- Преподавателю
- Обществознание
- ПРОЕКТ - «Модель работы воспитателя по формированию социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности»
ПРОЕКТ - «Модель работы воспитателя по формированию социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности»
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мадеева Т.П. |
Дата | 01.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».
«Модель работы воспитателя по формированию социально - бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности».
автор: Татьяна Петровна Мадеева
воспитатель
Горковской МС (К) ОШИ
Содержание проекта:
-
Паспорт проекта.
-
Аннотация проекта.
-
Актуальность проекта.
-
Цели и задачи проекта.
-
Предмет исследования.
-
Проблема исследования.
-
Гипотеза исследования.
-
Проверка гипотезы.
-
Участники проекта.
-
Адресная направленность проекта.
-
Сроки и этапы проекта.
-
Ожидаемые результаты.
-
Организация работы по проекту.
-
Перспективы развития проекта.
-
Информационные ресурсы проекта.
-
Приложение.
Паспорт проекта.
Автор проекта
Мадеева Татьяна Петровна, воспитатель
Место работы
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Место реализации проекта
Реализация проекта будет осуществляться на базе Муниципального казённого образовательного учреждения «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». Школа является учреждением социального обслуживания, предназначенным для постоянного и временного проживания детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в постоянном уходе и наблюдении.
Тема проекта
« Модель работы воспитателя по формированию социально - бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности»
Предметное направление
Социализация детей с ОВЗ в рамках воспитательного процесса.
Целевая аудитория
Воспитанники 1-9 классов коррекционной школы-интерната VIII вида.
Тип проекта
Практико-ориентированный проект.
Вид проекта
Долгосрочный педагогический проект.
Аннотация проекта:
Работа педагога - дефектолога в школе по формированию социально - бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности представляет собой сложную многоуровневую систему. Она включает в себя определенные темы интегрированных видов деятельности детей с ОВЗ в условиях школы - интерната VIII вида, которые с каждым годом меняют свое содержание в связи с возрастными и психологическими особенностями детей.
В рамках проекта разработана система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением различных условий (временных, информационных, организационных, материально-технических) необходимых для эффективности всей системы действий.
Данная методическая разработка содержит авторскую программу воспитательной деятельности «Формирование социально - бытовых представлений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья», может быть использована для создания коррекционно - развивающей среды, как необходимого условия для организации работы с воспитанниками с ОВЗ.
Актуальность проекта
На современном этапе развития системы образования в условиях образовательной интеграции важнейшим приоритетом образовательной деятельности является обеспечение связи получаемых знаний с жизнью, без чего невозможна активная адаптация воспитанников в окружающем мире.
Социальная ситуация развития ученика в условиях специального учреждения образования часто не благоприятствует овладению им новыми социальными связями и подготовке к независимому, самостоятельному образу жизни. Соприкосновение выпускника с социальной реальностью вызывает разочарование.
Знания, полученные в школе, оказываются не всегда применимыми в нашей действительности. Ограниченная жизненная компетенция затрудняет успешную интеграцию в жизнь общества. Задачи адаптации детей с ОВЗ к окружающей действительности, необходимость компенсации недостаточного социального развития, побуждающие искать иные пути обучения и воспитания, привели к переосмыслению имеющегося опыта и развитию новых педагогических идей и подходов.
Таким подходом является социально - ориентированный подход, что продиктовано следующими обстоятельствами:
• от выпускника требуется, чтобы он был адаптирован к обществу, в котором живёт. Общество мобильно, изменчиво. Это предполагает гибкое реагирование на изменения, умение использовать информационно-коммуникационные технологии, проявлять стойкость перед трудностями;
• формирование жизнеспособной личности требует ориентации в ценностях общества, в котором человек живёт, и умения действовать в жизненных ситуациях, предполагающих сотрудничество с окружающими, умение с ними договориться, выполнять работу сообща.
Как показывает мой педагогический опыт, дети с ОВЗ могут достичь в социальном развитии больше, чем в когнитивном, а расширение социального опыта, в свою очередь, создаёт предпосылки для общего развития.
В свете современных требований к организации образовательных условий ставка делается на формирование у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся в учебное и внеучебное время.
В современных условиях работу педагога - дефектолога по формированию социально - бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ можно реализовать в формате проектной деятельности.
Проектная деятельность представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом, гуманизацией и демократизацией общества.
Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время, метод проектов становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но главная идея проектной деятельности остается прежней:
-
стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления;
-
комплексный подход к решению проблем социализации детей с ОВЗ, позволяющий строить воспитательный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению;
-
в основе метода проектов лежит развитие социальных, познавательных, интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления;
-
метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Цель проекта:
Создать чёткую, методически обоснованную, структурированную модель деятельности педагога - дефектолога по организации наиболее эффективных условий формирования социальных знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с ОВЗ.
