Рабочая программа по экономике 10-11 классы (базовый уровень)

Рабочая программа по экономике для 10-11 классов составлена на основе авторской программы В.И. Липсица, которая входит в сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений. Издательство "ВИТА-ПРЕСС", Москва, 2008г. Программа рассчитана для преподавания как на базовом уровне так и для преподавания в классах социально-экономического профиля. Изучение базового курса основ экономических знаний рассчитано на 35 часов (т.е. 1 час в неделю в течение года)...
Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Сосновская средняя общеобразовательная школа»

Заринского района Алтайского края

«Согласовано»

с районным МО учителей истории

Руководитель РМО

_________ Кривошеева Е.Н.

Протокол №____ от

«_____» ___________ 2014г.

«Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «Сосновская СОШ»

_________ Протопопова Е.А.

«_____» ____________ 2014г.

«Утверждено» Директор МКОУ «Сосновская СОШ»

__________ Лимонова С.А.

«______» ___________ 2014г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ

ПО ПРОГРАММЕ

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

10-11 КЛАСС

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработана

на основе программ:

Программа для 10-11 классов

общеобразовательных учреждений

(базовый уровень)

И.В. Липсиц

М., изд-во «ВИТА-ПРЕСС», 2008

Составитель: Перминова С.Н.

учитель истории и обществознания

с. Сосновка 2014

1. Пояснительная записка

НАСТОЯЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОНОМИКЕ (базовый уровень), ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОНОМИКЕ (базовый уровень), АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ И.В. ЛИПСИЦА ПО ЭКОНОМИКЕ,Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВИТА-ПРЕСС», МОСКВА, 2008.

Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования или раздела экономики в предмете «Обществознание».

Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:


  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

2. Планируемые образовательные результаты.

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь:


  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

  • описывать действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирование рынка труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • получения и оценки экономической информации;

  • составления семейного бюджета;

  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

3. Основные виды учебной деятельности школьников: самостоятельная, индивидуальная, групповая, фронтальная работа, в т.ч.

  • Работа с текстом учебника (составление плана текста, отбор ключевых слов, пересказ и т.д.)

  • Работа с текстами источников ( историческими документами)

  • Работа с иллюстрациями

  • Работа с кластерами

  • Работа над проектом (в группе)

  • Исследовательская работа

  • Подготовка докладов и публичных выступлений с использованием дополнительных материалов

  • Работа с электронными носителями информации (поиск информации, составление презентаций, выполнение интерактивных тестов и др. заданий)

4. В учебной программе используется следующий УМК:

  • И.В. Липсиц «Экономика», базовый уровень. Учебник для 10-11 классов. М., издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2010г

  • Е.В. Савицкая «Уроки экономики в школе» в 2-х книгах. М., издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2006г

4. Критерии оценки знаний учащихся


  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается - тремя баллами;

  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)*.

*Коджаспирова Г.М. Педагогика. -М., изд. ВЛАДОС, 2004

5. Тематическое планирование (35 часов)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Тема 1. Главные вопросы экономики

2 часа

1

Экономическая система хозяйственной жизни общества. Даровые(свободные) и экономические(ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда. Причины возникновения торговли и ее экономическое значение. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью.

1

2

Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов производства. Причины, по которым невозможно преодоление относительной ограниченности производственных ресурсов. Неизбежность выбора при использовании ограниченных ресурсов и его цена. Главные вопросы экономической жизни общества.

1

Тема 2. Типы экономических систем

2 часа

3

Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей.

1

4

Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.

1

Тема 3. Силы, которые управляют рынком

2 часа

5

Понятие о спросе. Факторы формирования величины спроса. Эластичность спроса и ее значение для продавцов.

1

6

Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.

1

Тема 4. Как работает рынок

2 часа

7

Типы рыночных ситуаций:дефицит,затоваривание и равновесие. Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной цене. Механизмы формирования рыночного равновесия.

1

8

Что такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом(осязаемом) и незримом(неосязаемом) капитале. Сбережения и их превращение в капитал. Различия между собственным и заемным капиталом.

1

Тема 5. Мир денег

2 часа

9

Причины изобретения денег. Виды денег. История возникновения бумажных денег. Понятие об эмиссии денег. Современная структура денежной массы.

1

10

Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.

