Разработка урока для 9 класса

Разработка урока обществознания в 9 классе «Международное гуманитарное право», подготовленная для конкурса «Учитель года» на районном этапе.        На уроке используется интерактивная доска, раздаточный материал для работ по группам. Дополнительный материал высокого эмоционального уровня, особо затрагивается тема «войны». Главной целью урока является сущность международного гуманитарного права. Считаю этот вопрос очень актуальным, в связи с известными событиями на Украине и в мире в целом.      ...
Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: « Международное гуманитарное право»

Урок был дан 25.11.2010 г. на районном конкурсе «Учитель года» (I место)

Цель: выяснить сущность международного гуманитарного права

Уч-ся должны знать:

  • Во время войны нарушаются права человека

  • Основные положения МГП

  • МГП обязывает проявлять милосердие к раненым и больным

  • Существует независимая гуманитарная организация - Международный Комитет Красного Креста (МККК)

Уч-ся должны понимать, что такое:

  • МГП

  • Конвенция

  • Комбатанты

  • Гражданские объекты

Уч-ся должны уметь:

  • Объяснить смысл слова «война»

  • Дать представление о нарушениях прав человека во время вооруженных конфликтов

  • Определять основные положения МГП

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: групповая; с использованием ИКТ; с элементами дискуссии и проектной деятельности

Словарь урока: МГП, война, военные преступления, комбатанты, гражданское население, МККК, конвенция, вооруженный конфликт, международный трибунал

  1. Организационный момент.

  1. Знакомство. Представиться. Рассказать о формах работы. 1 мин

  2. Оцениваться будет работа каждого и группы в целом.

  3. Сегодня тема урока «Международное гуманитарное право». Слайд №1.

  4. Исходя из названия темы, предположите, о чем пойдет речь (варианты уч-ся). 1 мин

- Подберите слова ассоциации к слову «война» (ответ по группам, по цепочке) 1 мин

- Сравните понятия «война» и «вооруженный конфликт» (сравнить- значить выделить общее и различное), приведите примеры из новейшей истории.

Групповая работа

1 группа «Война- всегда несправедливость»

2 группа «Войны бывают разные: справедливые и несправедливые»

3 группа «Участвовать в справедливой войне- не преступление»

4 группа «У военных преступлений нет срока давности»

Задание: Проанализировать высказывание, доказать свою точку зрения (согласны, не согласны) 1,5 мин



  1. Изучение нового материала

Слайд №2 Сущность МГП

МГП- совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов

  • Устанавливает определенные правила поведения сторон, участвующих в вооруженном конфликте

  • Ограничивает насилие

  • Обеспечивает защиту жертв войны (конкретные категории: раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население) 2 мин

Слайд №3 Источники МГП

4 Женевских конвенции от 12 августа 1949 г (ратифицированы в 1954 г.)

  • I- Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях

  • II- Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море

  • III- Конвенция об обращении с военнопленными

  • IV- Конвенция о защите гражданского населения во время войны

Конвенции были дополнены протоколами от 8 ноября 1977 г. (ратифицированы в 1989 г.)

  • I- касается защиты жертв международных конфликтов

  • II- касается защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера 2 мин

Слайд №4 Вооруженный конфликт

  • Международный- вооруженное противостояние между двумя или несколькими государствами

  • Немеждународный- вооруженное противостояние в пределах одного государства между силами правительства и антиправительственными отрядами 1 мин

Основные положения МГП (работа по группам: задание- анализ положения)

  1. Лица, прекратившие принимать участие в военных действиях, а также лица, не принимающие в них непосредственного участия, имеют право на уважение их жизни, а также психической и физической неприкосновенности. При всех обстоятельствах должно быть гуманным обращение с ними.

