План-конспект урока обществознания в 7 классе Деньги и их функции

Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обществознания в 7 «б» классе.

Тема. Деньги и их функции.

Цели урока:

- познакомить учащихся с историей денег и их ролью в современном обществе,

- продолжить формирование умений делать выводы, работать с текстом учебника,

- воспитывать у учащихся стремление реализовать свои способности, стремление к получению новых знаний.

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

План урока.

1. Обмен

2. История возникновения денег.

3. Функции денег.

Ход урока


  1. Организационный момент. Стадия вызова.

Всем добрый день.

Ребята! В настоящее время мы изучаем важный раздел нашего курса - экономику.

? дайте одно из многочисленных определений экономики.

Хорошо. Продолжим работу. Предлагаю нескольким ученикам поработать у доски, выполняя задание «Путаница»

Остальным - «мозговой штурм»

1,2,3,4,5 - начинаю я менять.
Гимнастическую палку
Поменяю на скакалку,
А скакалку на машинку,
А машинку на картинку,
А картинку на стекляшку,
А стекляшку на бумажку,
Ну а с нею, так и быть,
Полагается водить.
(Бартер).

  1. О каком экономическом процессе идет речь в считалке? Что такое бартер? Удобен ли такой вид обмена?

Учитель: Бартер обладал недостатками. Не всегда участники сделки были заинтересованы в товарах друг друга. И решение было найдено: можно было сначала обменять на товар - посредник, а потом уже этот товар - на нужную вещь. Этот товар - посредник выступал в роли эквивалента.

Эквивалент - нечто равноценное, равнозначащее, равновесное, равносильное другому, полностью заменяющее его

Ну, а теперь нетрудно угадать тему урока. Ещё одна подсказка: Интеллектуальная разминка "Загадка": - определение темы урока.

Ну что сказать о первом слоге
О нем известно, слава Богу
Что он антоним слову "ночь"
И приведенья гонит прочь.

Второй же слог - спросите маму
Француза, автора романов,
Усатого де Мопассана
По имени все как зовут.

И что за слово вышло тут?
Что получают в день зарплаты?
Что прячут в сундуках пираты?
За что конфеты продают?

Действительно, тема нашего урока «Деньги и их функции»

(Звучит мелодия песни из кинофильма «Сватовство гусара») : Какое отношение к деньгам звучит в песне? Ирония.

В действительности очень бы хотелось, чтобы вы относились к деньгам серьезно. Деньги - это богатство : «Богатства существуют, чтобы их тратить, а траты - чтобы делать добро и этим снискать честь». (Фрэнсис Бэкон ) - эти слова великого мыслителя и будут эпиграфом нашего урока.) (слайд)

2. Стадия активного восприятия нового материала.

Учитель: Проверим задание на доске. Итак, появление денег закономерно, при обмене необходим посредник. В роли эквивалента в разное время и у разных народов выступали разные предметы: кусочки кожи, раковины, скот, рисовые зерна и т.д. Но постепенно роль денег перешла к металлам. Выясним, почему же это произошло? Работаем вместе по слайду. Результатом работы учащихся должна стать заполненная таблица

Предметы, выступающие в роли денег

Компактность

Делимость

Долговечность

Однородность

Приемлемость

Соль

-

-

+

+

-

Каменные колеса

-

+

+

+

-

Рыба

-

-

-

-

-

Золото

-

+

+

+

+

Медные монеты

+

+

+

+

+

В ходе работы учащиеся приходят к выводу, что люди стали использовать металлы в качестве товара-посредника благодаря их долговечности и возможности делить слитки металла на равные части.

История возникновения денег интересна. В нашем школьном музее есть тематическая экскурсия «Из истории денежных знаков ». А у вас в классе есть начинающие экскурсоводы. Давайте послушаем их.

Рассказ учеников об истории денег с опорой на иллюстративный ряд.

Материал для выступления экскурсоводов. (Прилагается)

Дополнительно учитель может привести ряд интересных фактов из истории денег с опорой на иллюстративный материал

  • Жители острова Яп использовали в качестве денег огромные каменные диски диаметром до 4-х метров. (слайд 10)

  • Когда испанские конкистадоры завоевали Мексику, индейцы использовали для платежей какао-бобы и маленькие медные топоры - их мягкий металл не годился для хозяйственных нужд.(слайд 11)

  • Самому раннему свидетельству об использовании раковин каури в качестве денег в Китае около 3500 лет. Раковины каури служили деньгами в 9-18 вв. в Индии, в 17 веке в Таиланде и в 19 веке в Африке. (слайд 12)

1993 год. Изобретены "цифровые деньги" - DigiCash. На основе этой технологии чуть позже были созданы смарт-карты - карточки с компьютерным чипом, на который записывается информация о количестве денег на счете

3. Практическая работа учащихся

Учитель: Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, для некоторых людей монета - объект изучения. Изучает монеты наука нумизматика (от лат. «nomisma» - монета)

Монета может нести важную для исследователя информацию: кто правил страной в той или иной период, какими были официальные символы государства и т. д.

