МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ студентами по дисциплине ОП 21 Деловая культура

Учебная дисциплина Деловая культура является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 051001 Профессиональное обучение  (по отраслям).  Методические  рекомендации по выполнению  практической работы по учебной дисциплине Деловая культура разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины.   Содержание методических  рекомендаций по выполнению  практических работ по  данной учебной дисциплине соответствует требования...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

ГБОУ СПО Тольяттинский машиностроительный колледж










МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению практических работ студентами

по дисциплине ОП 21 Деловая культура

«общепрофессиональнальный цикл»

основной профессиональной образовательной программы


по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям).








Тольятти 2014г.


Одобрена

Методической комиссией

ОПД и СД профессии 051001 Профессиональное обучение (по отраслям).

Протокол № ___ от "____"_____20___ г.

Председатель МК

_____________________



Составлены в соответствии с

государственными требованиями к

минимуму содержания и уровню

подготовки выпускника


«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель НМР

______________ Т.Н. Луценко

"____"__________20____ г.


Разработал ___________ Филиппова Г.М., преподаватель ГБОУ СПО ТМК

Рецензент ____________ Казакова В.П.., преподаватель ГБОУ СПО ТМК





















СОДЕРЖАНИЕ


1. ВВЕДЕНИЕ 5

2. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОМ 10

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 30

Приложения 31



1. ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина Деловая культура является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 051001 Профессиональное обучение (по отраслям).

Методические рекомендации по выполнению практической работы по учебной дисциплине Деловая культура разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины.

Содержание методических рекомендаций по выполнению практических работ по данной учебной дисциплине соответствует требованиям Государственного стандарта профессионального образования.

В Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования в Тольяттинском машиностроительном колледже, на дисциплину деловая культура по специальностям профессионального образования отводится 84 часа. В том числе 46 часов аудиторной нагрузки в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах ОПОП среднего профессионального образования.

Рабочей программой предусмотрены практические работы в количестве 10 часов. Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию обучающегося, развивает общие креативные способности.

Методические рекомендации по выполнению практических работ студентами по общему профессиональному циклу ОП.21 «Деловая культура» состоят из порядка выполнения практической работы и списка рекомендуемой литературы.

Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности аудиторной работы студентов с предлагаемой преподавателем информацией, литературой и Интернет-ресурсами на основе организации их изучения.

Задачами методических рекомендаций по выполнению практических работ являются:

  • активизация самостоятельной работы студентов;

  • содействие развития творческого отношения к учебной дисциплине;

  • выработка умений и навыков рациональной работы с литературой и предлагаемой информацией;

  • управление познавательной деятельностью студентов.

Функциями методических рекомендаций по выполнению практических работ являются:

  • определение содержания работы студентов по овладению программным материалом;

  • установление требований к результатам изучения учебной дисциплины.

Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения студентов.

Цель преподавания дисциплины ОП.21 «Деловая культура»- сформировать у студентов представления об особенностях профессиональной культуры.

В результате изучения ОП.21 «Деловая культура» студент должен:

уметь:

  • осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил

культуры делового этикета;

  • пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе

межличностного общения;

  • передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований

культуры речи;

  • принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в

  • корректной форме;

  • поддерживать деловую репутацию;

  • создавать и соблюдать имидж делового человека;

  • организовывать рабочее место.

  • знать:

  • правила делового общения;

  • этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;

  • основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы,

  • убеждения, консультирования;

  • формы обращения, изложения просьб, выражения признательности,

  • способы аргументации в производственных ситуациях;

  • составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа,

  • аксессуары;

  • правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения.

Для выполнения практических работ необходимо пользоваться предлагаемой преподавателем информацией, которая предложена в списке рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсами или другими источниками по усмотрению студентов.

Практические работы рассчитаны на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа, позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия..

ПК 1.5. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 1.6. Анализировать занятия и организацию практики обучающихся.

ПК 1.7. Вести документацию, обеспечивающую учебно-производственный процесс

ПК 2.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 2.3. Организовывать различные виды внеурочной деятельности и общения обучающихся.

