Урок по экономике 10 класс на конкурс учитель года

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по экономике 10 класс на конкурс учитель годаУрок экономики

с использованием ИКТ "Мир денег".

Класс:10-й класс Журавлёва И.М., учитель экономики МБОУ «Ломовская СОШ»

Тип урока: комбинированный. Форма проведения: урок-практикум.

Методы обучения:

  • Словесно-логические - рассказ, объяснение, беседа;

  • Активные - проблемное изложение материала; фоновое музыкальное сопровождение;

  • Иллюстративные - демонстрация мультимедийной презентации;

  • Практические - решение упражнений, выполнение заданий практикума ОЭР, индивидуальная работа с ресурсами Интернет.

Цель урока: Рассмотреть историю появления и эволюцию денег, изучить функции денег и их свойства.

Задачи:

  • обратить внимание на причины возникновения денег, ученики должны усвоить и различать виды денег, знать функции денег;

  • научить учащихся вырабатывать свое мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей;

  • развивать навыки самостоятельной работы и умения применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуациях;

  • активизировать учеников к дальнейшему изучению экономики.

Оборудование:

  • Распечатанный для каждого ученика лист индивидуальной работы учащегося. (Приложение 1);

  • Таблица «Функции денег» (Приложение 2);

  • Задания для работы в Интернет. (Приложение 3);

  • Кроссворд «Мир денег и торговля». (Приложение 4).

Литература: Липсиц И.В. Экономика: В 2 книгах. Книга 1. Учебник для 10 кл. общеобразоват. учрежд. - 8-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2006.-352 с:ил.

Использование ИКТ: (Приложение 3), (Приложение 5).Использование ОЭР: «1С: Школа. Экономика. 9-11 класс. Практикум. 2CD. 2004 год»Необходимое аппаратное и программное обеспечение: Наличие компьютерного класса с локальной сетью с установленной сетевой версией ОЭР: «1С: Школа. Экономика. 9-11 класс. Практикум. 2CD.2004 год», 2 компьютера, имеющих выход в Интернет. (для создания условий индивидуальной самостоятельной работы учащихся);

  • мультимедийный компьютер с пакетом средств Microsoft Office + экран (для демонстрации информационных материалов, сопровождающих рассказ учителя, организации занятия - наглядности, пояснения, проверки заданий).

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие обучающихся.

-У нас сегодня в процессе урока будет групповая работа, и поэтому я прошу вас обратить сразу внимание на свои бейджики: у вас изображены банкноты с разным номиналом: прошу образовать три команды с одинаковым номиналом.

До начала сообщения темы урока я проведу с вами игру. Игра «Веер» . Что такое богатство? Какое обяснение вы можете дать этому понятию? какие ассоциации у вас возникли в связи со словом «богатство»? 2 мин.

- Сообщение темы урока. (Слайд 1) Давайте решим , что мы хотим узнать на этом уроке? Т.е. определим цели? А что такое вообще цель? И чем цель отличается от задачи? Цель-это результат, а задачи это пути достижения цели.

2. Изучение нового материала (10 минут): рассказ учителя + фронтальная беседа + работа учащихся по схеме, таблице, учебнику.

Учитель: Понять, как функционирует механизм современного хозяйства невозможно без ясного представления роли денег. По сути дела, в современном мире в денежной форме выражается любое экономическое явление, так что можно с полным основанием утверждать, что вся экономика является денежной. У Булгакова в "Мастере и Маргарите" есть такие слова: "Человечество любит деньги, из чего бы те не были сделаны: из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота"

Даже самые примитивные цивилизации, в самых глухих уголках земли, создавали свои виды денег. Историками, археологами были обнаружены свидетельства того, что в разных странах роль денег выполняли разные товары: соль, скот, чай, пушнина, кожа (достаточно вспомнить, что первыми деньгами в России были кусочки кожи), благородные металлы, ценные ракушки - каури.

В качестве дом.задания вам нужно было подготовить сообщения о деньгах. Пожалуйста, послушаем наших учащихся./ Сообщения учащихся/

Деньги возникли из потребностей товарного обмена, по мере развития и усложнения которого появилась необходимость выделения товара, выполняющего функцию всеобщего эквивалента, измеряющего ценность всех других товаров. Так появились товарные деньги.