  2. Вести боевые действия разрешается только против вооруженных сил противника. Нельзя нападать на гражданское население и гражданские объекты

  3. Сдающегося противника запрещается убивать или наносить ему ранения. С военнопленными следует обращаться гуманно

  4. С уважением следует относиться к лицам, использующим эмблемы Красного Креста, Красного Полумесяца или другие защитные знаки, и объектам, обозначенным такими же эмблемами

  5. Участники военных действий ограничены в праве выбора средств и методов нанесения ущерба неприятелю 2 мин

Слайд №5 Основные принципы МККК

Вывод: стороны должны в конфликте вести себя исходя из принципов гуманности и уважения прав. Нельзя применять принцип «На войне как на войне». МГП накладывает ограничения и запреты, устанавливает права и обязанности воюющих сторон, четко предписывает каждому вовлеченному в конфликт, что он должен и что не должен делать 1 мин

Слайд №6 Ответственность

  • Государство

  • Лицо

- за особо серьезные правонарушения, совершенные во время международного конфликта, которые называются военными преступлениями. Совершивший военное преступление может быть судим непосредственно на основе МГП.

Международные трибуналы:

  • Нюрнберг (по Германии, 1945- 1946 г.)

  • Гаага (по Югославии, 1993 г.)

  • Аруша (Танзания) ( по Руанде, 1994 г.) 2 мин

  1. Военные преступления Слайд №6

  • Преднамеренное убийство

  • Пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты

  • Преднамеренное причинение тяжких страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью

  • Принуждение военнопленного к службе в ВС противника

1 мин

Работа по группам

Задание: используя картинки, определите, что они означают и подпишите правила МГП, к ним относящиеся. 3 мин

Задание. Решите ситуации, используя нормы МГП. 3 мин

  1. Сосед военврача.

Сосед был врачом в госпитале. А тут он мне такое рассказал! Однажды к ним в госпиталь доставили двух тяжелораненых пленных. Главврач, потерявший на этой войне близкого человека, сначала наотрез отказался размещать их. Сопровождавшему раненых долго пришлось убеждать его. Наконец, их поместили в палате и стали готовить к операции. И мой сосед делал им операции, как будто под скальпелем были наши раненые: несколько часов не отходил от хирургического стола, с ним от перенапряжения даже случился сердечный приступ. А потом медсестрам и санитаркам выговаривал за недостаточный послеоперационный уход за теми, кого оперировал. Мол, сначала надо им перевязки сделать, лекарства дать, обезболивающие, потому что они после тяжелой операции, а потом уже тем, кто получше себя чувствует, то есть надо понимать, нашим. Выслушал я его и даже здороваться с ним перестал. У меня никак в голове не укладывается- как он мог так поступить: шли жестокие, мы теряли наших бойцов, а он спасал жизнь солдатам противника.

Прав ли был мой сосед?



  1. Бывший военнопленный

Будучи в плену, я впервые увидел делегатов Международного Комитета Красного Креста. Руководство лагеря предоставило им возможность осмотреть лагерные помещения, непосредственно встретиться с военнопленными. При встрече меня особенно обрадовало, что появилась возможность послать весточку семье на бланке Красного Креста. Беседа между нами велась без свидетелей, и поэтому я мог быть предельно откровенен. Они проявили подлинное внимание к моему рассказу о существующих материальных и психологических условиях содержания военнопленных. Однако не скрою, что кое- что в их работе осталось для меня не понятным. Например, когда я попытался обсуждать с ними вопрос широкого освещения в СМИ таких проблем, как наше скверное питание, рукоприкладство одного из охранников по отношению к пленным, то понял, что, скорее всего, широкая общественность про это не узнает.

Почему делегаты МККК, которые, как мне показалось, искренне хотели помочь военнопленным, не выразили готовность обсуждать вопросы в СМИ?

  1. Девушка 16 лет из зоны оккупации

На оккупированной территории я познала всю тяжесть присутствия чужих войск. У меня не стало своего дома. Многие знакомые тоже остались без жилья и имущества: кого- то выгнали, чтобы разместить солдат, чьи- то дома сожгли, подозревая их обитателей в содействии нашим войскам или уклонении от службы в их армии, у кого- то отобрали вещи, представляющие хоть какую- нибудь ценность.

