- Преподавателю
- Обществознание
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Юрасова О.И. |
Дата | 12.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА, ЦЕЛИ, ЗАДАЧ
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Обществознание сост. Э,Д, Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.; Дрофа, 2007год
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003г. № 2783)
- Примерной программы основного общего образования по обществознанию Сборник. -М.: Дрофа, 2007.Авторской программы по обществознанию Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. -М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007
В календарно-тематический план по обществознанию для 8 класса по изучению основ бюджетной грамотности на основании пунктов 4,5 протокола совещания у Министра РФ от 21 апреля 2014 г. № АМ-П36-37 пр «О календарном плане рабочей группы по развитию проекта «Бюджет для граждан в 2014 году» включены следующие темы: «Карманные деньги: за и против», «Бюджет моей семьи», «Бюджет государства и семьи», «Государственный бюджет РФ», «Банковская система России», «Пенсионные программы».
Рабочая программа 8 класса рассчитана на 35 учебных часов, по 1 часу в неделю
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по обществознанию на начало учебного года
Курс 8 класса является продолжением курса «Обществознание», который учащиеся изучали в 7 кл. При разработке содержания и основ методики курса для семиклассников учитывались не только особенности психологии подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в 7 классе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся
Объяснить значение понятий.
В результате изучения курса обществознания в 8 классе учащиеся должны
знать:
-
Основные понятия и термины;
-
Психологический портрет личности в подростковом возрасте;
-
О характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными группами;
-
Свои права и обязанности;
-
уметь:
-
применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера;
-
получать социальную информацию из разнообразных источников;
-
ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, находить ответы на вопросы.
иметь представление:
-
о специфике развития личности в подростковом возрасте.
Цели и задачи курса обществознания в средней школе.
Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении восьмиклассников:
-
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
-
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций:
-
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
-
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
-
на использование элементов причинно-следственного анализа;
-
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
-
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
-
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
-
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
-
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
-
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
-
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Задачи курса:
-
Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
-
Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
-
Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
-
Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
-
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
Межпредметные связи на уроках обществознания:
Курс «Обществознание» в 8-9 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ( 35 ч.)
Глава 1. Общество и человек (10 часов)
Тема 1. Что такое общество
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации
Основные понятия темы: общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, мировое сообщество, глобализация.
Тема 2. Человек природа общество
Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Основные понятия темы: природа, глобальные проблемы, экологические программы, ВООП, МСОП, «Гринпис»
Тема 3. Типология обществ
Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни.
Основные понятия темы: дописьменные общества, письменные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное общество.
Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Основные понятия темы: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция.
Тема 5. Личность и социальная среда
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
Основные понятия темы: личность, человек, индивид.
Тема 6. Потребности человека
Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Основные понятия темы: потребность, удовлетворение потребностей, иерархическая теория потребностей.
Тема 7. Социализация и воспитание
Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Основные понятия темы: социализация, культурные нормы, воспитание.
Тема 8. Общение
Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
Основные понятия темы: общение, этикет, манипуляция, речевое, неречевое.
Глава 2. Экономическая сфера (11 часов)
Тема 9. Что такое экономика
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство , потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок - основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров. «Банковская система России»
Основные понятия темы: экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, обмен, отрасль.
Тема 10. Товар и деньги
Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе. «Карманные деньги: за и против»
Основные понятия темы: деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.
Тема 11. Спрос и предложение
Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
Основные понятия темы: спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, закон предложения, цена.
Тема 12. Рынок, цена, конкуренция
Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Основные понятия темы: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.
Тема 13. Предпринимательство (1 час)
Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.
Основные понятия темы: предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес.
Тема 14. Роль государства в экономике
Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог. «Государственный бюджет РФ»
Основные понятия темы: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика.
Тема 15. Бюджет, государства и семьи
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия. «Бюджет государства и семьи»
Основные понятия темы: доходы, расходы, дефицит бюджета, профицит.
Тема 16. Труд
Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
Основные понятия темы: труд, заработная плата, досуг, безработица.
Глава 3. Социальная сфера (11 часов)
Тема 17. Социальная структура
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. статусные символы и знаки отличия.
Основные понятия темы: социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, статусные символы.
Тема 18. Социальная стратификация
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс. «Пенсионные программы».
Основные понятия темы: социальная стратификация, класс, престиж, образ жизни, доход.
Тема 19. Богатые
Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни.
Основные понятия темы: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские».
Тема 20. Бедные
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность.
Основные понятия темы: бедность, порог бедности, нищета.