Многовековая история развития денег, насыщенная множеством драматических и даже трагических сюжетов, свидетельствует о развитии формы, которую они принимали, - от шкур животных, ракушек, жемчуга через господство благородных металлов к современным бумажным и электронным деньгам. (Слайд 2)

Деньги возникли не как продукт соглашения между людьми, а как результат их хозяйственной деятельности, поэтому у денег разнообразная родословная.

Первоначально обмен носил случайный характер и имел вид прямого товарообмена Т-Т. (Слайд 3)

Вопрос учителя: как называется такой вид обмена? Ответ учащихся: бартер.

Вопрос учителя: каковы трудности бартерного обмена? Ответ учащихся: бартер не даёт возможности владельцу товара выбирать необходимые ему блага, продавца и время покупки, требуя множество промежуточных торговых сделок.

Учитель: Поэтому в дальнейшем возник товарно-денежный обмен, состоящий из двух несинхронных актов продажи и купли Т1 - Д - Т2. Ограниченные возможности бартера преодолеваются благодаря использованию денег.

Долгое время роль денежных товаров (денег), которые беспрепятственно обменивались на любой другой товар (то есть были всеобщим эквивалентом), играли скот, шкуры животных, соль, чай. К примеру, в древней Руси определённое количество шкурок белки или куницы можно обменять на коня или дом. Когда люди научились обрабатывать металл, то появились и металлические денежные товары в форме кусков, слитков, пластин. Это продолжалось многие сотни лет. (Слайд 4).

Потом роль денег закрепилась за благородными металлами - золотом, серебром. Произошло это в силу природных свойств данных металлов. (Слайд 5).

Вопрос учителя: Какие это свойства?

Ответ учащихся: Золото и серебро удобно в хранении - оно не портится в отличие от, например, шкур животных. Золото и серебро удобно перевозить, это однородные металлы, легко делятся на части, не теряя своей ценности, к тому же они редки в природе.

Учитель: Сначала золото и серебро обращались в слитках, потом, чтобы каждый раз не взвешивать (подчеркните этот факт!), стали выпускать монеты - куски серебра или золота определённого веса и формы, на которых ставили штамп.

Появление первых металлических денег относят к 7 веку до нашей эры. (Слайд 6)

Вопрос учителя: Как называлось государство,в котором впервые стали чеканить монеты?

Ответ учащихся: Лидия.

Примечание: эти данные известны ребятам из курса истории (5-6 класс).

Учитель: Монеты различных эпох и стран мира были порой настоящим произведением искусства. (Демонстрация слайдов с изображение монет различных стран и эпох). [2]

(Слайды 7-11)

Монеты часто переходили из рук в руки и постепенно стирались. Получалось, что монета принималась в уплату по номиналу, а весила меньше. Это не мешало ей обращаться на рынке. В конечном итоге, возникла возможность заменить полноценные деньги бумажными (банковские билеты, казначейские билеты). Вот так, например, выглядели первые российские бумажные деньги, которые назывались ассигнации. (Слайд 12)

Вопрос учителя: В какой стране появились первые бумажные деньги?

Ответ учащихся: В Китае в 812 г н.э. Примечание: эти данные известны ребятам из курса истории (5-6 класс).

Учитель: Наряду с наличными денежными средствами сегодня широко распространены безналичные (чеки, векселя), когда при платежах и расчётах не происходит физическая передача денежных знаков, а просто вносятся соответствующие записи в специальные книги, счета. (Слайды 13-14)

В последние десятилетия широкое распространение получили «электронные деньги» (кредитные и дебетовые карточки). Имеют хождение VISA, AMERICAN EXPRESS, MASTERCARD и другие. (Слайд 15)

Итак, всю денежную массу страны можно разделить на две группы :

Наличные деньги- к ним относятся бумажные купюры и разменная монета, и безналичные деньги.

Деньги раньше всех прочих феноменов хозяйственной жизни привлекли к себе внимание человеческой мысли. Начиная с Платона и Аристотеля и по сегодняшний день по этой проблеме известно более 12 тыс. специальных работ. И тем не менее феномен денег остается во многом загадкой. Не случайно известный английский экономист Альфред Маршалл говорил о деньгах как о "центре, вокруг которого вращается вся экономическая наука». (Слайд 16)

Учитель: Деньги в современном мире присутствуют везде, где имеют место экономические отношения между разными экономическими агентами - людьми, фирмами, государствами.