Оккупанты постоянно пытались подчеркнуть дистанцию между ними и нами, свое превосходство. Угрожали и унижали. Они смеялись над тем, как обставлены наши дома, как мы одеваемся, как говорим, нарочно коверкали слова из нашего языка.

Им постоянно не хватало рабочих рук: рук, которые бы их обстирывали, накрывали на стол, строили укрепления. Моя должность посудомойки в столовой для офицерского состава их армии позволяла мне не умереть с голоду, как умерли некоторые пожилые люди, у которых не было средств к существованию. Два бывших моих одноклассника по специальному распоряжению оккупационных властей работали на нефтеперегонном заводе, где производилось топливо для их военной техники. Троих вообще насильно увезли в другую страну.

В назидание другим новые власти устраивали массовые расправы. Каждый из нас чувствовал себя в постоянной опасности.

Я хочу спросить, существуют ли какие- нибудь правила обращения с мирными жителями на оккупированной территории?

  1. Ситуация- сценка

Объявление по радио: «Внимание, над городом ожидаются ночные налеты авиации противника». Разговор между членами семьи:

Ребенок 7 лет: «Я боюсь! Я сегодня всю ночь не засну. Вдруг они будут стрелять по нашему дому, тогда мы все погибнем. Пойдемте к тете К. . Она живет в таком большом доме, его трудно разрушить».

Бабушка: «Не бойся, сколько мы уже пережили налетов, а остались целы. Обойдется и на этот раз. До тети К. и до укрытия идти далеко, а я сегодня себя плохо чувствую. Ноги сильно болят. Останемся дома».

Дедушка: «Действительно, не надо никуда идти. Кругом жилые дома да общественные здания. А авиация работает по другим целям. Что им наш дом? А потом можно на крыше расстелить две белые простыни и нарисовать на них красный крест. Тут уж совсем не надо будет беспокоиться».

Бабушка: «Нечего и красный крест рисовать, в двух кварталах городская больница и госпиталь. Там все, что нужно, обозначено».

Девушка 14 лет: «Обязательно надо идти в укрытие, потому что рядом вокзал, крупный железнодорожный узел».

Мать: «Надо идти не в укрытие, а наш завод. Он выполняет важный военный заказ, и его хорошо защищают от налетов. До него и бабушке ближе, чем до укрытия».

Ребенок 7 лет: «Давайте на завод! Интересно будет посмотреть, как самолеты будут сбивать. Деда, а ты свое охотничье ружье возьми!»

Дедушка: «Вот молодец, внучек. Правильно подсказал, так и надо сделать»

Решите, исходя из норм МГП, кто прав и кто не прав в этом разговоре. Почему? Как надо поступить?

  1. Подведение итогов.

Оцените свою работу, работу группы

«Все на войне противоречит понятию гуманности, и все в ней взывает к сохранению гуманности. Задача и смысл норм права войны заключается в том, чтобы примирить эти две крайности» О. Рюссбак



Слайдовая презентация к уроку

(для работы с интерактивной доской)



слайд№1 слайд№2

Разработка урока для 9 классаРазработка урока для 9 класса

слайд№3 слайд№4

Разработка урока для 9 классаРазработка урока для 9 класса

слайд №5 слайд №6

Разработка урока для 9 классаРазработка урока для 9 класса

слайд №7 слайд №8

Разработка урока для 9 классаРазработка урока для 9 класса

слайд №9 слайд №10

Разработка урока для 9 классаРазработка урока для 9 класса

слайд№11 слайд№12

Разработка урока для 9 классаРазработка урока для 9 класса

слайд №13 слайд № 14 Разработка урока для 9 класса Разработка урока для 9 класса

слайд №15 слайд №16

Разработка урока для 9 классаРазработка урока для 9 класса

слайд №17 слайд №18

Разработка урока для 9 классаРазработка урока для 9 класса

слайд №19 слайд №20 Разработка урока для 9 класса Разработка урока для 9 класса

слайд№21

Разработка урока для 9 класса

13


© 2010-2022