Урок на темуРоль права в жизни человека, общества, государства

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

Право и его роль в жизни общества и государства.

Цель: подвести учащихся к пониманию значения права в жизни человека, общества, государства.

Задачи:

Образовательные:

- объяснить учащимся, что такое право, система права ,закон

-объяснить, что не бывает прав без обязанностей;

Развивающие:

- способствовать развитию умения учащихся характеризовать смысл основных понятий;

- умение работать со схемами;

-развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях с юридической точки зрения;

- развивать умение делать выводы

Воспитательные:

- содействовать воспитанию осознанного уважения к правам и обязанностям друг друга;

- воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний;

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: работа с документом, проблемный - поисковый, словесный, наглядный.

Оборудование и наглядность: учебник "Обществознание" 9 класс под ред.Боголюбова Л .Н. .,схема "Система права","Система законодательства"

Ход урока:

Актуализация знаний:

Давайте представим такую ситуацию. И взрослые, и дети постоянно что-то должны. Дети обязаны ходить в школу, делать домашние задания, выполнять различную работу на уроке. Взрослым людям нужно ходить на работу, заботиться о детях. Зачем всё это нужно, если мы хотим жить свободно? Представим полную свободу в обществе. Вы идёте по улице, кому-то понравилась ваша сумка. Её отбирают. Вы приходите на приём к врачу, а он говорит, что сегодня у него нет желания работать. В поезде, на котором вы едете, проводница не даёт вам постельное бельё, не объясняя причину. Ваш подарок от родителей (велосипед) брат отдал своему другу. Как вы думаете, к чему это приведёт?

Хотели ли бы вы жить в таком обществе? (Мозговой штурм)Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела обществознания - Право, которое как раз и поможет Вам защитить себя в нашей непростой жизни.

. Запишем тему нашего урока Право его роль в жизни общества и государства

. Сегодня нам предстоит узнать

План урока

1.Социальные нормы. Право-особый вид социальных норм

2. Система права.

3.Закон и система законодательства.

4.Мера свободы, справедливости и ответственности

Сообщение нового материала (25 минут)

В любом обществе должен существовать порядок. На чем же он базируется? На определенных нормах, правилах поведения, И неважно, говорим ли мы о древнейшем обществе охотников и собирателей, либо о современном постиндустриальном обществе .В нем обязательно работают социальные регуляторы, которые и определяют поведение каждого из нас .Как вы думаете, что это за социальные регуляторы?(Предполагаемые ответы учащихся-обычаи традиции, мораль, законы).

  • Считаете ли вы, что право возникло с появлением человека?

  • Было ли право в первобытном обществе?

Конечно же, не было. А чем тогда руководствовались первобытные люди в своей жизни? Обычаями и традициями. А они в свою очередь были окружены обрядами, ритуалами и церемониями. Например, вы знаете, почему люди при отъезде в далекую страну набирают в мешочек горсть родной земли. А это связано с тем, что древние славяне почитали землю и даже не делали весной заборов - берегли ее. С тех времен и сохранился ритуал целовать землю, клясться землей и хранить горсть земли.

Постепенно, в ходе развития общества, сложились нормы права - общеобязательные правила, которые точно указывали всем и каждому, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации, какие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его ответственность перед людьми.

(Одним из древнейших законов был свод законов вавилонского царя Хаммурапи около 4 тысяч лет назад). Это был большой шаг вперёд, так как право - важнейший способ сделать жизнь государства и общества стабильной, предсказуемой, менее конфликтной Сообщение ученика на тему"Памятники правовой культуры".

  • Давайте вспомним из истории выдающиеся памятники отечественного права?

. . На Руси первый письменный судебник «Русская правда» появился в XI веке. Давайте, рассмотрим отрывки из названных сводов законов.

. Перед Вами на листочках статьи из законов Хаммурапи и Русской правды (Приложение 1). Определите общие черты законов и различия (ребята определяют сходные и общие черты). Возможные ответы детей.

Общее и сходное: закон защищал в большей степени тех, кто занимал высокое положение, или, по крайней мере, был свободен. Русской правде наказание сводилось к уплате штрафов. А в законах Хаммурапи наказание гораздо суровее. Вплоть до смерти. Из Русской правды видно, что от размера штрафа зависит, насколько высокое положение занимали данные категории населения. Например, за убийство холопа 5 гривен, а за убийство старосты 12 гривен. Также необходимо отметить, что Хаммурапи утверждает, что законы его имеют божественное происхождение и они вечны.

