Урок «Знание и познание»

Урок для 10 класса по обществознанию Тип урока: сообщение нового материала (лекция) цели: 1. Развитие навыков самостоятельной отборки информации2. Работа с печатными материаламиИзучение и первичное закрепление новых знаний. Охарактеризовать проблему познаваемости мира, особенности научного познания; знания и процесс познания. Создать условия для формирования у учащихся собственных взглядов на познаваемость мира. Развивать навыки анализа учебного текста, объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их решения. Создать условия для формирования у учащихся со... План: 1. Познаваем ли мир? 2. Познание чувственное и рациональное 3. Истина и ее критерии 4. Особенности научного познания
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обществознание

Тема: Знание и познание

10 класс

Тип урока: сообщение нового материала

План:

1. Познаваем ли мир?

2. Познание чувственное и рациональное

3. Истина и ее критерии

4. Особенности научного познания

1. Познаваем ли мир?

Знание - это результат познания.

Познание - это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.

Познаваем ли мир? Этим вопросом люди задавались еще в глубокой древности.

1. Пессимисты отрицают познаваемость мира

2. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем

3.Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания

Эти направления в философии зародились еще в глубокй древности:


1. Писсимисты

- Агностицизм - философское учение, отрицающее возможность познания (Разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. Сущность же самих вещей, сокрытую за их внешними проявлениями, человек постичь не способен.)

- Конвенционализм - философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными, и эти знания не способны достоверно отражать сущность исследуемых предметов.

2. Оптимисты

Гносеологизм - философское учение, не отвергая сложности познания, утверждает, что познание мира возможно.

2. Познание чувственное и рациональное


Формы

Свойства

чувственное познание

ощущения

отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов

восприятие

целостное отражение предметов в многообразии их свойств

представление

отражение не конкретного предмета, а некий «усредненный» образ объекта (Для представления характерна память, ее «оживление». Нередко в представлении действует и воображение)

рациональное (логическое) познание

понятие

мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей (например, понятие "человек" не ограничивается образом какого-то конкретного человека)

суждения

мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания

умозаключения

рассуждение, формирующееся на базе понятий и суждений, в ходе которого логически выводится новое суждение (заключение или вывод)

Рациональная познавательная способность (как, впрочем, и чувственная - на уровне представлений) связана с мышлением.

Мышление - речь - язык

Соотношение чувственного и рационального познания:

1. Сенсуализм на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность (Сенсуалисты считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»)

2. Рационалисты признают основой познания и поведения людей

разум, отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.

Вывод: в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. Это единство нисколько не нарушается тем, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное, а в других - рациональное начало.

3. Истина и ее критерии

Истина - это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания.

Относителъная истина - это ограниченное верное знание о чем-либо. (человек не всегда может познать истину в полном объеме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы) и знания его ограничени данным конкретным моментом)

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание

о сложном объекте. (Из относительных истин складывается абсолютная истина)

Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.

Критерии истины:

1. знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т. е. согласовано с имеющейся системой взглядов;

2. признание истинным того, что полезно для человека;

3. практика.

Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью.

Заблуждение - это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

Ложь -это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.

4. Особенности научного познания

Ближе всего к истине стоит научное знание.

Особенности научного познания::

1) научное познание руководствуется принципом объективности. (Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле.)

2) научное знание обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность.

3) науке свойственна особая системность знания. (Знание упорядоченно и выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия);

4) научному знанию свойственна проверяемость.

Ученый одновременно в зависимости от темы исследования может выступать как социолог или как гуманитарий (социальные процессы или психическое состояния какого-либо человека). Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека.

Многообразие человеческого знания:

1. религиозно - мифологическое;

2. народная мудрость;

3. практическое знание;

4. искусство;

5. паранаука;

6. наука.

Задание. В народной драме «Борис Годунов» А.С. Пушкина старый летописец Пимен поучает Григория: «Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь…» можно ли ограничиться данным поучением, если речь идет о познании общества? Свой ответ аргументируйте.

Домашнее задание:

Подготовка к ролевой игре (Тема 8): Класс должен разделиться на группы, каждая из которых будет представлять определенную роль убежденных сторонников своих, ненаучных способов познания мира и истины. Условие лишь одно: вы должны быть убедительны во время представления своего способа представления.

Группа I готовит выступление в защиту мифологических знаний. (Основные тематические циклы мифов и роль мифов).

Группа II готовит выступление в защиту обыденных знаний, народной мудрости и здравого смысла. (Используют описание историка С.М.Соловьева о строительстве Успенского собора Московского Кремля. Учащиеся рассказывают о том, какие практические знания появились у русского народа в ходе сооружения собора. Читают эпизод из рассказа Н.С.Лескова «Левша», где царь в мелескоп рассматривает работу - подковы на ногах механической «аглицкой» блохи и никак не может их увидеть, и отвечают на вопрос: «Как житейский опыт помог мастеру справиться с поставленной задачей: подковать блоху».)

Группа III готовит выступление в защиту художественно-образных знаний. (рассказывают о картине М.И.Хмелько «Переяславская рада 1654 год» и проанализировали стихотворение Р.Рождественского после посещения мим парижского кладбища Сен-Женьев де Буа, где похоронены многие участники белого движения.)

Группа IV готовит выступление в защиту паранаучных знаний. (Приводят примеры паранаучной информации. Характерные черты паранауки. Причина появления. Отличительные черты паранауки)



© 2010-2022