Рабочая программа по обществознанию 7 класс Кравченко

Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по обществознанию 7 класс Кравченко

Содержание:

1. Пояснительная записка ……………………………………………………………...………………….… 3-7

2. Планируемые результаты освоения курса ………………………………………………………………….8

3. Учебно-тематический план ……………………………………………………………..……......................9

4. Содержание курса ………………………………………………………………………..………………....10

5. Календарно - тематический план …………………………….………………………………………... 11-21

6. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ ………...22

7. Требования к уровню подготовки обучающихся ……………………………………...………….…. 23-25

8. Материально-техническое и информационное обеспечение курса ………………...….…………..….. 26
































I. Пояснительная записка.

Рабочая программа по обществознанию составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:

Федеральный уровень:

1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года Пр-271.

3) План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 года N 1507-р.

4) Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р.

5) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

6) Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

7) Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

8) Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

9) Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014г №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

10) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

11) Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования.

Инструктивно-методические письма Минобрнауки России:

1) Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 года № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».

2) Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

3) Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 года № МД-1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием"

Региональный уровень:

1) Реализация учебного плана ООО в условиях введения ФГОС, методические рекомендации, Вологда, 2013.

Школьный уровень:

1) Устав МБОУ СМР «Коробицынская ОШ»

2) Локальные акты: «Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СМР «Коробицынская ОШ», Положение о внутренней системе оценки качества образования, Положение о формах обучения в МБОУ СМР «Коробицынская ОШ», Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий в МБОУ СМР «Коробицынская ОШ», Положение о режиме занятий и учебной нагрузке обучающихся и воспитанников в МБОУ СМР «Коробицынская ОШ»,

Актуальность состоит в том, что данная рабочая программа предусматривает приведение учебно-методического комплекта по обществознанию для 7 класса автора А.И.Кравченко в соответствие с примерной программой по обществознанию на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учётом особенностей образовательного процесса в МБОУ СМР «Коробицынская ОШ».

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение курса позволит заложить у обучающихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести обучающихся в мир общественных отношений и научиться жить в этом мире; будет способствовать определению обучающимися своего места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у обучающихся представления о себе как гражданине общества.

В МБОУ СМР «Коробицынская ОШ» изучение курса обществознания начинается с 6 класса, значит, программа 7 класса соответствует второму году обучения.

Изучение обществознания в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 - 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношении; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно- бытовых отношениях.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 135 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII по 34 часа, в IX классе - 33 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении задачами для учебного предмета «Обществознание. 7 класс» на этапе основного общего образования являются:

  1. Сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  2. Владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  3. Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- на использование причинно- следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Курс «Обществознания» для 7 класса излагает материал от общего к частному.

Курс способствует общеинтеллектуальному развитию обучающегося, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей обучающихся.

Основным типом урока является комбинированный. Предусмотрены так же другие формы уроков: урок - практикум, урок - лабораторная работа, интегрированное занятие, урок - ролевая игра, урок - встреча, урок - путешествие, повторительно - обобщающий урок.

При изучении курса проводится 2 вида контроля:

- текущий - контроль в процессе изучения темы;

- итоговый - контроль в конце учебного года.

Не менее 20% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

- извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни с опорой на экономические, правовые, социально- политические, культурологические знания;

- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

- совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населённом пункте.

При изучении «Обществознания» осуществляются межпредметные связи:

- история, биология, география, физкультура
Таким образом, реализация межпредметных связей способствует повышению познавательной деятельности школьников, помогает разносторонне раскрыть содержания всех учебных тем в их взаимосвязи.

УМК:

1. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ А.И. Кравченко, Е.А Певцова .- М.: ООО «ТИД « Русское слово- РС», 2010.

2. Хромова И.С.Обществознание.7 класс: тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А Певцовой «Обществознание» / И.С.Хромова.- М.: ООО «ТИД « Русское слово- РС», 2012.

3. Козленко С.И.. Обществознание: программа курса для 6-7 общеобразоват. учреждений/ С.И.Козленко, И.В.Козленко.-М.: ООО «ТИД « Русское слово - РС», 2011.

4. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 2013 год














































II. Планируемые результаты освоения курса по обществознанию:

Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:

-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма , любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты изучения учебного предмета «Обществознания» проявляются:

- в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

-в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

-в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

-в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.

Предметными результатами освоения данного курса являются:

-относительно целостное представление о человеке;

-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

-знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;

-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.













III. Учебно-тематический план:


№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

уроки

лабораторные и практические

контрольные работы

Введение

1

1



    Раздел 1. Личность подростка

    10

    9


    1

      Раздел 2 . Подросток в социальной среде

      7

      6


      1

        Раздел 3. Подросток и закон

        6

        5


        1

          Раздел 4 . Образ жизни подростков

          7

          6


          1

            Раздел 5 . Подросток и его жилая среда

            3

            2


            1























            IV. Содержание учебного предмета:

            Введение. 1 час

            Раздел 1. Личность подростка (10 часов)

            Основные понятия темы: возраст; возрастная периодизация; подростковый возраст; тинейджеры; юность; эмоциональная независимость; система ценностей; взрослый; самооценка; комплекс неполноценности; личность; темперамент; характер; способности человека; интеллект; настроение; стресс; эмоции; самооценка; самовоспитание; выдающаяся личность; одаренность; одаренные дети; лидер; искусство общения.

            Раздел 2. Подросток в социальной среде.

            Основные понятия темы: социальная среда; группа; конформизм; «значимые другие»; межличностные отношения; взаимопонимание; «мы»; «они»; «свои»; «чужие»; «другие»; «иные»; толерантность; знакомые; незнакомые; «я»; «другие»; «чужие»; «чужаки»; молодежь.

            Раздел 3. Подросток и закон.

            Основные понятия темы: права; обязанности; ответственность; паспорт; гражданство; гражданин; гражданские (личные) права и свободы; политические права граждан; обязанности граждан; права ребенка; преступления; уголовная ответственность; административные правонарушения.

            Раздел 4. Образ жизни подростков.