ПК 2.5. Обеспечивать взаимодействие членов педагогического коллектива, родителей (лиц, их заменяющих), представителей администрации при решении задач обучения и воспитания.

ПК 4.1. Участвовать в планировании деятельности первичного структурного подразделения.

ПК 4.5. Обеспечивать соблюдение техники безопасности.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



2. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОМ

По каждому вопросу, выносимому на практическое изучение, приведены методические рекомендации.

Результаты практических работ по «Истории» оформляются в соответствии с требования к заданиям по изучению учебного материала.

Задания:

Практическая работа №1.

Решение ситуативных задач «Культура поведения и этика взаимоотношений учащийся и преподаватель»

Тему 2.1.

Этические нормы делового общения.

Цель: научиться решать различные ситуативные задачи.

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Задание: Решение ситуативных задач «Культура поведения и этика взаимоотношений учащийся и преподаватель»

Порядок выполнения задания:

1. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных источниках

  1. Проанализировать схему решения задач.

  2. Решить задачи

  3. Оформить отчет

Пояснения к теме:

Схема решения задач:

Проанализировать микросреду, в которой происходит действие, событие, явление.

Перевести факты, данные в задаче, на язык педагогических категорий.

Выявить противоречие, источник развития анализируемого события, действия, явления.

Определить характер, форму и направленность этого развития.

Выдвинуть гипотезу в виде предполагаемого ответа или пути его поиска.

Выявить, достигло ли цели педагогическое воздействие учителя, воспитателя, вожатого, родителей и других лиц.

Указать ошибки, допущенные в данной ситуации.

Назвать, какие формы, методы, средства педагогического воздействия можно было бы использовать в данной ситуации для получения положительного результата.

Определить, какой положительный опыт можно взять себе на вооружение.

Сделать выводы и оценить задачу с точки зрения ее типичности для педагогической деятельности учителя.

Ситуативные задачи:

Задача 1. Нас было восемь молодых, уверенных в своей непогрешимости учителей со сверкающими голубыми ромбиками на лацканах пиджаков.

Бесстрашные и веселые, мы были деятельны. Я был уверен: мой IX А - славные ребята. И с чувством снисходительного превосходства поглядывал на учителей, у которых то и дело возникали со своими классами какие-то проблемы.

И вдруг мой расчудесный IX А в полном составе сорвался с урока. С моего урока! Они шли мимо меня, постукивая каблучками и шаркая подошвами. Когда шествие кончилось, я увидел: не все ушли, человек шесть осталось.

- Что же не уходите? - протолкнул сквозь зубы.

- А мы не согласны уходить.

Вот они, самые честные, самые надежные. А те предатели... Потом я понял: нет, и эти не ангелы, и те не злодеи. Просто для меня они были первыми, но я-то у них был не первым, и они меня испытывали. Но как бы там ни было, а кашу надо расхлебывать. Только как?

Мы обнаружили, что зачинщиками оказались как раз те "самые честные, самые надежные", что не ушли, а остались. И передо мной вдруг открылся целый мир невидимых хитросплетений: симпатий и антипатий, привязанностей, взаимопритяжений и взаимоотталкиваний - всего, что скрывается за этим словом: класс. И мне стало страшно. Ведь не стану же я ремонтировать телевизор, хотя и прекрасно знаю принцип его работы: побоюсь повредить что-нибудь в затейливой путанице разноцветных проводков. Как же я тут-то управлялся? Сколько невидимых нитей перервал, сколько растоптал, ничего не ведая, не чувствуя. Вся эта история стала для меня настоящим курсом педагогики.

Проанализируйте ситуацию. Знание каких педагогических закономерностей и теоретических положений поможет учителю выйти победителем из создавшейся конфликтной ситуации? Педагогика - это наука или искусство воспитания? Почему порой отличная оценка по курсу педагогики не всегда обеспечивает успех в практической работе с воспитанниками?

Задача 2. Как-то молодой хирург, только что окончивший медицинский институт, оказался в группе учителей, ведущих разговор о своей профессии.