Тема 21. Этнос: нации и народности
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты.
Основные понятия темы: этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация.
Тема 22. Межнациональные отношения
Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Основные понятия темы: межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты.
Тема 23. Конфликты в обществе
Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов.
Основные понятия темы: конфликт, компромисс, посредничество, арбитраж, конфронтация.
Тема 24. Семья
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль. «Бюджет моей семьи»
Основные понятия темы: семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод.
Введение 1 ч.
Итоговое занятие 1 ч.
Резервный урок 1 ч.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
-
№
п\п
Наименование раздела
Количество часов
1.
Наука о человеческой вселенной
1
2.
Общество и человек
10
3.
Экономическая сфера
11
4.
Социальная сфера
11
5.
Итоговое занятие
1
6.
Резервный урок
1
Итого:
35
тематическое планирование по
Обществознанию 8 класс
№
п/п
Наименование раздела программы
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы
минимального
содержания
образования
Элементы
дополнитель
-ного содержания образования
Требования
к уровню
подготовки
обучающихся
Вид
контроля
Домашнее
задание
Дата
План
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
Наука о человеческой вселенной
(1 ч)
Наука о человеческой вселенной
1
Вводный урок
Науки, которые изучают общество.
Обществознание
в школе.
Учебник обществознания как источник знаний, его специфика.
Понятия и термины: социум, субъективное знание, парадокс, методы обществознания, научное знание
Уметь:
- называть науки, изучающие общество, их особенности, связи;
- характеризовать учебник обществознания и учебные пособия.
Знать понятия и термины: социум, субъективное знание, парадокс, методы общество-знания, научное знание
Для всех учащихся: с. 4-8, основные понятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
2
Общество и человек
(10 ч)
Общество,
его признаки, строение и место в мировом сообществе
1
Комбинированный урок
Понятие общества и его основные признаки.
Основные сферы общественной жизни. Мировое сообщество. Понятия, термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация
Уметь:
- объяснять понятия: общество, государство, страна;
- называть основные сферы жизни общества;
- характеризовать их;
- приводить примеры многообразия и единства мира.
Знать понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация
Фронтальный опрос
Для всех учащихся: §1, в. 1-4, 7, основные понятия.
Конструктивный уровень: таблица «Элементы страны, государства, общества», в. 5
3
Взаимосвязь природы
и общества
1
Урок-практи-
кум
Природа как основа возникновения
и жизнедеятель-
ности человека и общества.
Взаимоотношения человека ,природы.
Экологические проблемы. Экологические программы и защита окружающей среды.
Уметь:
- объяснять взаимосвязь
природы и общества;
- характеризовать экологические проблемы.
Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи;
Практи-ческая работа
Для всех учащихся:
§ 2, основные понятия.
Репродуктивный уровень: практикум, с. 25.
.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Понятия, термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, неконтролируемое изменение окружающей среды, экологические программы
знать понятия
и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, неконтролируемое изменение окружающей среды, экологические программы
Творческий
уровень: мини-исследова-ние
о воздействии человека на природу
4
Типология обществ
1
Интегрированный урок
Типы обществ.
Особенности хозяйства и образа жизни охотников
и собирателей, зарождение производящего хозяйства.
Традицион-ные, индустриальные и информаци-онные общества.
Движущие силы обществен-ного развития
Знать разные подходы к типологии обществ;
сравнивать различные типы обществ.
Уметь анализировать характерные черты общества, определять его тип;
давать определения понятий: типология обществ, общественно-экономическая формация.
Знать понятия и термины: дописьменные, письменные общества, простые и сложные общества.
Урок - путешествие во времени.
Для всех учащихся:
§ 3,
в. 1-3, основные понятия.
Творческий
уровень: мини-сочинение
«Труд и историческая эпоха»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
5
Социальный прогресс
и развитие
общества
1
Урок-практикум,
групповая работа
Основные закономерности развития человеческого общества. Почему ускоряется история?
Закон неравномерного развития народов и наций мира.
Социальный прогресс. Реформы
и революции
Понятия, термины: закон ускорения истории, социальный прогресс
и регресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы
Социальные изменения и их формы. Эволюция
и революция
Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР;
объяснять сущность закона ускорения истории, аргументируя свой ответ конкретными примерами;
пояснять сущность социального прогресса, включающего
в себя экономический, технический и культурный прогресс;
Знать понятия и термины: закон ускорения истории, социальный прогресс и регресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы
Практи-ческая работа
Для всех учащихся:
§ 4, в. 1-3, основные понятия.