1

Тема 6. Банковская система

3 часа

11

Причины возникновения банков. Основные виды услуг, оказываемых банками. Структура цены банковского кредита. Причины экономической рациональности деятельности банков. Основные виды банков.

1

12

Принципы кредитования. Виды банковских депозитов. Закономерности формирования процента за кредит.

1

13

Функции Центрального банка страны. Кто в стране выпускает деньги.

1

Тема 7. Человек на рынке труда

2 часа

14

Продавцы и покупатели на рынке труда. Что такое рабочая сила. Особенности труда как товара. Факторы, формирующие спрос на труд. Понятие о производном характере спроса на рынке труда.

1

15

Связь уровня оплаты труда с его производительностью и ценами изготавливаемой продукции. Факторы, формирующие предложение на рынке труда. Ставка заработной платы как равновесная цена труда.

1

Тема 8. Социальные проблемы рынка труда

2 часа

16

Причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рынке труда. Почему возникают профсоюзы и какую они играют роль в экономике.

1

17

Прожиточный минимум как объективная нижняя граница оплаты труда. Структура системы заработной платы. Виды заработной платы. Трудовая пенсия как способ стимулирования роста производительности труда.

1

Тема 9. Экономические проблемы безработицы

2 часа

18

Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения. Неполная занятость в России.

1

19

Полная занятость и ее границы. Понятие о естественной норме безработицы. Способы сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в условиях России.

1

Тема 10. Что такое фирма и как она действует на рынке

3 часа

20

Причины возникновения фирм. Экономические задачи фирмы. Типы фирм по российскому законодательству.

1

21

Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты. Классификация рынков по типу конкуренции. Влияние степени монополизации рынка на положение продавцов и покупателей. Роль государства в ограничении монополизации рынков.

1

22

Предприниматель и создание успешного бизнеса. Кто такой предприниматель и чем он отличается от менеджера. Почему не все новые фирмы оказываются успешными. Условия бизнес-успеха. Менеджмент. Маркетинг.

1

Тема 11. Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия.

3 часа

23

Источники доходов семей в странах с различными типами экономических систем. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране. Закон Энгеля. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны. Понятие о номинальных и реальных доходах семей.

1

24

Влияние инфляции на уровень жизни семей. Роль семейных сбережений для обеспечения экономического развития страны. Страхование.

1

25

Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества.

1

Тема 12. Экономические задачи государства

2 часа

26

Роль государства как защитника экономических свобод. Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны. Понятие о слабостях(провалах) рынка. Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка. Понятие об общественных благах.

1

27

Макроэкономические процессы в экономике страны. Понятие о товарах конечного и промежуточного потребления. Что такое валовой внутренний продукт и какое значение его величина имеет для граждан страны. От чего зависят темпы роста ВВП России. Что такое макроэкономическое равновесие и почему оно важно для страны. Как государство может поддерживать равновесие в экономике страны. Что такое экономический цикл и как он влияет на жизнь граждан.

1

Тема 13. Государственные финансы

2 часа

28

Роль налогообложения в формировании доходов государства. Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Основные виды налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России.

1

29

Бюджетное тождество и бюджетный дефицит. Понятие о государственном долге. Причины возникновения государственного долга и способы его сокращения. Способы государственного одалживания. Внешний государственный долг и его влияние на благосостояние граждан страны.

1

Тема 14. Экономический рост

2 часа

30

Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста. Понятие об экстенсивном и интенсивном экономическом росте.

1

31

Что изучает геоэкономика. Чем опасны «ножницы неравенства» в благосостоянии между странами. Можно ли предотвратить глобальную экономическую катастрофу и острые конфликты между бедными и богатыми странами.

1

Тема 15. Организация международной торговли

2 часа

32

Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительного экономического преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой торговли. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран.

1

33

Причины сохранения многовалютности и ее значение для возникновения валютного рынка. Валютный курс как цена национальной денежной единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особенности их проявления в условиях России. Экономические последствия изменений валютных курсов.

1

Тема 16. Экономическое устройство России на рубеже XX-XXI вв.

2 часа

34

Современная экономика России: особенности и основные проблемы. Уровень жизни в России в сопоставлении с другими странами.

1

35

Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации. Что такое либерализация экономики и как она осуществлялась в России.

1




© 2010-2022