Выступление по теме Использование проектной технологии на уроках обществознания

Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ БОЛЬШЕСОЛДАТСКОГО РАЙОНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ:

«Инновационные формы обучения»

Использование проектной технологии

на уроках

обществознания


Из опыта работы учителя

обществознания

МОУ «Мало-Каменская средняя

общеобразовательная школа»

Большесолдатского района

Курской области

Беленьковой Светланы Анатольевны

ПЛАН.

1. Введение. Роль проектной технологии в образовательном процессе.

2. Содержание деятельности по использованию проектной технологии
на уроках обществознания.

  1. Фрагменты урока обществознания в 7 классе с использованием мини-проектов.

  2. Используемая литература.


1. Введение. Роль проектной технологии в образовательном процессе.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию личности, творческих способностей обучающихся, формированию активной жизненной позиции, навыков саморазвития и самообразования.

Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.

В переводе с латинского проектная технология означает "самостоятельный поиск пути" ("брошенный вперед").

Цель проектного обучения заключается в том, чтобы создать условия, при которых школьники:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения, приобщения обучающихся к научно-исследовательской и поисковой деятельности, которая многофункциональна в большей степени, чем многие другие. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, разнообразных образовательных маршрутов.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную или групповую), в ходе которой развиваются познавательные интересы и умения конструировать свои знания. Этот метод всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, искусства. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми» - заканчиваться конкретным результатом, готовым к внедрению.

Проектная технология позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов.

Использование проектной технологии дает возможность приобретения детьми реального опыта участия в жизни сообщества, решения социально-значимых проблем. В ходе этой деятельности учащиеся имеют возможность соотнести общие представления, усвоенные на уроках, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, родители, учителя, а также с общественной жизнью, с социальными событиями, происходящими в масштабах микрорайона, области и страны в целом.

Выполнение проектов даёт возможность для создания личностно -развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Метод проектов - личностно - ориентированный метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы и оформлении практического результата. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

Проекты побуждают учащегося к целеполаганию, овладению общеучебными умениями, проявлению интеллектуальных способностей, проявлению коммуникативных качеств, отработке навыков работы в группе, выстраиванию отношений. Совместная деятельность дает широкие возможности как учителю, так и учащемуся выстраивать субъект-субъектные отношения.

В процессе проектной деятельности активно используется

информационная технология. Учащиеся самостоятельно находят информацию, анализируют, обобщают её и оформляют. Использование ИКТ способствует общему развитию школьников, позволяет применять новые формы и методы обучения и воспитания.

При решении проекта наряду с научно-познавательной стороной содержания всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) деятельностная и творческие стороны. Причем именно эмоционально-ценностный и творческие компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен.

В целом, как подчёркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».

При оценке проекта учитываются следующие моменты:

  • значимость и актуальность рассматриваемой проблемы;

  • активность каждого участника проекта;

  • творческая самостоятельность авторов проекта;

  • соблюдение требований к созданию проекта;

  • речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.

2. Содержание деятельности по использованию проектной технологии на уроках обществознания.

Заинтересовавшись методом проектов, я решила привлечь учащихся, изучающих обществознание, к этому виду деятельности.

Современный школьник обладает обширными возможностями для получения учебной информации, оформления своих работ, наглядного их представления в виде презентации. Занимаясь проектной деятельностью, учащиеся осваивают компьютерные технологии, учатся оформлять необходимую информацию в виде рисунков, плакатов, сочинений, интервью, видеороликов, стенгазет и фоторепортажей.

Каждый участник проекта становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором способствует развитию социальных ролей, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, стремление оказать взаимопомощь в работе. Роль учителя сводится к тому, чтобы спланировать их деятельность и откорректировать материал.

Технологию проектного обучения применяю активно в своей деятельности 3-ий год. Достижением своей работы считаю качественное построение уроков-проектов, исследовательских проектов, творческих проектов на сочетании приёмов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности учащихся. В основе - практическая, исследовательская деятельность, групповая форма работы, работа парами сменного состава. Этот метод обучения в сочетании с традиционными является очень действенным элементом в организации самостоятельной работы , приучении обучающихся к активной мыслительной деятельности, формировании умения учиться.

Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями, показать способность к самообразованию и самоорганизации.

В процессе разработки проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. В активную деятельность вовлекаются чувства, мысли, отношения. Такая форма работы помогает подросткам учиться выражать свое мнение, старшеклассникам позволяет ощутить свою значимость в современном мире.

Проектная деятельность заинтересовала учащихся, потому что темы проектов мы выбираем вместе. Важно, чтобы дети знали, что результат их работы будет востребован, т.е. этот материал будет использован на уроках, классных часах, будет оформлен в школьном музее . Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений. Они могут проверить и показать себя в реальном деле, проявить настойчивость и целеустремленность.

Гуманистический смысл проектного обучения состоит не только в развитии творческого потенциала обучающихся. Школьники с большим увлечением выполняют ту деятельность, которая ориентирована на их интересы. Метод проектов способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет старшекласснику увидеть себя как человека способного и компетентного.

В современных условиях метод проектов широко применяется в практике педагогов, находит своих последователей, дорабатывается учеными. Он становится все более популярным. Причиной этого явления я считаю актуальность широких человеческих контактов, знакомств с разными культурами, разными точками зрения по одной проблеме. Также есть хорошие условия для использования новых технологий: наличие учебно-методической литературы, информационных носителей, умения современных старшеклассников находить необходимую информацию и заниматься исследовательской деятельностью.

Ведущей педагогической идеей моей работы является гуманизация образования, что предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения учащихся на основе:

- взаимного доверия и уважения со стороны учителя и учеников,

- обеспечение свободы творческой деятельности и самореализации
школьника как личности,

- принципа коллективного труда,

-осуществления единства мыслительной и практической деятельности

учащихся,

-использование личностно-ориентированного обучения. В своей работе делаю акцент на познавательном интересе как мотиве учебной деятельности. Под познавательным интересом понимаю особое положительно-эмоциональное отношение, стремление к знанию и самостоятельной творческой деятельности, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека больше узнать нового, понять, проверить, выяснить, усвоить.

В процессе формирования познавательного интереса выделяю следующие этапы:

  • любознательность,

  • появление интереса, стимулирующего творческий поиск,

  • устойчивый интерес к предмету на теоретическом уровне. Становление опыта использования проектной технологии происходило в

процессе изучения теоретической и методической литературы, апробирования изученного на практике.

Первый проект назывался «Моя родословная». В нем участвовали учащиеся 6-11 классов. Это индивидуальная исследовательская работа, результаты которой каждый оформил по-своему: в виде схем, фотоальбомов, презентаций, плакатов с «родословным деревом ».

С 2009 года сложилась система использования мини-проектов на уроках обществознания в 6-7 классах.

При изучении темы «Родина» в 6 классе использовались результаты проекта «Исследуем свою малую родину». Были подготовлены мини-проекты группами учащихся по направлениям:

  1. Интервью старожилов «Из истории села»

  2. Фоторепортаж «Достопримечательности села»

  3. Альбом «Обычаи и традиции наших предков»

  4. Фоторепортаж «Природа родного края».

При изучении темы «Школа» (6 кл.) был выполнен проект «Исследуем школу», состоящий из мини-проектов:

  1. Альбом «Из истории школы»

  2. Фоторепортаж «Традиции школы»

  3. «Выдающиеся выпускники школы»

  4. Репортаж «Мой любимый уголок в школе»

По каждому направлению составляется план деятельности, выбираются ответственные за определенные этапы работы. Задания учащиеся получают за 3-4 недели до изучаемой темы.

Уроки с представлением мини-проектов проходят очень интересно. В деятельность часто вовлекаются родители, учителя, ведущие предметы гуманитарного цикла, классные руководители, библиотекарь. Происходит синтез знаний содержания обществознания и других школьных предметов, социальных явлений.

