Налоговые вычеты (материалы для краевой олимпиады) 11 класс

  Краевая олимпиада школьников по основам налоговых знаний  Какими налоговыми вычетами пользуются мои родители (знакомые) социальные, имущественные налоговые   вычеты Данная тема заинтересовала меня, потому что знаю многих людей, которые могли бы воспользоваться какими-либо налоговыми вычетами, но не знают, как правильно это сделать. В своей работе я доступно для основной массы населения излагаю материал о налоговых вычетах и порядке их применения.  На примере моей семьи я привожу ряд нестандартных ситуаций по использованию налоговых льгот (вычетов), правовые нормы, регулирующие  различные ситуации по использовании налоговых вычетов, а также алгоритмы расчёт...
Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4




Краевая олимпиада школьников по основам налоговых знаний




Какими налоговыми вычетами пользуются мои родители (знакомые) социальные, имущественные налоговые вычеты







Выполнила:


г. Заринск, Алтайский край 659104

Полосухина Анастасия Вадимовна

Ученица 11 класса

Телефон: 89609595606

МБОУ СОШ №4

Телефон школы: 55-5-94

Руководитель:

Шорникова Валентина Анатольевна

Учитель истории и обществознания

Руководитель НОУ учащихся

Телефон: 89237804991;21-2-63


Алтайский край, г. Заринск 2014 год







Содержание.

Сведения о работе

  1. Введение ……………………………………………………………... …....1

2. Основная часть. Налоговые вычеты, их виды и прядок применения…..2-5. 2. 1.Виды вычетов с НДФЛ (стандартные, социальные, имущественные) и порядок их применения.

2.2. Какими налоговыми вычетами пользуются мои родители (знакомые) (социальные, имущественные налоговые вычеты) алгоритмы расчета налоговых вычетов в различных ситуациях.

3. Заключение (выводы) ………………………………………………. ……5

Литература







Сведения о работе

Актуальность

Недостаточная осведомленность населения о налоговых льготах, о порядке их применения и нормативно - правовой базе о налоговых вычетах.

Объект исследования

Налоговые вычеты, которыми пользуется моя семья

Предмет исследования

Порядок применения налоговых вычетов - как средства социальной поддержки налогоплательщиков.

Цель

Изучить нормативно - правовую базу о налоговых вычетах и порядке их применения

Задачи

Изучить налоговые вычеты:

-виды налоговых вычетов ;

- порядок применения налоговых вычетов к налогоплательщикам НДФЛ;

- нормативно- правовую базу о налоговых вычетах

-использовать материалы исследования для распространения среди населения своего микрорайона, то есть вести работу по распространению налоговой грамотности.

Метод

Аналитический, сравнения, обобщения.

Научная новизна

Обобщающая работа о налоговых вычетах с примерами их расчета и порядка применения, а также с перечнем нормативных документов по их применению.

Практическое применение

Исследовательская работа, предназначается для основной массы налогоплательщиков, не владеющих налоговой грамотностью и налоговой культурой.

Введение


Данная тема заинтересовала меня, потому что знаю многих людей, которые могли бы воспользоваться какими-либо налоговыми вычетами, но не знают, как правильно это сделать. В своей работе я доступно для основной массы населения излагаю материал о налоговых вычетах и порядке их применения.

На примере моей семьи я привожу ряд нестандартных ситуаций по использованию налоговых льгот (вычетов), правовые нормы, регулирующие различные ситуации по использовании налоговых вычетов, а также алгоритмы расчётов наиболее распространённых налоговых вычетов.

Я поставила себе цель - разобраться в системе налоговых льгот, изучить порядок их применения, чтобы в дальнейшем начать работу по распространению этих знаний среди населения.

Основная часть

«…правительство обязано стремиться к усовершенствованию сей части государственного управления, ...искусство которого... в том, чтобы народ, платя сколь можно более. Думал при том, чтобы платить сколь можно менее...»

Н.И. Тургенев русский экономист (1789-1871)

НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ их виды и порядок применения

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) уплачивается налогоплательщиком со всех видов доходов, полученных им из самых разных источников - от продажи имущества до выигрыша в лотерею. В то же время закон не только устанавливает эту обязанность, но и предоставляет

налогоплательщикам определённые права, в частности, право на получение налоговых вычетов.

Налоговый вычет- это сумма дохода (обычно это заработная плата), которая не облагается налогом. В некоторых случаях под налоговым вычетом понимается возврат части ранее уплаченного налога на доходы физического лица, например, в связи с покупкой квартиры, расходами на лечение, обучение и т.д.

