Конспект урока по обществознанию

Тема урока: "Забота и воспитание в семье". Класс 5. Цель: знакомство обучающихся с понятием «воспитание», сравнение систем воспитания в разных странах, а также выяснение значения семейного воспитания и заботы для развития личности ребенка.  Технологии: информационно-коммуникативная, критического мышления, проблемное обучение, здоровьесбережения. К конспекту прилагаются дополнительные материалы к уроку (американское воспитание, по-французски и японское воспитание) и маршрутный лист урока для учащ...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Забота и воспитание в семье.

Предмет: Обществознание

Класс: 5

Цель: знакомство обучающихся с понятием «воспитание», сравнение систем воспитания в разных странах, а также выяснение значения семейного воспитания и заботы для развития личности ребенка.

Планируемые результаты:

предметные: обучающиеся смогут объяснить понятие «воспитание», сравнить разные системы воспитания детей;

регулятивные: обучающиеся научатся планировать общие способы работы, работая в группах; находить и формулировать учебные проблемы

коммуникативные: обучающиеся научатся основам изучающего, усваивающего и поискового чтения, работая с текстом учебника и дополнительным материалом, сравнивая процесс воспитания детей в разных странах; развиваются навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

познавательные: обучающиеся научатся строить рассуждения в форме связи простых суждений об изучаемой проблеме;

личностные: у обучающихся должно быть сформировано уважение к семейным ценностям; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Технологии: информационно-коммуникативная, критического мышления, проблемное обучение, здоровьесбережения.

Этап урока

Функции стадий технологии критического мышления

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Приветствует учеников, проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя.

2. Стадия ВЫЗОВ

мотивационная (пробуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)

коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

- Заполните пропуски в тексте, вставив подходящие по смыслу слова. Термин, определение которого необходимо записать, следует выбрать из слов, записанных ниже.

__________ - направленный процесс _______ одного человека на другого для привития ему определённых ________ ________ и нравственных ценностей.

Образование, социализация, воспитание.

Проверяет выполнения задания. Спрашивает:

- В чем затруднение и почему? Что означают слова социализация и образование,

- Предположите, о чем пойдет речь на уроке.

- Тема урока «Забота и воспитание в семье»

- Какие задачи вы поставите перед собой на этом уроке. Сформулируйте, пожалуйста, задачи, используя глаголы узнать, определить, сравнить, научиться и т.д. (записывает задачи на доске)

выполняют задание


Вспоминают, отвечают.

Не знакомы с термином «воспитание»

- о воспитании

Открывают тетради и записывают тему урока.

записывают задачи в тетради.

- узнать, что такое воспитание?

- определить значение семейной заботы и т.д.

3. Стадия ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

информационная (получение новой информации по теме)

систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)

- Какая ассоциация возникает у вас при слове «воспитание»?

- Как мы можем проверить? Сравните ваши представления об этом понятии с тем определением, которое дают ему обществоведы. Для этого внимательно изучите и прокомментируйте рубрику «Советуем запомнить!» с.160

- Найдите ключевые слова в определении, составьте схему (возврат к определению с пропусками).

- Человек существо социальное. Определяющее значение в его развитии играет общество, в первую очередь семья и родители. В разные времена детей воспитывали неодинаково. Какая система воспитания детей нам известна из истории Древнего мира?

Задание. Сравните воспитание детей у древних спартанцев с тем, как воспитывают современных детей.

- А в наши дни в разных странах детей воспитывают одинаково или по-разному?

- Предлагаю убедиться в этом, отправившись в небольшое путешествие.

Организует работу 3 групп, раздает задание на листах: познакомиться с системой воспитания в Японии, Америке, Франции, выделить сильные и слабые стороны.

Япония

США

Франция

- Сравнивая системы воспитания детей в разных странах, сделайте выводы.

Отвечают на вопросы учителя.

- посмотреть в учебнике

находят главные слова, записывают в тетрадь определение в виде схемы, работают в парах

вспоминают из курса истории систему воспитания спартанцев

делятся на группы, распределяют роли, выполняют задание


делают выводы, сравнивают



применять навыки работы в парах, находить ключевые слова, сжимать информацию и представить её в виде схемы

сравнивать разные системы воспитания

работать с документами, применять навыки работы в группе сравнивать разные системы воспитания

- Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей. И во все времена забота родителей о своих детях - черта, свойственная всем семьям.

- Всякая ли забота о своих детях полезна?

- Как вы относитесь к тем, кто нянчит своих детей до старости и, помогая им материально, отдает им то последнее, что имеет? Можно ли назвать это заботой или подобное поведение родителей имеет иное название?