- Я не кончал педагогического вуза,- сказал он,- но мог бы преподавать в школе любой предмет.

- Я тоже мог бы работать хирургом,- возразил ему один из учителей,- но только до первой операции.

- Сколько людей, имеющих сельскохозяйственное, техническое образование, никогда не изучавших педагогику, психологию и методику, успешно работают в школе,- отстаивал свое мнение хирург.- Важно на первых порах показать человеку, как составлять план, конспект урока, и усвоить ряд советов завуча: не давать домашнего задания под звонок, ставить сначала вопрос, а потом можно вполне оперировать знанием учебного материала, своими коммуникативными способностями и добиваться приличных результатов в педагогической практике. Главное учителю хорошо знать свой предмет, добросовестно относиться к своей работе, и все будет хорошо без вашей педагогики.

- Но ведь педагогическое мастерство - это творческая деятельность,- возразил один из участников спора,- конечно, оно может быть выработано в процессе непосредственного учительского труда. Но ограничиваться в педагогической работе только практическими рекомендациями, очевидно, недостаточно. Иначе учитель превратится в кустаря, ремесленника.

- О чем спор,- включился в разговор другой учитель,- ведь сама школа, как ни странно, обходится без педагогики. Главное опыт, а все остальное приложится.

- Ну, нет,- возразил ему один из коллег,- прежде всего нужно обращать больше внимания на теоретическую подготовку будущего учителя, учить анализировать соответствующие ситуации; опираясь на знание закономерностей развития личности ученика и закономерностей процессов воспитания и обучения, развивать профессионально-педагогическое мышление.

- О какой теории может идти речь?! Педагогика - это ведь не медицина. В ней нет точных диагнозов и рецептов,- продолжал развивать свою точку зрения молодой хирург.- Вчерашний школьник, не приступив еще к изучению педагогики, уже знает ее... То есть, конечно, знает не педагогику, а очень многое из того, что вроде бы относится все-таки к ней.

Рассудите, кто же прав. На чьей стороне истина? Почему иногда бытует мнение о том, что педагогика - это не наука? Какую роль она выполняет в профессиональном становлении учителя, в совершенствовании его педагогической м культуры?

Задача 3. У одноклассницы Муськи,- вспоминает учительница,- была пишущая машинка. Она на ней подрабатывала, перепечатывала различные материалы. Как-то после выходного дня Муська сообщила: "Вчера совсем не занималась, целый день стучала на машинке. Зато теперь обеспечена по крайней мере концертов на пять в консерваторию". За такой обеспеченностью она гналась. А платье-то у Муськи было одно-единственное на все случаи жизни, а ее туфли..."

И от воспоминаний учительница перешла к тому, что ее очень волновало: "А современные мои ученицы? Это хорошо, что у моих девочек туфли не такие, какие были у Муськи, и не по одной паре. И им вовсе не обязательно весь выходной день напролет "стучать" для заработка. Но у них другие теперь потребности: они просят денег на замшевую сумку с бахромой, на батник, на перчатки, на колготки и снова на сумку, только вот на билеты в театр никогда, а картинная галерея им "до лампочки", а галерея ГУМа - источник вожделенных радостей, а билеты на концерт им не нужны. Неужели изобилие вещей порождает вещизм и все вытекающие из него последствия.

В чем же причины преклонения перед вещами? Где источник бездуховности? Может ли учитель "вылечить" своих воспитанников от подобных "заболеваний"? Каковы пути воспитания у школьников высоких духовных потребностей?

Практическая работа № 2.

Работа с таблицей «Современный речевой этикет».

Тема 2.2 Основы деловой коммуникации

Цель: научиться выделять основы деловой коммуникации, уметь проводить аналогию и делать выводы

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Задание: Заполнить таблицу:«Современный речевой этикет».

Порядок выполнения задания:

  1. Повторить информацию по теме урока .

  2. Проанализировать дополнительную информацию.