Репродуктивный уровень: практикум, с. 39.
Конструктивный уровень: схема «Социальный прогресс».
Творческий
уровень: в. 7
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
6
Личность
и социальная среда.
1
Комбинированный урок
Качества человека: прирожденные и приобретаемые.
Человеческая личность.
Роль семьи и социальной среды в воспитании личности.
Понятия, термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуально-сть, личность; противоречия становления, моральные нормы, духовные
Социализа-ция индивида. Факторы
формирования личности
Уметь:
- характеризовать понятия: человек, личность;
- объяснять роль социальных норм в воспитании и развитии личности.
Уметь определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, друзей, семьи на поведение, принятие решений.
Знать понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности
Таблица «Чело-век, индивидлично-сть»
Для всех учащихся:
§ 5
в. 1-3, основные понятия.
7
Потребности человека.
1
Комбинированный урок
Понятия, термины: потребности, первичные и вторичные потребности, неудовлетворенные потребности, духовные потребности, свобода, ответственность
Неудовлетворительные потребности
Уметь: анализировать свои потребности и выстраивать грамотные пути их удовлетворения;
Знать: какие потребности могут быть у людей, и уметь анализировать различные виды потребностей.
Знать понятия
и термины: потребности, первичные и вторичные потребности, неудовлетворенные потребности, духовные потребности, свобода, ответственность
Иерархия потребностей А. Маслоу
Для всех учащихся:
§ 6
в. 1-3, основные понятия.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
8
Социализация и воспитание
1
Проблем-ная беседа; работа в группах
Социализация: содержание и стадии процесса.
Воспитание и социализация, сходство и различия.
Воспитание в семье.
Понятия, термины: социализация, последствия социальной изоляции, воспитание и его формы. Жизненный цикл человека.
Социализа-ция индивида. Факторы формирования личности
Характеризовать понятия социализация и воспитансравнивать воспитание и самовоспитание;
объяснять их значение в развитии личности.
Знать понятия и термины: социализация, последствия социальной изоляции, воспитание и его формы. Жизненный цикл человекаие;
Для всех учащихся:
§ 7, основные понятия.
Репродуктивный уровень:
в. 1-4.
Творческий уровень: в. 6 на
с. 58
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
9-10
Социально-психологический процесс общения
2
Ролевая игра
Понятие общения. Виды и формы. Эмоциональная сторона общения.
Проблемы общения.
Понятия, термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение
Самопозна-ние. Познание мира и самого себя.
Пути познания. Ограниченность человеческого знания
Характеризовать общение;
сравнивать виды межличностных отношений;
анализировать различные формы общения;
иметь навыки культурного, грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях.
Для всех учащихся:
§ 8, основные понятия.
Конструктивный
уровень: в. 3.
видов
11
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество и человек»
1
Повт. - обобщ. урок
Повторение пройденного материала
Знать материал раздела «Общество и человек»
Тест
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
12
Экономическая сфера
(11 ч)
Что такое экономика.
«Банковская система России»
1
Комбинированный урок
Что такое экономическая наука и зачем ее изучают
в школе?
Основные ресурсы экономики и их роль.
Структура экономики.
Понятия, термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок
Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя
Уметь:
- характеризовать понятия;
- объяснять роль экономики в жизни общества;
- разъяснять структуру экономики.
Знать понятия и термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок
Для всех учащихся:
§ 9, основные понятия.
Репродуктивный уровень:
в. 1-5.
Конструктивный уровень: таблица на
с. 70.
Творческий
уровень: в. 6
13
Товар и деньги.
«Карманные деньги: за и против»
1
Деловая игра
Товар и его свойства.
Деньги, их функции и формы.
Начальная цена
и прибыль в биз-несе
Понятия, термины: товар, услуги, деньги, цена
Инфляция. Обменные курсы валют. Формы сбережений граждан
(наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги)
Уметь:
- сравнивать понятия: товар
и услуги;
- называть функции денег и их исторические формы;
- характеризовать прибыль.
Знать понятия и термины:
товар, услуги, деньги, цена
Для всех учащихся:
§ 10, основные понятия.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
Спрос и предложение
1
Лабораторная работа
Спрос и предложение как факторы рыночной эконо-мики.
Роль маркетинга
в рыночной экономике.
Цена как регулятор спроса и предложения.