- Правы те из вас, кто считает, что подобные примеры являются не реальной заботой, а баловством, которое ни к чему хорошему не приведет.

- Работая в группах, обсудите вопрос: что такое настоящая забота в семье?

(проверяет выполнение задания)

- Проверим ваши ответы с помощью учебника. Задание: работая с текстом п.2 § 22, проверьте свои суждения о настоящей заботе (проверяет выполнение задания)

- Таким образом, настоящая забота в семье - это мудрое наставничество взрослых над детьми с целью помочь овладеть навыками самостоятельной жизни, без понуканий и диктата. Но не только в семье заботятся о подрастающем поколении, в школе эти традиции поддерживают учителя.

Сегодня мы говорили о том, как заботятся о вас. А должны ли вы отвечать тем же? И по отношению к кому?


отвечают на вопросы


работают в группах, обсуждают вопрос: что такое настоящая забота?



отвечают на вопрос

отличать настоящую заботу от баловства

применять навыки работы в группе

4. Стадия РЕФЛЕКСИЯ

коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

информационная (приобретение нового знания)

мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

- Итак, ребята, нашли ли вы ответы на поставленные в начале урока задачи?

- Какие задачи остались не решёными?

- Какие умения нам были необходимы на уроке в ходе изучения нового материала?

- Закрепим ваши знания, выполнив практикум 3 на стр.167. (завершите предложение)

- Чтобы хорошо воспитать ребенка, надо ….

- При воспитании нельзя…

- Что вам было сложнее всего на уроке - отвечать на мои вопросы или выполнять практическую часть?

Значит, домашнее задание, § 22 читать, найти пословицы о воспитании. Вопрос 6 стр.166 (если не умею рассуждать, высказывать свою точку зрения, отвечать на вопрос)

или таблица по п.2 § 22 (если сложно сжимать информацию и представлять ее в виде схемы, таблицы)

направление

сущность

возврат к вопросам, записанным в тетради в начале урока



Дополнительный материал к уроку

Воспитание по-французски

Во-первых, жизнь во Франции очень дорогая, и, чтобы обеспечить своего ребенка, мать очень рано после его рождения выходит на работу. Отпуск по уходу за ребенком - шесть недель до и десять недель после рождения малыша - предоставляется женщине, которая хотя бы 2 года до родов отработала на своем предприятии.

Во-вторых, французские мамы опасаются, что за время вынужденного простоя в работе они потеряют квалификацию и потом никуда не смогут устроиться. Помимо этого, большинство французских матерей уверены в том, что ранняя социализация малыша - помещение его в коллектив, обучение общению с другими людьми - пойдет только на пользу, потому что в коллективе ребенок развивается гораздо лучше, там за компанию с друзьями он начинает играть, читать, рисовать; кроме того, он рано понимает, что такое дисциплина, быстрее осваивает необходимые в быту навыки: как обращаться со столовыми приборами, как самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом и т.д.

Французские дети настолько естественно воспринимают то, что их мамы работают, что неработающая женщина вполне может услышать от своего ребенка вопрос: «Мама, ты не работаешь, потому что больна?» Поскольку домашнее воспитание в связи с занятостью родителей не очень актуально, во Франции достаточно развитая система образования, включая домашний этап: ребенок почти с самого рождения с утра до вечера находится в яслях, потом в саду, потом в школе. Естественно, при занятости родителей дети во Франции рано взрослеют. Они самостоятельно ходят в школу, могут по дороге зайти в магазин и на свои карманные деньги купить школьные принадлежности.

Роль бабушек и дедушек во французских семьях невелика, поскольку дети их видят только на каникулах. В Париже можно чаще встретить бабушек в кафе за чашкой кофе, нежели гуляющих с внуками. У них своя, насыщенная событиями жизнь, подчинять её школьному расписанию внуков бабушки не хотят. Любви на уровне самоотречения здесь не понимают. Повзрослевшие мальчики и девочки сами стремятся начать подрабатывать в качестве нянь и репетиторов.



Американское воспитание

Средние американцы, у которых нет в запасе достаточного количества семейных накоплений, наиважнейшим пунктом своей взрослой жизни считают получение хорошей работы. Есть работа - есть деньги, возможность спокойно жить, купить дом в хорошем районе, путешествовать. Молодые люди, получив высшее образование, не спешат вступать в брак. Только к 30 годам, если настойчиво идти к своей цели, можно получить приличную работу, заплатить первый взнос за дом и… подумать о семье и ребенке. Причем совсем необязательно устраивать свадьбу. Гражданские браки очень распространены в Америке, многие пары оформляют свои отношения после рождения нескольких общих детей.