  3. Заполнить таблицы

  4. Ответьте на контрольные вопросы

Таблица 1:

Виды общения

Сходство

Различия

Вербальное

Невербальное


Таблица 2:

Коммуникативные барьеры

Характеристика барьеров

Барьер непонимания


Барьер социально-культурного различия


Барьер отношений


Контрольные вопросы:

  1. Почему эффективность общения связывают с коммуникативной стороной?

  2. Что означает выражение читать человека?

  3. Назовите виды невербального общения.

Практическая работа №3.

Решение профессиональных задач: «Виды психологических механизмов восприятия».

Тема 3.1. Конфликтные ситуации в деловом общении.

Цель: научиться выделять конфликтные ситуации в деловом общении.

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Задание: Решить профессиональные задачи: «Виды психологических механизмов восприятия».

Порядок выполнения задания:

  1. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных источниках.

  2. Проанализировать выбранную информацию.

  3. Решить ситуативные задачи

  4. Ответить на контрольные вопросы.

Пояснения к теме:

Схема решения задач:

Проанализировать микросреду, в которой происходит действие, событие, явление.

Перевести факты, данные в задаче, на язык педагогических категорий.

Выявить противоречие, источник развития анализируемого события, действия, явления.

Определить характер, форму и направленность этого развития.

Выдвинуть гипотезу в виде предполагаемого ответа или пути его поиска.

Выявить, достигло ли цели педагогическое воздействие учителя, воспитателя, вожатого, родителей и других лиц.

Указать ошибки, допущенные в данной ситуации.

Назвать, какие формы, методы, средства педагогического воздействия можно было бы использовать в данной ситуации для получения положительного результата.

Определить, какой положительный опыт можно взять себе на вооружение.

Сделать выводы и оценить задачу с точки зрения ее типичности для педагогической деятельности учителя.

Ситуативные задачи:

Задача 1. Ребята в школе звали его Валерка-стриж. И действительно, если посмотреть на него со стороны, держа в руках секундомер, то за шесть уроков и пять перемен трудно засечь его спокойным хотя бы пятнадцать секунд. Валерка приносил с собой в школу вихрь мальчишеских порывов, шалостей, незаконченных уличных дел. Они поглощали его энергию, будоражили на уроках. Учился он плохо, хотя был способным.

Валерка тяготился делами класса. Когда ему говорили: "Останься, сегодня придут знатные гости - орденоносцы",- он все равно убегал. Не хотел он разучивать песни и "участвовать" в художественной самодеятельности. Как-то вожатый Леша схитрил:

- Валера, сегодня сбор звена, так ты не мешкай и после звонка - домой.

Мне тоже не хочется сидеть, так и я с тобой. Только ты меня за углом школы подожди. Хорошо?

- Хорошо,- обрадовался Валерка.

Так Леша сумел найти "подход" к Валерке. Домой они шли вместе. Мальчишка разоткровенничался:

- Надо скорее на базар бежать, добывать корм голубям. Надо лезть на крышу и ставить шест. К вечеру надо Витьке-футболисту папирос достать, которые я ему проиграл... Так неожиданно перед вожатым раскрылась "программа практических дел" подростка, которую задала ему улица.

Проанализируйте "программу практических дел" подростка. Можно ли сказать, что она полностью направлена на формирование антиобщественного поведения, что в ней отсутствуют здоровые познавательные интересы и потребности, которые можно было бы использовать для развития у подростка высоких познавательных потребностей, определивших бы перелом в его духовном развитии? Какими должны быть действия педагога после его открытия?

Задача 2. В учительской возник спор. Одни учителя считали, что основой основ обучения является мастерство учителя формировать "аппетит" к знаниям, умение сделать интересным каждый урок.

Другие делали упор на воспитании способности преодоления трудностей, приводя известное выражение об отсутствии столбовых дорог в науке, и признавали мнение первых ошибочным, полагая, что интересная учеба приучает только к интересной работе, а в жизни приходится часто заниматься неинтересными, порой скучными, но нужными делами.

Кто же из них прав? Каким должно быть современное обучение?

