Рецензия на учебник «Обществознание (экономика вокруг нас)» 9 класс

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Обществознание (экономика вокруг нас)» 9 класса И.П.Насоновой

издательского центра «Вентана-Граф»

в свете ФГОС второго поколения


На примере учебника «Обществознание (экономика вокруг нас)» 9 класса И.П.Насоновой, под общей редакцией академика РАО Г.А.Бордовского издательского центра «Вентана-Граф» (2012г.), который является завершением курса «Обществознание» основной школы и дает начальные знания экономической сферы, проведен анализ учебного материала через призму универсальных учебных действий,

Курс обществознания в основной школе в соответствии с ФГОС второго поколения предполагает достижения личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы таких как, формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированности их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также способности использования межпредметных понятий и универсальных учебных действий, в учебной, познавательной и социальной практике. Особое внимание уделяется таким предметным результатам, в области курса «Обществознания», как понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития и приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся. В этой связи актуальным становится изучение экономической сферы общества, овладение знаниями по темам «Главные вопросы экономики», «Рыночный механизм», «Экономика предприятия», «Деньги» и «Роль государства в экономике», что полном объеме представлено в учебнике для 9 класса издательства «Вентана-Граф».

Предполагается, что выпускники основной школы в 6 классе рассмотрели проблемы человека как биосоциального существа и этапы его социализации. В 7 классе ознакомились с законами существования общества, как сложнейшего социального организма, усвоили элементы социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Обучающиеся в 8 классе приобрели знания о правах и обязанностях гражданина России, изучили положения основных отраслей права. Опираясь на опыт преподавания курса обществознания в средней (полной) общей школе и в свете современных стандартов образования, хотелось бы отметить, что современный уровень обучающихся позволяет начинать освоение обществоведческих знаний выпускниками начальной школы. Поэтому было бы обоснованно темы, связанные с проблемами человека и общества, носящие пропедевтический характер и связанные с вопросами социализации младших школьников начинать изучать в 5 классе. Это даст возможность углубить и более вдумчиво изучить темы, связанные с правовой культурой для воспитания социально активного, уважающего закон и правопорядок гражданина, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями и осознающего свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством в целом.

Таким образом, в связи с постепенным переходом на линейную систему изучения, логично блок «Экономика» рассматривать в 9 классе, способствуя формированию грамотной осознанной личности, ориентирующейся в мире профессий, понимающей значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Вообще, начиная с 7 класса, предмет «Обществознание» ориентирован на более сложный круг вопросов, сопровождающие процессы социализации и способствующие предпрофильной подготовке обучающихся. На всех этапах изучения учебного материала должны учитываться возрастные особенности ребенка, изменение его социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта и познавательных возможностей учащихся.

Учебник «Обществознание (экономика вокруг нас)» для 9 класса И.П.Насоновой, издательского центра «Вентана-Граф», на наш взгляд, отвечает требованиям, которые предъявляются в современном обществе к учебно-методическому комплексу согласно государственным стандартам второго поколения. Большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, как инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Так, например, личностные универсальные учебные действия направленные в целом на развитие готовности к жизненному и личностному самоопределению выпускника основной школы прослеживаются во всех параграфах учебника в рубрике «Поймите себя» раздела «Вопросы и задания». Перед обучающимся ставятся такие вопросы как «Какие услуги наиболее важны для вас?» (§3, зад.6. стр.16), «Вспомните какой-нибудь пример из собственного жизненного опыта экономически нерационального поведения. Подумайте, в чем причина такого поведения. Назовите не менее трех факторов, обуславливающих нерациональное поведение человека» (§6, зад.6, стр.29), «В какой сфере вы могли бы работать уже сейчас? Как вы думаете, какую заработную плату вы будете получать и почему? Какую заработную плату - повременную или сдельную - вы больше хотели бы получать и почему?» (§11, зад. 6, стр. 60) и др. Эти задания заставляют задуматься о смысле учебной деятельности и ее мотивах, подросток начинает осознавать необходимость учения, дальнейшего самоопределения, выбора жизненных ценностей и определения своего места в обществе.

