлять примитивные орудия труда, поддерживать огонь, человек не смог бы выжить в суровых природных условиях.
Слайд 2.
Слайд 3.
-
Технический прогресс. Социальный прогресс.
Учащимся раздаются отрывки из литературных произведений для работы в группе. Задание: определить, о каких этапах развития человеческого общества говорится в отрывках.(задания в приложении 2)
По мере ответов учащихся учитель выводит схему на слайде по которой дети будут работать.
Учитель проводит беседу после прочтения литературных отрывков:
- Почему вы считаете, что в данных отрывках речь идёт об этих исторических периодах?
- Какие ещё орудия труда, относящиеся к этим периодам, вы можете назвать?
(на основании ответа учащихся учитель выстраивает логический ряд: например,
Каменный топор - железный топор-бензопила)
-Как связаны между собой изменения орудий труда и эволюция человека и человеческого общества?
Учитель даёт определение технического прогресса.
Технический прогресс - это совершенствование орудий труда и техники.
Учитель задаёт вопрос учащимся: Подумайте, а как может называться развитие самого человеческого общества, его культуры, экономики, государства?
Учитель выводит на слайде понятие социальный прогресс.
Социальный прогресс - это развитие самого общества, его культуры, экономики, государства, сферы труда и быта.
Учащиеся работают в группах.
Перерисовывают схему в тетрадь.
Отвечают на вопросы учителя.
(Главный признак - применяемые орудия труда)
(палка-копалка, дубина и т.д.)
Записывают логические ряды в тетрадь
(примитивные орудия труда требовали совместной работы людей, люди были вынуждены объединяться в большие коллективы. Чем сложней становились орудия труда, тем больше мастерства требовалось от человека.)
Записывают определение технического прогресса в тетрадь.
По аналогии с техническим прогрессом, учащиеся предполагают, что называется общественным прогрессом.
Записывают определение социального прогресса в тетрадь.
Слайд 4.
Слайд 5.
Учитель возвращает учащихся к главному вопросу урока, просит прочитать его ещё раз, обсудить в группах и сделать вывод.
Вывод урока: развитие человека и человеческого общества происходило благодаря техническому и социальному прогрессу.
Учащиеся, работая в группах, формулируют вывод урока, который записывается в тетрадь.
Слайд 6.
-
Закрепление.(3мин.)
Вопросы для закрепления. (слайд 8)
-
Что мы сегодня на уроке узнали нового?
-
Чем первобытный человек отличается от современных людей?
-
Чем первобытный человек отличался от животных?
-
Как связаны между собой развитие орудий труда и эволюция человека и человеческого общества?
-
Что такое технический прогресс?
-
Что такое социальный прогресс?
-
Подведение итогов урока.(1мин.)
Учитель выставляет и комментирует оценки учащихся за работу на уроке.
Домашнее задание: прочитать п.1 учебника, вопросы к нему 1; выполнить задания в рабочей тетради № 1-5. По желанию: придумать (устно) рассказ о жизни древнего человека (можно проиллюстрировать рассказ рисунком).
САМОАНАЛИЗ.
К уроку проведена подготовка: создана авторская презентация учителем, даны опережающие задания детям, подготовлен раздаточный материал.
На уроке используются разнообразные формы работа: работа в группах, индивидуальная работа, работа с иллюстрациями, таблицей.
В начале урока учитель проводит актуализацию знаний учащихся в игровой форме, что настраивает детей на эмоциональное восприятие нового материала.
Учащиеся начинают работать над новым материалом по плану, написанному учителем на доске, что способствует систематизации знаний.
С целью мотивации учащихся учитель начинает новую тему с игровой сценки, которую проводят дети. В результате диалога учитель подводит учащихся к главному вопросу урока. Благодаря инсценированию дети без труда самостоятельно формулируют его.
Трое учащихся знакомят класс с тремя версиями происхождения человека, которые сопровождаются яркими слайдами, что развивает и укрепляет познавательный интерес у детей. Учителю удалось заинтересовать учащихся и приступают к решению поставленной проблемы.
Учитель организует проблемно-поисковую работу в группу. Сравнивают первобытного и современного человека.
Учащиеся на протяжении урока учатся под руководством учителя сравнивать, анализировать информацию, делать выводы, правильно их формулировать. Дети умеют выделять общее и различное. На основе ответов учащихся учитель на слайде выстраивает логическую схему, тем самым, обучая детей выявлять причинно-следственные связи и формирует у них логическое мышление.
На уроке учитель уделяет внимание работе с обществоведческими понятиями, выделяя этот этап работы. Учащиеся записывают формулировку понятий и определений в тетрадь. Урок прошёл очень динамично, насыщен разнообразными формами и приёмами работы, тем самым удерживая внимание детей на уроке и высокую трудоспособность.