Урок по обществознанию для 10 класса ««Социальная сфера»

Урок по обществознанию в 10 классе по теме «Социальная сфера». Тип урока: изучение новой темы.Цели:образовательные: - сформировать представление учащихся о сущности социальной системы общества, - объяснить понятия и термины: «социальная группа», «стратификация»; современное понимание социальной стратификации, её влияние на образ жизни, доходы, социальное положение человека; причины социального неравенства; развивающие: - развивать у учащихся умения осуществлять систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; воспитательные: - формировать ответственность личности, привить культуру межличностных отношений. - способствовать выработке гражданской позиции учащихся, социализации, самореализации. Задачи: организовать учебную деятельность учащихся по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач; реализовать умения использовать информационно - коммуникативные технологии; реализовать умение и навыки работы в группе Оборудование: - компьютер, проектор, экран; - компьютерная презентация «Социальная сфера»; - учебник; - раздаточный материал для выявления самооценки, работы с текстом, рефлексии, итоговой самооценки.   Структура урока: Организационный момент, приветствие Проблема, тема. Актуализация Постановка целей Обобщение и систематизация ранее полученных знаний. Изучение нового материала Закрепление нового материала Анализ и оценка итогов работы. Домашнее задание     Ход урока:            План изучения новой темы: 1.     Многообразие социальных групп 2.     Социальное неравенство 3.     Социальная стратификация. 4.     Современная социальная структура российского общества. 5.     Д/З
Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Конспект урока

по обществознанию в 10 классе

Тема: «Социальная сфера»















Учитель: Крутикова С.И.

Цели.

образовательные:

- сформировать представление учащихся о сущности социальной системы общества,

- объяснить понятия и термины: «социальная группа», «стратификация»; современное понимание социальной стратификации, её влияние на образ жизни, доходы, социальное положение человека; причины социального неравенства;

развивающие:

- развивать у учащихся умения осуществлять систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

воспитательные:

- формировать ответственность личности, привить культуру межличностных отношений.
- способствовать выработке гражданской позиции учащихся, социализации, самореализации.

Задачи: организовать учебную деятельность учащихся по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач; реализовать умения использовать информационно - коммуникативные технологии; реализовать умение и навыки работы в группе

Тип урока:

Изучение новой темы

Оборудование:

- компьютер, проектор, экран;

- компьютерная презентация «Социальная сфера»;

- учебник;

- раздаточный материал для выявления самооценки, работы с текстом, рефлексии, итоговой самооценки.

Структура урока:

Организационный момент, приветствие

Проблема, тема.

Актуализация

Постановка целей

Обобщение и систематизация ранее полученных знаний.

Изучение нового материала

Закрепление нового материала

Анализ и оценка итогов работы.

Домашнее задание

Ход урока:

План изучения новой темы:

  1. Многообразие социальных групп

  2. Социальное неравенство

  3. Социальная стратификация.

  4. Современная социальная структура российского общества.

  5. Д/З

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

Сегодняшнюю тему мы начнем с повторения домашнего задания.

Что такое познание?

- Ответ: Духовный вид деятельности, направленный на приобретение и развитие знания.

Знания, полученные вами в процессе изучения истории и обществознания мы будем применять сегодня. Проведем небольшую интеллектуальную разминку.

Что такое самопознание?

- Ответ: Определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.

Процесс самопознания лежит в основе социализации: умение налаживать отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой. В процессе социализации мы идентифицируем себя с обществом, окружением.

Вспомним, что такое общество?

- Ответ: Общество - это часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.

Общество - система, какие элементы (сферы) системы вы знаете?

- Ответ: экономическая, политическая, духовная и социальная сферы.

Слайд

На сегодняшнем уроке мы начнем изучать социальную сферу общества.

Слайд: Черное-белое, большое - маленькое, начальник-подчиненный, богатый-бедный. Какой общий смысл объединяет эти иллюстрации? О ЧЕМ МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ?

Примерный ответ: разные, неравные, различные и т.п.