            Основные понятия темы: здоровье; алкоголизм; наркомания; одиночество; подростковая депрессия; формальные группы; неформальные группы; подростковая культура; образ жизни; досуг; отдых; свободное время; культурный досуг; библиотека; музей; спорт; профессиональный спорт; любительский спорт.

            Раздел 5. Подросток и его жилая среда.

            Основные понятия темы: город; урбанизация; мегаполис; село; качество жизни; пригородные зоны; город спутник; дом; жилище; среда обитания; соседи.











            V. Календарно-тематическое планирование:

            п\п

            Тема урока

            Кол-во часов

            Тип урока

            Элементы минимального содержания образования

            Требования к уровню подготовки обучающихся

            Вид контроля

            Домашнее задание

            дата

            1

            Введение.

            1

            Водный урок.




            Введение, Репродуктивный уровень: в. 1, 3. Конструктивный уровень: практикум, в. 1, 2


            2

            Переходный возраст.

            1

            Комбинированный урок

            Определение возраста, понятия: «тинэйджер», «подросток». Система ценностей подростка. Самоутверждение. Особенности подросткового периода

            Знать определение возраста, понятия: «подросток», «тинэйджер», особенности подросткового периода;

            иметь представление

            о системе ценностей подростка, знать пути и возможности самоутверждения


            § 1. Творческий уровень: объяснить смысл фразы «Подростковый период - испытание, данное каждому человеку»


            3

            Задачи и
            трудности подросткового возраста.

            1

            Комбинированный урок

            Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода. Принятие своей внешности. Принятие мужской или женской роли. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Пути преодоления трудностей подросткового периода

            Знать место подростка в обществе в различные исторические эпохи; уметь характеризовать другие возрасты человека


            § 3. Репродуктивный уровень: в. 1-2. Конструктивный уровень: в. 4. Творческий уровень: практикум, в. 1


            4

            Быть взрослым.

            1

            Комбинированный урок

            Взросление. Сложности вхождения

            в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм

            и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Особенности воспитания подростков

            Знать понятия: взросление, подростковый оптимизм, подростковый пессимизм, альтруизм, эгоизм;

            уметь характеризовать особенности воспитания подростков


            § 4. Репродуктивный уровень: в. 1-2. Конструктивный уровень: практикум, в. 2. Творческий уровень: составить правила, которые помогут подросткам улучшить внешность.


            5

            Физические изменения

            у подростков

            1

            Комбинированный урок

            Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы, влияющие

            на рост. Акселерация. Телосложение и его основные типы. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления комплекса неполноценности.

            Знать, какие физические изменения происходят в подростковый период;

            знать определение понятия «комплекс неполноценности», иметь представление о путях преодоления


            § 5. Репродуктивный уровень: в. 1, 3, 5. Творческий уровень: подготовит сообщение «Я и спорт».


            6

            Психологический портрет личности: темперамент и характер

            1

            Комбинированный урок

            Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Характер. Способности. Трудолюбие и работоспособность. Интеллект. Чувства

            и эмоции. Стресс, причины его возникновения у подростков. Факторы формирования личности

            Знать определения понятий: личность, характер, способность, интеллект, чувство, эмоция;

            знать основные характеристики личности;

            уметь характеризовать типы темперамента


            § 6. Репродуктивный уровень: в. 1, 2 (§ 6). Творческий уровень: мини-сочинение «Мне в моем характере хотелось бы избавиться от…»


            7

            Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

            1

            Комбинированный урок

            Интеллект, эмоции и чувства

            Знать определения понятий: интеллект, чувство, эмоция;

            знать основные характеристики личности;

            уметь различать понятия


            § 6. Репродуктивный уровень: в. 1-3. Конструктивный уровень: выполнить практикум.


            8

            Самооценка подростка

            1

            Комбинированный урок

            Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Управление эмоциями. Влияние семьи на самооценку подростка. Низкая самооценка, ее причины и последствия. Завышенная самооценка, ее причины и последствия. Самооценка и успеваемость в школе. Корректировка самооценки подростка. Самопознание

            Знать основные составляющие психической жизни человека,

            уметь характеризовать уровни самооценки;

            знать, как влияет семья на самооценку подростка


            § 7. Репродуктивный уровень: в. 1-4. Конструктивный уровень: практикум


            9

            Выдающаяся личность.

            1

            Комбинированный урок

            Выдающиеся личности в истории. Философы о выдающихся личностях. Одаренные дети и их особенности. Факторы, влияющие на развитие выдающейся личности. Воспитание выдающегося человека. Признаки выдающейся личности

            Знать о выдающихся личностях в истории, о факторах, влияющих на развитие выдающейся личности


            § 8. Репродуктивный уровень: в. 1-4. Конструктивный уровень: тест на с. 62-63


            10

            Лидер и его качества

            1

            Комбинированный урок

            Определение лидера. Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства: воображение, знания, талант, решимость, жесткость и притяжение. Ораторский талант как важный элемент лидерства. Искусство общения. Лидер в подростковой среде

            Знать определения понятий: лидер, формальный лидер, неформальный лидер;

            знать роль лидера в обществе, иметь представление об основных элементах лидерства


            § 9, подготовка к тесту. Репродуктивный уровень: в. 1, 3, 4. Конструктивный уровень: практикум, в. 1. Творческий уровень: небольшое сообщение об известных лидерах


            11

            Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность подростка»

            1

            Повторение пройденного материала

            Знать материал раздела «Личность подростка», основные понятия и термины



            12

            Социальная среда подростка

            1

            Комбинированный урок

            Понятие социальной среды, ее составляющие. Бедные и богатые семьи: особенности и проблемы. Влияние семьи на подростка. Влияние школьной среды. Влияние улицы. Особенности отношения к подросткам в обществе.

            Социализация индивида

            Знать понятия: социальная среда, бедность, богатство;

            знать факторы, влияющие на социальную среду подростков


            § 10. Репродуктивный уровень: в. 1-2. Конструктивный уровень: практикум, в. 2, 3. Творческий уровень: как вы понимаете пословицу «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»?