Задачи проекта:
- определение исходного уровня сформированности знаний, умений, навыков у детей с ОВЗ, необходимых для успешной социальной адаптации и самостоятельной жизни;
- разработка и обеспечение реализации технологии и комплексных мероприятий подготовки детей с ОВЗ к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социуме;
- повышение интереса к инновационной деятельности, к творческому осмыслению своего профессионального опыта работы, самообразованию.
- проверить эффективность предложенных средств в реальной практике;
- провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Предмет исследования:
Динамика процесса усвоения учащимися базовых социальных компетенций, в специально организованной коррекционно-развивающей воспитательной среде с использование различных подходов и форм деятельности.
Проблема исследования:
Школа формирует знания, умения и навыки по каждому учебному предмету, не в полной мере учитывая их значения для социальной адаптации детей с ОВЗ.
Гипотеза:
Работа по формированию социально-бытовых представлений и навыков является средством повышения эффективности процессов социализации и адаптации у детей с ОВЗ. Именно в этом качестве воспитательное воздействие рассматривается как такой компонент образовательной системы, который способен внести не только преобразования в само понимание категории «средство» применительно к процессу воспитания, но и повлиять на все остальные компоненты образовательной системы (цели, содержание, методы и организационные формы, коррекции и развития детей с особыми образовательными потребностями).
Проверка гипотезы.
Стратегические шаги реализации проекта:
-
cбор необходимой информации;
-
изучение документов и методической литературы;
-
анализ собственного методического опыта;
-
сравнение;
-
систематизация;
-
моделирование;
-
проектирование;
-
эксперимент;
-
практическое апробирование;
-
мониторинг.
Участники проекта.
- В ходе реализации проекта педагог - дефектолог взаимодействует со специалистами школы: классный руководитель, психолог, логопед, музработник, мед.работник, соц.педагог, педагоги доп.образования, методист, зам по семьям, физ.инструктор.
Для детей с ОВЗ важно своевременное проведение реабилитационных мероприятий медицинского, социального, лечебно - трудового и воспитательного характера, им необходима коррекционно - развивающая помощь различных специалистов для дальнейшей адаптации и социализации в современном обществе.
- Привлечение родителей учащихся, для успешной социальной интеграции детей с ОВЗ в общество.(заполнение анкет, беседа с родителями, участие родителей в школьных мероприятиях и т.д)
Адресная направленность проекта.
Проект предназначен для работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида. Возраст 7 - 15 лет.
Срок реализации проекта.
1 - 4 класс
4 года
5 - 7 класс
3 года
8 - 9 класс
2 года
Сроки и этапы реализации проекта.
I этап Аналитико - диагностический
Срок реализации
1.
2.
3.
Изучить задачи
Диагностика исходных данных по изучаемой проблеме
Изучение учебно-методической литературы
2011 - сентябрь.
2011 - октябрь.
2011 - сентябрь - декабрь.
II этап Планово - прогностический
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Создание коррекционно - развивающей среды в семейной группе, классе, как необходимого условия для организации работы с воспитанниками.
Определение возрастных периодов воспитанников и разработка тематических планов, коррекционно - воспитательных занятий, экскурсий, других мероприятий по теме проекта.
Определить возможности взаимодействия с детской организацией «Радуга» и системой дополнительного образования (кружки, секции, общешкольные, воспитательные мероприятия)
Использовать возможности ИКТ для проведения воспитательских часов, внеклассных мероприятий по теме проекта (составление мультимедийных презентаций, схем, конспектов занятий).
Разработка программы «Формирование социально - бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ».
Разработка системы мониторинга результатов деятельности.
2012 - 2019гг.
2012 - 2019гг.
2012 - 2019гг.
2012 - 2019гг.
2011 - 2019гг.
2011 - 2019гг.
III этап Организационно - исполнительский
1.
2.
3.
4.
Проведение воспитательских занятий, мастер - классов, экскурсий, тренингов, дидактических игр.
Анализ и обобщение своего опыта через участия на МО, КМО, педсоветах, семинарах по теме проекта
Коррекция содержания программы «Формирование социально - бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ».
Анализ данных мониторинга.
2011 - 2019гг.
2012 - 2019гг.
2012 - 2019гг.
2012 - 2019гг.
IV этап Промежуточный
1.
2.
3.
4.
5.
Создание банка воспитательских занятий, мастер классов, экскурсий, презентаций по проекту.
Распространение опыта через проведение открытых: занятий, мастер классов, участие в профессиональных конкурсах.
Обобщение опыта работы по реализации программы «Формирование социально - бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ».
Анализ данных мониторинга.
Коррекция методического арсенала.
2012 - 2019гг.
2012 - 2019гг.
2014 - 2019гг.
2012 - 2019гг.
2012 - 2019гг.
V этап Диагностика итоговых данных
1.
2.
3.
Диагностика и анализ результативности воспитательной работы по формированию социально адаптивных навыков у детей с ОВЗ.