Давайте порассуждаем: какова роль денег в кругообороте доходов и расходов?

Работа учащихся по схеме «Кругооборот доходов и расходов при участии государства». [1]

(Учитель выступает в роли диспетчера, а учащиеся комментируют каждый из направлений кругооборота). (Слайд 17)

Учитель: Таким образом, мы говорим о деньгах, когда речь заходит о семейном бюджете или государственном, о заработной плате родителей или доходах крупных фирм, о кассовых сборах нового фильма или о стоимости обеда в кафе. Такое внимание к деньгам объясняется тем, что в современной экономике они выполняют сразу несколько важных функций.

А вообще что такое функция? ( пример утюг- гладить, телефон - звонить…)

Давайте совместными усилиями разберёмся, что означают данные функции. (Слайд 18)

Работа с таблицей «Функции денег» [1] (Приложение 2) - ученики читают табличные пояснения, учитель дополняет и разъясняет непонятные места, одновременно учитель выступает в роли диспетчера - управляет схемой).

Вопрос учителя: какая из перечисленных функций наиболее важная, значимая?

Ответ учащихся: функция обмена.

После указанной выше работы учитель предлагает дать учащимся самостоятельное определение «деньги». (Как правило, ученики дают очень близкое понятие).

А затем просит сравнить это определение с определением из словаря учебника - стр. 341.

3. Закрепление изученного материала:

Практическое задание №1 (4 минуты). (Приложение 1). МУЗЫКА/ звучащая музыка - это и своеобразный таймер времени выполнения задания.

Выполнение упражнения 1. [3] (3 минуты). (Слайд 19).

Неполная проверка упражнения - 1 минута. (Слайд 20).

Вопрос учителя: Какими качествами должны обладать деньги?

НАГЛЯДНЫЙ ПРИМЕР: соль, книга, камень, говядина ,пустая банка

(Для того, чтобы ребята смогли ответить правильно на данный вопрос предложите найти им ответ по учебнику - стр.95)

Ответ учащихся: У денег должны быть такие качества, как:

  • стабильность (стоимость денег должна быть более или менее одинакова и сегодня и завтра);

  • портативность (деньги д.б. удобны в обращении, малы, легки для транспортировки);

  • долговечность (материал для денег должен иметь значительный срок прочности);

  • однородность (деньги одного и того же достоинства должны иметь равную стоимость);

  • делимость (деньги можно было разделить на части);

  • отличимость (деньги должно быть трудно подделать, и они д.б. легко узнаваемыми;

  • ликвидность (легко реализуемые, легко обмениваемые).

Учитель: Ликвидностью обладают не только деньги, ими обладают и любые другие активы принадлежащие человеку на праве частной собственности.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с определением «активы» - стр.340 учебника «Экономика».

Практическое задание №2. (4 минуты) Фоновая музыка

Выполнение упражнения 2 [3] (Приложение 1). (Слайд 21)

Проверка упражнения - 2 минуты. (Слайд 22)

Примечание: Географическое замечания являются здесь существенными, так как во Франции или Швейцарии французский франк будет более ликвидным, чем российский рубль. Этот же французский франк будет более ликвидным в Москве, чем в с.Поярково, имеющего обменный пункт в банке, который меняет рубли только на юани и доллары США. Даже в Москве существует всего несколько банков, совершающих операции с французским франком. Именно поэтому он и оказывается менее ликвидным, чем вклад до востребования, который можно снять со счёта в любой день, кроме воскресенья.

( Слайд 23)

Упражнение №3 Составление логической схемы «Причины возникновения денег»

Задание 1. работая в группах , составить схему из разрозненных элементов, соблюдая логический порядок

  • переход от натурального хозяйства к товарному

  • разделение труда и возникновение специализации

  • трудности соизмерения различных товаров при обмене излишками

  • выделение особого товара, служащим всеобщим эквивалентом при обмене

Задание 2. Составление синквейна к слову «деньги» - индивидуальная работа в тетрадях.

