Моральный выбор 8 класс

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока обществознания в 8 классе

по теме « Моральный выбор - это ответственность»


Цель урока:

Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса моральный выбор, свобода. Ответственность.

Задачи урока:

Образовательные

1. Показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок.

2. Подвести к пониманию, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием.

Развивающие

Продолжить работу по развитию умений работать в группе, аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социальноодобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

Воспитательные

Воспитание мотивов самосовершенствования.

Обеспечение потенциала:

  • коммуникативного - общение в группах, оптимальное размещение в пространстве участников коммуникации;

  • познавательного - усвоение базовых понятий темы; выполнение заданий на анализ, синтез; определение учащимися зон своего ближайшего развития;

  • ценностного - создание ситуаций морального выбора; оценка поступков на основе общечеловеческих ценностей.

  • творческого - решение и анализ проблемных ситуаций; создание модели поведения на основе совместно выработанных социальных норм.

Ход урока.

  1. Организационный момент

( Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся.)

  1. Проверка домашнего задания

Раздаточный материал притча "Бабочка"(письменно в тетради):

- Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?" Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:

- Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был голов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Все в твоих руках…

Вопросы учащимся:

-Что в руках мальчика? (жизнь бабочки).

- Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)

- Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)

- А сохранение ее жизни? (это добро)

III. Актуализация знаний по теме « Долг. Совесть».

Учитель: Я хочу начать с рассказа об одном человеке - Воле Котик (демонстрация портрета Вали Котика). Валя родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Каменец-Подольской области Украины в крестьянской семье. К началу войны мальчик только перешел в 6-той класс школы №4 г. Шепетовка, но с первых дней войны начал бороться с немецкими оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами Валя убил главу полевой жандармерии, бросив гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа 1943 года был членом партизанского отряда им. Кармелюка, был дважды ранен. В октябре того же года Валентин обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре, юноша заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу; благодаря его действиям, партизаны успели отдать опор врагу. В бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года боец был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка Шепетовки. Звание Героя Советского Союза было присвоено Валентину в 1958 году посмертно.

Вопросы: Как вы оцениваете поступок Валентина Котика? Какой долг выполнил Валентин, общественный или моральный? Аргументируйте свой ответ (Ответы учащихся).

III. Изучение нового материала.

1. Постановка проблемы урока.

Учитель: Почему Валя поступил именно так, а не иначе? Как думаете что он чувтвовал, когда убивал, подрывал, какими нормами морали руководствовался? (Ответы учащихся). Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, как происходит выбор решения, как поступить в той или иной ситуации.

2. Формирование понятия « Моральный выбор».

Учитель: В жизни мы часто выбираем: круг общения, увлечения, одежду, мебель. Но более сложным является выбор действия - поступка. У меня в руках два яблока: одно крупное, свежее, без изъянов, другое - по размеру меньше, с червоточинами, не очень свежее. Ко мне пришел друг. Я точно знаю, что его нужно угостить, но не знаю, какое яблоко предложить. То, что лучше - да, ему будет приятно. А может лучшее оставить себе - ведь себя я тоже люблю, да и как говорится в русской поговорке «Своя рубашка ближе к телу». Так как поступить? Это и есть мой моральный выбор (запись термина на доске).

Задание учащимся: на стр. 54 учебника найдите определение понятия «моральный выбор» и запишите его в рабочую тетрадь (Моральный выбор - это поступок, деяние, при котором человек не только внутренне выбирает свое моральной отношение, но и действует в соответствии с этим выбором).

Вопросы: В отличие от животного, человеку дана свобода выбора между добром и злом.

А что означает быть свободным? (Это возможность поступать в соответствии со своими желаниями).

Задание учащимся: Прочитайте ситуацию «Подруги» (задание №2 в рабочей тетради).

Вопросы: Кто из девушек руководствовался при выборе решения именно этим принципом? Достаточно лишь свободы, чтобы найти правильное решение в сложных жизненных ситуациях?

3. Формирование понятия «Ответственность».

