Конспект на тему Политика

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сфера политики и социального управления по демоверсии

5.1 Власть. Роль политики в жизни общества

5.2 Понятие и признаки государства

5.3 Разделение властей

5.4 Формы государства

5.5 Политический режим. Демократия

5.6 Местное самоуправление

5.7 Участие граждан в политической жизни

5.8 Выборы, референдум

5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни

5.10 Гражданское общество и правовое государство

5.1. Власть. Роль политики в жизни общества

Власть - способность, право и возможность распоряжаться кем-либо и чем-либо, оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей.

Виды власти:

По источникам власти: политическая, экономическая, духовно-информационная и др.

По субъектам власти: государственная, партийная, семейная и др.

По функциям органов власти: законодательная, исполнительная, судебная

Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является власть политическая.

Политическая власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенную политику, используя политические партии, организации и государство.

Ядром и орудием этой власти является государственная власть. Она должна быть выше всех других властей и обладать независимостью как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Однако, это не означает ее бесконтрольности. Общество различными способами (с помощью свободных СМИ) контролирует государственную власть, соотнося ее действия с законами.

Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Практическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

Политика (от греческого politike - искусство управления государством) это сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, укрепление и реализацию власти; деятельность, связанная с определением содержания задач и функций государства.

Функции политики - ее назначение и ее роль:

Организационная. Создает для общества организационные основания

Коммуникативная. Обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними

Воспитательная. Влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам

Контролирующая. Воздействует на людей, используя власть

Интегративная. Сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества

5.2. Понятие и признаки государства

Государство - политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

Государство - главный институт политической системы. Основные признаки:территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);

публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);

суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);

принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);

исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;

обязательность членства в государстве;

представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;

наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).

Основные теории происхождения государства: теологическая, классовая, патриархальная, договорная (естественно-правовая), теория насилия.

Функции государства - основные направления деятельности государства:

Внутренние:

Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе).

Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация.

Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры).

Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ).

Внешние:

Обеспечение национальной безопасности.

Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере.

Развитие взаимовыгодного сотрудничества.

Участие в решении глобальных проблем.

Государство - главный политический институт, но не только: оно выполняет экономические функции, устанавливает технические регламенты и стандарты образования и др.

Форма государства - это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование

Форма правления - это способ организации верховной государственной власти.

Виды форм правления:

  • Монархия (отгр. monarchia - единовластие, самодержавие):

абсолютная (Катар, Оман, Саудовская Аравия);

дуалистическая (Иордания, Марокко, Непал);

парламентская (Великобритания, Норвегия, Швеция).

  • Республика (от лат. res-publica - общественное дело, государство):

президентская (Аргентина, Бразилия, США);

полупрезидентская (смешанная) (Австрия, Россия, Франция);

парламентская (Германия, Индия, Италия, Швейцария).

Форма государственно-территориального устройства - это способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией.

унитарное (от фр. unitai-ге - единый);

федеративное (от лат. foedus - союз, договор);

конфедеративное (от лат. confoede-ratio - союз, сообщество).

Политический режим - это совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Виды режимов:

демократический (от гр. demo-kratia - власть народа);

тоталитарный (от новолат. tota-liter - целиком, полностью);

авторитарный (от лат. auctori-tas - власть, влияние).

5.3. Разделение властей

Разделение власти - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах - законодательными собраниями (парламентами).

Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Она обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает (хотя, согласно ст. 104 Конституции, Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы - внесения законопроектов в Государственную Думу). Главная задача исполнительной власти - проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Обычно исполнительная власть принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве.

Судебная власть - самостоятельная и независимая ветвь власти. Ее исключительные полномочия (закрепленные законом права) - защищать право путем осуществления правосудия (рассмотрения гражданских, уголовных, административных и иных дел в судебных заседаниях на основе строгого соблюдения Конституции и законов).

Согласно Конституции РФ в России судебная власть состоит из трех видов судов - конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации);

судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ;

арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Федерации). Российский закон предусматривает участие граждан в осуществлении правосудия в роли присяжных, народных и арбитражных заседателей.

