Урок обществознания «Производство – основа экономики» (8 класс)

Урок по обществознанию на тему «Производство – основа экономики» Класс: 8. Цель: рассмотреть показатели, использующиеся как характеристики производства; познакомиться с основным факторами производства; выявить преимущества разделения труда и специализации. I. Повторение пройденного материала. 1.  Беседа по вопросам: 1)  Каковы условия функционирования рынка? 2)  Почему конкуренцию считают главным мотором рыночной экономики? 3)  Что влияет на спрос и предложение на рынке? 4)  Как производители в ... ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА       Земля (природные ресурсы) Труд Капитал Предпринимательские способности Экономисты относят к факторам производства землю, труд, капитал, предпринимательские способности. Под производительностью понимается количество товаров и услуг, произведённых на единицу израсходованных производственных ресурсов. Рост производительности может выражаться либо в увеличении выпуска при использовании того же количества ресурсов, либо в сохранении прежних объёмов производства при использовании меньшего количества ресурсов. Ситуация В одном ателье по пошиву спортивных мужских брюк 3 м...  
Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по обществознанию на тему «Производство - основа экономики» Класс: 8.

Цель: рассмотреть показатели, использующиеся как характеристики производства; познакомиться с основным факторами производства; выявить преимущества разделения труда и специализации.

I. Повторение пройденного материала.

1. Беседа по вопросам:

1) Каковы условия функционирования рынка?

2) Почему конкуренцию считают главным мотором рыночной экономики?

3) Что влияет на спрос и предложение на рынке?

4) Как производители в условиях рынка решают главные вопросы экономики?

5) Каков механизм установления равновесной цены?

6) В чём состоит принцип «невидимой руки» рынка?

2. Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы

ВСПОМНИ

Как соотносятся затраты и прибыль? Каким образом в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяются потребности? Как различаются свободные и экономические блага? Как решается вопрос, что и как производить?

ПОДУМАЙ

Что помогло Робинзону выжить на необитаемом острове? Чем измеряется богатство человека, страны? Почему исчезают одни профессии и появляются другие?

Главным источником удовлетворения разнообразных потребностей человека и его развития является производство.

Главный источник экономических благ

Производство - это процесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей. В истории человечества именно производство составляло основу для развития экономики. Сначала такой основой было сельскохозяйственное производство, затем - промышленное, с середины XX в. технический прогресс превратил науку в главную движущую силу экономического развития. На основе научных достижений создаются продукты, которых не существует в природе. (Приведите примеры практического воплощения научных открытий в производстве.)

Для характеристики производства используют различные показатели: что производится (какого назначения выпускаются товары), в каком количестве производится (объём производства), численность занятых работников, масштабы производства (от домашнего производства до производства страны) и др.

Основной производственной ячейкой, где создаются экономические блага, является предприятие (завод, ферма, кооператив и др.). Большинство предприятий в экономике группируется по отраслям. Отрасль экономики -совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию или услуги.

Все отрасли экономики объединены в две группы: отрасли, производящие материальные блага (средства производства и предметы потребления), и отрасли, производящие услуги.

Наблюдается исчезновение одних профессий и появление других.

Возможно ли сосредоточить производство и потребление на дому? Сегодня этот вопрос уже не кажется таким фантастичным, как несколько десятилетий назад: работа на домашнем компьютере, получение зарплаты на пластиковую карту, расчёт за заказ и доставку товаров на дом деньгами со своей кредитной карты (например, значительная часть населения США пользуется электронными расчётами).

Технический прогресс открывает новые возможности производства экономических благ и более полного удовлетворения растущих потребностей людей.

Товары и услуги

Целью и результатом производства является продукт. Продукт - результат экономической деятельности, воплощённый в вещах и услугах.

товаром. Он обладает двумя основными свойствами: потребительной стоимостью, т. е. способностью быть полезным, нужным людям, и меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другие товары.

Все товары в зависимости от назначения делятся на две группы: средства производства (станки, рабочие здания, оборудование) и предметы потребления (продукты питания, одежда).

Введение новых технологий способствует появлению огромного разнообразия товаров. Старшее поколение не так давно рассталось с печатной машинкой, которую заменили компьютеры, ксероксы, факсы. Вам, вероятно, предстоит взвешивать достоинства и недостатки электронного обучения, или обучения «на расстоянии».

