Методика определения обученности, предложенная педагогом П. И. Третьяковым на уроках обществознания в 5 классах

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика определения обученности,

предложенная педагогом П.И. Третьяковым

на уроках обществознания в 5 классах.


Голубевой Валентины Алексеевны

учитель обществознания


«Обществознание» - учебный предмет, который сейчас изучается по новым ФГОС в основной школе с 5 по 9 класс.

Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

В нынешнем году в экспериментальном режиме использовался УМК «Обществознание» под редакцией Боголюбов Л.Н., Иванова Л. Ф. Издательство «Просвещение». Учебник яркий, насыщен дополнительной информацией, картами, иллюстрациями. В комплекс входит электронное пособие, которое за счет интерактивных приложений позволяет педагогу н разработать учебное занятие, но и сформирует информационную компетенцию ученика. Также есть рабочая тетрадь для ученика в электронном виде под редакцией Ивановой Л.Ф. и Боголюбовым Л.Н. Она интересна тем, что авторы разработали задания на закрепление, систематизацию и обобщение изученного материала, ориентированные на личностное развитие учащихся.

Урок ФГОС предполагает несколько иную организацию работы с учебным материалом. Я поставила цель - научить работать с информационными источниками на новом уровне.

Для этого изучила и попробовала применить методику предложенную педагогом П.И. Третьяковым, которая отвечает требованиям предметного курса обществознания и основным образовательным стандартам нового поколения.

Третьяков Петр Иванович - доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель школы РФ, академик Международной академии наук педагогического образования.

Цель - формирование умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.

Обученность - это реально усвоенные знания, умения и навыки. В педагогике выделяются пять уровней обученности: 1) различение, 2) запоминание, 3) понимание, 4) умения (репродуктивные), 5) перенос (творческие умения).

Первый уровень обученности - различение - характеризуется тем, что ученик может отличить один объект (предмет) от другого по наиболее существенным признакам.

Пример задания: тема урока: Семья - ячейка общества.

Задание: Определить, черты настоящей семьи

Вам необходимо прочитать пословицы и поговорки о семье, и определить, какой должна быть семья (выбрать черты из предложенного перечня).

- В недружной семье добра не бывает.

- В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

- В семье, где нет согласия, добра не бывает.

- В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

- В хорошей семье хорошие дети растут.

- На что и клад, когда в семье лад.

- Намеки да попреки - семейные пороки.

- Не будет добра, коли в семье вражда.

- Семья в куче, не страшна и туча.

- Хоть тесно, да лучше вместе.

Черты семьи:

Недружная Трудолюбивая Сплоченная

Заботливая Ленивая Любящая Большая

Второй уровень обученности - запоминание - характеризуется тем, что ученик может пересказать содержание текста, правила, положения, теоретические утверждения.

Пример задания: Пересказ учебника близко к тексту, определения и понятия курса.

Третий уровень обученности - понимание. Ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий фактов; свободно вывести причину и следствие.

Пример задания: тема урока: Как оценивается труд.

Задание: Закончи предложение

  1. Папа за работу на заводе получил________

  2. Маша учится в строительном институте и получает________

  3. Бабушка каждый месяц получает________________________

  4. На младших детей мама получает________________________

  5. Всё названное выше составляет________________ семьи

Пример задания: тема урока: Образование и самообразование.

Задание: Составь сравнительную таблицу "Сходство и различия самообразования и урока в школе "

Самообразование

Урок в школе

Сходство

Различие

Четвёртый уровень обученности - уровень умений (репродуктивных). Он характеризуется тем, что ученик владеет закреплёнными способами применений знаний на практике.

Пример: Игра. Кто быстрее?

Цель - научить конструировать репродуктивные вопросы по содержанию нового учебного материала.

Ход игры. Учитель предлагает учащимся прочитать текст учебной статьи, выбрать сложные для понимания или непонятные термины, выписать их в тетрадь и, используя вопросительные слова на доске, сконструировать вопрос по содержанию урока.

Пятый уровень обученности - перенос - это уровень творческих умений, когда учащиеся могут использовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях.

Пример: Тема урока: Школа.

Задание: создать мини проект в группах на тему: «Школа будущего».

Пример: Тема урока: Наша Родина - Россия.

Задание: написать письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой Родине.

Тест для определения обученности

1. Сравни, выбери, сопоставь, найди лишнее…

I уровень - различение

2. Воспроизведи, нарисуй, напиши, перескажи товарищу…

II уровень - воспроизведение

3. Отчего, почему, зачем, в связи с чем, установи причинно-следственные связи, что может быть общего, выдели единичное, обобщи…

III уровень - понимание

4. Выполни по образцу, по правилу, по формуле, перескажи, сопоставляя что-то с чем-то, какие-то свойства…

IV - уровень умений (репродуктивных)

5. Сочини, придумай, спроектируй, смоделируй, докажи, разыграй, выведи…

V уровень - перенос (творческие умения)

При организации работы с учениками пятых классов, я столкнулась со следующими проблемами:

  1. При выполнении заданий второго уровня, выявилась проблема с работой текста учебника, ученики плохо пересказывают, некоторые не читают дома текст, поэтому на уроке не знают нужную информацию.

  2. При выполнении заданий третьего уровня, не все ученики пятого класса способны установить причинно-следственные связи фактов, не могут свободно вывести причину и следствие.

  3. При выполнении заданий четвертого уровня, возникали проблемы при работе в группах, выявлении лидера, взаимодействии команд.

Исходя из вышесказанного, на следующей учебный год, при работе необходимо больше внимания уделить работе с учебниками, историческими документами и работе в группах.



© 2010-2022