В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Есть страны, где президент возглавляет правительство.

Главная задача разделения властей - исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках - какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства. Внешне, казалось бы, все просто: каждая из властей (или ветвей власти) должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности каждой из ветвей власти. Они внимательно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль, в результате власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы.

5.4 Формы государства

Форма государства как совокупность его внешних признаков показывает, какова организация государственной власти, каким образом, какими органами и какими методами она осуществляется в данном государстве. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

Форма правления - элемент формы устройства государства, который характеризует порядок формирования и функционирования высших органов государственной власти.

Монархия: абсолютная, ограниченная

Республика: парламентская, президентская

В монархиях высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства - монарха, его верховная власть, как правило, не ограничена определённым сроком и передаётся по наследству. В республике высшая власть принадлежит органам, избираемым или формируемым на определённый срок. Основные разновидности современной республики - президентская и парламентская республика, однако распространение получает и смешанная республика

Форма государственного устройства - тот элемент формы устройства государства, который характеризует взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Унитарное государство

Федерация: национальная, территориальная, национально-территориальная.

Унитарное государство - простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований.

Федеративное государство (федерация) - сложное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями, также есть конфедеративное государство - это добровольный союз государств, объединенные для достижения определённой цели (чаще всего в оборонительных и экономических целях).

Государственно-правовой режим - тот элемент формы устройства государства, который характеризует приемы, способы, методы, при помощи которых отправляется государственная власть.

Антидемократический режим - те, которые отправляются в интересах меньшинства с использованием принуждения (авторитарные, тоталитарные режимы)

Демократический режим - в интересах большинства (либеральные, социальные режимы)

5.5. Политический режим. Демократия

Политический режим - это совокупность средств и способов осуществления политической (прежде всего государственной) власти.

Современная политология различает три вида политических режимов:

авторитарный;

тоталитарный;

демократический;

Авторитарный режим более мягкий по сравнению с деспотизмом и тоталитаризмом, но при нём личность не пользуется всеми правами и свободами, хотя они и провозглашаются, власть не подчиняется праву, не формируется и не контролируется народом, выборы проводятся формально, управление чрезмерно централизовано и опирается на аппарат принуждения, включая внесудебные методы расправы. Оппозиция не допускается, хотя могут существовать различные политические силы.

Признаками авторитарного режима является:

  • интересы государства ставятся выше интересов определённой личности;

  • население отстраняется от управления государства;

  • ограничение либо не соблюдение основных прав и свобод человека.

Тоталитаризм является всеохватывающей властью, государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, вождизмом, действует только правящая политическая сила, оппозиция не допускается, насилие носит характер террора. Фашизм представляет собой разновидность тоталитаризма, основанную на националистической или расистской идеологии, возведённой в ранг государственной.

Для демократического режима обязательным является не только конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина, но и наличие гарантий реализации их на практике. В демократическом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица избираются, наличествует политический плюрализм. Смена политических группировок и лидеров осуществляется путем свободных выборов. Государственное управление производится на основе принципа разделения властей. Главным регулятором общественных отношений является право (закон). Признается право принятия решений большинством и охрана прав меньшинства. Главными методами решения конфликтов являются компромисс и консенсус. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения.

Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическое государство. Вместе с тем значение демократии шире. Она представляет собой определенный идеал: весь образ жизни людей, характер общественных отношений, склад бытия, психология людей, политический режим в стране должны быть пропитаны традициями (идеями) демократии.

Демократия как власть народа осуществляется в двух формах - представительной и непосредственной.

Непосредственная (прямая) демократия - это прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц. К проявлению не­посредственной демократии относятся сходы, собрания, выборы, референдумы.

Кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (так называемая представительная демократия).

Под представительной демократией понимается участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа. Представительная демократия находит свое наиболее яркое воплощение в парламентаризме. (Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.) В свою очередь парламент может быть демократическим органом только при условии соблюдения ряда принципов: выборности, сменяемости, широкой гласности и т.д.