Учитель: Обратите внимание на слайд. Перед вами основные понятия, которые используются при изучении монет. (слайд 16)

Аверс - лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал

Реверс - оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства.

Номинал - нарицательная стоимость монеты

Легенда - надписи на монете

Гурт - боковая поверхность монеты

Практическая работа с использованием монет. Выполнение задания «О чем рассказала монета».

Алгоритм выполнения работы в вашей технологической карте.

Рассмотрите монету, определите, что изображено на аверсе, реверсе монеты.

(аверс - лицевая сторона монеты ,на ней номинал; реверс - оборотная сторона монеты, на ней содержится герб государства).

Вопрос: Что содержится в легенде монеты?

- надпись, содержащая название города, государства, год чеканки, наименование монеты.

Вопрос: Что такое гурт?

- боковая поверхность, ободок, ребро, обрез монеты.

4.Продолжим работу. Рассмотрим важный вопрос нашего урока - функция денег.

(Слайд 2). Все вы ежедневно и не раз держите деньги в руках, берете взаймы или одалживаете их, совершаете покупки. Но, наверняка, никогда не задумываетесь о том, какую функцию выполняют деньги в данный момент времени. Что вы понимаете под словом «функция»? А «функция денег»?

Функция денег - это определенное действие или "работа" денег.

Давайте узнаем, как работают деньги, т.е. какие функции они выполняют.

Идет работа по схеме «Функции денег» с пояснением учителя:

В функции меры стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходится решать, сколько денег нужно иметь, чтобы купить товар

Средство обращения- деньги должны присутствовать реально, их необходимо передать из рук в руки

Средство платежа - деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др.

Средство накопления - хранить деньги можно где угодно: в банке, дома, в виде клада. Выбор за владельцем

Мировые деньги- деньги выступают как всеобщее платежное средство в международных связях, с их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т. п.

3 стадия. Осмысление. Размышление. ( Закрепление)

Каковы функции денег в следующих ситуациях (каждая из них обозначена цифрой в скобках)?

1.Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял за свою куртку .

Азбуку Буратино с неохотой променял на пять гpoшей какому-то мальчишке. (1 меры стоимости)

2.Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление (2 Средство обращения).

3.Оставалось еще целое богатство - четыре гроша. Один грош завалился за подкладку (3 Средство платежа)

4.«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево. Вот когда дерево даст плоды - гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса но и устроить целый театральный фестиваль(4 Средство накопления).

Закрепление.

О каких функциях денег идет речь в сюжетах из известного фильма «12 стульев»?

1 сюжет «Старье берем»(Средство обращения)

2 сюжет «В ресторане» (Мера стоимости)

3 сюжет «Аукцион» (Мера стоимости)

4 сюжет «Взносы» (Средства платежа)

4 стадия. Рефлексия.

Выполним небольшую проверочную работу. Выдаю рабочие листы, на которых предложены 2 группы заданий: на «4» и «5». Сделайте выбор. Оцените себя сами. Надеюсь, что при проверке моя оценка совпадет с вашей.

Домашнее задание. ( На слайде)

Если останется время:

  1. Просмотр мультика «Копилка».

2.Информация «Деньги не пахнут»

- Есть еще одно известное выражение "Деньги не пахнут". Как оно произошло?

Появление фразы " Деньги не пахнут" связано с правлением в 70-е годы н.э. римского императора Веспасиана. Это был видный государственный деятель, бережливый и изобретательный. Он был находчив при введении налогов. Однажды император придумал ввести налог на римские общественные туалеты. Его сын и наследник Тит стал упрекать отца в том, что он уже и до уборных добрался.

Однако в скором времени налог стал приносить серьезную прибыль, так как римляне не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку ходили туда не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.

Император поднес к носу сына монету и спросил, не ощущает ли тот неприятный запах, и когда Тит сказал, что нет, Веспасиан произнес: " Деньги не пахнут".

В наше время это выражение приобрело другой смысл: для получения выгоды все средства хороши.



Список используемой литературы:

1. . Аглинцева Т., Кукушкина Е., Г.М. Сухонос и др./ Прошлое в монетах. Памятные монеты. 1832-1991 гг. под редакцией А.В. Юрова. - М.: Финансы и статистика, 1994 -с. 288

2.Деньги мира. Мир энциклопедии Аванта +. 2006 г

3. Власовой В. Основы предпринимательской деятельности Финансы и статистика, М. 1995.

4. Мамедова О.Ю. Современная экономика. Лекционный курс. - Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2001.

5. И. Ильф Е. Петров. Двенадцать стульев - М.: Высшая школа, 1982.

Отрывки из кинофильма «Двенадцать стульев». Творческое объединение «Экран», 1976. Режиссер Марк Захаров.

Ресурсы Интернет:

1. o-dengah.ru/1

2. numizmat.ru/unique

3. numizmat.ru/mainnum/2007/06/26/mainnum_3810.html

fcior.edu.ru/card/6035/ekonomika-mikroekonomika-vidy-obmena-dengi-i-funkcii-deneg-k.html

5. Подведение итогов













(




7


© 2010-2022