Всего Налоговым кодексом предусмотрено шесть групп налоговых вычетов:

1.стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ);

2.социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ);

3.имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ);

4.профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ);

5.налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке (ст. 20.1 НК РФ);

6.налоговые вычеты при переносе на будущие периоды

убытков от участия в инвестиционном товариществе (ст. 220.2 НК РФ).

Претендовать на получение налоговых вычетов может гражданин, который: 1).является налоговым резидентом Российской Федерации; 2)при этом он получает доходы, с которых удерживается налог на доходы физических лиц по ставке 13%.

Стандартные налоговые вычеты могут применяться налогоплательщиками, указанными в п. п. 1, 2 и 4 п.1 ст. 218 Налогового кодекса.1.Вычет на налогоплательщика; (Данный вид стандартных налоговых вычетов предоставляется двум категориям физических лиц: «чернобыльцам», инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам из числа военнослужащих, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, инвалидам с детства, Родителям военнослужащих, погибших при защите СССР, РФ).

2.Вычет на ребёнка (детей). Полный перечень физических лиц, которые могут

претендовать по получение стандартного вычета на налогоплательщика, указан в п. п. 1 и 2 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса.

Социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РЫ) предоставляются в тех случаях, когда налогоплательщик несёт определённые социальные расходы.

Налоговым кодексом предусмотрено 5 видов социальных налоговых вычетов, связанных с расходами на:

1.Благотворительность (п. п. п. 1 ст.219НК РФ);

2. Своё обучение и обучение детей (пп.2 п.1 ст219 НК РФ);

3. Своё лечение и лечение супруга, родителей, своих детей (пп3п1ст219 НК РФ); 4. Добровольное страхование;

5. Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

За исключением вычета на уплату пенсионных (страховых) взносов, социальные вычеты можно получить только при подаче в налоговый орган по окончании года декларации с копиями документов, подтверждающих право на вычет.

Реализовать своё право на возврат налога в связи с получением социального вычета можно не позднее 3лет с момента уплаты НДФЛ за налоговый период, в

котором были произведены социальные расходы. Этот срок отведён п. 7 ст. 78 Налогового кодекса на зачёт или возврат излишне уплаченного налога.

Изменён порядок получения физлицами имущественного вычета по расходам на приобретение (строительство) жилья.

С 1 января 2014 года в новой редакции изложена статья 220 НК РФ, регулирующая основания и порядок получения имущественных вычетов по НДФЛ. В частности, с 2014 года действует положение, согласно которому налогоплательщик, не использовавший при приобретении одного объекта недвижимости всю сумму вычета вправе получить остаток в случае покупки (строительства) нового жилья (абз.2 подп.1 п3 ст.220 НК РФ)…установлено новое ограничение по размеру вычета - не более 3 млн. рублей. Если приобретался объект невысокой стоимости (менее предельной величины вычета 2млн. рублей), то часть вычета терялась. В случае приобретения второго и последующего объектов налогоплательщик не мог использовать вычет, поскольку повторное его предоставление не допускалось.

Имущественный налоговый вычет предоставляется при приобретении квартиры, комнаты или доли (долей) в них, а с 1 января 2010 года еще и при покупке земельных участков, приобретенных под индивидуальное жилищное строительство, а также земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

2.2.Какими налоговыми вычетами пользуются мои родители.

Моя семья состоит из четырёх человек (мама, папа, я ученица 11 класса и бабушка). Мои родители пользуются следующими налоговыми вычетами:

СТАНДАРТНЫЙ ВЫЧЕТ НА РЕБЁНКА

Это сумма дохода (обычно заработная плата), которая не облагается подоходным налогом. Стандартные налоговые вычеты работнику предоставляет работодатель на основании п.3 ст218 НК РФ

Вычет на ребёнка (детей) предоставляется до месяца, в котором доход налогоплательщика, облагаемый по ставке 13%, превысил 280 000 рублей

Стандартным налоговым вычетом пользуется мама, она зарабатывает 18000 руб. Ей ежемесячно предоставляется вычет в размере 1400 руб. на ребенка. Ежемесячно не будет облагаться вычет в размере 1400 руб. т.е. (18000-1400)*13%=2158 руб. Значит, у мамы из заработной платы ежемесячно не удерживается 182 рубля, а за год (182*12) - 2184рубля

Социальные налоговые вычеты нашей семьи; (ст. 219 НК РФ)

В прошлом году предоставлялись на лечение бабушки.