Итак, право - особый социальный регулятор. Оно обычно исходит от государства (т. е. создается законодательными или другими компетентными органами государства) и закрепляется в законе или другом нормативном акте.

Право - совокупность общеобязательных норм (правил),охраняемых законом, устанавливающих определённые права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций

А теперь давайте откроем 70 страницу учебника и найдем определение нормы права .Выпишите это определение себе в тетради. Норма права -это охраняемое государством общеобязательное правило ,которое регулирует общественные отношения ,поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности .Любая норма права не существует сама по себе, она действенна только в системе, в тесной взаимосвязи с другими нормами Что же из себя представляет система права? Работа со схемой Право .-отрасли-институты-нормы. Учащиеся принимают участие в составлении схемы, пользуясь информацией учебника на стр.71

Давайте проанализируем определение нормы права.

Что значит общеобязательное ?Будет ли работать система ,если каждая из норм права не будет обязательной для всех? А кто должен обеспечить эту обязательность?(Ответы учащихся)Государство. .Каким образом?
Государство устанавливает, обеспечивает и гарантирует их выполнение и наказывает за их невыполнение..

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно утверждает или закрепляет ее в официальном письменном документе. Такие документы называют НПА. Из чего же складывается система законодательства? (Конституция, законы, подзаконные акты).Учитель объясняет изображенное на схеме ,акцентирует внимание на том факте, что Конституция-фундамент всех законов страны..

Можно ли ставит знак равенства между понятиями право и закон? Открытая дискуссия .В случае затруднений с формулировками учащиеся обращаются к тексту учебника стр.71

Мы с вами целый урок говорим о праве. Какое смысловое значение понятия? Как минимум три значения

1.Естественное право.

2.Справедливость и правда.

3.Регулировать отношения между людьми и общественный порядок.

Само понятие "право" многоаспектно, оно определяет меру свободы, справедливости и ответственности.

. Мера свободы, справедливости и ответственности.

  • Каким же путем право устанавливает порядок и справедливость в обществе?

Мера - это то, что помогает сделать точный расчет и ответить на вопрос: сколько, какое количество, какой объем, размер и т. д.?

Право точно указывает, сколько свободы дано человеку.

Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей.

Взаимосвязь прав, свобод и ответственности очень точно выразил великий немецкий философ И. Кант в своем категорическом императиве права. Вот примерный смысл императива: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами.

Если вдуматься, философ призывает каждого очень ответственно относиться к своим поступкам. Поэтому юристы всегда подчеркивают, что право - это прежде всего ответственность.

Не случайно символом нашего урока была древнегреческая богиня правосудия -Фемида. Фемида иносказательно означает теперь закон, а ее весы-символизируют правосудие. Ведь весы-древний символ справедливости и меры. Как вы думаете, что означает повязка на глазах?(Беспристрастие)Что означает меч? Меч Фемиды-обоюдоострый, он не только карает, но и предупреждает. Держит его богиня в правой руке ,что означает сторону действия"правого дела" и силы. Символы-змея, книга, что означают эти символы-подумать дома.

Рефлексия:

А сейчас, давайте вместе подведем итоги нашему уроку. На ваших партах листочки, которые вы должны заполнить.

Учащиеся проводят самоконтроль за усвоением основного содержания лекции, отвечая на вопросы письменно.

1) что на уроке было главным;

2) что на уроке было интересным;

3) что нового сегодня узнали;

4) чему научились?

5)Что вызвало затруднение?

Домашнее задание: § 8, стр. 77 выполнить задания в классе и дома

Тест. Право, его роль в жизни общества и государства

Вариант 1

А1. Совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций:

1) культура 2) мораль 3) право 4) традиция

А2. Основной закон государства:

1) конституция 2) декларация 3) конвенция 4) подзаконный нормативный акт

АЗ. Верно ли, что: а) категорический императив - это абсолютно обязательное, повелительное требование; б) смысл категорического императива - соблюдение законов?

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что: а) в систему законодательства входит несколько отраслей права; б) отрасли права незыблемы и не могут изменяться?