            13

            Подросток в группе

            1

            Комбинированный урок

            Определение группы, их классификация. Человек в группе. Законы группы. Командный дух группы. Групповое давление. Конформизм

            Знать определение группы, уметь классифицировать группы,

            уметь соотносить самооценку и влияние группы


            § 11. Репродуктивный уровень: в. 1, 3. Конструктивный уровень: в. 4. Опережающее задание: придумать ситуации, раскрывающие особенности межличностных отношений.


            14

            Межличностные отношения

            1

            Ролевая игра

            Отношения в малой группе. Определение межличностных отношений. Факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. Взаимопонимание - основа межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой среде

            Знать определение межличностных отношений, уметь характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений.


            § 12. Репродуктивный уровень: в. 1, 3, 4. Конструктивный уровень: в. 5


            15

            «Мы» и Они»

            1

            Комбинированный урок.

            Непосредственное окружение. Понятие «Я». Понятие «Мы». Понятие

            «Они». Кто принадлежит к группе «Мы». Кто принадлежит к группе «Они». Знакомство. Свои и чужие.

            Знать понятия: «Я», «Мы», «Они», «Свои», «Чужие».

            Уметь различать эти понятия.


            § 13. Репродуктивный уровень: в. 1, 3. Конструктивный уровень: практикум, в. 2. Творческий уровень: продолжить фразу «Свои отличаются от чужих…»


            16

            Мир знакомых и незнакомых людей

            1

            Комбинированный урок

            Знакомые и незнакомые, различия

            в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. «Я» и «другие». «Свои», их защита. Родственность, солидарность Моральный выбор

            Знать понятие «моральный выбор»,

            уметь описывать различия в отношениях со знакомыми и незнакомыми людьми


            § 14. Репродуктивный уровень: в. 1-3. Творческий уровень: практикум, в. 1, 2.


            17

            Социальный портрет
            молодежи.

            1

            Комбинированный урок

            Понятие «большой группы». Молодежь как большая группа. Проблемы молодежи в современном обществе. Снижение общественной роли, ухудшение здоровья, безработица, меркантилизм. Зрелость современной молодежи. Российская молодежь в обществе контрастов. «Ненормальное», или аномальное поведение. Различия между «своими» и «чужими». Девиантное поведение.

            Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть

            Знать определение большой группы,

            уметь анализировать проблемы молодежи в современном обществе,

            знать, что такое «ненормальное», аномальное, девиантное поведение


            § 15, подготовка к тесту. Репродуктивный уровень: в. 1-3, 5. Конструктивный уровень: в. 4. Творческий уровень: практикум, в. 2


            18

            Повторительно-обобщающий урок по теме «Подросток в социальной среде»

            1


            Знать материал раздела «Подросток в социальной среде», основные понятия и термины



            19

            Юридические границы подросткового возраста

            1

            Комбинированный урок

            Понятие юридических отношений. Малолетние, их права и обязанности. Получение паспорта. Несовершеннолетние, их права и обязанности. Защита прав ребенка. «Конвенция ООН о правах ребенка». Законные представители прав ребенка. Ответственность за нарушение прав

            Знать понятие «юридические отношения»,

            знать права и обязанности детей и подростков


            § 16. Репродуктивный уровень: в. 1-3, 5. Творческий уровень: мини-сочинение «Как подросток может пользоваться своими правами»


            20

            Подросток как гражданин

            1

            Комбинированный урок

            Подросток как гражданин. Российское гражданство, пути его получения. Гражданские права и свободы. История развития гражданских прав. Основные конституционные права и их характеристика. Основные конституционные обязанности

            Знать определение гражданства, пути его получения,

            знать основные гражданские права и свободы


            § 17. Репродуктивный уровень: в. 1-4. Творческий уровень: сообщение на тему «Гражданин - Отечества достойный сын»


            21

            Подросток

            и его права.

            1

            Комбинированный урок

            Права человека. Право на жизнь. Право на жилище. Право на труд и свободный выбор профессии. Право на отдых и досуг. Детство и материнство. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на образование. Умение пользоваться правами.

            Конвенция о правах ребенка

            Знать определение «права человека»,

            знать основные положения «Конвенции о правах ребенка»


            § 18. Репродуктивный уровень: в. 1, 2. Конструктивный уровень: практикум, в. 2, таблица «Подросток имеет право…»


            22

            Опасный путь преступной жизни.

            1

            Комбинированный урок

            Причины противоправного поведения в подростковом возрасте. Преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Наказание несовершеннолетних, его виды. Проступки, ответственность за их совершение. Задержание подростка правоохранительными органами. Правила поведения и права подростка при задержании

            Знать причины противоправного поведения в подростковом возрасте,

            знать понятия: преступление, проступок, юридическая ответственность, юридическая ответственность несовершеннолетних


            § 19, подготовка к тесту. Репродуктивный уровень: в. 1-4. Конструктивный уровень: практикум


            23

            Повторительно-обобщающий урок по теме «Подросток и закон»

            1


            Знать материал раздела «Подросток и закон», основные понятия и термины



            24

            Подросток

            в обществе риска

            1

            Комбинированный урок

            Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности. Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика. Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, алкоголизм, наркомания, негативное влияние фильмов о насилии

            Уметь характеризовать подростковые ситуации риска, знать источники риска


            § 20. Репродуктивный уровень: в. 1, 2. Конструктивный уровень: в. 4. Творческий уровень: практикум, в. 2


            25

            Проблема
            одиночества

            1

            Комбинированный урок

            Подростковая нервозность, раздражительность. Страхи. Защитная агрессивность. Одиночество. Одиночество

            в современном обществе. Специфика подросткового одиночества. Депрессия, ее причины и проявления. Пути выхода из депрессии

            Знать, что такое подростковая нервозность, раздражительность, защитная агрессивность,

            знать причины депрессии и пути выхода из нее


            § 21. Репродуктивный уровень: в. 1-2. Творческий уровень: продолжить фразу «Подросток чувствует себя одиноким, когда…».

