- Преподавателю
- Обществознание
- Программа модульного курса «Основы правовых знаний»
Программа модульного курса «Основы правовых знаний»
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Трубачева Л.П. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка модульного курса
«Основы правовых знаний»
Модернизация отечественного образования актуализировало вопросы формирования правовой культуры страны и создания современной системы правового обучения, в рамках которой возможно решение целого комплекса общественных проблем. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда. Формирование правовой культуры школьников представляется весьма актуальной, так как современная история России показывает, что активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.
Помимо формирования правовой грамотности, спецкурс «Основы правовых знаний» поможет учащимся в выборе социально-гуманитарного или социально-экономического профиля в старшей школе.
Курс носит практико-ориентированный характер с опорой на социальный опыт ребёнка, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни, на формирование активной гражданской позиции личности. Предусматривается работа с основными законодательными и юридическими документами, с источниками права. Школьники узнают о разных юридических профессиях, таким образом, осуществляется пропедевтическая работа по профессиональной ориентации.
Цели курса:
-
повышение правовой грамотности детей;
-
формирование у них высокого уровня воспитанности и уважения к праву и закону.
Данные цели курса реализуются через использование таких форм обучения, как диспуты, проведение деловых, ролевых, имитационных игр по праву, правовые турниры, викторины, творческие проекты с использованием индивидуальных и групповых способов обучения. Всё это позволяет обеспечить серьёзную мотивацию на дальнейшее обучение и сформировать устойчивый интерес ребёнка к праву. Курс рассчитан на 56 часов( по 2 часа в неделю).
Задачи курса:
-
Знакомство учащихся с ключевыми вопросами теории права и государства.
-
Формирование навыков по практическому применению прав в решении правовых задач.
-
Формирование гражданской идентичности (активной гражданской позиции) как условие укрепления российской государственности.
В качестве примеров на уроке мы разбираем правовые конфликты, в которых оказывались их сверстники, или сами 9-ки нашей школы. Я заметила, что ученики еще плохо осознают, что незнание права может негативно сказаться на судьбе человека.
Использую игровые методы (играли роли адвокатов, судей и т.д.).
Но все таки больше положительных моментов:
-
На уроке обычно от 9-12 чел. Это позволяет каждому высказать свое мнение в достаточно комфортных условиях (а не 30 чел.)
-
Работая в таких группах ребята учатся договариваться, согласовывать разные мнения.
-
У уч-ся развивается чувство ответственности, которое на них возлагается, при решение правовых конфликтов и это активизирует мыслит. деятельность.
Программа модульного курса «Основы правовых знаний» (24 часа)
Тема 1. Что такое право (2 ч.)
Роль права в жизни человека. Из истории права.
Тема 2. Право и человек (3 ч.)
Права человека. Проблемы прав человека в современном мире. Права несовершеннолетних. Всеобщая Декларация прав человека. Декларация прав ребёнка. Конвенция о правах ребёнка.
Тема 3. Право и государство (6 ч.)
Конституция - основной закон, по которому живёт Российское государство и народ. Как принимаются законы, особенности процесса законотворчества. Учимся читать законы и составлять нужные документы.
Тема 4. Человек и государство (5 ч.)
Административная и дисциплинарная ответственность несовершеннолетних. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Назначение наказания. Соблюдать закон и уважать права - дело каждого.
Тема 5. Они стоят на страже закона (8 ч.)
Правосудие в нашей стране. Суд. Адвокат - защитник интересов клиентов. Прокурор и прокуратура. Особенности профессиональной деятельности следователей. Милиция - правоохранительный орган государства. Нотариус. В каких случаях мы обращаемся к нотариусу
Тематическое планирование курса
№ урока
№ урока
по теме
Тема урока
Формы работы
Тема 1 Что такое право.
1
1
Роль права в жизни человека.
Игровая работа в малых группах «О чем поведала сказка»
2
2
Из истории права.
Работа с первоисточниками
Тема 2. Права человека.
3
1
Права человека.
Работа со СМИ
4-5
2-3
Права несовершеннолетних.
Использование документальных видеоматериалов. Ситуационные игры в малых группах
Тема 3 .Право и государство.
6-7
1-2
Конституция - основной закон страны.
Работа с первоисточником. Решение правовых задач
8-9
3-4
Как принимаются законы.
Встречи с депутатами. Экскурсии (Государственная Дума, Городская Дума)
10-11
5-6
Учимся читать и составлять законы.
Практическое занятие.
1 этап - учимся читать (индивидуальная работа);
2 этап - учимся составлять (работа в группе)
Тема 4.Человек и государство.
12-13
1-2
Административная и дисциплинарная ответственность несовершеннолетних.
Разбор и анализ игровых ситуаций. Правовой анализ видеоматериалов
14-15
3-4
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Назначение наказания.
Встреча с работником детской комнаты милиции. Анализ видеоматериалов
16
5
Соблюдать закон и уважать права - дело каждого.
Правовой турнир (групповая работа в игровой ситуации)
Тема 5. Они стоят на страже закона.
17-19
1-3
Суд. Адвокат. Прокурор.
Работа с законом. Использование документальных видеоматериалов
20
4
Следователь.
Работа с художественной литературой и видеоматериалом. «Известные сыщики мира».
21
5
Милиция.
Встреча с участковым или экскурсия в ОВД.
22
6
Нотариус.
Практико-ориентированное занятие по
оформлению
нотариального обеспечения правовых актов человека
23-24
7-8
Практическое занятие «Суд идёт».
1 этап - творческое занятие «Как я вижу себя в роли юриста»;
2 этап- «Суд идет»