Проблема равенства - одна из самых важных проблем, существовавших в обществе.

Слайд: Равенство состоит в том, что мы считаем себя равными тем, кто выше нас, и выше тех, кто ниже нас. (Адриан Декурсель)

Попытайтесь сформулировать проблему сегодняшнего урока.

Каковы основания вертикали неравенства? От чего зависит положение человека в обществе?


Об этом и пойдет речь на нашем уроке.

Данная тема рассматривается в курсе обществознания в течении всего периода обучения в школе. Изучение темы потребует осуществления внутрикурсовых и межпредметрных связей: знание экономических основ развития общества, правовой и политической систем, знания об изменении в ходе исторического развития социальной структуры общества.

В каждой сфере есть свои элементы, структура.

Социальная структура - устойчивая связь элементов социальной среды. Включает социальные группы и слои, социальные отношения, социальные общности и социальные институты.

- А как вы думаете: что же такое социальная группа?

- Ответ: совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда.

С чем связано появление социальных групп?

- с общественным разделением труда и специализацией деятельности,

- исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.

(2 мин.)РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ)

В литературе приводится много различных подходов к проблеме классификации групп. Остановимся на наиболее принятых (стр. 352-353)

  1. Классификация социальных групп: по численности малые- семья, класс, большие

  2. по природным признакам: раса, пол, возраст: биосоциальные группы

  3. По способу организации и регулирования взаимодействия: формальные и неформальные

(Обобщить ответы учащихся. Вывести на экран)

Слайд: (кластер в виде лучиков)

Структурированный характер взаимодействия людей позволяет поддерживать общество в упорядоченном состоянии и тем самым сохранять его целостность и границы. Однако, несмотря на множество подходов к рассмотрению социальной структуры общества, наиболее распространенным является теория исторических типов социальной структуры.

В рамках этой теории принято выделять четыре типа социальной структуры общества: рабовладельческий, кастовый, сословный и классовый.

2мин. РАБОТА В ПАРАХ: рабовладельческий, кастовый, сословный и классовый

Какие социальные группы присутствуют в данных обществах? На базе исторических знаний и дополнительной информации составьте критерии каждого типа социальной структуры общества.

Слайд:

Урок по обществознанию для 10 класса ««Социальная сфера»

Ответ: Слайд: Критерии для оценки исторических типов социальной структуры общества:

- исторический период,

- основные группы,

- их доступ к экономическим ресурсам, образованию, социальным благам,

- возможности для изменения положения

Рабовладельческий тип социальной структуры характерен прежде всего для античных обществ. Формой социальной связи в таких обществах выступает прямое насилие. Основными системы являются две группы людей (Рабы и рабовладельцы): одни люди обладают гражданскими правами, другие их полностью лишены и наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Это положение чаще всего передается по наследству и, таким образом, закрепляется в поколениях.

Кастовый тип социальной структуры характерен для ряда восточных государств, прежде всего Индии. В этих обществах социальные связи носят наследственно предписанный социально-профессиональный характер и закрепляются религиозным порядком. Каждая каста представляет собой замкнутую группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии: существует четкий перечень занятий для членов определенной касты, и изменить свое положение в кастовой системе на протяжении жизни человек не может.

Сословный тип социальной структуры характерен для государств периода развитого феодализма, в том числе для России. В данном случае социальная связь основывается на четком закреплении социальных прав и обязанностей представителей каждого сословия. Эти права и обязанности также по преимуществу предаются по наследству. Однако здесь в отличие от кастовой системы допускается ограниченный переход из одного сословия в другое.

Классовый тип социальной структуры характерен для индустриального общества, исходит из различий в способах получения дохода.

Мы видим, что положение разных социальных групп во всех структурах не одинаково. Неравенство - это проживание людей в условиях, при которых они имеют неравный доступ к социальным благам (деньги, власть, престиж).

А теперь ЗАКРЕПИМ новый материал. Выполним задание на доске (Тестовый вопрос с вариантами ответа).