            Опережающее задание: сообщения на тему «Подростковые субкультуры»


            26

            Подростковая культура

            1

            Комбинированный урок

            Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, ее особенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увлечения. Система ценностей. Место подростковой культуры в обществе. Значение речевого поведения. Пять жанров речевого поведения подростков.

            Хвастовство.

            Осуждение. Оскорбление. Непомерное оскорбление. Угроза. Одобрение. Значение подросткового сленга. Воспитание речевого поведения

            Знать, что такое формальные и неформальные коллективы подростков,

            знать определение подростковой культуры,

            уметь характеризовать ее особенности


            § 22. Репродуктивный уровень: в. 1-4. Конструктивный уровень: практикум, в. 1. Творческий уровень: провести опрос среди одноклассников на тему «Нравится ли вам современная музыка?»


            27

            Образ жизни

            1

            Комбинированный урок

            Понятие образа жизни. Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы, влияющие на образ жизни. Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных народов, его характерные черты

            Знать понятие «образ жизни», уметь характеризовать факторы, влияющие на образ жизни


            § 23. Репродуктивный уровень: в. 1-2.Конструктивный уровень: в. 3. Творческий уровень: практикум, в. 2


            28

            Досуг и отдых.

            1

            Комбинированный урок

            Досуг и отдых - часть повседневного образа жизни. Понятие досуга. Основные характеристики досуга: продолжительность, место и способ проведения. Различные виды досуга. Культурный досуг. Свободное время россиян. Преобладание пассивного досуга. Досуг и отдых российских подростков.

            Знать понятия: досуг, отдых.


            § 23. Репродуктивный уровень: в. 1-2. Конструктивный уровень: в. 3. Творческий уровень: практикум, в. 2


            29

            Развитие спорта.

            1

            Комбинированный урок

            Определение спорта. Спорт в различные исторические эпохи. Олимпийские игры. Спорт

            в ХХ в: профессиональный и любительский спорт. Молодежь и спорт. Современные молодежные виды спорта. Пассивный образ жизни и его отрицательные последствия

            знать различные виды и основные характеристики досуга


            § 24-25, подготовка к тесту. Репродуктивный уровень: в. 1, 2, 4 (§ 24). Творческий уровень: сообщение о выдающихся спортсменах нашей страны.


            30

            Повторительно-обобщающий урок по теме «Образ жизни подростка»

            1

            Знать материал раздела «Образ жизни подростка», основные понятия и термины



            31-32

            Город и село

            2

            Комбинированный урок

            Город и село - две основные среды обитания человека.

            Отличительные черты городской среды. Роль городов в развитии общества, особенности сельской среды.

            Труд и отдых в городе и в селе

            Знать понятия: город, село, знать отличительные черты городской среды;

            уметь характеризовать роль городов в развитии общества, особенности сельской среды


            § 26-27. Репродуктивный уровень: в. 1, 5. Творческий уровень: сообщение на тему «Их именами названы улицы»


            33

            Мой дом,
            мое жилище

            1

            Комбинированный урок

            Понятие «социальное пространство». Общественная территория, поведение на общественной территории. Домашняя территория, поведение дома. Личное пространство, социальное пространство подростков. Сосуществование людей. Перенаселение и его последствия. Понятие «дом». Дом в жизни человека. Эволюция жилища. Дом в первобытном обществе. Дом в античности. Дом в Средневековье. Современное жилище и его характерные черты. Плюсы и минусы городского жилья

            Знать понятия: социальное пространство, общественная территория, домашняя территория, личное пространство, социальное пространство подростков, сосуществование людей, перенаселение;

            знать понятие дома, этапы его эволюции, что такое современное жилище;

            уметь сопоставлять плюсы и минусы городского жилья


            Для всех учащихся: § 28-29, подготовка к итоговой контрольной работе. Репродуктивный уровень: в. 1, 5, 6, 7. Конструктивный уровень: схема «К какой территории относятся…» (по в. 2). Творческий уровень: составить маршрут «Мои любимые места в районе»


            34

            Итоговое повторение

            1

            Знать материал пройденных тем







            VI. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и творческих работ.


            п/п

            Название раздела

            Творческие, практические, лабораторные, контрольные и другие виды работ

            1

            Раздел 1. «Личность подростка»

            Контрольный урок по теме « Личность подростка».

            2

            Раздел 2. Подросток в социальной среде.

            Контрольный урок по теме «Подросток в социальной среде».

            3

            Раздел 3. Подросток и закон.

            Контрольный урок «Подросток и закон»

            4

            Раздел 4. Образ жизни подростка.

            Контрольный урок «Образ жизни подростка»

            5

            Раздел 5. Подросток и его жилая среда.

            Контрольный урок «Подросток и его жилая среда»

            6

            Итоговый урок

            Итоговое тестирование по курсу «Обществознание»



















            VII. Требования к уровню подготовки обучающихся.

            В результате изучения обществознания обучающийся должен:

            Знать/ понимать

            • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

            • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

            • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

            • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

            Уметь

            • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально- деятельное существо; основные социальные роли;

            • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

            • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

            • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

            • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

            • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

            • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

            • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

            Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

            • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

            • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

            • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

            • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

            • первичного анализа и использования социальной информации;

            • сознательного неприятия антиобщественного поведения.













            п/п

            Название раздела

            Кол-во часов

            Изучаемые вопросы

            Требования к уровню подготовки учащихся

            1

            Введение

            Раздел 1. «Личность подростка»

            1 час

            10 часов

            Личность подростка, его физическое, психологическое и гражданское становление.

            Переходный возраст.

            Понятие «тинэйджер», «подросток». Система ценностей подростка.

            Самоутверждение. Особенности подросткового периода. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи. Другие возрасты человека: юность, зрелость, старость.

            Задачи и трудности подросткового возраста.

            Быть взрослым.

            Психологический портрет личности.

            Самооценка подростка.

            Выдающаяся личность. Как стать лидером.

            1. Определять границы подросткового возраста

            2. Давать общую характеристику подросткового возраста

            3. Перечислять задачи, необходимые для решения в подростковом возрасте

            4. Сравнивать различные уровни проявления способностей

            5. Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности

            6. Характеризовать общение

            7. Объяснять смысл понятий: подростковый возраст, тинэйджер, альтруизм, самооценка, темперамент, характер, способности, эмоции, индивид, личность, индивидуальность, аффект, гениальность, лидер.