Задание учащимся: Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте притчу про дровосека на стр.55 учебника.

Вопросы: О чем идет речь в этой притче? Напомню, что притча иллюстрирует не конкретный реальный сюжет, а несет в себе философский смысл (ответы учащихся).

Что же такое «ответственность»? На основе текста учебника сформулируйте определение данного понятия. Сверьте свое самостоятельно составленное определение с определением из словаря и запишите его в рабочую тетрадь (Ответственность - способность действовать сознательно, всегда понимать, как отзовутся твои действия на других, предвидеть возможные последствия каждого своего шага.)

Учитель: Вернемся к ситуации «Подруги». Кто из девушек поступил ответственно, а кто безответственно и почему? Как на ваш взгляд, с точки зрения ответственности, могла поступить Наташа? Что бы вы могли посоветовать девушкам? (варианты решений записываются на доске).

Моральный выбор 8 класс

4. Решение проблемных ситуаций.

Каждой группе предлагается совместно решить проблемную ситуацию и подготовить защиту, в которой учащимся необходимо раскрыть всевозможные варианты развития ситуаций в соответствии с рассмотренным теоретическим материалом (Приложение 2).

5. Защита результатов.

6. Формирование понятия « Самосовершенствование».

Учитель: Но как научиться человеку поступать правильно, нравственно. Ведь одно дело знать нормы морали, а другое - действовать в соответствии с ними. Может быть, превратить нормы морали в законы? (ответы учащихся). Большинство всегда право. Может быть в этом выход? (ответы учащихся).

Лев Николаевич Толстой так отвечал на этот вопрос: «Упади раз, два, три, но поднимись. И еще раз упади, но все поднимайся» Как вы понимаете эти слова?

Моральный выбор 8 класс

Каждый человек выбирает сам! Человек лишь то, что он сам из себя делает.

IV. Закрепление изученного материала. Подведение итогов урока.

Учитель: перед вами высказывания известных людей. Выберите одно, которое, по вашему мнению, больше всего отражает ваше представление о моральном выборе, и объясните свой выбор (Приложение 3).

V. Домашнее задание.

Приложение 1

Моральный выбор 8 класс

Валентин Голиков

Приложение 2

Ситуация для анализа 1.

В выходной день ты с друзьями собираешься в поездку на концерт любимой группы. Ты долго ждал этого момента. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне ты узнаешь, что у родителей изменен график работы, и тебе нужно побыть с престарелой больной бабушкой.

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

- свободы

- ответственности

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4

Ситуация для анализа 2.

Гуляя вечером по парку с друзьями, чьим мнением ты очень дорожишь, один из друзей предложил с целью позабавиться подрисовать краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как поступишь ты?

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

- свободы

- ответственности

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4

Ситуация для анализа 3.

На уроке во время объяснения учителя, один из одноклассников, чтобы сорвать урок взорвал петарду. Учитель нервничает. Просит виновного признаться в содеянном проступке. Ты знаешь, кто это сделал, но боишься за последствия. Как поступить в такой ситуации?

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

- свободы

- ответственности

4.К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4

Ситуация для анализа 4.

Команда вашего класса выступает на туристическом слете. Но во время соревнований один из участников команды повреждает ногу и не может продолжить дальнейшее участие. Физорг класса выбирает в качестве замены именно тебя. Но вы знаете, что впереди препятствие «Бревно над пропастью», а ты боишься высоты. Как ты поступишь в этой ситуации?

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

- свободы

- ответственности

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4

Приложение 3


«Мораль начинается там, где кончаются разговоры» (А. Швейцер).

«Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все- таки выбираю» (Ж-П. Сартр).

«Настоящая ответственность бывает только личной, человек краснеет один» (Ф. Искандер).

«Идеалы подобны звездам в небе: мы никогда не можем их достичь, но, как мореходы в плавании, ориентируемся по ним в жизни» (П. Бауст).

«Нравственность - это разум сердца» (Гегель).

«Человек, не бывший в сложных жизненных переделках, еще не знает силы своего «Я» (И.С. Кон).


© 2010-2022