Задача 3. Это была первая тройка по математике. Пятиклассник Слава Лихачев бережно принял дневник из рук учительницы. Сел за парту. Он еще раз взглянул в него и убедился, что тройка не миф, не фантазия, а счастливая реальность. Мысли мальчика то и дело возвращались к одержанной победе. Он думал о том, как начнет теперь исправлять двойки по другим предметам, как он наконец-то разделается со славой трудного ученика, о том, как обрадуется мать.

Опьяненный приятными мыслями, Славка не заметил, как пролетело полурока. Он то и дело приоткрывал дневник и поглядывал на заветную отметку. Ему казалось - вот сейчас он откроет дневник, а ее уже и след простыл. Но стоило ему открыть дневник - троечка первая кидалась к нему навстречу.

В один из таких моментов, как будто издалека, он услышал голос Татьяны Ивановны:

- Лихачев, что ты все с дневником возишься? А ну-ка повтори мой вопрос!

Повторить вопрос Слава не мог. Он не услышал его.

- Давай сюда дневник! - оскорбилась его молчанием учительница. Славка инстинктивно спрятал дневник в парту. Но это подлило масла в огонь.

И не успел Славка что-то возразить, о чем-то попросить, как тройку, на которую он возлагал такие большие надежды, учительница переправила на двойку...

Он стиснул зубы, стукнул кулаком по дневнику, нагло ухмыльнулся в лицо учительнице.

Заметила ли учительница, что допустила ошибку? Как нужно было поступить в данной ситуации? Предложите варианты действий учителя в подобной ситуации. Что следует предпринять для исправления этой педагогической ошибки?

Задача4. Паша Семенов бойко, уверенно отвечает урок. Обычно чуточку медлительный, неуверенный в себе, он сейчас как-то преобразился.

- Османские завоеватели отличались неслыханной жестокостью,- рассказывал он.- Но болгарские партизаны уходили в леса и вели мужественную борьбу с османскими захватчиками.

Свой ответ он заканчивает словами: "Наши дали клятву бороться до конца".

- Постой, постой, о чем ты говоришь? Кто это наши? - спрашивает учитель истории.

Паша смолк и посмотрел на него так, словно увидел впервые. Он не понял, почему его остановили.

- Конечно, наши. Ведь болгарские партизаны вели справедливую войну!

Паша смотрел на учителя уверенно, ни на минуту не сомневаясь в своей правоте. И даже был удивлен: как это учитель не может понять таких простых вещей?

Как поступить учителю? Ведь история - точная наука. Со стороны воспитательной - мальчик прав, у него верное чутье на своих и чужих. Как снять противоречие между воспитательными и образовательными задачами обучения в данной ситуации?

Контрольные вопросы:

  1. Что оказывает влияние на первое впечатление о человеке?

  2. Какие факторы встречаются при восприятии людьми друг друга?

  3. Какие типичные искажения при восприятии вы знаете?

Практическая работа №4. Решение профессиональных задач: «Анализ конфликтных ситуаций».

Тема:3.2. Стресс и конфликт.

Цель: научиться выделять причинно-следственные связи между стрессом и конфликтом.

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Задание: Решите профессиональные задачи: «Анализ конфликтных ситуаций».

Порядок выполнения задания:

  1. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных источниках.

  2. Проанализировать выбранную информацию.

  3. Решить ситуативные задачи

  4. Ответить на контрольные вопросы.

Пояснения к теме:

Схема решения задач:

Проанализировать микросреду, в которой происходит действие, событие, явление.

Перевести факты, данные в задаче, на язык педагогических категорий.

Выявить противоречие, источник развития анализируемого события, действия, явления.

Определить характер, форму и направленность этого развития.

Выдвинуть гипотезу в виде предполагаемого ответа или пути его поиска.

Выявить, достигло ли цели педагогическое воздействие учителя, воспитателя, вожатого, родителей и других лиц.

Указать ошибки, допущенные в данной ситуации.

Назвать, какие формы, методы, средства педагогического воздействия можно было бы использовать в данной ситуации для получения положительного результата.

Определить, какой положительный опыт можно взять себе на вооружение.