            2

            Раздел 2. Подросток в социальной среде.

            7 часов

            Социальная среда подростка. Бедные и богатые семьи: особенности и проблемы. Влияние семьи на подростка. Влияние школьной среды. Влияние улицы.

            Юношеский пессимизм.

            Подросток в группе.

            Конформизм. Соотношение самооценки и влияния группы.

            Межличностные отношения.

            «Мы» и «они».

            Понятие «я». Понятие «мы». Понятие «они». Знакомство. «Свои» И «чужие». «Ненормальное» или анормальное поведение. Различие между «своими» И «чужими».

            Мир знакомых и незнакомых людей.

            «Я» и «другие». Понятия «чужие», «чужаки». «Свои», их защита. Социальный портрет молодежи.

            1. Объяснять смысл понятий социальная среда подростка, оптимизм, пессимизм, максимализм, конформизм, группа, конфликт, межличностные отношения, свои, чужие, другие, выбор, свобода, ценностные ориентиры, гражданская позиция, гражданин, гражданство, дееспособность, правоспособность, преступление, уголовная ответственность, кража, грабеж,

            2. Называть основные нормы морали.

            3. Приводить примеры морального выбора

            4. Характеризовать подростка как гражданина

            5. Приводить примеры уголовной ответственности несовершеннолетних

            3

            Раздел 3. Подросток и закон.

            6 часов

            Юридические границы подросткового возраста.

            Понятие «юридических отношений». Малолетние, их права и обязанности. Получение паспорта. Несовершеннолетние, их права и обязанности. Защита прав ребенка.

            «Конвенция ООН О правах ребенка».

            Подросток как гражданин.

            История развития гражданских прав. Основные конституционные права, их характеристика. Основные конституционные обязанности.

            Опасный путь преступной жизни.

            Подросток в обществе риска.

            Современное общество как источник опасности. Источники риска.

            1. Объяснять смысл понятий: юридические отношения, право, малолетние, несовершеннолетние и т.д.

            2. Приводить примеры прав подростка.

            4

            Раздел 4. Образ жизни подростка.

            7 часов

            Подростковая культура, ее особенности.

            Место подростковой культуры в обществе.

            Образ жизни.

            Досуг и отдых.

            Развитие спорта.

            Определение спорта. Спорт в различные исторические времена. Олимпийские игры (история).

            Речевое поведение.

            1. Объяснять смысл понятий: культура, образ жизни, досуг, отдых. Свободное время, речевое поведение.

            2. Оценивать виды межличностных отношений

            5

            Раздел 5. Подросток и его жилая среда.

            2 часа

            Возникновение городов.

            Город и урбанизация

            Город и село - две основные среды обитания человека. Отличительные черты городской среды. Роль городов в развитии общества. Особенности сельской среды. Труд и отдых в городе и в селе.

            Город: отчуждение людей и влияние быстрых перемен.

            1. Объяснять смысл понятий: Город. Пригородная зона. Город-спутник. Урбанизация. Качество жизни, городская жизнь, городская среда. Село. Сельская жизнь. Отчуждение людей.

            2. Называть плюсы и минусы городской жизни

            3. Сравнивать город и село




            VIII. Материально-техническое и информационное обеспечение учебного процесса.


            Литература для учителя:

            1. И. С. Хромова - рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой, 7 класс, Москва, «Русское слово», 2015 год.

            2. И. С. Хромова - тесты по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой, 7 класс, Москва, «Русское слово», 2012 г.

            3. Е. Б. Биянова - поурочные разработки по обществознанию, 7 класс, Москва, «ВАКО», 2014 год.

            4. Н. С. Кочетков - обществознание, поурочные планы, 7 класс, Волгоград, издательство «Учитель», 2010 год.

            5. Е.Н.Сорокина - поурочные планы по обществознанию 7 класс: методическое пособие, Москва, «Глобус», 2013 год.

            Литература для учащихся:

            1. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ А.И. Кравченко, Е.А Певцова /М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010.

            2. Большая энциклопедия школьника./OXFORD/Изд-во РОСМЕН-ПРЕСС, 2006.

            3. Глобализация и Россия: проблемы демократического развития. М,: ООО ТИД «Русское слово», 2005

            4. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. / Е.В.Пчёлов М.: Русское слово, 2004

            5. Загладин Н.В., Путилин Б.П., Международный терроризм: истоки, проблемы, противодействие. М,: Русское слово, 2006

            6. Семейный кодекс РФ. - М,: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 64с.

            7. Трудовой кодекс РФ. - М,: «Мартин», 2005. - 192с.

            8. Уголовный кодекс РФ. Официальный текст, действующая редакция. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 192с.

            Интернет-ресурсы:

            1. ppt3dn/ru

            2. www/poverpoint-ppt.ru

            3. prezentacia.ucor/lofd/obshh

            4. pptx.ru/obshhestvoznanie/page/7

            Оборудование и приборы:

            1.Мультимедийный проектор

            2.Интерактивная доска

            3.Экран проекционный

            4. Телевизор плазменный с функцией подключения к компьютеру

            СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.

            п/п

            Наименование раздела, темы, урока.

            Кол-во

            час.

            Цель контроля

            Виды и формы контроля

            7

            Раздел 1. «Личность подростка»

            1

            Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Личность подростка». Продолжить работу по развитию умения делать правильный выбор, анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать.

            Тематический

            Тестирование

            14

            Раздел 2. Подросток в социальной среде.

            1

            Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Подросток в социальной среде». Продолжить работу по развитию умения делать правильный выбор, анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать.

            Тематический

            Тестирование

            18

            Раздел 3. Подросток и закон.

            1

            Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Подросток и закон»; Продолжить работу по развитию умения делать правильный выбор, анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать.

            Тематический

            Тестирование

            24

            Раздел 4. Образ жизни подростка.

