СТАТЬЯ ВОСПИТАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ткачева Татьяна Юрьевна, учитель истории МОАУ «Григорьевская СОШ»

Соль-Илецкого района Оренбургской области


ВОСПИТАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ


Я, как учитель истории и обществознания, вижу одно из главных направлений своей работы - освоение учащимися основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений. Навыки решения социально значимых проблем более эффективно осваиваются учащимися в ходе социальной практики, когда ребята участвуют в создании социальных проектов.

Социальное проектирование - это настоящая жизненная школа, уроки которой помогут подросткам, как в обычной жизни, так и в самых неожиданных обстоятельствах. Работая над социальным проектом, решая социальные проблемы конкретного сообщества, принимая решения, чувствуя ответственность, видя результат, подросток ощущает свою причастность к чему-то важному, значимому, становится личностью, гражданином.

В 2011 году был разработан и реализован проект «Дружба без границ», направленный на укрепление духовного единства нашего многонационального села.

Цель проекта: воспитание культуры межнационального общения

Задачи:

  1. ввести в традицию уважительное отношение к самобытности истории и традиций народов страны;

  2. формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости;

  3. привлечение внимания специалистов к проблемам межэтнических отношений;

  4. развитие и укрепление новых форм творческого содружества;

  5. введение новой традиции: ежегодное проведение фестиваля - конкурса «Дружба без границ»

Актуальность темы проекта бесспорна. Еще со времен "Повести временных лет" известно, что Россия страна многонациональная. Пренебрежение, равнодушие к этнонациональным проблемам и недооценка их накапливают в России потенциал межнациональных конфликтов, который разрушает основы российского общества и российского государства. Вместо того чтобы совместными усилиями укреплять страну, в которой мы живем, людей провоцируют на кровопролитные конфликты друг с другом по национальному признаку.

Руководители государства, руководители субъектов Федерации должны как можно чаще говорить о дружбе, сотрудничестве, о духовном сотворчестве, общности и близости народов, культур и религий России, а не науськивать их друг против друга, как это иногда, к сожалению, происходит.

Сегодня важно ввести в традицию уважительное отношение к самобытности истории и традиций народов страны, к равноправию и равным возможностям народов и граждан Российской Федерации во всех сферах государственной и общественной жизни.

Межэтнический мир и согласие - единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности.

Гражданин России, являясь представителем той или иной национальности - россиянин. Российский поэт, дагестанец Расул Гамзатов сказал по этому поводу буквально следующее: "Многонациональность в целом, как и отдельные национальные образования, - это для России вопрос сущности, а не формы".

В 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Органы власти и общественность призваны регулировать отношения народов страны, налаживать их совместную мирную жизнь, укреплять общую многонациональную Родину. Такое регулирование осуществляется на уровне этнических общностей и национально-территориальных образований.

В нашем крае уделяется большое внимание укреплению межэтнического мира. В областной газете «Оренбургское время» открыта специальная рубрика «Этнопанорама». Функционирует система межнационального вещания на ГТРК «Оренбург». На областном телевидении действует творческое объединение «Евразия». Журнал «Земляки» выходит на языках народов Оренбуржья. А такого культурного комплекса, как «Национальная деревня» нет ни в одном регионе! В каждом из расположенных здесь подворий имеются музей, кафе национальных блюд, выставки, отражающие быт и культуру народа. «Национальная деревня» стала популярным местом отдыха для горожан, центром проведения различных мероприятий, местом встреч высоких гостей из других регионов.

Воспитание толерантности начинается в семье и в школе. Только в сфере образования возможна организация процесса активной жизнедеятельности по усвоению и применению соответствующих ценностей в реальных ситуациях. Одним из методов воспитания и является социальное проектирование. Социальные проекты - это проекты, которые носят практически-прикладной характер, направленные на решение проблем местного уровня. Позитивной чертой социального проектирования является возможность учащихся увидеть результаты своей деятельности через социологические опросы, интервью, увидеть отношение различных категорий населения к теме их проекта. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, села, края, наконец, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом.

С психологической точки зрения работа над социальным проектом является для учащихся практикой регулирования межличностных отношений, становления навыков делового общения, овладения основами перспективного планирования, принятия решений и осознания ответственности за их выполнение.