Сделать выводы и оценить задачу с точки зрения ее типичности для педагогической деятельности учителя.

Ситуативные задачи:

Задача 1. На прошлой неделе ребятам было дано домашнее сочинение на тему "Вот и стали мы на год взрослей". Восьмиклассники написали работы, состоящие из цитат и общих фраз. "За что-то решили меня наказать! - расстроенно говорила в учительской преподаватель и классный руководитель VIII А класса Полина Андреевна.- Учишь их, учишь, сил не жалеешь, и вот тебе благодарность..." Коллеги сочувствовали ей, вспоминали аналогичные случаи из своей собственной практики. Самые мудрые советовали ей поскорее забыть о случившемся. Но Полина Андреевна решила поговорить с ребятами о сочинении. И вот сегодня состоялся классный час, разговор о котором бурно продолжался в коридоре.

- А знаешь, что задело Полину больше всего? Что мы всем классом взбунтовались,- сказала какая-то девочка.

- А Володька Голубкин до сих пор никак в себя не может прийти.

- Ну ему-то обиднее всех! Ведь он сочинение не как все мы, а от души писал.

- Слушай, Володя, дай нам твое сочинение почитать.

Мальчик вынул тетрадь из портфеля и отдал ребятам. Одна из девочек принялась читать вслух: "Год - слишком небольшой отрезок времени для того, чтобы коренным образом изменить характер человека. Нужны большие перемены, а их у меня не было в прошлом году. Но все же я замечаю, что стал несколько другим. Во-первых, более спокойным, во-вторых, более последовательным. Если раньше я начинал что-нибудь делать и у меня возникали хоть малейшие сомнения насчет этого дела, я его тут же бросал. Сейчас я прежде всего подумаю, разберусь во всем и только потом приму какое-либо решение. Но самое главное изменение в моем характере за последний год - это то, что я стал более спокойным. Раньше я волновался из-за всякого пустяка..."

Автор сочинения, словно заново что-то переживая, потупился и стоял совершенно красный.

- Так хорошее же сочинение... И чего ей не понравилось?

- А вот смотри, тут же все написано: "Что-то не заметила в тебе я особых перемен. Мысли-то правильные, но на бумаге у тебя одно, а в жизни совсем другое".

- Зачем же это писать, если сама дала сочинение на такую тему? - i сказал кто-то.- Ведь она издевается над Володькой...

- Ты же знаешь, что Полина всегда так ведет себя. Что ей до нашего самолюбия?

За что же решили наказать своего учителя и классного руководителя восьмиклассники? Какие серьезные педагогические промахи допустила учительница в своей работе?

Задача 2. Первая учительница приветливо улыбалась каждому. Мальчик доверчиво протянул ей руку, и она ввела его в класс. Он сел за первую парту у учительского стола. Через месяц он сидел за последней. Через полтора - болтался под окнами класса, а потом вообще не появлялся в классе. Бабушка написала в редакцию. Она не просила о помощи и не осуждала учительницу. Она просто не понимала, почему опытная учительница объявила войну мальчику, у которого и без того довольно много переживаний: отец бросил их, мать вышла за другого, мальчик тяжело переживает семейную драму и свое одиночество. Войну двойкой, душевной черствостью, нежеланием видеть в ученике, пускай первокласснике, человека.

"Какая там война? - учительница недоумевает.- Я всегда старалась научить всех. Легко ли? У меня их 40". Свои действия она объясняет просто. Двойки? Но ведь не ему одному она ставила двойки за грязь! Другие молчали, а он что - особенный? Пересадила назад? Так он мешал вести урок. Ему все на лету давалось, а другим? Всеми она была довольна. И только он - словно гадкий утенок - выбивался из общего ряда: был то беспричинно весел, то замкнут и угрюм.

- Опять в облаках витаешь? - одергивала его учительница. Ему полагалось не думать о своем - учиться.

В конце урока отбирались лучшие тетради. Он с надеждой глядел на учительницу. Вдруг произойдет чудо? И разочарованно отворачивался к окну. За полтора месяца его не похвалили ни разу. "В воспитательных целях",- объяснила учительница.

