Программа модульного курса «Основы правовых знаний»

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка модульного курса

«Основы правовых знаний»


Модернизация отечественного образования актуализировало вопросы формирования правовой культуры страны и создания современной системы правового обучения, в рамках которой возможно решение целого комплекса общественных проблем. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда. Формирование правовой культуры школьников представляется весьма актуальной, так как современная история России показывает, что активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.

Помимо формирования правовой грамотности, спецкурс «Основы правовых знаний» поможет учащимся в выборе социально-гуманитарного или социально-экономического профиля в старшей школе.

Курс носит практико-ориентированный характер с опорой на социальный опыт ребёнка, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни, на формирование активной гражданской позиции личности. Предусматривается работа с основными законодательными и юридическими документами, с источниками права. Школьники узнают о разных юридических профессиях, таким образом, осуществляется пропедевтическая работа по профессиональной ориентации.

Цели курса:

  • повышение правовой грамотности детей;

  • формирование у них высокого уровня воспитанности и уважения к праву и закону.

Данные цели курса реализуются через использование таких форм обучения, как диспуты, проведение деловых, ролевых, имитационных игр по праву, правовые турниры, викторины, творческие проекты с использованием индивидуальных и групповых способов обучения. Всё это позволяет обеспечить серьёзную мотивацию на дальнейшее обучение и сформировать устойчивый интерес ребёнка к праву. Курс рассчитан на 56 часов( по 2 часа в неделю).

Задачи курса:

  • Знакомство учащихся с ключевыми вопросами теории права и государства.

  • Формирование навыков по практическому применению прав в решении правовых задач.

  • Формирование гражданской идентичности (активной гражданской позиции) как условие укрепления российской государственности.

В качестве примеров на уроке мы разбираем правовые конфликты, в которых оказывались их сверстники, или сами 9-ки нашей школы. Я заметила, что ученики еще плохо осознают, что незнание права может негативно сказаться на судьбе человека.

Использую игровые методы (играли роли адвокатов, судей и т.д.).

Но все таки больше положительных моментов:

  1. На уроке обычно от 9-12 чел. Это позволяет каждому высказать свое мнение в достаточно комфортных условиях (а не 30 чел.)

  2. Работая в таких группах ребята учатся договариваться, согласовывать разные мнения.

  3. У уч-ся развивается чувство ответственности, которое на них возлагается, при решение правовых конфликтов и это активизирует мыслит. деятельность.







Программа модульного курса «Основы правовых знаний» (24 часа)

Тема 1. Что такое право (2 ч.)

Роль права в жизни человека. Из истории права.

Тема 2. Право и человек (3 ч.)

Права человека. Проблемы прав человека в современном мире. Права несовершеннолетних. Всеобщая Декларация прав человека. Декларация прав ребёнка. Конвенция о правах ребёнка.

Тема 3. Право и государство (6 ч.)

Конституция - основной закон, по которому живёт Российское государство и народ. Как принимаются законы, особенности процесса законотворчества. Учимся читать законы и составлять нужные документы.

Тема 4. Человек и государство (5 ч.)

Административная и дисциплинарная ответственность несовершеннолетних. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Назначение наказания. Соблюдать закон и уважать права - дело каждого.

Тема 5. Они стоят на страже закона (8 ч.)

Правосудие в нашей стране. Суд. Адвокат - защитник интересов клиентов. Прокурор и прокуратура. Особенности профессиональной деятельности следователей. Милиция - правоохранительный орган государства. Нотариус. В каких случаях мы обращаемся к нотариусу



Тематическое планирование курса

№ урока

№ урока

по теме

Тема урока

Формы работы

Тема 1 Что такое право.

1

1

Роль права в жизни человека.

Игровая работа в малых группах «О чем поведала сказка»

2

2

Из истории права.

Работа с первоисточниками

Тема 2. Права человека.

3

1

Права человека.

Работа со СМИ

4-5

2-3

Права несовершеннолетних.

Использование документальных видеоматериалов. Ситуационные игры в малых группах

Тема 3 .Право и государство.

6-7

1-2

Конституция - основной закон страны.

Работа с первоисточником. Решение правовых задач

8-9

3-4

Как принимаются законы.

Встречи с депутатами. Экскурсии (Государственная Дума, Городская Дума)

10-11

5-6

Учимся читать и составлять законы.

Практическое занятие.

1 этап - учимся читать (индивидуальная работа);

2 этап - учимся составлять (работа в группе)

Тема 4.Человек и государство.

12-13

1-2

Административная и дисциплинарная ответственность несовершеннолетних.

Разбор и анализ игровых ситуаций. Правовой анализ видеоматериалов

14-15

3-4

Уголовная ответственность несовершеннолетних. Назначение наказания.

Встреча с работником детской комнаты милиции. Анализ видеоматериалов

16

5

Соблюдать закон и уважать права - дело каждого.

Правовой турнир (групповая работа в игровой ситуации)

Тема 5. Они стоят на страже закона.

17-19

1-3

Суд. Адвокат. Прокурор.

Работа с законом. Использование документальных видеоматериалов

20

4

Следователь.

Работа с художественной литературой и видеоматериалом. «Известные сыщики мира».

21

5

Милиция.

Встреча с участковым или экскурсия в ОВД.

22

6

Нотариус.

Практико-ориентированное занятие по

оформлению

нотариального обеспечения правовых актов человека

23-24

7-8

Практическое занятие «Суд идёт».

1 этап - творческое занятие «Как я вижу себя в роли юриста»;

2 этап- «Суд идет»


© 2010-2022