Вычет предоставил возможность уменьшать расходы, потраченные на лечение в медицинском учреждении, а также на приобретение медикаментов (согласно Перечню, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №201), назначенных лечащим врачом и приобретённых за счет собственных средств. Лечение происходило в городе Заринске Алтайского края

Чтобы получить вычет, физическое лицо (гражданин) мой папа представил в налоговую инспекцию декларацию о доходах, документы, подтверждающие родственные отношения налогоплательщика с бабушкой ,(она его мать), справку об оплате медицинских услуг, оплаченные рецепты на покупку медикаментов. Бабушка оплатила: свое лечение на сумму 20 000 руб.; Годовой заработок папы составил 360 000 руб. (ежемесячно по 30 000 руб.). С этого дохода организация-работодатель удержала налог в размере 46800 руб.

По окончании года папа представил в налоговую инспекцию декларацию и все необходимые документы. Вычет ему был предоставлен на сумму-20 000 руб. Сумма налога с учетом вычета составила 44200 руб.(360 000 руб.-20 000 руб.) *13%. Использование этого вычета позволило вернуть в семейный бюджет (46800-44200) 2600 рублей

На обучение

В прошлом году я обучалась в автошколе. За обучение семья заплатила 13000 рублей, но используя налоговый вычет, в семейный бюджет возвратились 1690 рублей. Этот вычет предоставляется при условии наличия у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус образовательного учреждения. К таким образовательным учреждениям относятся вузы, техникумы, колледжи, музыкальные, художественные школы, автошколы, учреждения, проводящие различные курсы повышения квалификации, курсы по изучению иностранных языков и др.

Заключение

Считаю, что поставленную перед собой цель я выполнила. Мне удалось систематизировать материал о налоговых вычетах, рассмотреть их виды, а именно стандартные, социальные и имущественные, которые применяются при расчете НДФЛ особенно часто, этими вычетами пользуются и мои родители. Я изучила нормативно правовую базу о налоговых вычетах. (Это НК РФ ст. 218-221, письмо Минфина РФ от 11 мая 2010 года №03-04-06/9-94, ст. 78, статья 220 в новой редакции) и порядке их применения. При подготовке данной работы мною были с большим интересом прочитаны журналы «Мой налоговый советник» №№ с 15 по 24 за 2013 год и №№1и2 за 2014год. Статьи из №23(243) «Новые правила», №1-2 за 2014год - «Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ). Материалы этих статей отражены в моей работе. Я научилась пользоваться Налоговым Кодексом и следить за изменениями в налоговом законодательстве. Считаю, что, став налогоплательщиком, я смогу свободно пользоваться этими знаниями сама и научить других!

Литература


  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.

  2. Налоговый кодекс РФ.

  3. Краткий справочник по налогам и сборам - Барнаул,2011.

  4. Правовая справочная система «Гарант».

  5. Правовая справочная система «Консультант +».

  6. О налогах - легко! Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. - Барнаул. Европринт, 2012- 103с.

  7. Журналы «Мой налоговый советник»

№ 1-2 31 января 2014 год;

№ № 15-24 2013 год







Правовое воспитание школьников

(работа на краевой конкурс)

Содержание

Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном, демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.

Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско-правовых знаний взрослых и детей".

большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам. Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. Ребенком, по нормам международного права, признается человеческое существо от рождения до 18 лет. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь - это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Основные международные акты о защите прав детей отражены в Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав ребёнка, Семейном кодексе Российской Федерации.

В 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «Мировой Конституции прав ребёнка». а 14.07.1990 года она вступила в силу для Российской Федерации.

Значение Конвенции состоит и в том, что в её статьях впервые собраны воедино 38 прав ребёнка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям прав.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

Воспитание правового сознания, правовой культуры - неотъемлемый процесс правового воспитания. Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков.

Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Утверждая право как большую социальную ценность, выражение и фактор реализации свободы личности, государство способствует укреплению законности, правопорядка, общественной дисциплины.

В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, поразивший многих людей, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримости к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общественной морали, который именуют понятием «беспредел».

Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан являются социальный мир, гражданское согласие, активное сотрудничество всех общественных групп населения, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека.

Любое игнорирование права, социальных норм мешает построению гражданского общества, правового государства. Одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, правового нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан.

. Однако актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека, его гражданской ответственности с развитием демократии. Очевидно, что демократия, законность, права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением интересов других лиц, общества, государства.Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания.

В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан

.В правовом воспитании, в его неразрывной связи с общей культурой большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации, в том числе телевидению, радио, газетным публикациям.

