«Проблемное обучение на уроках истории и обществознания»

Научно-методическая статья «Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся и обществознания». Практика показывает, что интерес к предмету возрастает тогда, когда он практически значим, когда учащиеся  ясно представляют перспективы использования полученных знаний , когда целью обучения становятся полезные навыки и умения, которые в будущем будут ценны. А для достижения результата учащиеся должны обладать способностью видеть проблемы, самостоятельно разрабатывать вариан...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

Лекарь Инна Валерьевна

учитель истории и обществознания, I кв. категория

МОУ «Бендерский теоретический лицей»

0(552) 42652, 0(777)00845

[email protected]

История многим кажется простым предметом: прочитал, рассказал. На первый взгляд это так, если уроки проводить репродуктивным методом. В подобном случае учащиеся часто теряют интерес к предмету, особенно способные учащиеся. В связи с этим технология проблемного обучения - это один из эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся. Понятие «проблема» означает «теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования». Следовательно, главный побуждающий посыл в этой методике - исследование, поиск и разрешение. Сейчас эта технология особенно актуальна.

Проблемные задачи невозможно решить, не изучив теоретический материал, не продумав его, не проанализировав, на них нет готовых ответов в учебнике. Главное в проблемном уроке - научить осмыслить, понять, найти наиболее правильное решение, увлечь поиском и добиться результата.

Практика показывает, что интерес к предмету возрастает тогда, когда он практически значим, когда учащиеся ясно представляют перспективы использования полученных знаний, когда целью обучения становятся полезные навыки и умения, которые в будущем будут ценны. А для достижения результата учащиеся должны обладать, способностью видеть проблемы, самостоятельно разрабатывать варианты их решения, привлекая разносторонние знания, прогнозировать результат, корректировать план своих действий в зависимости от ситуации.

Решение проблемы - это исследование, поиск через сравнение, причинно-следственную связь, через доказательства к умению отстаивать свою точку зрения, через сопоставление фактов - делать выводы, анализировать, от анализа исторических событий к логическому мышлению.

Следовательно, подобная технология способствует формированию у учащихся навыков: умению говорить, слушать, выражать своё мнение и отстаивать его, анализировать.

Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию? Я использую следующие приемы:

1. Можно создать ситуацию выбора, когда учащимся предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, наиболее на их взгляд убедительный.

Например: Результат проводимых в конце 1960-х гг. А.Н.Косыгиным реформ: 1) создание на селе фермерских хозяйств; 2) отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю; 3) восстановление централизованного управления экономикой, отказ от территориальной системы; 4) резкое сокращение военно-промышленного комплекса.

2. Ситуацию неопределенности можно создать, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность и интуицию учащихся.

Например: В истории известен факт, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Как звали отца Владимира Мономаха, и какие это могли быть языки?

3. Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.

Например: Во время правления М.С. Горбачева (1985-1991 гг.) имели место крупнейшие события, которые, похоже, не предвиделись им: он вроде бы не добивался разгона КПСС, а она перестала существовать, он не хотел разрыва со странами Европы, а разрыв произошел, и он уже никак не замышлял стремительное отречение от президентства, а оно стало фактом и т.д. Почему? Что это - какой-то злой рок?

4. Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.

Например: Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола?

5. Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт учащихся противоречит научным данным, предъявленным в условии задачи.

Например: По словам писателя и публициста Р.Медведева, «Брежнев был явно малообразованным человеком…его интеллект можно было назвать посредственным». Если это так, то почему ему удалось удержаться у власти около 18 лет, в то время как, по мнению многих историков, более способные Маленков и Хрущев были лишены своих постов?

6. Можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий.

Например: В условиях феодальной раздробленности конца XIV-начала XV веков творил русский художник Андрей Рублев. На своих иконах и фресках он изображал сюжеты, говорившие о мире и единении между людьми, призывавшие к согласию и взаимной любви. Какая была связь между эпохой и творчеством Андрея Рублева?

Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков:

1. Иван IV - тиран или реформатор?

2. Руководитель народного восстания Степан Разин - разбойник или защитник народа?

3. Петр Великий - чудо или чудовище?

4. "Дней Александровых прекрасное начало". (А. С. Пушкин)

5. Гражданская война 1918 - 1922 гг. - закономерность или трагическая случайность?

6. Можно ли считать время Л. И. Брежнева - временем "застоя"?

7. М. С. Горбачев - великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?

8. Гражданская война 1918 - 1922 гг. - закономерность или трагическая случайность?

На уроках обществознания обсуждаются следующие личностно- значимые проблемы:

  • Отцы и дети: кто прав?

  • Как избежать конфликтов между сверстниками?

  • Зачем человек учится?

  • Сколько денег нужно человеку?

  • Что такое счастье?

  • Имеет ли нация свой характер?

  • Зачем людям памятники и музеи?

  • Я хороший человек?

  • Всегда ли правы взрослые?

  • Имеют ли женщины такие же права, как и мужчины?

  • С чего начинается Родина?

  • Как мы будем жить завтра?

  • В чем смысл труда?

  • Заменит ли ТВ и интернет книги? и т.д.

  • Свобода человека: вседозволенность или ответственность?»

Модель урока-дискуссии по теме «Участники исторического процесса. Роль личности в истории» (Обществознание 10 класс.)

Проблемный вопрос к уроку: Кто является творцом истории?

Класс делится на три группы:

1 группа - поиск информации, доказывающей, что творцом истории является народ.

2 группа - поиск информации, доказывающий, что историю творят социальные группы и общественные объединения.

3 группа - будет утверждать, что историю творят исторические личности.

Источники информации: историческая и художественная литература, интернет, СМИ и т. д.

Результаты поисково - исследовательской работы.

1 группа - Взгляды мыслителей на роль народа в истории существенно различаются: одни считают народ единственным «творцом истории», другие отводят ему роль инструмента в руках исторических личностей.

2 группа - Наиболее распространенными социальными группами, сыгравшими огромную роль в историческом процессе, являются классы, сословия и нации. (примеры)

3 группа - Личность в истории, какая бы она не была: яркая, талантливая или, наоборот, слабая, неспособная, играет огромную роль в событиях. (сравнение образов Кутузова и Наполеона, показанные в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Подведение итогов дискуссии, выводы.

Таким образом, исторический процесс складывается из поступков как отдельных личностей, выполняющих важные общественные функции, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.

Многие великие умы пытаются ответить на вопрос: Кто и что влияет на ход исторического процесса? Ответы на эти вопросы зависят от личности того, кто их задает: если на вопросы пытается ответить историк, то результатом его деятельности станет исторический труд, основанный на конкретных событиях, если - обществовед, то в результате будет аналитическая картина действительности. А если на эти вопросы отвечает писатель, то созданный труд - художественное произведение.

Использовать элементы данной технологии можно на всех формах уроков: от изложения материала до контроля знаний, а также при всех формах организационной деятельности учащихся: коллективной, групповой, индивидуальной.

Результативность: создавая проблемную ситуацию, я направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от меня требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Литература:

1. Лернер И.Л. Проблемное обучение. - М., 1994

2. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу. М., 1999

3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 2007

© 2010-2022