Демократия - это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки:

высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей;

высокий уровень представительных учреждений и политического сознания людей, их высокий культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

5.6. Местное самоуправление

Местное самоуправление (МСУ) осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях. Оно совершенно самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

Структура органов МСУ определяется населением самостоятельно. Они управляют муниципальной собственностью, работают с местным бюджетом, устанавливают местные налоги, осуществляют охрану общественного порядка и т.д.

К органам МСУ относятся выборные органы, образуемые в соответствии с уставом. Уставом города может быть предусмотрена должность главы города - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению МСУ на территории города. Органы МСУ могут устанавливать условие использования земель и определить порядок условия приватизации городской собственности населения.

В исключительном ведении городского собрания находятся:

утверждение местного бюджета;

принятие планов и программ в развитии города;

установление порядка управления и распоряжения городской собственностью;

контроль за деятельностью должностных лиц МСУ.

Уставом города может быть предусмотрена должность главы города, выборного должностного лица, возглавляющего деятельность на территории города.

Экономическую основу МСУ составляет городская собственность, местные финансы. Органы МСУ могут в интересах населения устанавливать условия использования земель и определенный порядок приватизации городской собственности населением.

5.7. Участие граждан в политической жизни

Во многих правовых документах говорится о правах человека и гражданина (например, в главе 2 Конституции РФ). Почему эти понятия разделяются? Чем «гражданин» отличается от «человека»? Человек - самое широкое понятие, относящееся к нам. Человек - существо и биологическое, и социальное. Человек живет, развивается, учится, болеет, человек наслаждается музыкой, интересуется живописью и т. д.

Гражданин - это более узкое понятие, это, прежде всего, лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями. Причем настоящий гражданин рассматривает свои права как обязанности и наоборот.

Гражданство - это политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству или устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Согласно Конституции РФ гражданство России является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные законодательством. В соответствии со статьей 6 Конституции РФ нельзя лишать гражданства или права изменить его. Отношения гражданства регулируются законом «О гражданстве в Российской Федерации».

Гражданин РФ имеет возможность принимать участие в общественных и государственных делах, в решении жизненно важных для себя проблем, используя политические права и свободы, закрепленные в Конституции России. К ним относятся право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право равного доступа к государственной службе. Реализуя эти права, гражданин РФ, достигший определённого возраста, может стать членом законодательных органов как местного, так и федерального значения, может стать служащим государственного аппарата и т. д.

Каждый гражданин, достигший совершеннолетия, может подавать индивидуально или коллективно обращения или петиции в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями по усовершенствованию законодательства.

Важнейшими политическими правами граждан РФ являются: право на свободу мысли и слова; право объединяться в общественные организации; право собираться мирно, без оружия; проводить митинги и демонстрации.

Осуществляя свои политические права и свободы, российский гражданин имеет возможность оказывать реальное влияние на принятие решений властью, активно участвовать в политической жизни страны.

5.8 Выборы, референдум

Термин "избирательное право" обозначает одно из субъективных прав граждан, предполагающие с одной стороны право участия в выборах в качестве избирателя, а с другой стороны самим быть избранным. Участвовать в голосовании можно с 18 лет.

Избиратель имеет активное избирательное право, т.е. имеет право избирать.

А пассивное избирательное право - это право гражданина РФ быть избранным. Пассивное избирательное право подразумевает возрастной ценз: в гос. думу может быть избран гражданин 21 года, а на должность президента 35 лет. Ценз - условие допущения или ограничения участия в осуществлении прав. При выборах в Гос. думу и президенты РФ избиратели голосуют на избирательных участках, а организуют выборы, контролируют законность, подсчитывают голоса - избирательные комиссии. Демократические выборы проходят на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах добровольно, ни кто не в праве оказывать воздействие на гражданина с целью участия или не участия его в выборах. Выборы в демократическом обществе периодические, т.е. выбираются лица на 2-4 года. Демократические выборы представительные и окончательные, т.е. только выборы определяют тех людей, которые получают власть. Им никто не может приказывать, они подчиняются КРФ и закону.