Понятия, термины: спрос, величина спроса, предложение, величина предложения, маркетинг, цена
Уметь:
- объяснять связь спроса и предложения;
- называть факторы рыночной экономики;
- сравнивать рыночную экономику с планово-директивной;
- характеризовать рыночную экономику. Знать понятия и термины: спрос, величина спроса, предложение, величина предложения, маркетинг, цена
Лаб.
работа
Для всех учащихся:
§ 11, основные понятия.
Репродуктивный уровень:
в. 1-4.
Конструктивный уровень: схема «Взаимосвязь цены, спроса, предложения».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
15
Рынок, цена
и конкуренция
1
Комбинированный урок
Рынок, его формы, виды, эволюция.
Основные функции цены.
Рынок, конкуренция, монополия.
Понятия, термины: рынок, биржа,
банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия
Альтернативная стоимость (цена выбора)
Характеризовать рынок, рыночную экономику;
- называть основные функции цены;
- сравнивать
понятия конкуренция, монополия, олигополия.
Знать понятия и термины: рынок, биржа, банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия
Таблица
Для всех учащихся:
§ 12, основные понятия.
Репродуктивный уровень:
в. 1-6.
Творческий уровень: в каких литературных
произведениях вам доводилось сталкиваться с экономическими явлениями? (Ответ оформить в виде таблицы.)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
16
Предприниматель-ство
1
Деловая или ролевая игра
Содержание
и функции предпринимательства.
Предприниматель: экономический статус, поведение, функции.
Малый бизнес и его роль в экономике. Фермерское хозяйство.
Понятия, термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск в бизнесе, «челноки»
Основные организационно-правовые формы предпринимательства. Издержки, выручка, прибыль. Предпринимательская этика
Уметь:
- приводить примеры предпринимательской деятельности;
- характеризовать предпринимательскую этику;
- высказывать суждения о роли малого бизнеса.
Знать понятия и термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск
в бизнесе, «челноки»
Для всех учащихся:
§ 13, основные понятия.
Репродуктивный уровень:
в. 1-4.
Конструктивный уровень: схема на с. 87.
Творческий
уровень: мини-сочинение «Роль малого бизнеса в экономике страны»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
17-18
Роль государства в экономике.
«Государственный бюджет РФ»
2
Комбинированный урок
Способы воздействия государства на экономику. Типы экономических систем:
а) традиционная;
б) командная;
в) рыночная.
Налоги, их виды, значение налогов.
Понятия, термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный и прогрессивный налог
Уметь:
- называть способы воздействия государства на экономику;
- сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики.
Знать понятия и термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный и прогрессивный налог
Для всех учащихся:
§ 14, основные понятия.
Репродуктивный уровень:
в. 1-5.
Конструктивный уровень: работа с документом «Налоги и восстания»,
с. 95.
Творческий
уровень: эссе «Могут ли налоги быть справедливыми?»
19-20
Бюджет
государства
и семьи.
«Бюджет государства и семьи»
2
Практикум
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета.
Банковские услуги, предоставляемые
Характеризовать бюджет семьи.
Практи-ческая работа
Для всех учащихся:
§ 15, основные понятия.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Долг и кредит.
Дефицит бюджета
и социальные программы.
Понятия, термины: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и расходы, внешний и внутренний долг, дефицит бюджета
гражданам. Страховые услуги и их роль в домашнем хозяйстве
Знать понятия и термины: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и расходы, внешний и внутренний долг, дефицит бюджета
Репродуктивный уровень:
в. 1-5.
Конструктивный уровень: схема «Способы решения проблем дефицита госбюджета», с. 102.
21
Труд, занятость, безработица
1
Урок-экскурсия в Центр занятости
Труд: сущность, виды труда, значение труда.
Рабочая сила и рынок труда.
Почему люди теряют работу и что следует знать безработному?
Факторы, влияющие на производи-тельность труда.
Уметь:
- называть нормы правового регулирования трудовых отношений, нормы трудовой этики;
Для всех учащихся:
§ 16, основные понятия.
Репродуктивный уровень:
в. 1-4.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Понятия, термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила, занятость, страхование безработицы
Экономические и социальные последствия безработи-цы. Борьба с безработи-цей. Профсоюз.
- объяснять понятие «занятость» и причины безработицы.
Знать понятия и термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила, занятость, страхование безработицы.
Творческий
уровень: мини-исследование «Причины безработицы»
22
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Экономическая сфера»
1
Повт. - обобщ. урок
Повторение пройденного материала
Знать материал раздела «Экономическая сфера»
Тест
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
23-24
Социальная сфера
(11ч)
Социальная структура.
