- Преподавателю
- Обществознание
- Поурочный план по теме Человек и человечность (8 класс)
Поурочный план по теме Человек и человечность (8 класс)
Раздел | Обществознание |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шыгжаа Д.В. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Человек и человечность.
Цель: показать, что моральные нормы создают образец поведения человека по отношению к другим людям.
Учащиеся должны знать, что:
1) человечность означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей;
2) мораль - общепринятое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо;
3) нравственные качества делают человека человеком;
4) главная задача моральных норм заключается в том, чтобы создать образец поведения человека по отношению к другим людям.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) человек;
2) мораль;
3) нравственность;
4) гуманизм;
5) нормы морали.
Учащиеся должны уметь:
1) объяснять основные понятия;
2) высказывать собственную точку зрения;
3) анализировать высказывания;
4) обосновывать свое мнение.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
- Ответьте «да» или «нет».
1. Способности - врожденные свойства человека, проявляющиеся в определенной деятельности. (Нет.)
2. Способности - высокая степень одаренности человека, проявляющаяся в определенной деятельности. (Да.)
3. Воля - специфическое человеческое свойство. (Да.)
4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество.
5. Человек определяется только врожденными качествами. (Нет.)
II. Изучение нового материала.
ПЛАН
1. Мораль и гуманизм.
2. Моральные нормы и поступки людей.
1. Обыгрывание ситуации:
1) в транспорте не уступили пожилому человеку место;
2) друзья обозвали друг друга;
3) сказали маме неправду.
Затем обсуждается увиденное и выясняется, что же нарушалось в данных ситуациях. Учитель подводит учащихся к пониманию, что такое социальные нормы и как они регулируют жизнь человека.
2. Лекция с элементами беседы.
- Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами не только могут мирно сосуществовать друг с другом, но и действовать совместно?
На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненный опыт передавался из поколения в поколение и позволял уточнять и оттачивать социальные нормы - правила поведения в обществе.
- Приведите примеры известных вам правил поведения в обществе.
- Докажите, что социальные нормы возникали с появлением человеческого сообщества.
Социальные нормы заменяли инстинкты, действенные в жизни животных, но ослабевшие у человека. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социальные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.
Первые социальные нормы, возникшие в первобытном обществе, были просты и категоричны. Это табу - запреты. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определяло действия, совершение которых запрещалось, так как они несли угрозу существованию общины, рода, племени.
- Приведите примеры табу. (Запрещение браков между близкими родственниками; запрещение убийства сородичей.)
По мере накопления опыта трудовой деятельности и организации быта складывались обычаи.
Обычай - это совокупность правил поведения, усвоение которых способствует успешности действий в той или иной сфере жизни.
Обычаи включали в себя религиозные обряды и ритуалы, формы и способы поведения при вступлении в брак, при рождении ребенка, со смертью и похоронами, с приготовлением пищи, с сельскохозяйственным трудом и т. д.
Каждое новое поколение воспринимает обычай как данность, чтит обычаи предков, воспринимает их опыт, действует по образцу.
-Какие обычаи вам известны? Как меняется роль обычаев по мере отдаления от времени их возникновения?
Новым шагом, свидетельствующим об осознанном отношении человека к самому себе, к обществу, в котором он живет, и к миру в целом явилось возникновение этических, или моральных, норм.
Этика (греч. etnos) - устойчивая природа какого-либо явления, позднее - устойчивый порядок, добродетели человека.
Этика - философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Этика - совокупность норм поведения. (С. И. Ожегов.)
Аналог в лат. языке - mores - «мораль».
В русском языке синоним - нравственность (от слова «нрав»).
Термин «мораль» чаще употребляется для обозначения существующих в обществе социальных норма, «этика» - для обозначения науки о морали, «нравственность» - для обозначения индивидуальных моральных принципов, которыми руководствуется человек.
Стержнем этики является определение «добра» и «зла». В соответствии с этикой добро должно являться ориентиром для всех поступков и действий человека.
Усвоенные человеком моральные нормы составляют стержень внутреннего мира человека, руководят его мыслями и поступками.
Задание 1. Любой человек всегда стоит перед необходимостью морального выбора. В его действиях довольно часто сталкиваются противоположные мотивы. Он выбирает между сиюминутными интересами, возможно, идущими вразрез с общепринятой нравственной нормой, и поведением, соответствующим этой норме, но противоречащим его непосредственным интересам.
Оказывались ли вы, ваши друзья, герои книг или кинофильмов в такой ситуации? Опишите, как вели себя вы, друзья, герои.
Ответить на вопросы вам поможет с х е м а 1 на с. 23:
Таким образом, нормы морали - это поведения людей, основанные на сложившихся в обществе представлениях о добре и зле, чести и бесчестности, справедливости и несправедливости и ориентирующие членов общества на развитие у них добродетелей и на добродетельные поступки. Нормы морали определяют не только отдельные поступки человека, но и в целом его линию жизни, те цели, которые он перед собой ставит, а также его отношение к другим людям и в целом к сообществу.
- Как вы думаете, все ли люди одинаково представляют, что есть «добро», а что «зло»? Докажите. Что влияет на нравственные установки личности?
Общество защищает себя, свою целостность, установившийся порядок жизни, в основе которого лежит призвание и охрана жизненных ценностей, значимость которых проверялась опытом многих поколений.
Человек, совершив какой-либо проступок, испытывает угрызения совести, но не всегда.
- Рассмотрите схему 2 «Две этические системы». Назовите известных вам людей, чьи жизненные позиции и жизненный путь соответствуют гуманистической этике.
III. Закрепление.
Домашнее задание: § 4; выполнить задания 1-4, с. 26.