Референдум (от лат. referendum) - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Референдум - важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

5.9. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни

Политическая партия - это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении). Партия является звеном связи государства и граждан, действующим на всех этапах политического процесса.

Отличия политической партии как политического института:

специфические функции в отношении власти (завоевание и осуществление власти));

носитель определенной идеологии;

наличие программы действий;

характерные способы их осуществления (участие в выборах общественные акции, пропаганда и др.);

определенная внутренняя структура - устав, членство, руководящие органы, местные организации.

Типологии политических партий:

по организационному строению (по составу) - кадровые и массовые;

по отношению к закону - легальные и нелегальные;

по отношению к парламентской деятельности - парламентские и непарламентские;

по отношению к господствующей элите - правящие и оппозиционные;

по территории - федеральные, региональные и локальные;

по базовой идеологической доктрине - анархистские, коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, клерикальные (религиозные), националистические;

по шкале политического спектра: левые, центристские, правые;

по способу деятельности - реформистские, революционные.

Функции партии:

Внешние функции партии:

борьба за завоевание политической власти;

реализация партийной программы;

выражение интересов отдельных социальных групп и слоев;

обеспечение связи граждан с государственными структурами;

замену стихийных форм политической активности граждан формализованными, контролируемыми формами;

отбор и подготовку политических лидеров разного масштаба;

участие с их помощью в политическом управлении;

подготовку и участие в избирательной кампании;

осуществление политической социализации граждан.

Внутренние функции:

набор новых членов партии;

пополнение партийной кассы;

оптимизация отношений между лидерами (партийной элитой) и рядовыми членами партии и др.

Политические (социально-политические, общественно-политические) движения - добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов. Они стремятся не к достижению власти, а к влиянию на власть.

Направления:

за сохранение и развитие демократии и прав человека;

антивоенные, антиядерные;

за землю и социальные права крестьян;

за новый экономический порядок (антиглобализм);

неприсоединения;

экологические;

против расовой и национальной дискриминации;

женские, молодежные, студенческие.

5.10. Гражданское общество и правовое государство

Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Это определение идеального общества, реальность которого определяется соотношением идеала и достигнутого состояния общества, которое провозгласило построение гражданского общества своей целью. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни.

Идея гражданского общества (термин введен Аристотелем) возникла первоначально как философская концепция. В XVII в. английский философ Т. Гоббс в двух своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, которое возникает при переходе от естественного природного состояния всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства, водворяющего в стране мир и порядок. Решающим образом меняется и сам человек, который становится развитой, целостной и активной личностью. Гражданское общество, согласно воззрениям виднейших философов Нового времени (Дж. Локка, И. Канта и др.) - это «союз индивидуальностей», коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества.

Три начала формируют гражданское общество - человек, коллектив и власть. В идее гражданского общества заложено непрерывное движение: постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и более цивилизованному. Ж.Ж. Руссо так сформулировал критерии этого развития: движение к гражданственности, естественности (разумности) и цивилизованности, что означает формирование все более развитой личности, совершенных гражданских отношений и рациональной цивилизованной власти. Становление гражданского общества предстает как цивилизованный процесс, в котором цивилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственности, и государство, и отношения между ним, гражданином и обществом.

Особой проблемой является взаимоотношение гражданского общества и государства. Гражданское общество - это социально-организованная структура, в основном складывающаяся за пределами государственных структур, но охватывает и их, так как они образованы гражданами, то есть членами гражданского общества. Такие элементы государственной власти, как разделение властей, наличие легальной оппозиции, многопартийность и т.д. сами по себе не представляют структуру гражданского общества, но порождены им и являются формами закрепления его влияния в политической организации общества.

Одной из самых важных проблем, стоящих перед современным российским обществом, является построение правового государства.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой организации.