Итак, мы выяснили, что в обществе взаимодействую разные по положению социальные группы. Понятие, обозначающее основные социальные различия и неравенство -это социальная стратификация. Термин «стратификация» происходит от латинского stratum - слой. Таким образом, в этимологии слова заложена задача не просто выявить групповое многообразие, а определить вертикальную последовательность положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархию.

Стратификация - система социального неравенства, состоящая из совокупности взаимосвязанных и иерархически организованных социальных слоев (страт).

4 мин. ГРУППОВАЯ.

Исследование. (У детей на столах, в виде схемы на доске)

Макс Вебер, проводя многолетние исследования, положившие начало его теории о социальной стратификации, вывел к ней собственный, совершенно отличный от видения другими теоретиками, трехмерный подход. Основу его трех измерений социальной стратификации составляют: экономика, власть и престиж. По ним можно выделить три группы: низшую, среднюю и высшую. Средний класс: мелкие и средние предприниматели, квалифицированные рабочие, интеллигенция, государственные чиновники, банковские служащие. Чем многочисленней средний класс, чем лучше его социальное самочувствие, тем стабильней развивается общество, тем в большей мере оно застраховано от социальных конфликтов.

Маркс отмечал, что эта экономическая система превратила малую часть людей в капиталистов, людей, владеющих и управляющих предприятиями ради извлечения прибыли. Для этого они стремятся продать продукт за цену, превышающую его себестоимость. Большая часть населения - пролетарии, вынужденные продавать свой производительный труд за заработную плату, которую капиталисты стремятся уменьшить. Между этими группами людей - классами- возникает непримиримое (антагонистическое) противоречие, которое устранить невозможно, поскольку эксплуататоры добровольно никогда не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого эксплуатируют. Вывод К. Маркса: эксплуатацию в классовом обществе уничтожить нельзя, она может исчезнуть только в бесклассовом обществе, которое и необходимо построить.

П. Сорокин использует многомерную модель стратификации, разделенную тремя основными направлениями: экономикой, политикой и профессиональной деятельностью, которые можно назвать базисными, однако кроме этих существуют такие характеристики, не являющиеся основными и создающими расслоение в обществе как возраст, культура, речь и тому подобные, которые разделяются на простые и из них слагающиеся сложные.

Исследуем изменения в социальной структуре России в разные периоды XXв. и в современности.

1 группа составляет диаграмму по документу 1 «Основные изменения в социальной стратификации российского общества в XXв.» (Г.О. Перов)

2 группа отвечает на вопрос к документу 2 «Основные изменения в социальной стратификации российского общества в XXв.» (Г.О. Перов)

3 группа составляет схему по документу 3 «Основные изменения в социальной стратификации российского общества в XXв.» (Г.О. Перов)

4 и 7 группа работает с документом 4 «Социальные группы и слои российского общества» 90-е гг. (Т.И. Заславская) и составляет таблицу.

Социальный слой

Состав

Верхний

Средний

Базовый

Нижний

Социальное дно


5 группа: Составьте модель социальной структуры стран России в 90-е гг. по следующим данным (80-90% - бедный класс, 5% - высший класс,14 % - средний класс).

Урок по обществознанию для 10 класса ««Социальная сфера»

Урок по обществознанию для 10 класса ««Социальная сфера»

6 группа: составляет схему современная стратификационная модель Российского общества по документу 5 «Социология в XXI веке: проблемы и тенденции развития (по материалам российских социологических конгрессов)»

1.Вывод урока: Мы выяснили, что на принадлежность человека к тому или иному слою влияют определенные факторы (экономика, власть и престиж) и в современном обществе существует стратификация, но наше общество открыто. Можем мы изменить свое социальное положение?

.Положение человека в обществе в значительной степени зависит от него самого: от его личных качеств, образования, квалификации.


Домашнее задание: сочинение-размышление на тему «Возможно ли достижение равенства в обществе, где существует социальное неравенство?»