            1

            обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Образ жизни подростка»; продолжить работу по развитию умения делать правильный выбор, анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать.

            Тематический

            Тестирование

            28

            Раздел 5. Подросток и его жилая среда.

            1

            Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Подросток и его жилая среда»; Продолжить работу по развитию умения делать правильный выбор, анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать.

            Тематический

            Тестирование

            34

            Итоговый урок

            1

            Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по курсу «Обществознание» за 7 класс; продолжить работу по развитию умения делать правильный выбор, анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать.

            Итоговый

            Тестирование


            Контрольная работа № 1 по теме: «Личность подростка»


            1. В психологии и педагогике принято под подростковым возрастом понимать возраст

            1. от 10 до 15 лет

            2. от 12 до 16 лет

            3. от 14 до 18 лет

            4. от 10 до 18 лет


            1. Противоположное слово к слову «эгоизм»

            1. самолюбование

            2. альтруизм

            3. атеизм

            4. дружелюбие


            1. Выбери из списка характерные черты подростка. Выпиши цифры в порядке возрастания.

            1. стремление поскорее занять своё место в сообществе взрослых

            2. внимание легко переключается с одного объекта на другой

            3. экономическая независимость

            4. полная дееспособность

            5. противоречивость в поступках

            4. Самооценка - это

            1) оценка человеком самого себя

            2) оценка поступков окружающих со своей точки зрения

            3) устойчивое ощущение своей ущербности

            4) внешняя привлекательность

            5 . Комплекс неполноценности - это

            1) оценка человеком самого себя

            2) оценка поступков окружающих со своей точки зрения

            3) устойчивое ощущение своей ущербности

            4) внешняя привлекательность

            6. Движение, развитие, внутренняя энергия - это

            1) альтруизм

            2) эгоизм

            3) динамизм

            4) акселерация

            7. Расположи в правильной последовательности и запиши ответ цифрами:

            1) младенчество

            2) юность

            3) старость

            4) зрелость

            5) отрочество

            8. Убери «лишнее» слово

            1) мужчина

            2) старик

            3) тинейджер

            4) взрослый

            9. К какому типу ты относишь свой темперамент? Почему? Напиши основные черты этого темперамента.

            10. Что такое характер? Перечисли положительные и отрицательные черты характера.

            11. Кого называют лидером? Какие качества должны быть у лидера?

            Контрольная работа № 2 по теме «Подросток в социальной сред». Вариант 1

            1.Средства массовой информации являются:

            а) ближайшей социальной средой подростка;

            б) дальней социальной средой подростка;

            в) не входят в социальную среду подростка.

            2.Известные мыслители древности Сократ и Гесиод:

            а) видели в молодежи опору и надежду общества;

            б) считали молодежь наиболее послушной частью обще­ства;

            в) критиковали молодежь за плохое воспитание

            3. Баскетбольный кружок является:

            а) малой социальной группой;

            б), большой социальной группой;

            в) политической группой.

            4. Понятие «конформизм» означает:

            а) отстаивание своей собственной точки зрения;

            б) изменение своего мнения или поведения под влияни­ем другого человека или группы;

            в) противопоставление своего мнения или поведения группе.

            5.Обязательным условием существования любой малой группы является:

            а) принадлежность к одному поколению;

            б) одинаковый тип темперамента;

            в)взаимопонимание.

            6. Какое понятие исторически появилось раньше дру­гих?

            а) «Они»; б) «я»; в) «мы».

            7. Примером толерантного поведения является:

            а) конфликт на национальной почве;

            б) переход из одной религии в другую;

            в) совместная мирная поездка на футбольный матч фа­натов разных клубов

            8. Доверительные личные отношения складываются между:

            а) незнакомыми людьми;

            б) малознакомыми людьми;

            в) близкими знакомыми.

            9. Полной дееспособностью не обладают представители:

            а) младшей группы молодежи;

            б) средней группы молодежи;

            в) старшей группы молодежи

            10. Изменения, происходящие в современном российском обществе:

            а) не влияют на взгляды молодежи и ее характерные черты;

            б)влияют на взгляды и характерные черты молодежи;

            в) cспособствуют росту инфантилизма среди молодежи.

            Контрольная работа № 2 по теме «Подросток в социальной сред». Вариант 2.

            1.Определите пример косвенного влияния на подростка:

            а) родители из-за плохих оценок не отпустили подрост­ка на дачу с друзьями;

            б) другу подростка за хорошее окончание учебного года купили новый компьютер;

            в) после победы подростка в велогонке друзья стали от­ носиться к нему более уважительно.

            2.Количество социальных групп на Земле:

            а) меньше численности живущих людей;

            б) превышает численность живущих людей;

            в) совпадает с численностью населения Земли.

            3.В составе социальной группы у человека:
            а) формируются определенные ценности;

            б) вырабатываются правила и нормы поведения;

            в) формируется речь; г) верно все перечисленное.

            4.Межличностные отношения характерны для:

            а) большой социальной группы; б) малой социальной группы; в) национальной группы.

            5. Определите, в каких ситуациях можно говорить о межличностных отношениях:

            а) одноклассники отмечают день рождения товарища по классу;

            б) зрители на стадионе болеют за футбольную команду;

            в) люди в метро ждут прибытия поезда.

            6. Какое понятие исторически появилось позднее дру­гих?

            а)«Они»; б) «я»; в) «мы».

            7. Толерантность предполагает:

            а) терпимость к чужому образу жизни, поведению, мне­ниям, вере;

            б) навязывание своего образа жизни и идей;

            в) нетерпимость к чужому образу жизни, поведению, ве­ре;

            г) подчинение чужому образу жизни.

            8. Исключительно деловые или формальные отношения характеризуют (определите неверную категорию): а) близких знакомых;

            б) малознакомых; в) незнакомых.

            9. Молодежный возраст имеет границы:

            а) с 10 до 19 лет; б) с 7 до 25 лет; в) с 14 до 30 лет.