В России в конце XIX - начале XX в. проблемами правового государства занимались крупные правоведы, философы и политические деятели - Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский и др. Но после революции сформировавшаяся советская правовая доктрина отвергла эту теорию, считая ее выражением немарксистских, оппортунистических, буржуазных взглядов. Только в конце 80-х гг. прошлого века проблема правового государства вновь возвращается в общество как тот идеал, к которому следует стремиться при реформировании его политических структур.

Признаки правового государства:

Господство (верховенство) права. Это означает, что закон должен быть выражением права как узаконенной справедливости. Не всякий закон может считаться правовым, а лишь тот, который отвечает жизненным потребностям человека и гражданского общества в целом. Таким правовым законам обязаны подчиняться и индивиды, и организации, и все должностные лица в государстве. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов в той же мере, как и для граждан.

Реальность прав и свобод личности. В правовом государстве необходимым является не только конституционное закрепление основных прав и свобод человека и гражданина, но и реальная возможность реализации их на практике. Для этого в государстве должна существовать действенная система гарантий прав и свобод личности. Важна в этом смысле связанность государства и гражданина взаимными правами, обязанностями и ответственностью.

Организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. Этот принцип был впервые сформулирован в классическом труде Ш. Монтескье «О духе законов». Принцип разделения властей предполагает распределение функций государственного управления между тремя ветвями власти: исполнительной, законодательной и судебной. Причем принцип разделения властей вовсе не предполагает их обособления. На практике такое разделение эффективно, если сопровождается системой «сдержек и противовесов», то есть сформированы структуры, не позволяющие, с одной стороны, чрезмерно усиливать какую-либо ветвь власти, а с другой, - вынуждающие законодательную, исполнительную и судебную власти действовать согласованно для достижения целей, поставленных перед государством.

Правительство РФ: состав, полномочия.

На правительстве лежит ответственность за исполнение решений законодательной власти, президента РФ. От состава правительства, от его умения вырабатывать программу действий и реализовывать ее зависит какие условия жизни будут иметь граждане. Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть, состоит из: председателя правительства, его заместителей и определенных министров. Председатель правительства назначается президентом РФ с согласия гос. думы. При назначении председателя правительства, назначается новый кабинет министров. Затем председатель правительства предлагает президенту кандидатуры на должности заместителей председателя правительства. Задачи, которые ставит конституция перед председателем правительства в составе органов государственной власти:

  • Правительство разрабатывает и представляет гос. думе. Федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение

  • Правительство заботится о финансах страны

  • Правительство обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, политике, экономике и социального обеспечения

  • Правительство осуществляет управление федеральной собственностью

  • Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

  • Правительство осуществляет меры по законности прав и свобод граждан

Федеральное собрание РФ: структура, порядок принятия законов.

Российским парламентом является федеральное собрание, которое состоит из двух палат (совет федерации и государственная дума). Палаты заседают раздельно.

Совет федераций - верхняя палата. Каждый из субъектов Российской Федерации направляют в верхнюю палату по 2 представителя - 1 из исполнительной власти и 1 из законодательной власти (ст. 95 КРФ

Полномочия Совета Федераций:

  • Утверждает изменения границ между субъектами РФ

  • Утверждает указы правительства о введении военного и чрезвычайного положения

  • Назначает выборы президента, а в случае возникновения причин проводит его отрешение от власти

  • Может решить вопрос о возможности использования военных сил за пределами территории РФ

  • Может назначить и снять с должности судей: Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда, а также генерального прокурора

Государственная Дума - нижняя палата. Избирается сроком на 5 лет. Действуют избирательные округа. Закон "О выборах депутатов Гос. Думы" гласит:

В каждом одномандатном избирательном округе избирается 1 представитель своего округа на 1 из 225 мест депутата Гос. Думы. Эта система выборов называется мажоритарная.

Также в избирательный бюллетень вносятся не фамилии кандидатов, а названия партий, сформированных до выборов. Эти партии еще до выборов должны собрать определенное количество подписей. Если партия набирает более 5% от всех голосов, то она получает право направлять своих представителей в Гос. Думу. Направлять можно только тех людей, которые заранее были внесены в списки от партии.



© 2010-2022