Наше село Григорьевка многонациональное. Мы решили провести собственное социологическое исследование и выяснили, что у нас проживают люди более пятнадцати национальностей. Среди них русские составляют 50%, казахи - 23,2%, татары - 17%, украинцы - 4,8%, 5% - немцы, таджики, цыгане, чеченцы, азербайджанцы, белорусы, башкиры, чуваши, мордва, узбеки, таджики, туркмены, корейцы.

Подавляющее большинство респондентов от 10 до 18 лет считают многонациональность благом и хорошо относятся к межнациональным бракам, их не раздражает инакоязычная речь и они с уважением и интересом относятся к чужой культуре и обычаям. 72% считают, что национальность детей в таких браках должна определяться по отцу. И все-таки 17,5% уверены, что в нашем селе имеет место скрытая неприязнь.

Большинство опрошенных респондентов в возрасте от 19 до 50 лет считают многонациональность благом - 75%. Около половины опрошенных положительно относятся к смешанным бракам и считают, что дети от смешанных браков самостоятельно должны решать о вопрос о своей национальной принадлежности. Но стольких же раздражает непонятная речь, хотя все 100% уважительно и с интересом относятся к чужой культуре, обычаям. Всего лишь 30% уверены, что в нашем селе нет межнациональных проблем. Остальные опрошенные считают, что выражаются они в скрытой неприязни. Один человек ответил, что имеются даже открытые столкновения на национальной почве.

Среди респондентов старше 50 лет незначительное большинство считают, что многонациональность - источник проблем. 32% плохо относятся к межнациональным бракам. 39% опрошенных раздражает, когда рядом разговаривают на непонятном языке. Большинство опрошенных уважительно или с интересом относятся к чужой культуре и обычаям. 29% уверены, что в нашем селе есть межнациональные проблемы и выражаются они в скрытой неприязни.

Проанализировав результаты исследования, ребята пришли к выводу, что проблема национальной розни в нашем многонациональном поселении не является острой. Но, тем не менее, не исключается скрытая неприязнь, которая в любой момент может перерасти в открытые столкновения. Чем моложе респонденты, тем более они терпимы, а чем старше - тем более раздражительно относятся к людям другой национальности.

На вопрос «Что объединяет людей разных национальностей?», участники социального опроса отвечали: общие интересы, уважение друг к другу, здравый смысл, общие заботы, малая Родина, культура, спорт, образ жизни, праздники, любовь.

Следовательно, необходимо поддерживать интерес наших жителей к культуре друг друга, продолжать воспитание уважительного отношения друг к другу. Необходимо проводить систематическую работу, направленную на укрепление духовного единства, поддержание гражданского мира, который является основой благополучия и стабильности общества.

Так появилась идея проекта.

Наш проект «Дружба без границ» предусматривает проведение праздника, многодневного фестиваля, который будет проводиться один раз в год, в конце октября-начале ноября и в котором будут участвовать все жители МО СП «Григорьевский сельский совет» Соль-Илецкого района: одни в качестве участников, другие - в качестве болельщиков и зрителей.

Начало положено. Фестиваль-конкурс состоялся!

СТАТЬЯ ВОСПИТАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Фестиваль-конкурс проходил в течение 4 дней. В первый день была представлена русская, татарская, казахская культура и культура других национальных меньшинств: песни, танцы, обряды. Русские поразили нас своим хороводом, казахи - интересным обрядом, татары - зажигательными песнями, а корейцы - красивым танцем.

СТАТЬЯ ВОСПИТАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Любопытно, что русские девчонки с удовольствием наряжались в татарские костюмы и участвовали в представлении татарской культуры. А до этого две недели шили национальные костюмы в кабинете директора сельского Дома культуры, который превратился в настоящую мастерскую! Да еще подключили учителей, специалиста по делам молодежи, техперсонал сельского клуба.

На второй день мы провели шоу-программу «Супер-пара. Ты и я - одна семья». А пары-то непростые, а интернациональные: супруги разных национальностей. Более 30 приглашений разослали участники проекта. Но в конкурсе приняли участие только три пары. Одна из них победила в номинации «Самая обаятельная пара», вторая - «Самая дружная семья», третья - «Самая решительная пара». В своих визитных карточках они рассказали зрителям, что их удерживает вместе, как они отмечают праздники, каких традиций придерживаются. В общем, проигравших не было. Национальность - не помеха в семейных делах, где есть любовь, уважение и взаимопонимание!