            10. Определите инфантильное поведение:

            а) молодой человек подрабатывает на почте в свободное от учебы время;

            б) молодой человек отказывается от выбора профессии, предоставив принять решение родителям;

            в) юноша берет на себя заботу о больной матери;

            г) молодой человек занимается предпринимательской деятельностью;

            д) девушка после окончания школы не желает ни рабо­тать, ни учиться.

            Контрольная работа № 3 по теме « Подросток и закон»

            1. Под большой социальной группой понимают:
            А) группы людей одного возраста
            Б) группы людей одного пола
            В) группы людей одной национальности
            Г) всё вышеперечисленное

            2. Возрастными границами молодёжи принято считать интервал:
            А) 15-25 лет
            Б) 16-30 лет
            В) 14-30 лет
            Г) 18-30 лет

            3. Перечислите четыре проблемы молодёжи в современном обществе.

            4. А) Малолетними называют детей от ____ до _____ лет
            Б) Несовершеннолетние - это лица в возрасте от ____ до ____ лет

            5. Способность приобретать и реализовывать права и обязанности - это:
            А) правоспособность Б) дееспособность В) законность Г) деликтоспособность

            6. Уголовная ответственность в РФ наступает:
            А) с 16 лет Б) с 18 лет В) с 15 лет Г) с 13 лет

            7. Система обязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены государством, охраняются им, это:
            А) указ Б) постановление В) право Г) закон

            8. Принадлежность лица к данному государству называется:
            А) подданством Б) почётом В) национальностью Г) гражданством

            9. Соотнесите понятия и определения:
            А) Собрание 1) Публичное шествие людей с плакатами,
            транспарантами.
            Б) Митинг 2) Это совместное присутствие группы граждан в определенном месте для обсуждения или решения определенной проблемы.
            В) Демонстрация 3)массовое собрание граждан, форма публичного выражения требований по конкретному вопросу.

            10. Соотнесите права с их конкретным содержанием:
            А) гражданские (личные) права 1) право избирать и быть избранными;
            2) право на участие в управлении делами государства;
            Б) политические права 3) право на неприкосновенность жилища;
            4) право на свободу передвижения и выбор места
            жительст¬ва
            5) право на свободу и личную неприкосновенность;
            6) право на объединение для защиты своих интересов


            11. Соотнесите права и ответственность детей с их возрастом:
            А) 14 лет 1) обращаться в суд
            Б) 16 лет 2) заниматься предпринимательской деятельностью
            3) получить паспорт 4) административная ответственность
            5) участвовать в общественных организациях

            Контрольная работа № 4 по теме «Подросток и закон» 1 вариант

            1. Источники риска в жизни современных подростков:

            а) городские дороги б) шум в) спорт

            2. Верны ли суждения?

            А. Одиночество - это иногда встречающееся острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские отношения

            Б. Одиночество может способствовать развитию тяжелого расстройства личности.

            а) верно только А б) верно только Б в) верно и А и Б г) оба суждения неверны

            3. К формальным подростковым обществам относят:

            а) подростков, живущих на одной улице и общающихся вместе

            б) группу учащихся одного класса

            в) группу учащихся одной школы

            4. «На работу житель этого района ездит на метро. Живет он в многоэтажном доме. В квартире есть холодильник и телевизор, изношенные, но работающие. Есть своя старая машина. В пище нет недостатка». Об образе жизни какой группы американцев идет речь в данном отрывке?

            5. Даны определения понятий. Вам надо написать сами понятия.

            а) Это учреждения, где собираются и хранятся фонды печатной продукции, производится ее специальная обработка и организация доступа к ней читателей.

            б) Часть внерабочего времени, которое включает время на домашний труд и самообслуживание, сон и еду, воспитание детей, отдых.

            6. Составьте два предложения, используя понятие «подростковая культура».

            Контрольная работа № 4 по теме «Подросток и закон» 2 вариант

            1. Источники риска в жизни современных подростков:

            а) шум б) влияние телевидения в) школа 2. Верны ли суждения?

            А. Одиночество впервые появляется в юности.

            Б. Одиночество - сложное явление, по одинаковому воспринимаемое разными людьми.

            а) верно только А б) верно только Б в) верно и А и Б г) оба суждения неверны

            3. Неформальная группа подростков:

            а) подростки, живущие на одной улице и общающиеся между собой

            б) группу учащихся одного класса в) группу учащихся одной школы

            4. «Они предпочитают питаться в ресторанах. Недоеденные блюда, как правило, забирают собой.. Живут они в пригороде, в двухэтажном доме, на верхнем этаже которого 3-4 спальни, на нижнем - гостиная, столовая и кухня. В доме гараж на две машины». Об образе жизни какой группы американцев идет речь в данном отрывке?

            5. Даны определения понятий. Вам надо написать сами понятия

            а) Это та часть свободного времени, которым человек располагает по своему усмотрению

            б) Это научные, исследовательские и просветительские учреждения, которые создают, хранят, изучают памятники материальной и духовной культуры

            6. Составьте два предложения, используя понятие «молодежная культура». Итоговая контрольная работа № 5 за курс обществознания, 7 класс.

            Общее число заданий в работе - 20. Работа состоит из 2-х частей.

            Часть 1 (А) содержит 14 заданий с выбором ответа (один верный ответ из предложенных). С их помощью проверяются базовые знания понятий и терминов, умения описывать и сравнивать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. Оценка каждого задания этой группы - 1 балл.

            Часть 2 (В) состоит из 6 заданий с открытым кратким ответом: слово, название документа. Эти задания позволяют проверить умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты, решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

            Все задания этой группы оцениваются в соответствии с уровнем сложности: 2 задания - по 1 баллу каждое, 3 задания - по 2 балла.