ИЛИ "Неравенство необходимо для достижения некоего идеала человеческого совершенства, как индивидуального, так и коллективного"

и составление анкеты : составьте анкету из 5 - 10 вопросов, которая поможет наиболее точно определить социальное положение человека. (с позывом к следующей теме: «Социальная мобильность»)

Подведение итогов урока.

Вы сегодня плодотворно поработали. Спасибо за активность.

Портфолио оценивания (таблички со «Знайками»)

Рефлексия (по варианту на парту и на доске):

- сегодня я узнал...
- было трудно...
- я выполнял задания...
- я попробую...
- меня удивило...
- урок дал мне для жизни...
- мне захотелось...

Завершение: мы сегодня работали в парах и в группах, помогали друг другу, давайте поблагодарим своих одноклассников и пожмем друг другу руки.


Приложения.

  1. группа составляет диаграмму по документу «Основные изменения в социальной стратификации российского общества» Г.О.Петров

До революции 1917 г. в России официальным было со словное, а не классовое деление населения страны. Оно подразделялось на два основных сословия - податных (крестьяне, мещане) и неподатных (дворянство, духовенство). Внутри каждого сословия были более мелкие сословия и слои. Государство предоставляло им определенные права закрепленные законодательством. Сами права гарантировались сословиям лишь постольку, поскольку они выполняли определенные повинности в пользу государства. Государственный аппарат, чиновники регулировали отношения между сословиями.

Согласно переписи 1897 г., все население страны, а это 125 миллионов россиян, распределялось на следующие сословия: дворяне - 1,5% ко всему населению, духовенство -0,5; купцы - 0,3; мещане - 10,6; крестьяне - 77,1; казаки - 2,3%. Первым привилегированным сословием в России считалось дворянство, вторым - духовенство. Остальные сословия не являлись привилегированными. Те дворяне, которые являлись землевладельцами, составляли особую группу - класс помещиков.

Постепенно классы появляются внутри других сословий. Некогда единое крестьянство на рубеже веков расслоилось на бедняков (34,7%), середняков (15%), зажиточных (12,9%), кулаков (1,4%), а также мало- и безземельных крестьян, вместе составлявших одну треть всего крестьянства. Неоднородным образованием были мещане - средние городские слои, включавшие мелких служащих, ремесленников, кустарей, студентов и т. д. Из их среды и из крестьянства выходили русские промышленники, мелкая, средняя и крупная буржуазия. Казачество представляло собой привилегированное военное сословие, несшее службу на границе.

2 группа отвечает на вопрос к документу «Основные изменения в социальной стратификации российского общества» Г.О.Петров

К 1917 г. процесс классообразования не завершился, он находился в самом начале. Главная причина - отсутствие адекватной экономической базы: товарно-денежные отношения находились в зачаточной форме, как и внутренний рынок страны. Они не охватили основную производительную силу общества - крестьян, которые даже после столыпинской реформы так и не стали свободными фермерами.

Рабочий класс, численностью около 10 миллионов человек, не состоял из потомственных рабочих, многие являлись полурабочими, полукрестьянами. К концу XIX в. промышленный переворот не был полностью завершен. Буржуазия и пролетариат не стали основными классами общества. Октябрьская революция разрушила старую социальную структуру российского общества. А новую назвали бесклассовой. Так оно и было на самом деле, поскольку уничтожалась объективная и единственная база для возникновения классов - частная собственность. Начавшийся процесс классообразования был ликвидирован на корню.

Вопрос: Какой была социальная структура общества после революции 1917года?