На третий день проходили весёлые спортивные соревнования, в которых участвовала сельская молодежь (и не только) из трех сел. Участники команд самых разных национальностей. Что как не спорт объединяет, сплачивает, воспитывает командный дух, чувство надежного плеча рядом? Команда из села Возрождение победила в номинации «Самая мужественная», из села Казанка - «Самая сплоченная», из села Григорьевка - «Самые ловкие». Проигравших не было, победила ДРУЖБА. И никто не пожалел о проведенном времени в пылу спортивного азарта!

Заключительный гала-концерт прошел 4 ноября. Это день народного единства. Относительно новый праздник, который пока воспринимается как очередной выходной день. Но нам удалось устроить для людей настоящий праздник! Зрители увидели лучшие номера, выступления приглашенных артистов из г.Соль-Илецка, состоялось награждение победителей в номинациях: «Лучший хореографический коллектив», «Лучший вокальный коллектив», «Лучший солист», «Лучшее воплощение национальных традиций».

Награждены победители и призеры фотоконкурса «Остановись, мгновение». Победители были определены в результате народного голосования: в течение фестиваля зрители, участники опускали в опечатанную урну специально приготовленные цветные листочки, на которых они писали номер понравившейся фотографии.

А какой интерес вызвала выставка национальной кухни! Русская кухня отличилась многообразием блюд и красивым оформлением, корейская своей необычностью: паровые пирожки пягоди из рисовой муки, пикими. Многие корейские салаты стали обычными в нашем меню, а вот известная всем морковча, оказывается, правильно называется морковь-ча.

СТАТЬЯ ВОСПИТАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ А самое главное, что в подготовке к празднику принимали участие почти все жители! Это сельская администрация, которая обеспечила финансовую поддержку, заведующие трех сельских Домов культуры, которые подготовили программу выступления, это учителя и учащиеся Григорьевской школы, а значит и их родители, без которых не состоялась бы выставка блюд национальной кухни.

За короткое время были сшиты татарские национальные костюмы на деньги, собранные всеми татарами села.

Отрадно, что все было не зря: несмотря на плохую погоду, 4 ноября в зале не было свободных мест!

Фестиваль объединил всех: и старых, и молодых людей разных национальностей. Люди оторвались от телевизоров и пришли посмотреть на своих детей, внуков, соседей, которые постарались для них сделать праздник, пообщались друг с другом, приобщились к национальной культуре. А это и есть цель нашего проекта.

Надеемся, что наша традиция приживется и день 4 ноября будет отмечаться в нашем селе действительно как День Народного Единства.

А главное, что дети, разработчики проекта, увидели, что хорошую идею всегда поддержат, помогут решить любую проблему. Нельзя к жизни относиться потребительски, критикуя всех подряд или еще хуже, равнодушно взирая на все. Обучая подростков социальному взаимодействию и проектированию социально-значимых дел, поддерживая их инициативы, мы можем говорить о воспитании активной гражданской позиции юных граждан.

Думаю, что разработчики проекта «Дружба без границ» и все, кто принял участие в его реализации, испытали чувство удовлетворения и получили стимул для новых творческих проектов! Пусть незначительных в общероссийском масштабе, но таких значимых для нашего села.

Реализация нашего проекта «Дружба без границ» - это практический шаг к укреплению духовного единства многонационального народа, к выполнению нашего гражданского и патриотического долга, реальный вклад, вносимый нами в дело процветания Отечества.

Использованная литература:


  1. Государственная национальная политика, межэтнические и этноконфессиональные отношения в Оренбуржье: проблемы формирования установок толерантного сознания: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции/под общ.ред.В.В.Амелина. -Оренбург: ГУП Оренбургской области «Бузулукская типография», 2011.-178 с.


  1. Мы - оренбуржцы. Историко-этнографические очерки/Под общ.ред.В.В.Амелина.-Оренбург: ОАО «ИПК «Южный Урал», 2007.-288 с.


  1. Современное состояние межэтнических и этноконфессиональных отношений в регионах России: проблемы повышения толерантности населения: материалы межрегиональной научно-практической конференции/под общ.ред.В.В.Амелина. -Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2007.-224 с.








СТАТЬЯ ВОСПИТАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

© 2010-2022