- Преподавателю
- Обществознание
- Урок в 9 классе по теме Человек и его права
Урок в 9 классе по теме Человек и его права
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шестакова М.Ю. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок по теме:
«Человек и его права» 9 класс
2.1. Цель урока: Создание условий для формирования у обучающихся целостной системы знаний о правах человека и гражданина.
Задачи урока: образовательная: раскрыть содержание понятий «право», «права человека»; обобщить знания о правах и обязанностях, правовых нормах;
развивающая: учиться работать в группе, приобретать коммуникативные навыки; оценивать разные жизненные ситуации; учиться анализировать статьи Конституции
воспитательная: повысить уровень правовой культуры, учиться уважать закон, воспитывать самостоятельность и ответственность.
Приемы организации образовательного процесса, используемые на уроке: игра, решение проблемных ситуаций, устное изложение, ответы на вопросы, работа с таблицей, наблюдение.
3.2. Дидактические материалы и средства обучения: Конституция РФ, ватман, маркеры, лист самооценки, компьютер, медиапроектор, экран.
ХОД УРОКА
1. Мотивация
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Начать изучение темы, нужно не вводя пока определения « права человека». Сначала предложить детям поиграть в игру «Как вы думаете?». Для этой игры необходимы игровые карточки, которые помогут ученикам самостоятельно определить природу прав человека. На каждой игровой карточке написаны следующие утверждения:
- нельзя убивать
- нельзя пытать
- нельзя содержать рабов
- с определенного возраста человек может жениться на ком хочет
- люди могут говорить и писать то, что хотят
- ко всем людям нужно относиться одинаково, независимо от пола, возраста, национальности
- люди, находящиеся в тюрьме должны знать, почему их там держат
- людям разрешается критиковать свое правительство
- люди могут разговаривать и встречаться с любимым человеком
- нельзя заставлять человека работать
- люди могут путешествовать и покидать страну, если хотят
- частные письма нельзя читать и подслушивать разговоры
- люди могут иметь или не иметь религиозные убеждения
-человек, обвиняемый в преступлении должен иметь справедливый суд.
Раздавая карточки учащимся, предложить им подумать: СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЧЕЛОВЕКУ ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ:
- НЕЛЬЗЯ СОВЕРШИТЬ НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
- ДОПУСТИМЫ В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ
- ДОПУСТИМЫ ВСЕГДА.
Пока учащиеся думают над утверждением, которое ему досталось, на доске разделить пространство на столбцы: «никогда», «иногда», «всегда» и предложить детям отнести свою карточке к той или иной колонке, мотивируя свое действи .
Когда все дети выскажут свое мнение, обсудить результаты, подведя детей к пониманию того, что обсужденные ситуации обязательны для всех людей, независимо то пола, цвета кожи, возраста и.д.. - то есть, выйти на понятие, что эти высказывания ни что иное, как определенные права людей. Что такое «Право» - кластер на доске (подобрать слова и предложения по данной теме).
Раздача листов самооценки.
Я знаю
Хочу узнать
Узнал
Моя работа в группе (оценивание до 5 баллов)
После этого перейти ко второй части урока.
2. Изучение новой темы
ПУСТЬ НИКОГДА НЕ ПОВТОРИТСЯ..
Начать этот блок с вопроса «когда, вы думаете, появились законы о правах человека?» Выслушав ответы детей, познакомить их с тем, что ДЕКЛАРАЦИЯ прав человека появилась в 1948 году, попросить высказать предположения, почему именно в этом году, и попросить сделать выводы после следующей части урока.
Наша жизнь связана с правом, с действующими законами, юридическими нормами. Что бы человек ни делал, он вступает с другими людьми и даже с государством в определенные отношения, и эти отношения регулируются законами, правом. А что же такое право? Какие права у человека? Какими документами они гарантированы? Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим. Презентация.
3. Групповая работа. Обобщение изученного материала.
3.1 Блиц-разминка. Задания командам:
1 команда «Знатоки права». «Какое право нарушено?» Ответить на вопрос: «Какие права и обязанности нарушил герой стихотворения «Вредные советы» Григория Остера?»
1. Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
2. Если ты в своем кармане
Ни копейки не нашел,
Загляни в карман к соседу, -
Очевидно, деньги там.
3. Бейте палками лягушек.
Это очень интересно.
Отрывайте крылья мухам,
Пусть побегают пешком.
4. Заведи себе тетрадку
И записывай подробно,
Кто кого на переменке
Сколько раз куда послал,
С кем учитель физкультуры
Пил кефир в спортивном зале.
2 команда «Защитники прав человека» . Проблемное задание «Юридическая консультация».
Задание: продолжите описание жизненной ситуации, выбрав вариант развития ситуации:
1) ситуация привела к нарушению прав участников;
Вопрос: Какие права были нарушены? Назовите причины, которые привели к нарушению прав, каковы могут быть последствия?
2) ситуация была разрешена без нарушения прав участников.
Вопрос: Каковы права участников ситуации? Что помогло избежать нарушения прав?
Подготовьте выступление со ссылкой на Конституцию РФ. Ответ аргументируйте.
1. Учитель на уроке отобрал записку, которую учащийся передал однокласснику и ...
2. Дежурный администратор не пустил ученика в школу без сменной обуви и…
3. В ответ на замечание, сделанное на уроке учителем учащийся...
4. Учащийся на уроке играл в игру на мобильном телефоне. Учитель...
3.2. Задание командам: работа с конституцией. На какие группы можно разделить права, составьте таблицу, назовите взаимосвязь прав и обязанностей (привести примеры).
4. Проверка домашних заданий. Данные социологического опроса, презентации.
5. Итог урока.
В 19 веке Ф.М.Достоевский сказал: "Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка" так давайте научимся уважать себя и других. И помните, что с уважением говорят только о тех людях, которые знают законы и живут в соответствии с ними.
5.1. Задание командам: Нарисовать плакат «Имею право» (схематично изобразить основные права человека). В этот момент звучит песня о правах ребёнка.
5.2. Составить синквейн со словами «Право», «права человека». Существительное, 2 прилагательных, 3 глагола, фраза из 4 слов, существительное (вывод).
6. Домашнее задание. Написать эссе на одну из тем:
"Права, которые я имею и хочу сохранить"; "Права, которых у меня нет, но хочу иметь"
"Права, которые я не хотел бы иметь","Если бы я был родителем, то дал бы моим детям право на:";
"Если бы мои права были нарушены, я бы сделал:"
7. Подведение итогов. Рефлексия. Оценка обучающимися собственного участия в работе малой группы.