Урок на тему: Понятие правоотношения

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему: Понятие правоотношенияУрок на тему: Понятие правоотношенияУрок на тему: Понятие правоотношенияПлан урока

Тема: Понятие правоотношения

Класс: 9

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: практическое занятие

Цель урока: сформировать у учащихся понятия правоотношения, научить их выделять элементы правоотношения и их признаки.

Результаты урока:

1. Предметные: раскрыть понятие правоотношения, его элементы и признаки.

2. Метапредметные: развитие следующих умений:

- умения работать с различными источниками (НПА, высказывания авторов);

- умения работать с понятиями, выделять их признаки;

- умения составлять схемы, таблицы, кластера, синквейны.

3. Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития; развитие умения высказывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию.

Оборудование: презентация на тему «Правоотношения», раздаточный материал: а) текст «Структура правоотношения»; б) выдержки из Гражданского кодекса РФ.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



Организационный момент

1. Приветствие учеников.

Озвучивается тема урока.

2. На прошлых занятиях вы, наверняка, обсуждали, что такое право и правовые нормы.

На этом уроке мы рассмотрим, как с помощью права регулируются отношения в обществе и что такое «правоотношения». Запишите тему урока в тетрадь. Слайд 1

  1. Приветствие учителя



  1. Тема урока записывается в тетрадь


Переход к изучению нового материала

1. Давайте исходя из полученных вами ранее знаний, попробуем сложить понятие правоотношения. Предлагайте признаки, которые могут входить в данное понятие.

2. (Приём «Сброс идей в корзину», работа с доской.

На основе данных учениками признаков, составляется понятие правоотношения).

Запишем понятие в тетрадь.

1. Ученики предлагают признаки, которые могут относиться к понятию «правоотношения».

2. Составляют вместе с учителем понятие, записывают его в тетрадь.

Изучение нового материала

1. Итак, мы с вами попытались дать определение нашей темы урока. Давайте посмотрим, как расшифровывают данное понятие другие авторы и сравним позиции. Слайд 2

Правоотношение - это социальное отношение, регулируемое нормами права; его участники имеют субъективные права и юридические обязанности, которые обеспечиваются силой государства (Боголюбов Л.Н.).

Правоотношение - это возникающая на основе норм права индивидуализированная общественная связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая (гарантируемая) принудительной силой государства (Алексеев С.С.).

Вопросы: - Что означает термин «субъективные права»?

- Каковы характерные признаки правоотношения?

- Между кем и на основе чего возникают правоотношения?

- Что необходимо, чтобы возникли эти отношения?

- Посредством чего осуществляется связь между лицами?

- Кем охраняется?

- Какие примеры правоотношений вы можете привести из вашей жизни?

2. Итак, мы выделили следующие признаки правоотношений Слайд 3

Признаки правоотношений:

1. Общественные отношения

2. Возникают на основе НПА и регулируются ими

3. Взаимное наделение субъектов правами и обязанностями

4. Носят сознательно-волевой характер

5. Гарантируются государством и подкрепляются его принудительной силой.

Запишем их в тетрадь.

3. Давайте теперь рассмотрим структуру правоотношения, из чего оно состоит. Прочитайте текст и составьте в тетради схему, рисунок, кластер или таблицу (кому, что удобнее), которая будет отражать структуру правоотношения.

(Выдает раздаточный материал).

4. Давайте рассмотрим, что у кого получилось. (Учитель вызывает нескольких учеников к доске для зарисовки схемы и проводит фронтальный опрос по лекции).

Вопросы:

- Сколько элементов правоотношения вы выделили?

- Кто относится к субъектам правоотношения? Какие две большие группы? Приведите примеры.

- Кто относится к физическим лицам?

- Кто или что составляет такую категорию как «коллективные субъекты»?

- Выделите сходства и различия субъективного права и юридической обязанности. Приведите пример из жизни.

- Чем юридическая обязанность отличается от моральной обязанности?

- Определите, что такое объект правоотношения?

5. Давайте на примере определенной ситуации (Слайд 4) выделим структуру правоотношения.

Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры, не заплатив за аренду.

6. Хотелось бы подробнее остановиться на таком юридическом свойстве субъектов правоотношений, как правоспособность и дееспособность. Что вы можете сказать об этих понятиях?

7. Теперь давайте раскроем данные понятия на основе выдержек из Гражданского кодекса РФ

(раздаточный материал), запишем определения и ответим на вопросы.

Вопросы:

- Что же такое правоспособность?

- Когда она наступает?

- Что даёт, и когда прекращается?

- Что такое дееспособность гражданина?

- Какие лица и в каком порядке признаются законом недееспособными?

- В каком возрасте наступает полная дееспособность?

- Что означает термин «неполная дееспособность»?

- Что такое эмансипация? В каком случае и в каком возрасте её возможно и целесообразно проводить?

1. Ответы на вопросы, заданные учителем.





















2. Записывают признаки в тетрадь









3. Читают текст, составляют схему в тетради.



4. Несколько учеников выходят к доске и рисуют таблицы, остальные отвечают на вопросы.















5. Разбирают ситуацию, выделяя элементы правоотношения.





6. Рассказывают о свойствах правоспособности и дееспособности на основе прочитанного ранее текста.



7. Чтение, конспектирование, ответы на вопросы.

Закрепление

Итак, сегодня мы с вами познакомились с понятием правоотношения, его структурой, элементами и их признаками, а также поговорили о таком важном юридическом свойстве субъектов правоотношения, как правоспособность и дееспособность. Давайте напишем синквейн к данной теме. (Объясняет правило написание синквейна).

Пишут синквейн, некоторые ученики зачитывают его вслух.

Организация домашнего задания

Дома с помощью учебника и выдержкам из ГК РФ, вам нужно будет составить следующую схему или таблицу на тему «Дееспособность несовершеннолетних»

0-6 лет 6-14 лет 14-18 л

Самостоятельно:

С разрешения родителей:

0-6

6-14

14-18

самостоятельно

с разрешения родителей



Записывают домашнее задание

Общий вывод по уроку

Делает вывод по уроку, благодарит за выполненную работу



© 2010-2022