Особенно понравился коллегам и ребятам открытый урок обществознания в 7 классе по теме «Защита Отечества». С помощью родителей и некоторых односельчан учащиеся представили интересные мини-проекты о службе в армии, собрали и оформили материалы о своих отцах и дедах. В процессе подготовки таких уроков дети получают богатейший опыт общения, учатся строить диалог со старшими и сверстниками.

При изучении темы «Обмен, торговля, реклама» в 7 классе обучающиеся знакомятся с множеством понятий: торговля и её виды, реклама, маркетинг и др. Сформировать необходимые представления помогает проект-игра «Гипермаркет».

  1. этап. За неделю до проведения урока ученики получают задание изучить самостоятельно виды товаров и рекламы и подготовить рекламу одного товара (рисунок и четверостишие).

  2. этап. На уроке дети представляют свою рекламу и получают более сложное задание (в группах): прорекламировать партию различных товаров (продовольственных, бытовой химии, услуги парикмахерской и др.) Каждый участник группы выполняет определенную работу: составляет текст рекламы, изображает товар на рисунке, придумывает слайды для презентации. Учащиеся могут закончить свою деятельность во внеурочное время.

3 этап. Заключительный. Из всех подготовленных реклам на следующем

уроке (вместо проверки домашнего задания) проводится презентация

проекта, т.е. демонстрируется общая реклама разнообразных товаров и услуг

гипермаркета. На данном этапе учитель помогает четко выстроить процесс

презентации.

В старших классах использование проектной технологии позволяет мне научить юношей и девушек самостоятельно мыслить, находить в окружающей жизни проблемы и решать их, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, формировать умения устанавливать причинно-следственные связи.

В старших классах, получая за 2-3 недели до урока темы проектов, учащиеся ведут исследовательскую работу и поиск необходимой информации самостоятельно. К учителю обращаются только по необходимости за консультацией. Защита проектов у них проводится на уроках-зачетах, уроках - творческих отчетах или на внеклассных мероприятиях.

Темы проектов для старшеклассников могут быть самыми разнообразными:

  1. Каким должен быть депутат?

  2. Будущее моего края.

  3. Терроризм - угроза XX1 века.

  4. Методы преодоления кризисных ситуаций.

  5. Что я знаю о национальных проектах.

  6. Враги души и тела.

  7. Демографическая ситуация в мире и в нашей стране и др.

Проект может быть учебным, творческим, социальным. Но в любом случае старшеклассники оформляют более объемные и содержательные рефераты, более подробные презентации. В прошедшем году десятиклассники оформили результаты социального проекта по экологической ситуации в нашем районе: собрали и проанализировали статьи из газет о состоянии природы, сделали фоторепортаж, провели опрос жителей и депутатов местной администрации и внесли свои предложения (составили план работы) по улучшению состояния парка вокруг стелы погибшим воинам-односельчанам, внешнего вида улиц, сохранению колодцев, уборке мусорных свалок и др.

Таким образом, использование проектной технологии на уроках обществознания позволяет вовлечь обучающихся в интересную, практически значимую работу и активизировать познавательную деятельность не только на уроках, но и во внеурочное время.

Литература.

  1. Л.Н. Боголюбов. Основные компоненты содержания обществоведческого образования. Преподавание истории и обществознания в школе. №7, 8 - 2009 г.

  2. И.С. Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие. М. «Аркти», 2008 г.

  3. Н.И. Дорожкина. Современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. М. «Вако», 2009 г.



  1. Е.Е. Вяземский и др. Поурочные разработки к учебному пособию «Я - гражданин России. 7 класс». М. «Экзамен», 2009 г.

  2. Т.А. Корнева. Внеклассные мероприятия по обществознанию. М., «Глобус», 2008 г.



  1. Проектная деятельность учащихся. Завуч.- №8 -2007г.

  2. Е.С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. 2005 г.

  3. А.В. Бычков. Метод проектов в современной школе. М. 2000 г.

  4. В.В. Гузеев. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы №6 - 1995г.


© 2010-2022