Все их разговоры по душам происходили примерно так:

- Ну, тебе не стыдно? Что ты маме напишешь? - спрашивала она. Спрашивала "для порядка". И не понимала, что не родители - она сама восстанавливает ученика против себя.

Проанализируйте сложившуюся ситуацию и объясните причины конфликта между учителем и учеником. Что необходимо предпринять для устранения этой причины?

Задача 3. Ученик VI класса Сережа К. Умственные способности развиты полноценно, но учится посредственно. В характеристике учителя отмечается: "Не старателен. Небрежно относится к своим школьным обязанностям, наспех выполняет домашние задания, не внимателен. Не проверяет себя. Не обязателен, недобросовестен по отношению к учителю, родителям, товарищам". Эта характеристика составлена учителем в конце учебного года, на протяжении которого с Сережей велась большая воспитательная работа. Вся работа сводилась к тому, что его критиковали, прорабатывали в присутствии всего класса и посторонних, но мальчик не проявлял при этом никаких признаков стыда, неловкости. В конечном итоге из него удавалось "выдавить" обещания: "Больше не буду". Но произносил он их, словно под диктовку, чтобы избавиться от дальнейших нареканий.

Каковы причины негативного отношения подростка к учебному процессу? Психологи утверждают, что "отношение к учению как условие успешности всего учебно-воспитательного процесса в школе должно непременно опираться на отношение к самому себе, переживаемое в виде особого комплекса нравственных чувств, которые образуют внутренне связанное целое". Исходя из этого положения, выявите ошибки, допущенные педагогом в воспитательной работе. Наметьте программу перестройки дальнейшей деятельности учителя.

Контрольные вопросы:

  1. Какие стратегии в конфликтной ситуации существуют?

  2. Какая стратегия характерна для вас?

  3. Что запрещено в конфликте?

Практическая работа №5. Работа с деловой документацией.

Тема: 4.1 Современный речевой этикет.

Цель: знать особенности речевого этикета

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Задание: Составить резюме и письма с просьбой о приеме на работу.

Составить письмо с «Выражением благодарности за прием»

Порядок выполнения задания:

  1. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных источниках.

  2. Проанализировать выбранную информацию.

  3. Составить резюме, составить благодарственное письмо.

Пояснения к теме:

Как написать резюме

Резюме - официальный документ, правила написания которого регламентированы руководством по делопроизводству.

Объем и требования к оформлению:

Необходимо продумать несколько вариантов резюме - для отправления по почте (или вручения лично), по факсу, в электронном виде по E-mail. Однако тексты должны быть идентичными. Различаться может оформление - удачно подобранная фотография украсит резюме, но подумайте, как она будет выглядеть, полученная по факсу.

Первое незыблемое правило - объем резюме не может превышать одной, максимум двух страниц формата А4, причем желательно, чтобы ключевая информация находилась на первой странице. Если же объем этого не позволяет, то подумайте, какой информацией вы можете пожертвовать. Однако, если у человека большой опыт работы, это создает определенные сложности и ограничения, но при наборе резюме на компьютере, есть возможность обойти это правило: измените размер шрифта, хотя это и не желательно - резюме должно читаться легко.

Если резюме занимает больше одной страницы, в конце страниц указывается, что продолжение находится на следующем листе. На всех листах, кроме первого печатается номер листа и указывается фамилия.

Если по объему резюме получилось на одну неполную страницу, информацию необходимо расположить так, чтобы страница была полностью занята текстом.

Чтобы написать "правильное" резюме, необходимо использовать один шрифт, желательно Times New Roman либо же Arial. Множество шрифтов разных размеров нечитабельны! Строгий стиль оформления - непременное условие. Не стоит также демонстрировать возможности фильтров Adobe Photoshop: резюме - это документ.

Что касается размера шрифта, то стандартным для резюме считается шрифт 12-го размера. Необходимо, чтобы все содержимое было одного размера.

Каждый раздел резюме должен быть отделен от предыдущего.

