Методическая разработка по изучению Конституции РФ (9 класс)

На уроке обучающиеся делают первые шаги в изучении своих прав и обязанностей. Применяется элемент игровой технологии. Класс делится на  группы. Первая группа  раскладывает лото «Права граждан РФ». Вторая группа  изучает и раскладывает лото «Обязанности граждан РФ».  Важным на уроке является воспитательный компонент, благодаря знанию Конституции у нас происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту  наших предков, утверждается понимание неповторимости родной страны, формируется ч...
Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Ромашова Любовь Федоровна - учитель истории и обществознания

МБОУ «Базойская основная общеобразовательная школа»

Кожевниковский район Томская область

Сценарий урока с использованием компьютера

Предмет- обществознание

Класс - 9

Тема: «Конституция Российской Федерации»

Цель урока: изучить Основной закон государства

Задачи урока:

- познакомить обучающихся с историей создания Конституции;

- продолжить изучение структуры Основного закона страны;

- дать определения следующим понятиям: Конституция, права человека, обязанность;

- сформировать уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга ;

Учебно- методическое обеспечение: Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. - М.: ООО «Русское слово»,2011.-224с.

Время реализации занятия-45 минут

Тип урок: урок изучения нового материала с элементом игры.

Вид медиапродукта - наглядная презентация

Целесообразность использования медиапродукта: - эффективность индивидуального подхода к работе обучающихся на определенном этапе урока (самостоятельная творческая деятельность обучающегося)

Оборудование и материалы для занятия - компьютер, проектор, сообщение обучающегося, лото.

Структура урока

Структурные элементы

Временная реализация

№ слайда презентации

1

Вступительная часть

5 минут

2

Выступление обучающегося

4 минут

История Конституции России

4 слайда

3

Работа с текстом Конституции РФ

9минут

Конституция РФ

5 слайдов

4

Игровая часть

13 минут

5

Обобщение полученных знаний

8 минут

6

Воспитательный компонент урока

2 минут

7

Подведение итогов урока

2 минут

8

Домашнее задание

2 минут

В ходе урока обучающиеся отвечают на вопросы учителя, работают

со словарем и текстом Конституции, для закрепления главы 2 раскладывают карточки лото. Группа, которая будет раскладывать карточки «Права граждан РФ», должна выявить взаимосвязь между статьями Конституции и классификацией прав. Задание для второй группы включает статьи Конституции и фотографии из школьного архива, чтобы обучающиеся осознали свою значимость, ощутили себя гражданами, которые уже выполняют свои обязанности.

I.Вступительная часть

Вот уже 20 лет, каждый год во всех классах нашей школы 12 декабря проходят урок России.

Постановка и обсуждение вопросов с классом

1.Может ли государство существовать без законов?

2.Какой закон является главным и основным?

Объясните, что означает понятие «Конституция».

Работа со словарем и тетрадью.

Конституция (от лат.constitutio- устройство) - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Как вы считаете, для чего человеку нужна Конституция?

(ощущать себя гражданином, гарантия спокойной жизни граждан, обеспечение равенства, равноправия граждан, понимание ответственности граждан перед своим государством).

II.Выступление обучающегося

(сообщение обучающегося сопровождается презентацией)

Конституции нашей страны

Конституция в нашей стране появилась в XX в, хотя проекты ее создания были известны задолго до этого. Первые попытки создать конституцию в России принадлежат П.Пестелю и Н. Муравьеву. Крепостная Россия не была еще готова к переходу от господства царского самодержавия к власти права и закона. Примером может служить один трагикомичный факт. Очевидцы утверждали, что мятежные солдаты, пришедшие в декабре 1825 года на Сенатскую площадь Петербурга кричали: «Да здравствует Константин и его жена Конституция!». Они полагали, что Конституция - это жена великого князя Константина.

С середины XIXв. В России начинается медленный процесс вызревание ростков конституционного строя. Особенно активно он пошел в период правления Александра II. Под руководством графа М. Лорис - Меликова был разработан конституционный проект. Как вы уже знаете, бомба революционеров оборвала жизнь русского реформатора. На рабочем столе царя был обнаружен документ, согласно которому в стране могла быть введена новая система управления.

Другой император Николай II, в 1905 году провозгласил Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который учреждал законодательный орган - Государственную думу и провозглашал демократические свободы. Этот документ фактически принято считать первой русской конституцией.

Первой в Советском государстве была Конституция РСФСР 1918г. Конституция 1918 г.закрепила победу рабочих над буржуазией и установление диктатуры пролетариата. Прав были лишены священнослужители, сотрудники жандармерии, собственники.

Конституция 1924г. закрепила отношения между гражданами и новым союзным государством - СССР.

Конституция 1936г. провозглашала победу социализма в стране.

Конституция 1977г констатировала « развитой социализм».

В 1991 г. распался Советский Союз. Президент России Б.Н.Ельцин издал Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».

12 декабря 1993г. был проведен референдум.58,4% участвовавших в нем одобрили президентский проект Конституции.

Вот уже в течение 20 лет граждане России живут по новому закону.

Ребята, давайте познакомимся со структурой Конституции РФ 1993г.

III. Работа с официальным текстом.

( Текст Конституции раздается)

Что представляет преамбула?

Преамбула - вводная часть, в которой указаны основания, послужившие поводом к изданию Конституции.

Выделите шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства?