Например:

Урок по экономике 10 класс на конкурс учитель года

Физминутка

Введение понятия - заполнить пропуски в предложенном определении «деньги»

На слайде мультимедийной презентации показывается определение понятия «деньги» с пропусками слов. Деньги - особый _____, который принимается всеми в _____ на любые другие товары и _____.
Задание - переписать определение в тетради, заполнив пропуски

По классу « разбросаны»слова ДЕНЬГИ, ТОВАР, ОБМЕН, УСЛУГИ.

Учитель: Какого свойства не хватает баскетбольному мячу, чтобы он мог выполнять роль денег? [3] (Слайд 26)

Ответ учащихся: баскетбольному мячу для выполнения функции денег не хватает таких свойств денег как свойства делимости и портативности. Поделенный мяч - это совсем не то, что целый мяч, к тому же баскетбольный мяч не удобен в переноске - он достаточно громоздкий: неудобной шарообразной формы.

Учитель: У бриллиантов есть все свойства, необходимые товару, чтобы выполнять роль денег. Действительно, они в достаточной степени однородны, обладают высокой стоимостью, прочностью, портативностью, делимостью и к тому же они являются редкостью. Почему же они не стали деньгами? [3] (Слайд 27)

Ответ учащихся: бриллианты обладают слишком высокой стоимостью, слишком редки и слишком прочны. Ценность бриллиантов зависит от их размеров, поэтому 10 мелких бриллиантов, равных по весу одному, не равны по его цене. Один крупный бриллиант стоит гораздо дороже, чем 10 мелких вместе взятых. Это главная причина, по которой бриллианты не могли выполнять функцию денег.

Учитель: Что лучше выполняет функцию сбережения деньги или картина Рубенса? [3] (Слайд 28)

Ответы учащихся: деньги в любой момент можно поменять на любой товар.

Картину обменять на любой товар сложно - на поиски покупателя надо затратить время, сделать дорогостоящую экспертизу о подлинности картины. Но деньги очень несовершенное средство сбережения, т.к. во время инфляции они теряют свою покупательную способность. В условиях инфляции картина Рубенса будет лучшим средством сбережения, чем деньги.

Последний вопрос интересен тем, что поможет завязать дискуссию в классе. Обязательно кто-то из учеников приведёт аргументы в защиту денег как средство накопления, а кто-то будет против. Позволить высказать свою точку зрения на этот счёт. Данная дискуссия поможет ученикам обнаружить довольно важные экономические явления, будет способствовать развитию экономического мышления. После того как они выскажутся, подведите итог дискуссии, указав на неоднозначность ответа на данный вопрос.

4. Домашнее задание (Комментарии - 1минута).

Данное домашнее задание является своеобразным мостиком к следующей теме урока: «Инфляция». Поразмыслив над вторым, и особенно третьим вопросом учащиеся лучше смогут понять новую тему. (Слайд 29

Выучить: определения «деньги», «активы», «ликвидность» (стр.340-342; И.В.Липсиц, учебник «Экономика», 10-11 кл,1 часть)

Написать эссе: « Что значат для меня деньги?

Объяснить: каким образом сильная инфляция может подорвать способность денег выполнять их основные функции? [3]

5. Решение кроссворда «Мир денег и торговля» [4] (Слайд 30)

Вопросы к кроссворду находятся в приложении №3. Ответы на слайде 3

6. Подведение итогов урока.

1.Какое бы значение деньги не играли в жизни человека, необходимо помнить, что они не должны являться смыслом жизни. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: "Деньги - очень дурной господин, но весьма хороший слуга". Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

. Если вы хотите знать, что господь бог думает о деньгах, тогда посмотрите, кому он их дает (М. Бэринг)

Везучие живут с деньгами, невезучие - без, а негодяи - для (Ж. Элгози).

Деньги - движущая сила войны (Цицерон).

В качестве релаксации я расскажу вам одну притчу: К мудрецу пришел ученик и спросил? Учитель ответь мне, правда что не в деньгах счастье? Я могу не только это подтвердить , но и доказать:

Смотри : можно купить дорогую кровать, но не сон, можно купить лекарство ,но не здоровье, можно купить слуг, но не друзей, можно купить женщину, но не любовь, можно купить вкусную еду, но не аппетит…

7.Выставление отметок.