2
Урок-практикум
Строение общества.
Социальный статус и социальная роль, их взаимосвязь.
Социальная группа.
Понятия, термины: социальная структура, социальная группа, социальные отношения, статус, роль, социальная мобильность
Большие
и малые социальные группы. Формаль-ные и неформаль-ные группы
Уметь:
- объяснять сущность социальной структуры;
- характеризовать социальную структуру, социальный статус и социальные отношения;
- выделять
в тексте оценочные суждения
о социальном статусе.
Знать понятия и термины: социальная структура, социальная группа, социальные отношения, статус, роль социальная мобильность,
Практическая работа
Для всех учащихся:
§ 17, основные понятия.
Репродуктивный уровень:
в. 1-4.
Конструктивный уровень: таблица «Статусы и роли детей и взрослых».
Творческий
уровень: мини-исследование «Нужны ли статусные символы и статусный имидж в современном обществе?»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
25
Социальная стратификация.
«Пенсионные программы».
1
Комбинированный урок
Социальная стратификация и ее критерии.
Классы как основа стратификации.
Социальная дифференциация.
Понятия, термины: стратификация, социальное неравенство
Социальная роль и социальный статус
Уметь:
- характеризовать социальную дифференциацию;
- выделять
в тексте оценочные суждения
о социальной
дифференциации.
Знать понятия и термины: стратификация, социальное неравенство
Для всех учащихся:
§ 18, основные понятия.
Репродуктивный уровень:
в. 1, 2.
Конструктивный уровень: построить шкалу престижа профессий в современном
обществе (в. 4).
Творческий
уровень: в. 5
26
Богатые
1
Беседа
с элементами дискуссии
Богатство, источники доходов, образ жизни, критерии богатства.
Социальная мобильно-сть. Социальное страхование
Уметь:
- характеризовать социальные отношения, социальный статус;
- выделять
в тексте
Для всех учащихся:
§ 19, основные понятия.
.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Понятия, термины: неравенство, богатство, бедность, расточительный образ жизни, «новые русские», средний класс, приличествующий уровень жизни,
оценочные суждения об уровне жизни, богатстве и бедности;
- соотносить
образ жизни со способом достижения богатства;
- формулировать жизненные цели, соотносить их с нравственными нормами.
Знать понятия
и термины: неравенство, богатство, бедность, расточительный образ жизни, «новые русские», средний класс, приличествующий уровень жизни,
Рассказать об образе жизни бедных людей.
Конструктивный уровень: таблица «Уровень жизни» на с. 129.
Творческий
уровень: сравнить образ жизни богатых и бедных в России и США (работа по группам)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
27
Бедные
1
Беседа с элементами дискуссии
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление.
Понятия, термины: порог бедности, прожиточ-ный минимум, абсолютная и относитель-ная бедность
Знать понятия
и термины масштабы и порог бедности, прожиточный минимум, абсолютная и относительная бедность
Для всех учащихся:
§ 20,воп.6-7
28-29
Этнос: нации
и народности
2
Комбинированный урок
Этнос. Понятие, признаки.
Кровнородственные группы и их разновидности.
Племена, народности, нации.
Понятия, термины: этнос, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нация.
Уметь:
- приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия;
- находить
в учебной литературе оценочные суждения
о национальных проблемах.
Знать понятия и термины: этнос, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нация.
Для всех учащихся:
§ 21, основные понятия.
Репродуктивный уровень:
в. 1-4.
Конструктивный уровень: схема «Этнос».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
30
Межнациональные
отношения
1
Комбинированный урок
Национальные отношения: внутренние и межгосударственные.
Формирование многонационального государства.
Этнические конфликты.
Понятия, термины: национальность, национальное большинство
и меньшинство, взаимодействие
народов, этноцентризм, национальная нетерпимость, толерантность
Уметь:
- характеризовать межнациональное сотрудничество;
- объяснять причины национальных конфликтов.
Знать понятия и термины: национальность, национальное большинство
и меньшинство, взаимодействие народов, этноцентризм, национальная нетерпимость, толерантность
Для всех учащихся: § 22, основные понятия.
Репродуктивный уровень:
в. 1-4.
Творческий
уровень: подобрать по материалам периодической печати факты различных взаимоотношений наций в современном мире. Подготовить газету на эту тему
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
31
Конфликты
в обществе
1
Беседа с элементами дискуссии
Конфликт и его составляющие.
Классификация конфликтов.
Способы решения конфликтов.