Разработка методических рекомендации по формированию социально адаптивных навыков у детей с ОВЗ (для родителей и педагогов)
Публикация конспектов воспитательских занятий, экскурсий, статей, методических рекомендаций и другой печатной продукции на интернет ресурсах.
2012 - 2019гг.
2013 - 2019гг.
2012 - 2019гг.
Ожидаемые результаты проекта.
-
Программа «Формирование социально - бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ ».
-
Тесты для учащихся по программе.
-
Мониторинг развития учащихся по программе: карта мониторинга индивидуальной программы развития, диаграммы.
-
Участие педагога и учащихся в конкурсах.
-
Методические рекомендации для педагогов: «Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с ОВЗ» и др.
-
Коррекционно - развивающее занятие: «День рождения в кругу друзей с Веселинкой и Игринкой» 1-5 класс и др. (досуговая деятельность детей)
-
Коррекционно - развивающее занятие - викторина: «Правила дорожные - знать каждому положено!» 4 класс и др.
-
Коррекционно - развивающее занятие с элементами экспериментирования « Вода - чудесный дар природный» 5 класс и др.
-
Презентации к занятиям и т.д.
Реализация проекта существенно повысит уровень развития воспитанников школы - интерната, приведёт к снижению роста негативных явлений в детской среде, способствует духовно - нравственному оздоровлению социума, развитию способностей детей с ОВЗ, формированию социальных умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении.
Организация работы по проекту.
Работа по проекту рассчитана на разные возрастные группы и проходит в три этапа:
1 - 4 класс - начальное звено;
5 - 7 класс - среднее звено;
8 - 9 класс - старшее звено.
В рамках проекта реализуется авторская программа воспитательной деятельности «Формирование социально - бытовых представлений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Перспективы развития проекта.
-
Разработка тематических планов, коррекционно - воспитательных занятий, экскурсий, других мероприятий по теме проекта.
-
Взаимодействие с детской организацией «Радуга» и системой дополнительного образования (кружки, секции, общешкольные, воспитательные мероприятия).
-
Анализ и обобщение своего опыта через участия на МО, КМО, педсоветах, семинарах по теме проекта.
-
Распространение опыта через проведение открытых: занятий, мастер классов, участие в профессиональных конкурсах.
-
Диагностика и анализ результативности воспитательной работы по формированию социально адаптивных навыков у детей с ОВЗ.
-
Разработка методических рекомендации по формированию социально адаптивных навыков у детей с ОВЗ (для родителей и педагогов)
-
Публикация конспектов воспитательских занятий, экскурсий, статей, методических рекомендаций и другой печатной продукции на интернет ресурсах.
Информационные ресурсы проекта.
1.Андреева С.В. Мониторинг социализации воспитанников - Волгоград: Учитель, 2013. - 111с.
2. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов педвузов - М.: АСТ, Астрель, 2008. - 222с.
3.Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектол. факультетов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 1994. - 242 с.
4.Воронкова В.В. Социально - бытовая ориентировка учащихся 5 - 9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 247с. - (Коррекционная педагогика).
5.Гладкая В.В. Социально - бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - 2-е изд. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. - 192с. - (Коррекционная школа).
6.ДевятковаТ.А.Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя; под. ред. А.М. Щербаковой. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 302 с. - (Коррекционная педагогика).
7.Исав Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростов Руководство. - СПб.: Речь, 2003. - 391с.
8. Коррекционная педагогика №6, 2012.: Научно - методический журнал.
9.Коркунов В.В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ: методические рекомендации. - Екатеринбург, 1999. - 37 с.
10.Коркунов В.В. Индивидуальный поход к учащимся в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида. - Екатеринбург, 2005. - 128 с.
11.Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.
12.Львова С.А. Практический материал к урокам социально - бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя / С.А.Львова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 136с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
13.Матвеева Е.М. Справочник воспитателя (классного руководителя) / авт.-сост. Е. М. Матвеева. - с74 Волгоград: Учитель, 2012. - 137 с.
14.Мелехов Д.Е. Вопросы систематики олигофрении в свете задач социально-трудовой адаптации. - М.. 1970. - 140 с.
15.Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе - интернате: Пособие для учителей и воспитателей. - 2-е изд., испр. - М.: просвещение, 1983. - 104с.
16.Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие /Т.Г.Никуленко, С.И.Самыгин. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н./Д: Феникс, 2009. - 445, [1] с. - (Высшее образование).
17.Павлова Ж.П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке// Дефектология. - 1987. - № 2.
18.Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Кн. для воспитателя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1984. - 176с.
19.Рубинштейн С.Я. Психология умственного отсталого школьника: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
20.Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2002, - 124с.
21.Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. - 4-е изд., испр. и доп. - М.:АРКТИ, 2008. - 312 с. (Метод. биб-ка).
22.Щербакова А.Н. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 300с. - (Коррекционная педагогика). - 1 книга.
23.Щербакова А.Н. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 179 с. - (Коррекционная педагогика). - 2 книга.
24.festival.1september.ru/articles/581107/