Урок обществознания по теме: Этнические общности и межнациональные конфликты

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № _____ Дата: 2.03.2016

Открытый урок по обществознанию

Курс: 1

Группа 1-15

Профессия «Повар, кондитер»

Раздел: Социальные отношения

Тема занятия: Этнические общности и межнациональные конфликты

Цели занятия: Рассмотреть основные этнические общности (род, племя, народность, нация), их особенности. Межнациональный конфликт. Сущность этноцентризма. Развивать умение объяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные примеры. Анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории. Воспитывать гуманность, терпимость к другим нациями народностям, интерес к обществоведческим дисциплинам, воспитание любви к своей Родине.

Тип занятия: изучение нового материала

Методы: элементы проблемного обучения, объяснение учителя, просмотр презентаций, самостоятельная работа в рабочих листах, мини-доклады студентов.

Оборудование: рабочий лист, толковый словарь Ожегова, ноутбук, мультимедиа.

Общие компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 5

Связь с другими науками: история, право, география, история мировых религий.

Связь с профессией: примеры

Литература:

1.Обществознание под ред Боголюбова, 10 кл. М., Просвещение, 2010

2. Здравомыслов A.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1997.

Ход занятия

1. Организация начала занятия ( 3 минуты)

Проверка наличия студентов в группе и готовность их к занятию

Вступительное слово учителя

Легенда:

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

- Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:

Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: - Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его...

Затем мудрец обратился к чернокожему:

А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его - цвета солнца...

Черный и белый устыдились своего спора и помирились.

А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцу» и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

(студенты высказывают предположения)

1.1. Сообщение темы и целей занятия (2 мин)

Тема нашего занятия: Этнические общности и межнациональные конфликты (запишите тему занятия в рабочий лист урока)

Цель занятия: Рассмотреть основные этнические общности (род, племя, народность, нация), их особенности. Межнациональный конфликт. Сущность этноцентризма. Развивать умение объяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные примеры. Анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории. Воспитывать гуманность, терпимость к другим нациям, народностям, интерес к обществоведческим дисциплинам, воспитание любви к своей Родине.

2. Мотивация студентов ( 2 мин)

Что такое «этнос»? (высказывания студентов)

Этнос - исторически сложившаяся этническая общность - племя, народность, нация (по словарю Ожегова)

Этнос - общее название национальных образований: нации, народности и т.п. (по словарю Даля)

3. Изучение нового материала ( 25 минут)

Прочитайте в словаре понятие «этническая общность»

3.1 Этническая общность - это

  • исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

3.2 Основные виды этнических общностей

Из этого понятия выделите основные составляющие этнической общности?

Запишите их в рабочем листе под стрелками.

Задание: С помощью презентации, попробуем дать характеристику этнических общностей (студенты записывают кратко в рабочих листах)
Род - группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).

Племя - совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

Народность - исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

Нация - исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

Урок обществознания по теме: Этнические общности и межнациональные конфликты

Связь с историей

В VI - VIII веках восточные славяне заселили обширную территорию Восточной Европы, заняли большую часть В-Е равнины, на этой территории проживало 12 племенных союзов, наиболее многочисленные были поляне, ильменские славяне, древляне…

Племя - исторически первая ступень формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов

В IX в.формируется государство у восточнославянских племен- с центром в г.Киеве - Киевская Русь.

В конце X в. закончилось объединение этих племен в единое государство.

Подчиняясь власти киевского князя каждое племя, отправляло своё ополчение для защиты государства. В военных походах воины были объединены общей целью, чувствовали свое родство друг с другом «Мы из рода русского» заявляли с гордостью

В процессе общения постепенно сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык. С течением времени люди престали отождествлять себя с полянами, древлянами, стали считать себя единым целым.

Так постепенно складывалась древнерусская народность.

Народность складывается с появлением классов и государств. Данная социальная общность свойственна эпохе рабовладения и феодализма. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории. Устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами.

В результате моголо-татарского нашествия в XIII в.древнерусская народность была разобщена.

С XIV в. политический центр русского этноса сместился со степной зоны Киева на северо-восток. Северо - Восточная Русь, хотя и оказалась в зависимости от Золотой Орды, наиболее полно сохранила древнерусскую культуру и язык .

Жители Юго-Западной и западной Руси оказались включены в состав владений Польши, Литвы, Венгрии. Но они не растворились среди народов этих государств, их объединяла православная вера. В тоже время не имея возможности общаться с Северо -Восточной Русью, они сохранили особенности местных диалектов, быта и культуры.

В XV в. Московская Русь добилась независимости и постепенно восстановила единство русских земель

Из некогда единой древнерусской народности формируется русская, украинская . белорусская народности.

Позже с образование централизованного государства и развития капиталистических отношение формируется нация- русские. На базе народностей формируется высший исторический тип этноса - нации.

Просмотр ролика «О нациях»

3.3 Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

  • отношения между разными национальностями внутри одного государства;

  • отношения между разными нациями-государствами.

Формы межнациональных отношений следующие: мирное сотрудничество и этнический конфликт (от лат. conf lictus - столкновение).

1. Мирное сотрудничество - Разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов.

2. Этническое поглощение - Представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка - пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом - сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов - создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии - французский, датский и немецкий, в Швейцарии - немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis - множественный).


3.5 Межнациональные конфликты.
В современном мире практически не существует этнически однородных государств.

Таким образом, людям разных национальностей, так или иначе, приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Что такое межнациональный конфликт?

Запишите понятие в рабочем листе.

Межнациональный конфликт - это

одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм.

3.6 Этноцентризм - совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Этноцентризм - уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.

3.7 Типы межнациональных конфликтов. (мини-доклады)

Национализм (фр. nationalisme от лат. natio - народ) -это идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.


Шовинизм (фр. chauvinisme - термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) - политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.


Геноцид (от лат. genos - род и caedere - убивать) - преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост - массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

4. Закрепление полученных знаний. (5-7 мин)

4.1 Примеры межнациональных конфликтов

1. Самый ранний тип этноса (1 балл)

1) народность 2) нация 3) племя

2.В 1991 г. в немецком городе Хайерсверде неофашисты и (2 балла) «бритоголовые», вооружённые ножами и газовыми пистолетами, разгромили общежитие вьетнамских и мозамбикских беженцев. Это пример

1) культурного плюрализма 2) толерантности 3) расовой нетерпимости 4) ассимиляции

3.В Бельгии государственными языками являются французский, датский и немецкий, в Швейцарии - немецкий, французский и итальянский. Это пример,

1) межэтнической интеграции 2) ассимиляции 3) этнического смешивания 4) культурного плюрализма (1 балл)

4. Признак этнической социальной общности

1) единое гражданство 2) язык и культура 3) религия и мораль (1 балл)

Подсчитайте баллы

5 баллов -5

4 балла - 4

3 балла -3

2 и ниже - 2

Работа проверяется. Выставляется оценка.

5. Рефлексия ( 2 мин)

5.1 Лестница успеха

Урок обществознания по теме: Этнические общности и межнациональные конфликты

Вернемся, к началу урока вспомните легенду. Мораль той легенды гласит: как хорошо, что мы разные.

Так давайте относиться друг к другу, так как хотели бы, что относились к нам, не зависимо от национальности, ведь мы с вами живем в многонациональном государстве.

6. Домашнее задание. (1 мин)

Приготовить презентацию об одном из этносов, которые живут в нашем крае

© 2010-2022