Регулятивные универсальные учебные действия направлены на осознание целеполагания, планирования, определения последовательности действий, прогнозирования, коррекции и осознания качества и уровня усвоения. На примере рассмотрения темы «Деньги: история и современность» (§15, стр. 83-90), можно проследить все данные действия: в начале параграфа задан вопрос: «Из курса истории вспомните, где и когда появились первые деньги. В какой стране появились бумажные деньги?» - что предполагает процесс рефлексии у обучающегося, а следующий вопрос: «Предположите, почему если всем не хватает денег, их нельзя просто напечатать. Как вы думаете, в чем главное отличие золотых монет от бумажных денежных купюр?» заставляет задуматься и побуждает к размышлению, пониманию того, что еще неизвестно. Сам параграф начинается с пункта «Как появились деньги?», где приводится небольшая историческая справка из всеобщей и отечественной истории, дано определение денег. Надо отметить иллюстративный ряд к следующему пункту «Какими бывают деньги» - приводятся изображения денег «всех времен и народов», что, несомненно, ценно, оживляет порой достаточно сложный теоретический обществоведческий материал и выгодно выделяет среди других учебников. Пункт «Функция денег» дополнен соответствующей таблицей, позволяющей наглядно представить и устно определить роль денег в обществе. Следующий пункт «Сколько денег нужно стране» сопровождает портрет английского экономиста и банкира Джона Ло и приведен поучительный пример из его жизни. Завершает параграф (как и все параграфы учебника) разделом «Вопросы и задания», который включает в себя рубрики: «Проверьте себя» «Поймите себя», «Подумайте» и «Узнайте себя», подросток может определить что им уже освоено, а что еще подлежит усвоению.

При рассмотрении познавательных универсальных учебных действий целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические и логические, и действия постановки и решения проблем. На наш взгляд общеучебные УУД прослеживаются при анализе рубрики «Проверьте себя» раздела «Вопросы и задания», которая содержит вопросы по пройденному материалу, повторение новых понятий (они выделены в тексте параграфа) и выявления их существенных характеристик. В данной рубрике имеются задания на заполнение таблиц, к примеру, после § 13 «Организационно-правовые формы предприятий» предлагается заполнить соответствующую таблицу с целью поиска и выделения необходимой информации из текста параграфа, предварительно адекватно ее преобразовав (стр.73).

Наряду с общеучебными выделяются универсальные логические действия, которые четко прослеживаются в рубрике «Подумайте» раздела «Вопросы и задания», в частности при ответе на задание 12 после § 7-8 «Типы экономических систем» «Проанализируйте следующую экономическую ситуацию и ответьте на вопросы…» (стр.40) необходимо совершить определенные логические действия на установление причинно-следственных связей, выстроить цепь рассуждений и дать обоснование своей гипотезе. Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов ее решения с использованием своего социального опыта, к примеру, на это нацелено выполнение задания 5 после § 17 «Кредиты и их роль в современном обществе»: « Чем опасна ситуация, когда больше половины населения живет в долг» (стр.103).

Коммуникативные универсальные учебные действия имеют огромное значение в современном компьютеризированном обществе, отрадно, что автором учебника учтены и эти требования ФГОС. Рубрика «Узнайте еще» раздела «Вопросы и задания» после каждого параграфа ставит перед обучающимся вопросы, позволяющие ему проявить себя во взаимодействии со сверстниками, родителями и обществом в целом, так, после § 9 задание 10: «Обойдите несколько магазинов и запишите их цены. Попробуйте объяснить, почему цены на одни и те же товары различаются (или не различаются)»(стр.47) или после §11 задание 11: «Найдите информацию о возможности подросткового трудоустройства в вашем регионе. Какая заработная плата предлагается подросткам? Охарактеризуйте ее вид» (стр.61).

Результаты обучения в целом на всех ступенях школьного образования определяются через овладение определенными универсальными учебными действиями, что обеспечит достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с ФГОС второго поколения. Поэтому больше внимание уделяется современному УМК, и в частности учебникам. Учебник «Обществознание (экономика вокруг нас)» для 9 класса И.П.Насоновой, издательского центра «Вентана-Граф» в этом контексте представляет собой в некотором роде образец для формирования новых подходов к содержательной части учебных пособий. Особенно хотелось бы отметить в этой связи как достоинство данного учебника - это богатый наглядно-иллюстративный материал, который включает в себя карты, репродукции, портреты известных философов и деятелей науки, схемы, графики, таблицы - то, чего всегда не хватает в учебниках обществознания.

Изучение курса обществознания в основной общей школе подразумевает итоговую аттестацию в виде Основного государственного экзамена (ОГЭ) по выбору, но как показывает практика все больше выпускников выбирает данный предмет, поэтому хотелось бы чтобы УМК был максимально приближен к запросам общества.

Использованная литература:

  1. Федеральный Государственный стандарт ООО, 2010 г.

  2. «Обществознание (экономика вокруг нас)» 9 класса И.П.Насоновой, под общей редакцией академика РАО Г.А.Бордовского. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012г.

© 2010-2022