Воспитание правового сознания является составной частью всей культурной жизни общества, социальной функцией государства, проявляющего заботу о просвещении и воспитании подрастающего поколения. Правовое просвещение взрослых граждан также имеет воспитательное значение в развитии массового сознания общества. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит своё завершение в правовой активности личности, в её правовой культуре.

Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Правовое сознание человека включает чувство убеждённости в том, что он найдёт у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом.

Средствами повышения правовой культуры граждан являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности. Большое воспитательное значение, воздействие на граждан, особенно молодёжь, оказывает пример руководителей, в том числе должностных лиц государственного аппарата, в неукоснительном соблюдении законов, в борьбе с преступностью. Правовая культура - необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом и государством. Развитие правосознания гражданина способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

Формой общественного сознания, отражающего моральные отношения, которые проникают во все сферы жизни общества, является мораль. Моральное сознание - это система норм, принципов, ценностей, идеалов, регулирующих отношения людей друг к другу, к семье, обществу. Эти нормы, принципы, ценности, идеалы сложились в ходе истории развития цивилизаций, они развиваются и наполняются новым содержанием в современный период жизни человечества. Моральное сознание - особый способ социальной регуляции, который имеет некоторые общие черты с правовой регуляцией, но в то же время имеет существенные отличия от права..

Мораль, как форма общественного сознания и вид общественных отношений, стимулирует утверждение и развитие достоинства человека, его стремление к содержательной и счастливой жизни.

В регулировании общественных отношений мораль взаимодействует с правом. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учётом требований идей правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельств по конкретному юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел.

Принципы морали - это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в виде норм, регулирующих поведение людей в определённых жизненных ситуациях.

Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.

История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом.

Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственные установления. Законодательная власть в работе по совершенствованию права учитывает состояние общественной морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важнейшей составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.

Отличие норм права от морали проявляется в характере гарантий выполнения этих норм. Требования права и морали выполняются большинством людей сознательно, добровольно, в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убеждённости, привычки человека.

Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним - общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех», - утверждал Цицерон. Различия между правом и моралью проявляются и в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего преступление. Но с юридической точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С моральной же точки зрения важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определённого поведения, являющегося правомерным. С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призваны укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, справедливым и законным интересам личности, общества и государства.

3. Правовое воспитание школьников как средство коррекции Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры. В юридической и специальной психолого-педагогической литературе, анализирующей правосознание подростков с девиантным поведением, выделяются следующие его особенности.

Во-первых, это мнимая осведомленность в уголовном законодательстве. Столкнувшись с отдельными статьями Уголовного кодекса, определяющими характер их конкретного правонарушения, подростки заряжаются впечатлением, что они знают не только номер статьи, но и ее суть. Но правовая практика и результаты исследований показывают ограниченность этих знаний, отсутствие четкости представлений о правовых нормах.

Во-вторых, подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или преступление.

В-третьих, несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в состоянии этого сделать, поскольку правовые знания у них, как правило, скудны, а практика их применения ограничена.

В-четвертых, при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия. Если, например, деньги "взяты" для того, чтобы кому-нибудь помочь, а не бесцельно потрачены, то они не видят здесь состава преступления.

В-пятых, наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы. Чтобы не показаться трусом, не уронить авторитет в глазах сверстников, подростки совершают противоправные действия или принимают решения об их совершении.

Отсюда следует, что важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции противоправного поведения является правовое воспитание школьников, которое формирует самостоятельную форму сознания - правосознание.

Правовое воспитание - это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.

Цель правового воспитания заключается в формировании правосознания и в обеспечении на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.

Достижение этой цели осуществляется путем:

а) усвоения определенной суммы знаний о правовых нормах;

б) организованного правового просвещения;

в) активного участия в правоохранительной деятельности;

г) повышение правовой культуры родителей и педагогов.

Педагогами выделяются следующие основные требования к организации правового воспитания школьников:

наличие системного и дифференцированного подхода к учащимся;

стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;

активизация интереса школьников к приобретению правовых знаний;

связь правовой информации с фактами из повседневной жизни школьников, приучение их к сознательной оценке своих поступков, обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;

учет психологических особенностей школьников.

Основой правового воспитания является их правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

Правовое просвещение должно способствовать образованию специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата - одна из важнейших задач правового просвещения; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие, как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.

Содержание правового просвещения должно включать в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для юношей и девушек, вступающих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений.

Кроме того, существует ряд подзаконных актов, знакомство с которыми для старшеклассников обязательно. Это следующие документы:

Устав школы;

Правила для учащихся,

Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах, Правила дорожного движения,

Правила купания и поведения у водоемов,

Правила техники безопасности во время работы,

Правила обращения со взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.