Заголовки лучше выделять жирным и/или подчеркиванием.

Обязательно проверьте правописание (кнопочка F7 в редакторе Word). У резюме с ошибками нет никаких шансов.

Резюме должно быть написано простым языком.

Для документов такого типа рекомендуется следующая разметка страницы: верхнее поле - 2 см, правое - 2 см, нижнее - 2 см, левое 2,5 см. Допускается сужение поля на сантиметр и вместо стандартного 12-го размера шрифта использование 10-го. В то же время вариант с уменьшением шрифта приемлем только в том случае, если резюме будет отправлено работодателю по E-mail-у или вручено лично. В случае отправления резюме по факсу, размер шрифта меньше 12 лучше не использовать, иначе резюме невозможно будет прочитать.

Для резюме используется бумага белого цвета, хорошего качества.

Образец благодарственного письма:

Благодарственное письмо (образец приведен далее) составляется для выражения благодарности за какие-либо действия или оказанные услуги. Его направляют в адрес организации или непосредственно человеку, которого хотят отметить.

Письмо-благодарность можно написать в произвольной форме. Но при этом используют более теплую, дружелюбную манеру изложения, чем это обычно принято делать при составлении деловых писем. Благодарственное письмо может быть инициативным или быть написано как отклик на поздравление, приглашение и т.д.

В тексте упоминают событие, в связи с которым направляется письмо-благодарность. Либо можно перечислить заслуги получателя благодарственного письма.

Оформлять такого рода письма принято на фирменном бланке, тогда необходимо указать весь необходимый комплекс реквизитов (смотрите образец). Либо допускается оформить его на специальной открытке. Наличие подписи обязательно, в некоторых случаях ставится печать.

Благодарственные письма могут также выполнять роль награды. В данном случае они приобретают схожее значение с почетной грамотой, дипломом и т.д. и не имеют уже функции обмена информацией.

Благодарственное письмо - образец текста «за сотрудничество».

Уважаемый Вадим Денисович!

Благодарим коллектив ОАО «Гудок» за участие в реализации проекта по реконструкции торгового центра «Паллада». Было очень приятно ощущать со стороны работников Вашей компании оперативность и технически грамотное отношение к работе в течение всего периода нашего сотрудничества.

Хочется особенно отметить вклад менеджера Гореликова Ивана Павловича. Его профессионализм и глубокое знание дела позволили сократить сроки проведения работ и значительно уменьшить затраты.

Мы надеемся на дальнейшее успешное развитие наших деловых отношений. Желаем Вам и Вашей компании новых достижений и финансового благополучия!

Генеральный директор

К.Ф. Спорочкин


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


Основная литература:

  1. Бороздина Г.В. «Психология делового общения», М.; ИНФРА-М, 2009.

  2. Кропоткин П.А., «Этика», М., Просвещение, 2006.

  3. Шаламова Г.М. «Деловая культура и психология общения», М., «Академия» salestraining.ru/cor_com5.html.

  4. moscow-expert.ru

  5. begin.ru/main/news_and_articles/articles/Gramotnost_MBA

Дополнительная литература.


  1. Дейл Карнеги «Как завоевать друзей и .. .»,М., Просвещение, 2008

  2. Дебрович А.Б. «Воспитателю о психологии и психологическое общение», М.,Просвещение,2007.

  3. Формановская А.И. «Употребление русского речевого этикета», М., «Русский язык», 2006.




Приложения

Приложение 1

Оформление отчета

По окончании работы студентам необходимо оформить отчет в установленной форме. Для оформления отчета студенты могут воспользоваться как исходной информацией по заданной тематике, так и информацией, добытой в результате самостоятельного поиска.

Содержание отчета

Практическая работа должна оформляться на листах формата А4.

Отчет должен содержать:

- тему работы;

- цель работы;

- задания;

- выводы;

- ответы на контрольные вопросы.

При необходимости отчет может содержать документы, фото, аудио- и видеоинформацию.

Допускается оформление отчета в виде презентации Power Point (в данном случае работа сдается на электронном носителе информации).


© 2010-2022