3 группа составляет схему по документу 3. «Основные изменения в социальной стратификации российского общества» Г.О.Петров

Новая социальная стратификация, в целом сложившаяся в 40-50-е гг., основывалась на распределительных отношениях, а не на отношениях к собственности, к средствам производства. Несомненными ее достоинствами были стабильность и определенность: отношения между социальными стратами (или, точнее для данной системы, - социальными группами) полностью определялись и контролировались государством. Содержание государственной социальной политики составляло формирование квот, норм, системы доплат и компенсаций. Такая деятельность в условиях реального социализма эквивалентна рыночным механизмам регулирования. А дефицит благ, товаров и услуг, сопровождающий ранжированное распределение, создавал особые центростремительные силы и структурировал население и рабочую силу, управленческий аппарат. Смысл и цель социальной активности состояли в том, чтобы, устроившись определенным образом, можно было «достать» и «получить». Социально-учетные группы определялись в территориальном, отраслевом и должностном аспектах, хотя при этом официально провозглашалось, что социальная структура советского общества состоит из двух классов (рабочих и крестьян) и прослойки (интеллигенции). При этом если классы определялись по отношению к двум формам собственности (государственной и колхозно-кооперативной), также провозглашенными (в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг.), то для принадлежности к интеллигенции достаточно было иметь высшее образование.

Принято считать, что высшим и правящим классом советского общества был особый новый класс - номенклатура, куда входили те, кто состоял в штатной номенклатуре партийных органов, руководители предприятий, строительства, транспорта, сельского хозяйства, обороны, науки культуры, министерств и ведомств. Общая их численность составляла около 750 тысяч человек, а с членами семей численность правящего класса номенклатуры в СССР доходила до 3 миллионов, т. е. 1,5% всего населения.

  1. и 7 группа работает с документом 4 «Социальные группы и слои российского общества» 90-е гг. (Т.И. Заславская) и составляет таблицу

Под верхним слоем понимается прежде всего реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. К нему относятся элитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.

Второй слой назван средним, это мелкие предприниматели, менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие.

Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в трансформационном процессе достаточно сходна. Это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить, по возможности сохранить достигнутый статус, поддержать близких, поставить на ноги детей. Невозможность реализовать эти жизненно важные цели мобилизует представителей базового слоя общества на выражение массового социального протеста, включая самые острые формы.

Структура и функции нижнего слоя, замыкающего основную, социализированную часть общества, представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально- экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых, малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Эмпирически идентифицировать данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, малое образование, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы. Динамика численности и состава нижнего слоя может служить важным индикатором социальных результатов реформ.

Что касается "социального дна", то главной его характеристикой, на мой взгляд, служит изолированность от институтов большого общества, компенсируемая включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда замкнутость социальных связей преимущественно рамками самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни. Представителями "социального дна" являются преступники и полупреступные элементы - воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди - алкоголики, наркоманы, бродяги, бомжи и т.д.


  1. группа: составляет кластер современная стратификационная модель Российского общества по документу Социология в XXI веке: проблемы и тенденции развития (по материалам российских социологических конгрессов)

Наиболее острой в настоящее время в социальной сфере является проблема массовой бедности - происходит консервация нищенского существования почти 1/3 населения страны. Особую тревогу вызывает изменение состава бедных: сегодня к ним относятся не только традиционно малообеспеченные (инвалиды, пенсионеры, многодетные), ряды бедных пополнили безработные и работающие, величина зарплаты которых (а это четверть всех занятых на предприятиях) ниже прожиточного уровня.

В социальной структуре современной России можно выделить шесть слоев: 1) верхний - экономическая, политическая и силовая элита; 2) верхний средний - средние и крупные предприниматели; 3) средний - мелкие предприниматели, менеджеры производственной сферы, высшая интеллигенция, рабочая элита, кадровые военные; 4) базовый - массовая интеллигенция, основная часть рабочего класса, крестьяне, работники торговли и сервиса; 5) нижний - неквалифицированные рабочие, длительно безработные, одинокие пенсионеры; 6) «социальное дно» - бездомные, освобожденные из мест заключения и т.д.

Анализ изменений, происходящих в системе социальной стратификации по четырем основным параметрам, говорит о глубине, противоречивости переживаемого Россией трансформационного процесса и позволяет заключить, что на сегодняшний день она продолжает сохранять старую пирамидальную форму (характерную для доиндустриального общества), хотя содержательные характеристики входящих в нее слоев существенно изменились.Урок по обществознанию для 10 класса ««Социальная сфера»


© 2010-2022