( утверждение прав и свобод человека; утверждение гражданского мира и согласия; сохранение исторически сложившегося государственного единства; возрождение суверенной государственности; утверждение незыблемости демократических основ; обеспечение благополучия и процветания России)

Сколько разделов в Конституции? ( 2)

Первый раздел включает текст Конституции. Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения». Во втором разделе юридически закреплены положения по вопросам, которые связаны с введением новой конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции и Федерального договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции.

Сколько глав в первом разделе? ( 9)

Глава 1 Основы конституционного строя

Глава 2 Права и свободы человека и гражданина

Глава 3 Федеративное устройство

Глава 4 Президент РФ

Глава 5 Федеральное собрание

Глава 6 Правительство РФ

Глава 7 Судебная власть

Глава 8 Местное самоуправление

Глава 9 Конституционные поправки и пересмотр конституции

IV. Игровая часть урока

Мы обратим особое внимание на главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» Я, предлагаю вам сделать первые шаги в изучении своих прав и обязанностей. Класс делится на 2 группы. Первая группа изучает и раскладывает лото «Права граждан РФ». Вторая группа изучает и раскладывает лото «Обязанности граждан РФ». Раскладывать начинаем с карточки выделенной красным цветом.

Лото «Права граждан РФ»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА

ДУХОВНЫЕ ПРАВА




СТ.43




ЛИЧНЫЕ ПРАВА

СТ.20 П1




СТ.23 П1

ЛИЧНЫЕ ПРАВА




ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА

СТ.29 П1




СТ.44 П1

СТ.27 П1

СТ.27 П2


ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА

СТ.32

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА




СТ.35 П1

СТ.35 П4

ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРАВА




СТ.46

СТ.51





Лото «Обязанности граждан РФ»




СТ.57




Методическая разработка по изучению Конституции РФ (9 класс)




СТ.58






КАЖДЫЙ

ГРАЖДАНИН

ОБЯЗАН СОБЛЮДАТЬ

ЗАКОНЫ ГОСУДАРСТВА



СТ.38 П2






СТ.38 П3








Методическая разработка по изучению Конституции РФ (9 класс)


Методическая разработка по изучению Конституции РФ (9 класс)





СТ.44 П3




Методическая разработка по изучению Конституции РФ (9 класс)




СТ.59





Методическая разработка по изучению Конституции РФ (9 класс)

V. Обобщение полученных знаний

Что такое права человека?

( Работа со словарем и тетрадью)

( Права человека - нормы отношений между человеком и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению

( эту часть прав обычно называют свободными) или получать определенные блага.

Права человека - это понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах: понятие, которое является важнейшим показателем развития демократического общества.)

Вопрос 1 группе.

Какие группы прав человека выделяются? Назовите по одному праву из каждой группы.

( личные, политические, гражданские, юридические, экономические, социальные, духовные)

Вопрос 2 группе

Что такое обязанность?

( Обязанность- круг действий или задач, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения).

Какие обязанности граждан закреплены в Конституции РФ?

( гражданин обязан соблюдать законы государства, гражданин должен платить налоги и сборы, гражданин должен защищать Отечество, гражданин должен сохранять природу, гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях, гражданин должен беречь памятники культуры)

Важно обратить внимание обучающихся на то, какие обязанности распространяются на всех лиц, проживающих на территории РФ, а какие - только на граждан РФ.

Какие обязанности есть у вас?

IV.Воспитательный компонент

Конституцию своего Отечества следует знать и уважать. Благодаря знанию Конституции у нас происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту наших предков, утверждается понимание неповторимости родной страны, формируется чувство уважения, гордости за достижения своей страны, любви к Отечеству.

VII.Подведение итогов урока

Учащиеся получают оценки за урок в зависимости их участия.

VIII. Домашнее задание по выбору обучающихся (проверочные тесты, познавательные задачи, тексты для чтения и обсуждения

Можно использовать дидактические материалы по данной теме:

  1. Задания и тесты по обществознанию: 9 кл./ Л.Н.Боголюбов.-М.: Школьная Пресса,2001.-128с.

  2. Никитин А.Ф. Основы обществознания. 8-9кл.: Учебно-методическое пособие.-М.: Дрофа,200.-224с.(Дидактические материалы)

  3. Никитин А.Ф. Право и политика: Метод. пособие. Кн.для учителя/ М.: Просвещение,2000.-128с.

Методическая разработка по изучению Конституции РФ (9 класс)Методическая разработка по изучению Конституции РФ (9 класс)

Карточки «Обязанности граждан РФ» Карточки « Права граждан РФ»

Литература

  1. Конституция Российской Федерации: Официальный текст/ оформление А.А.Громов.-Гарболово: Издательский Дом А.Громова, 2004.-48с.

  2. Гражданин Российской Федерации/ научно-теоритический и методический журнал «Преподавание история и обществознания в школе» №2 2008.

  3. Задания и тесты по обществознанию: 9 кл./ Л.Н.Боголюбов.-М.: Школьная Пресса,2001.-128с.

  4. Методические рекомендации по проведению Всероссийского открытого урока, посвященного 20-летию Конституции РФ

  5. Никитин А.Ф. Основы обществознания. 8-9кл.: Учебно-методическое пособие.-М.: Дрофа,200.-224с.(Дидактические материалы)

  6. Никитин А.Ф. Право и политика: Метод. пособие. Кн.для учителя/ М.: Просвещение,2000.-128с.









© 2010-2022