Понятия, термины: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб,
формы конфликта, типичный конфликт
Уметь:
- называть основные социальные нормы;
- сравнивать пути решения социальных конфликтов;
- классифицировать конфли-кты.
Знать понятия и термины: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб, формы конфликта, типичный конфликт
Таблица
и схемы
Для всех учащихся: § 23, основные понятия.
Репродуктивный уровень:
в. 1-3.
Конструктивный уровень: схемы «Способы разрешения конфликтов», «Виды конфликтов».
Творческий уровень: сопоставить понятия «конфликт», «драка», «разборка», «дуэль», «ссора», «диспут», «война»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
32
Семья.
«Бюджет моей семьи»
1
Комбинированный урок
Семья как фундамент общества и малая социальная группа. Эволюция семьи.
Жизненный цикл семьи.
Развод: причины, повод, мотивы, последствия.
Понятия, термины: семья, брак, развод, малая социальная группа
Брак и развод. Неполная семья
Уметь:
- характеризовать основные нормы правовых основ брака;
- называть основные нормы этики семейных отношений;
- характеризовать семью как малую группу.
Знать понятия и термины: семья, брак, развод, малая социальная группа
Для всех учащихся: § 24, основные понятия.
Репродуктивный уровень:
в. 1-3.
Творческий
уровень: ученические проекты «Фамильные реликвии», «Мое родословное древо», «Семейная фотохроника»,
33
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Социальная сфера»
1
Повт. - обобщ. урок
Повторение пройденного материала
Знать материал раздела «Социальная сфера»
Тест
Ответы на вопросы на
с. 164-165.
Подготовка
к итоговой контрольной работе
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
34
Итоговое занятие
(1 ч)
Итоговое занятие по курсу «Обществознание.
8 класс»
1
Повторительно-обобщаю-щий урок
Основные понятия по разделам курса
К/р
35
Резервный урок
1
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
VIII класс
Учащиеся должны знать:
Понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация;
Способы защиты природы, организации, реализующие эту задачу, понятия и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, экологические программы;
Разные подходы к типологии обществ, сравнения различных типов обществ;
Понятия и термины: закон ускорения истории, социальный прогресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы;
Понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности;
Характеристику потребностей человека; понятия: потребности, свобода, ответственность;
Понятия и термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение;
Роль экономики в жизни общества, структуру экономики;
Функции денег и их исторические формы;
Связь спроса и предложения, факторы рыночной экономики, характеристика рыночной экономики;
Основные функции цены, понятия: конкуренция, монополия, олигополия;
Характеристику предпринимательской деятельности, роль малого бизнеса;
Способы воздействия государства на экономику, сравнение государственного и рыночного регулирования;
Характеристику бюджета семьи;
Нормы правового регулирования трудовых отношений, причины безработицы;
Сущность социальной структуры, социального статуса и социальных отношений;
Характеристику образа жизни;
Характеристику больших и малых групп, причины национальных конфликтов, пути решения социальных конфликтов;
Основные нормы правовых основ брака.
Учащиеся должны уметь:
Называть основные сферы общества и характеризовать их;
Объяснять взаимосвязь природы и общества, характеризовать экологические проблемы;
Анализировать характерные черты общества;
Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР;
Характеризовать общение, сравнивать виды межличностных отношений;
Объяснять связь спроса и предложения;
Называть основные функции цены;
Высказывать суждения о роли малого бизнеса;
Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики;
Характеризовать социальную структуру общества;
Выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации;
Объяснять причины межнациональных конфликтов, сравнивать пути решения социальных конфликтов;
Характеризовать семью как малую группу.
Педагогические технологии:
1.Технология развивающего обучения.
2.Технология проблемного обучения.
3.Технология проектно-исследовательской деятельности.
4.Технология личностно-ориентированного обучения.
5.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей учебного материала.
6.Технология коллективного способа обучения КСО.
7.Технология коммуникативного обучения
8.Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Контрольно - измерительные материалы
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 3 темы. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.
УМК
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта
В учебно-методический комплект входят:
1. Программа по обществознанию Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. -М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007
-
Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2008.
-
Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 8 класса. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008.
Пособия для учащихся:
Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2008.
Дополнительная литература:
1. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание 8 класс». - М.: «Русское слово», 2008.
2. Г.А. Борознина Тематическое планирование курса «Обществознание» 5 - 11 кл. - Волгоград «Учитель», 2010 г.
Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстрационная, личностно-ориентированная педагогическая ситуация, игровая., ИКТ.