Особым видом продукта как результата деятельности является услуга. Услуги - экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом.

Может ли современный человек обойтись без поездок в автобусе и посещения библиотеки, без разговоров с друзьями по телефону и консультации врача?

Разница между товарами и услугами в одном: товар сначала производится, а затем потребляется, а услуга, как правило, потребляется непосредственно в момент её производства.

Факты Для производства экономических благ необходимо соединение природы, человека, техники. Основные группы ресурсов, используемые в процессе производства, называются факторами производства (от лат. factor - делающий, производящий).

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

Земля (природные ресурсы)

Труд

Капитал

Предпринимательские способности

Экономисты относят к факторам производства землю, труд, капитал, предпринимательские способности.

Под производительностью понимается количество товаров и услуг, произведённых на единицу израсходованных производственных ресурсов. Рост производительности может выражаться либо в увеличении выпуска при использовании того же количества ресурсов, либо в сохранении прежних объёмов производства при использовании меньшего количества ресурсов.

Ситуация

В одном ателье по пошиву спортивных мужских брюк 3 мастера, используя 3 швейные машины, изготавливают из 10 м ткани 6 брюк в день; во втором таком же ателье 2 мастера, используя 2 швейные машины, изготавливают из 10 м ткани 6 брюк в день.

В каком ателье производительность выше и почему?

Напомним, что эффективно использовать ресурсы производителям помогают такие способы, как внедрение новых технологий, совершенствование мастерства работников, использование разделения труда и специализация. На последнем способе остановимся подробнее.

Разделение труда и специализация

Труд, необходимый для производства какого-нибудь законченного продукта, как правило, распределяется между определённым количеством людей.

Ситуация

Мебельная мастерская получила заказ на изготовление стола. Процесс производства делится на отдельные виды работ, или операции: изготовление деталей изделия; обработка деталей; сборка изделия из деталей. Отдельный работник может сосредоточиться на одном виде работ или на одной операции, а остальные операции будут выполняться другими работниками.

III. Итог урока.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1) В чём заключается роль производства в экономике?

2) Какие отрасли современной экономики получили наибольшее развитие?

3) При каких условиях продукт производства становится товаром?

4) В чём особенности услуги как товара?

5) Какие ресурсы необходимы для осуществления производства?

6) Почему разделение труда и специализация способствуют повышению производительности труда?

Домашнее задание: читать §15 «Производство - основа экономики» (сс. 115-123); выполнить задания рубрики «В классе и дома» (с. 123)

Преступление

Цель:

  • расширить и углубить представления учащихся о юридической ответственности за совершение преступления и его возникновение.

Задачи:

  • продолжить формирование общеучебных умений - сравнительного анализа, работы с источниками и дополнительной информацией, научиться сопоставлять факты;

  • на основании изученных условий и факторов возникновения преступности, определить условия наступления уголовной ответственности;

  • воспитывать чувство неприятия и отвращения к преступности, гражданское самосознание;

  • каждому предстоит применить свои знания по теме при решении практических правовых задач;

  • совершенствовать навыки коллективной деятельности.

Учащиеся должны знать:

  • что такое преступление

  • об уголовной ответственности несовершеннолетних

  • причины смягчения ответственности, предусмотренные Уголовным Кодексом РФ в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

Учащиеся должны уметь:

  • различать основания для привлечения к уголовной ответственности в том или ином случае;

  • применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач;

Тип урока:

комбинированный - изучение нового материала с элементами
практической деятельности, работа с интерактивной доской.

План урока:

  1. Преступление. Признаки преступления.

  2. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

  3. Мера наказания несовершеннолетних.

Ход урока

1. Вступительная часть

Стратегия: активизировать внимание школьников с целью настроить на продуктивную работу на уроке.

Монолог учителя:

Нравственные принципы бытия человечество вырабатывало тысячелетиями. Куда меньше, оказывается, нужно времени, чтобы принципы эти деформировать. Где же та черта, за которой нравственное развитие останавливается, идет вспять? Каждое отступление людей от норм, принятых в обществе, встречает явное или скрытое осуждение, а нарушение норм права влечет за собой определенные меры юридической ответственности.

Вопросы к классу:

  1. Что такое преступление? (это общественно опасное деяние, предусмотренное УК РФ под угрозой применения наказания).