            Часть 1 (А) №1. Совесть - это:

            • способность делать выбор в пользу решения одобряемого моралью

            • ценности и идеалы, усвоенные индивидом

            • "Внутренний голос", подсказывающий человеку решение проблем

            • совокупность общечеловеческих ценностей

            2. "Золотое правило морали" провозглашает принцип:

            • разумного эгоизма

            • живи сам - давай жить другим

            • поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой

            • поступай по отношению к другому так, как он поступает с тобой

            3. Личность - это

            • неповторимое сочетание психологических особенностей человека, наиболее значимых социальных качеств

            • индивидуальные черты человека

            • цвет нации

            • набор способностей

            4. Ребенком в РФ считается человек в возрасте:

            • до 16 лет

            • до 18 лет

            • до 14 лет

            • до 20 лет

            5. Гражданин РФ обладает основными правами и свободами по достижению:

            • 7 лет

            • 16 лет

            • 18 лет

            • с рождения

            6. При совершении особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает в возрасте:

            • 14 лет

            • 18 лет

            • 16 лет

            • 20 лет

            7. Парламент в России называется:

            • Федеральное Собрание

            • Сейм

            • Государственная Дума

            • Конституционный суд

            8. Основной закон государства - это:

            • Конституция,

            • Уголовный кодекс,

            • Семейный кодекс,

            • Конвенция о правах ребенка

            9. Старшеклассник совершил хулиганский поступок. Он является правонарушением. Найдите три признака, которые подтверждают данный вывод.

            • Это противоправное действие

            • Это виновное действие.

            • Это общественно опасное действие.

            • Это малозначительный проступок

            10. Презумпция невиновности означает, что

            • вина обвиняемого (подсудимого) не доказана в судебном порядке;

            • преступником не рождаются, а становятся;

            • преступление совершено нечаянно;

            • преступление совершено по небрежности.

            11. "Организатор, сообщник, пособник, исполнитель - это участники преступления".

            1) группового;

            2) рецидивного;

            3) случайного;

            4) самостоятельного.

            12. Садизм - это:

            • стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями;

            • помощь бедным;

            • стремление принести пользу окружающим;

            • причинение боли самому себе.

            13. Вандализм - это:

            • умение приспосабливаться;

            • это моральное поведение;

            • бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей;

            • вид танца у древних племен вандалов.

            14. Выпишите явления, относящиеся к духовной сфере деятельности:

            • монархия

            • физика

            • семья

            • библиотека

            • церковь

            • поликлиника

            Часть 2 (В)

            В 1. По действующим лицам определите название процесса:

            Адвокат, прокурор, присяжные заседатели, секретарь, свидетели, зрители, охрана

            В 2. В квартиру, где находились супруги и их сын, ворвались три бандита. Они требовали денег, угрожая зарезать женщину и ребенка. Муж схватил охотничье ружье и одним выстрелом убил одного бандита. Двое других убежали. Совершил ли муж преступление?

            • нет - это не преступление;

            • совершил, но в состоянии необходимой обороны;

            • не совершил, так как это была необходимая оборона;

            В 3. Расставьте в логичной последовательности название одного и того же человека, совершившего преступление.

            • преступник;

            • подследственный;

            • обвиняемый;

            • задержанный;

            • подсудимый;

            • подозреваемый.

            В 4. Какие качества человека могут: 1-удержать его от употребления наркотиков 2 - какие приблизить:

            а) малодушие,

            б) зависть,

            в) мужество,

            г) любопытство,

            д) жизнерадостность,

            е) стыдливость,

            ж) трусость,

            з) ум.

            В 5. В Санкт-Петербурге было совершено одно из самых аморальных преступлений на Земле - был украден из музея блокадный кусочек хлеба. Возмущению ленинградцев не было предела. Какой вид преступления был совершен?

            • кража;

            • вандализм;

            • грабеж;

            • мошенничество.

            В 6. Сопоставьте понятия и их словесную расшифровку:

            общество,

            А) биологический вид

            индивид,

            Б) отдельно взятый человек человек.

            В) материальная часть мира, отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней, включающая в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия



























            Критерии оценивания учащихся 5 - 9 классов.

            Критерии и нормы устного ответа по обществознанию

            Оценка «5» ставится, если ученик:


            1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

            2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

            3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

            Оценка «4» ставится, если ученик:


            1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

            2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

            3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

            Оценка «3» ставится, если ученик:


            1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

            2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

            3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

            4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

            5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

            6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

            Оценка «2» ставится, если ученик:


            1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

            2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

            3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

            4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

            5. Полностью не усвоил материал.

            При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки

            1.незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений

            2.неумение выделить в ответе главное;

            3.неумение применять знания для решения проблемных задач и объяснения явлений;

            4.неумение делать выводы и обобщения

            5.неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

            Критерии оценки рефератов

            1. Плагиат/не плагиат (0 баллов в случае плагиата)

            2. Использование аппарата, категорий, логики институциональной экономики (демонстрация приобретенных знаний и умения ими пользоваться)
            3. Раскрытие темы

            4. Логика рассуждений, обоснованность выводов

            5. Самостоятельность анализа (наличие своей логики изложения, собственных примеров и т.п.).

            Критерии оценки презентаций

            1. Свободность изложения материала (в том числе: рассказ без листка или зачитывание)
            2. Раскрытие темы в докладе
            3. Логичность изложения
            4. Степень владения материалом (в том числе правильность ответов на вопросы)
            5. Самостоятельность при рассказе (наличие своей логики изложения и примеров, отличных от изложенных в лекциях и семинарах)

            Критерии оценки тестовых заданий.

            Тесты, составлены в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования и действующими программами и учебниками.

            Задания составлены в форме открытых тестов. К каждому вопросу дается четыре варианта ответов, только один из которых - правильный. При составлении тестов учитывались следующие методические условия:

            • тесты корректны по содержанию - тестовые опросы соответствуют стержневым линиям и концепциям государственного стандарта и программы;

            - язык теста лаконичен, однозначен и выразителен;

            - задания в одном тесте разного уровня сложности, что позволяет проверить знания каждого учащегося, и сравнить степень усвоения материала;
            - тестовые задания начинаются с легких и завершаются трудными.

            Критерии оценки.

            Каждый балл (по пятибалльной системе) равен 20%:

            20% - 1 балл,

            20%-40% - 2 балла,

            40%-60 %- 3 балла,

            60%-80% - 4 балла,
            от 80 %- максимальные 5 баллов.


            © 2010-2022