А сейчас, предлагаю провести обсуждение урока.

Каждый по кругу выскажет свои впечатления, закончив следующие фразы:

Мне понравилось (не понравилось) работать в команде, потому что…

Я думаю, что лидером оказался, … так как он (она) проявил (а) такие качества, как…

Я (не) доволен результатом урока потому что…

На исход группового решения в наибольшей степени повлиял (а) … так как он (она) организовал (а) обсуждение…

Мне (не) удалось расположить других к принятию своего мнения, потому что…

Я принимал (а) активное (пассивное) участие в обсуждении, потому что (Слайд 31)

Цели достигнуты?

-Спасибо за урок.

Урок по экономике 10 класс на конкурс учитель года

Дополнительное Практическое задание №4.

Задание: назовите функции, в которых выступают деньги при использовании их для следующих целей:

  • выплата заработной платы;

  • покупка товара за наличные деньги;

  • покупка товара в кредит;

  • уплата коммунальных услуг;

  • установление цены товара;

  • уплата долговых обязательств;

  • расчет во внешней торговле;

  • помещение денег в банк.

Правильные решения:

  • выплата заработной платы - средство платежа

  • покупка товара за наличные деньги - средство обращения

  • покупка товара в кредит - средство платежа

  • уплата коммунальных услуг - средство платежа

  • установление цены товара - мера стоимости

  • уплата долговых обязательств - средство платежа

  • расчет во внешней торговле - мировые деньги

  • помещение денег в банк - средство накопления

Признаки подлинности денежных знаков.

На территории России введены в обращение модифицированные банкноты с номиналами 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей. Они являются законным платежным средством. Для надежного определения подлинности банкнот необходимо знать основные признаки подлинности. Если вы обнаружили у себя подделку, ни в коем случае не пытайтесь ее вручить другому лицу. Фальшивомонетничество относится к категории тяжких преступлений и карается лишением свободы на срок до 15 лет. В случае сомнений в подлинности банкноты обязательно обращайтесь в ближайшее отделение милиции. Информацию о признаках подлинности банкнот и монет можно найти в Интернете по адресу cbr.ru.

Вопросы:

1. Иена - это денежная единица страны
2. Прямой товарообмен без участия денег
3. Общее название ордынских денег на Руси
4. Человек, который хорошо разбирался в монетах всех стран, знал пропорции обмена одной монеты на другую
5. Человек, который подделывал монеты или снижал содержание в них драгоценных металлов
6. Ввозимые в Россию из австрийских владений серебряные монеты
7. Название денежной единицы, в название которой входит единица веса
8. Национальная денежная единица в России появилась
9. Первые бумажные деньги в России появились

10. В этой стране в XVII веке губернатор приказал использовать игральные карты с его подписью в качестве денег
11. Одалживание денег - грех, который нельзя отмолить (автор)
12. Ведение меценатской деятельности как замаливание греха в средневековой Италии (знаменитое семейство)
13. Страна, которая первой в мире стала печатать бумажные деньги
14. Как называется коллекционирование монет
15. Обесценивание бумажных денег, которое сопровождается ростом цен на товары

Ответы:

Япония
бартер
тенге
меняла

фальшивомонетчик
иохимсталеры
фунт стерлингов
во времена царствования Ивана III
во времена царствования Екатерины II

Канада
Фома Аквинский

Медичи
Китай
нумизматика
инфляция

    Информационные источники:

    1. ОЭР:1С: Школа. Экономика. 9-11 класс. Практикум. 2 CD. 2004.

    2. Большая электронная детская энциклопедия. Том 8. История человеческого общества. 2006.

    3. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: в 2Кн.1. Пособие для учителя.-3-еизд. - М.: Вита-Пресс, 2000. - 447с.6

    4. Корлюгова Ю.Н..Путеводитель по стране экономика. Рабочая тетрадь по экономике для 5 - 6 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Вита-Пресс, 2000. - 80 с.: ил.





    Синквейн/ «белый стих»/ - это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.

    1 строка - название темы

    2 строка - это определение темы в двух прилагательных

    3 строка - это 3 глагола, показывающие действия в рамках темы.

    4 строка - фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

    5 строка - завершение темы, синоним первого слова, выраженной любой частью речи.

    11

    © 2010-2022