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В1. Что является отличительной особенностью нормы права от других социальных норм?

1) определяет понятие добра и зла

2) имеет общеобязательный характер

3) обеспечивается силой государства

4) обеспечивается силой общественного мнения

5) официально закреплена в документах

Ответ:__________________________________________

Тест. Право, его роль в жизни общества и государства

Вариант 2

А1. Нормативный акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой:

1)закон 2) мораль 3) референдум 4) социальная норма

А2. Какая отрасль права регулирует сферу имущественных отношений?

1) конституционная 2) административная 3) гражданская 4) семейная

АЗ. Верно ли, что: а) Конституция РФ была принята на всероссийском референдуме; б) Конституция РФ - закон, не подлежащий изменению?

1) верно только а 2) верно только б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что: а) естественное право создается и предоставляется государством; б) естественное право наиболее полно представлено во Всеобщей декларации прав человека?

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В1. Что является институтом уголовного права?

1) институт дарения

2) институт невменяемости

3) институт купли-продажи

4) институт крайней необходимости

5) институт необходимой обороны

Ответ:__________________________________________

Законы Хаммурапи.

Я - царь могучий сред и царей ,

мои слов а превосходны , моя мудрость бесподобна . По повелению Шамаш а , великого судьи небес и земли , да воссияет мое право в стран е , по слову Мардука , моего владыки , да не найдет мой памятник никого , кто

бы удалил его .

196. Если кто-нибудь повредит глаз у свободного, то должно повредить глаз ему (самому).

197. Если он сломает кость у свободного, то должно сломать кость ему.

202. Если кто-нибудь ударит по щеке лицо высшего положения, то должно публично ударить его шестьдесят раз плетью из воловьей кожи.

203. Если свободный ударит по щеке свободного одинакового положения, то обязан уплатить мину серебра.

Определите общие черты законов и различие.

Русская правда.

5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен.

7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.

26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.

24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

Определить сходные и общие черты

__________________________________________________________________

Законы Хаммурапи.

Я - царь могучий сред и царей ,

мои слов а превосходны , моя мудрость бесподобна . По повелению Шамаш а , великого судьи небес и земли , да воссияет мое право в стран е , по слову Мардука , моего владыки , да не найдет мой памятник никого , кто

бы удалил его .

196. Если кто-нибудь повредит глаз у свободного, то должно повредить глаз ему (самому).

197. Если он сломает кость у свободного, то должно сломать кость ему.

202. Если кто-нибудь ударит по щеке лицо высшего положения, то должно публично ударить его шестьдесят раз плетью из воловьей кожи.

203. Если свободный ударит по щеке свободного одинакового положения, то обязан уплатить мину серебра.

Определите общие черты законов и различие.

Русская правда.

5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен.

7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.

26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.

24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

Определить сходные и общие черты

Рефлексия

1) что на уроке было главным ______________________________________

2) что на уроке было интересным ___________________________________

3) что нового сегодня узнали _______________________________________

4) чему научились ________________________________________________

5)Что вызвало затруднение ________________________________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Рефлексия

1) что на уроке было главным ______________________________________

2) что на уроке было интересным ___________________________________

3) что нового сегодня узнали _______________________________________

4) чему научились ________________________________________________

5)Что вызвало затруднение ________________________________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Рефлексия

1) что на уроке было главным ______________________________________

2) что на уроке было интересным ___________________________________

3) что нового сегодня узнали _______________________________________

4) чему научились ________________________________________________

5)Что вызвало затруднение ________________________________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Рефлексия

1) что на уроке было главным ______________________________________

2) что на уроке было интересным ___________________________________

3) что нового сегодня узнали _______________________________________

4) чему научились ________________________________________________

5)Что вызвало затруднение ________________________________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Рефлексия

1) что на уроке было главным ______________________________________

2) что на уроке было интересным ___________________________________

3) что нового сегодня узнали _______________________________________

4) чему научились ________________________________________________

5)Что вызвало затруднение ________________________________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Рефлексия

1) что на уроке было главным ______________________________________

2) что на уроке было интересным ___________________________________

3) что нового сегодня узнали _______________________________________

4) чему научились ________________________________________________

5)Что вызвало затруднение ________________________________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------

© 2010-2022