Решившись стать родителями, американцы рожают двоих-троих детей подряд, считая, что одному малышу трудно расти среди взрослых. По их мнению, детей-погодков растить гораздо легче: у них одинаковые интересы, да и все возрастные трудности родителям переживать легче, когда детей несколько. Отличительной чертой американского стиля жизни можно назвать привычку всюду брать с собой детей, даже грудных. Если молодым родителям захотелось отдохнуть, провести вечер с друзьями, а ребенка не с кем оставить, они отправятся на вечеринку вместе с ним. Дети ведут себя вполне естественно: спят, сидят на руках, иногда плачут. Но никого вокруг это не удивляет и тем более не раздражает. Во всех общественных заведениях есть места, где можно переодеть и покормить малыша, а во многих ресторанах его могут даже развлечь, предложить цветные мелки и листы бумаги. Впрочем, оставлять детей дома многие просто не имеют возможности. Привыкшие с 17 лет жить отдельно от родителей, американцы не могут рассчитывать на постоянную помощь бабушек и дедушек. Да это и не принято. А платить няне 5 долларов в час при том, что средний заработок американцев составляет 8-12 долларов в час, довольно трудно. Другой причиной, по которой американцы предпочитают не расставаться с детьми в свободное время, является безопасность. Киднепинг (похищение людей) - очень распространенное в США явление. В некоторых штатах действует закон, запрещающий оставлять ребенка до 12 лет одного на улице и даже дома.



Японское воспитание

Европейцы часто удивляются, как японцы балуют детей и практически не делают им замечаний. Японцы никогда не бьют и даже не ругают своих детей. До 5 лет ребенку позволено делать все, что ему захочется. В Японии не принято критиковать чужих детей. Своим же обычно не делают замечания на людях, но если все-таки делают, то негромко и не меняя спокойного выражения лица. Детей, считают японцы, надо учить двум незыблемым правилам. Первое: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Второе: «Кто на родителей косится, тот в камбалу превратится» (старинная японская пословица). До средней школы рамки опеки, с точки зрения не японца, всё равно широки. В начальной школе не существует видимой грани в связке «учитель-ученик». В обеденное время еду приносят в класс, и учитель всегда обедает вместе с учениками. Общение родителя и учителя происходит посредством специального дневника в форме вопросов-ответов, рекомендаций и т.д. Родительских собраний как таковых не проводят. Учитель назначает определенный день, в который каждому родителю по классному списку отведено по 15 минут для обсуждения текущих моментов. Большое место в жизни школы отведено родительским комитетам. В начале учебного года, который начинается 1 апреля, родителям выдают большой пакет с распечаткой плана школьных мероприятий на год с разбивкой по дням: даты медицинских обследований, спортивных праздников, дополнительных занятий, кружков, а также меню на каждый месяц.

В течение первого месяца обучения первоклашек опекают дополнительно: работники школы выделяют несколько человек, которые помогают малышам осваивать дорогу домой. Для этого класс делят на группы, состоящие из рядом живущих детишек, которые гуськом возвращаются из школы. У каждого на груди висит бирка с именем, на голову надета ярко-желтая шапочка с резинкой (чтобы не сдул ветер), а на ранец прикрепляется ярко-желтая наклейка, чтобы ребенка издалека смог увидеть любой автомобилист. До средней школы ранцы у детей должны быть одинаковыми: черные - у мальчиков, красные - у девочек.

В средней школе отношение к детям становится гораздо более жестким как со стороны учителей, так и со стороны родителей. За образец взят немецкий вариант железной регламентации в униформе, косметике, поведении (например, каждое утро начинается с линейки). С этого момента родители уже стараются определить вуз для ребенка. Поэтому в средней школе ребенок вступает в острую конкурентную борьбу со своими сверстниками. Из-за этого часто среди них отсутствует контакт. Подростки тяжело переживают такой переход из «счастливого детства во взрослую жизнь». Дети оказываются зажаты в определенные рамки, испытывают стресс и естественное желание вырваться за их пределы.



Маршрутный лист урока

Тема _______________________________________________

Задачи:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________ - направленный процесс ………….. одного человека на другого для привития ему определённых …………………….. …………………… и нравственных ценностей.

Образование, социализация, воспитание

Схема из ключевых слов определения «воспитание»

ВОСПИТАНИЕ









Системы воспитания в разных странах

(ключевые слова)

Япония

США

Франция






































Что такое настоящая забота в семье?

(схема)













Домашнее задание

§ 22 читать

вопрос 6 стр.166 (если не умею рассуждать, высказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы)

или

заполнить таблицу в тетради по тексту п.2 § 22 (если сложно преобразовывать текст в виде схемы, таблицы)

«Семейная забота о детях»

направление

сущность










© 2010-2022