  2. Каковы признаки преступления?
    (- это деяние, которое может совершаться в форме действия, либо бездействия;
    - это общественно опасное деяние;
    - это деяние, предусмотренное Уголовным Кодексом РФ;
    - это виновное деяние;
    - это наказуемое деяние.

  3. Что такое уголовная ответственность? (это правовые последствия, результат применения норм Уголовного права, осуждение от имени государства виновного лица, совершившего преступление.

2. Основная часть.

Стратегия: активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Учитель:

2.1. (Работа с интерактивной доской - на доске составляем ассоциативный ряд)

С чем у вас ассоциируется понятие "Уголовная ответственность несовершеннолетних"?

Примерные ответы учащихся:

  • Уголовный кодекс РФ

  • Закон

  • Наказание

  • Цели наказания

  • Возраст

  • Можно ли избежать наказания

  • Преступник

2.2. Инструктаж учителя к самостоятельной работе по блок-модулю.

Работа учащихся в парах:

Из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность (Смотрите в Приложении № 1)

Выводы:

  • Таким образом, уголовная ответственность наступает за совершение не любого правонарушения, а только преступления, предусмотренного Уголовным Кодексом РФ;

  • Уголовная ответственность как правоотношение возникает между государством и лицом, совершившим преступление;

  • По своему характеру уголовная ответственность заключается в том, что государство, во-первых, порицает неправомерное поведение человека, совершившего преступление; во-вторых, наказывает его.

Учитель - делаем записи в тетрадях:

  1. Уголовная ответственность наступает за деяния, предусмотренные УГ РФ;

  2. Она отличается жесткими санкциями, которые применяются в судебном порядке;

  3. Уголовная ответственность - это государственное принуждение к исполнению права.

Учитель - проблемный вопрос?

- Как вы думаете, уголовная ответственность и наказание - это одно и тоже?

(Нет, не одно и тоже. Уголовная ответственность предшествует наказанию. Это означает, что лицо, виновное в совершении преступления, привлекают к уголовной ответственности, а затем суд, рассмотрев уголовное дело, определяет этому лицу наказание).

Далее идет самостоятельная работа учащихся по блоку - модулю урока.

3. Заключительная часть.

Отработка разноуровневых заданий (учитель выступает в роли консультанта).

3.1. Обобщение.

3.2. Подведение итогов. Рефлексия.

Самоанализ и самооценка своей деятельности.

Учитель проводит "оценку качества урока", берет во внимание замечания и пожелания учеников.

Блок-модуль темы: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

11-й класс, право, профильный уровень

  1. Составить схему видов наказания несовершенно-летних.

  2. Составить классификацию мер
    воспитательного характера,
    применяемые к несовершеннолетним.

  3. Сделать вывод: уголовная ответственность и наказание одно и тоже?

Задание 1.

  • Проранжировать предложенные положения о целях наказаний для несовершеннолетних и свой ответ аргументировать:

Наказание применяется:

А. С целью возмездия за преступление;
Б. С целью восстановления социальной справедливости;
В. В целях исправления осужденного;
Г. С целью предупреждения новых преступлений.

Задание 2.

Чем объясняется смягчение во многом ответственности, которое предусмотрено в отношении несовершеннолетних правонарушителей?

Задания III уровня (на оценку "5").

Задание 1. Выскажи аргументировано свою точку зрения по данной проблеме: "Можно ли исправить преступника?"

Первая точка зрения. Воспитание человека осуществляется в основном в детстве, исправить преступника уже нельзя. Изоляция преступников, причем на как можно более длительные сроки - единственное, что может спасти общество.

Вторая точка зрения. Сознание человека - это своего рода лист бумаги, на котором есть некоторые записи. Нежелательные знаки (антиобщественную установку преступника) можно стереть (применяя наказание). Вообще же развитие личности, ее воспитание идет всю жизнь, а не только в детстве, подростковом и юношеском возрасте.

Задание 2.

Вы - участник Всемирного конгресса криминологов. Большинство специалистов стали доказывать, что преступниками становятся "по наследству", то есть те, кто от родителей унаследовал тягу к совершению преступлений. А вам известен случай, когда в хорошей семье родились братья-близнецы. Один стал преступником, а другой - прокурором.

Как бы вы использовали этот факт в своем выступлении на конгрессе?













Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

Деятельность учащихся

УЭ - 1


  1. Вместе с учителем составить и записать ( учащиеся в тетрадях) эти ассоциации;

  2. Прочитать ситуации в Приложении № 1 и из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность (в случае затруднения определения этих ситуаций, посмотри в Приложении № 2).

  3. Проведите взаимопроверку с соседом по парте.

  4. Сделайте выводы по алгоритму и запишите в тетрадях:

  • Уголовная ответственность наступает за совершение любого правонарушения?

  • Между какими субъектами возникает это правоотношение?

  • В чем заключается по своему характеру уголовная ответственность?

УЭ - 2

Новая тема.

Работа с текстом учебника

Прочитать текст учебника на стр. 198 - 199 (начиная с 5-го абзаца стр. 198):

  1. Промаркировать текст, используя условные обозначения:
    - "V" - уже знал
    - "+" - новое
    - " - " - думал иначе
    - " ? " - не понял, есть вопросы.

  2. Составить схему видов наказания несовершенно-летних.

  3. Составить классификацию мер
    воспитательного характера,
    применяемые к несовершеннолетним.

  4. Сделать вывод: уголовная ответственность и наказание одно и тоже?

УЭ - 3

Закрепление знаний и способов действий.

Задания I уровня (на оценку "3"):

  • Расскажи соседу по парте о видах наказаний для несовершеннолетних.

  • Ответь на вопрос: в каких случаях к подросткам применяются принудительные меры воспитательного воздействия?

  • Составить сравнительный анализ видов наказаний на общем основании и видов наказания, применяемые к несовершеннолетним.

Задания II уровня (на оценку "4"):

Задание 1.

  • Проранжировать предложенные положения о целях наказаний для несовершеннолетних и свой ответ аргументировать:

Наказание применяется:

А. С целью возмездия за преступление;
Б. С целью восстановления социальной справедливости;
В. В целях исправления осужденного;
Г. С целью предупреждения новых преступлений.

Задание 2.

Чем объясняется смягчение во многом ответственности, которое предусмотрено в отношении несовершеннолетних правонарушителей?

Задания III уровня (на оценку "5").

Задание 1. Выскажи аргументировано свою точку зрения по данной проблеме: "Можно ли исправить преступника?"

Первая точка зрения. Воспитание человека осуществляется в основном в детстве, исправить преступника уже нельзя. Изоляция преступников, причем на как можно более длительные сроки - единственное, что может спасти общество.

Вторая точка зрения. Сознание человека - это своего рода лист бумаги, на котором есть некоторые записи. Нежелательные знаки (антиобщественную установку преступника) можно стереть (применяя наказание). Вообще же развитие личности, ее воспитание идет всю жизнь, а не только в детстве, подростковом и юношеском возрасте.

Задание 2.

Вы - участник Всемирного конгресса криминологов. Большинство специалистов стали доказывать, что преступниками становятся "по наследству", то есть те, кто от родителей унаследовал тягу к совершению преступлений. А вам известен случай, когда в хорошей семье родились братья-близнецы. Один стал преступником, а другой - прокурором.

Как бы вы использовали этот факт в своем выступлении на конгрессе?

Учащиеся выбирают уровневые задания и работают с ними.

Учитель контролирует выполнение заданий или индивидуально, или работая фронтально с классом.

Расставить цели наказания по степени важности для несовершеннолетних преступников.

Для аргументации своей точки зрения обратитесь к Приложению № 3

УЭ - 4

Подведение итогов урока.

Возвращаемся к ассоциативному ряду, составленному в начале урока на доске (если появилась такая необходимость - вносим изменения в записи, сделанные в начале урока и аргументируем их.

Учащиеся высказывают свою точку зрения:

  • Что можно и нужно добавить в ассоциативный ряд после изучения нового материала?

УЭ - 5

Рефлексия

Еще раз прочитать цель урока:

  • Достигли ли вы цели урока?

  • В какой степени?

  • Оцените свою работу на уроке.

Учащиеся высказывают свое мнение об уроке - его достоинствах и предлагают варианты изменения структуры урока:

- "Больше всего на уроке мне запомнилось, понравилось и что бы я хотел изменить…"

УЭ - 6

Домашнее задание

§ 21, стр. 198-199

Письменно:
II уровень - задания 3-5 на выбор 2 задания;
III уровень - стр. 200 - эссе "Мысли мудрых"



© 2010-2022