Основными формами правового просвещения являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).

Важной составной частью процесса правового воспитания старшеклассников является участие их в активной правоохранительной деятельности. Вовлечение учеников в такую деятельность решает две взаимосвязанные задачи: с одной стороны, они участвуют в конкретных мероприятиях по поддержанию дисциплины и правопорядка среди несовершеннолетних в школе и ее микрорайоне, с другой - у них вырабатываются правовые убеждения и навыки правомерного поведения. Именно в процессе активной правоохранительной деятельности школьники учатся практически применять нормы действующего законодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений.



Другим важным условием является обеспечение каждому школьнику активной позиции, т. е. предоставление им возможности проявлять инициативу, предприимчивость, самостоятельность, независимость и т. д. Это позволяет им самоутвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет у окружающих. Активная позиция способствует более глубокому осознанию и усвоению учащимися правовых норм, обостряет чувство ответственности, укрепляет связь с коллективом. Пассивная же позиция рядового исполнителя, от которого мало что зависит и мнение которого никого не интересует, вызывает у школьников чувство острой неудовлетворенности и побуждает их в конечном итоге отойти от участия в мероприятиях такого рода.

Следующее важное условие организации правоохранительной деятельности - систематический анализ и оценка уже выполненной работы. Любое мероприятие должно завершаться его анализом и оценкой действий каждого участника. Это способствует улучшению организации такой деятельности и формированию здорового коллектива, оптимизирует процесс формирования нравственного и правового сознания подростков.

Существует еще одно важное требование к организации правоохранительной деятельности: она должна быть направлена на поддержание дисциплины и правопорядка преимущественно среди несовершеннолетних (а не взрослых), осуществляться в основном в школе, микрорайоне школы и во внешкольных детских учреждениях, проходить при обязательном участии, контроле и руководстве со стороны взрослых

Выделяют следующие формы участия школьников в правоохранительной деятельности: отряды юных друзей милиции, так называемые "зеленые" или "голубые" патрули по охране природы, отряды юных инспекторов дорожного движения, добровольные детские пожарные дружины, а также активное участие в деятельности инспекций по делам несовершеннолетних и общественных пунктов правопорядка, работа по пропаганде правовых знаний среди населения и младших школьников и др.

Эффективность правового воспитания учащихся во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры.

Основными формами изучения норм действующего законодательства и подзаконных актов для учителей являются университеты и лектории правовых знаний, отдельные лекции специалистов, семинары и конференции, методические объединения. Важную роль играет также самостоятельное изучение юридической литературы и активное участие в организации и проведении мероприятий по правовому воспитанию школьников, но пропаганде правовых знаний среди населения.

Особенно тщательно нужно продумывать меры по повышении) правовой культуры родителей учащихся, которые, СОГЛАСНО Конституции РФ, обязаны заботиться о воспитании детей, растить их достойными членами общества и нести ответственность за соблюдение их детьми морально-правовых норм.

Система работы по повышению правовой культуры родителей должна включать в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие, как университеты и лектории педагогических и правовых знаний, родительские собрания и конференции. Эти формы работы положительно влияют на основную массу родителей.

Однако родители трудновоспитуемых учащихся, которым особенно необходимо знание законодательства, как правило, уклоняются от участия в названных мероприятиях. Поэтому для них надо использовать в первую очередь индивидуальные формы правового воспитания, такие, как беседы на правовые темы, вовлечение родителей в активную правоохранительную деятельность, рекомендация правовой литературы для самостоятельного изучения.

От того, как организовано правовое воспитание школьников, во многом зависит их жизненное самоопределение. Это обусловлено тем, что: приобретение знаний в процессе правового воспитания закономерно связано с углублением познания социальной действительности и развитием интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества; в процессе правового воспитания укрепляется способность личности правильно ориентироваться и поступать в сложной (особенно конфликтной) ситуации; целенаправленное правовое воспитание укрепляет и развивает правосознание несовершеннолетних.

Организация для школьников старших классов научных кружков правовой направленности.

Организация в общеобразовательных учреждениях школьных юридических консультации.

Создание клуба юного юриста.

Работа школы правовых знаний под девизом "Молодежь - не проблема, а ресурс общества".

Проведение конкурсов юных друзей закона на лучшее знание: государственной символики России; конституционных прав и обязанностей гражданина Российской Федерации; прав ребенка и др.

Создание правовой игры "Обязан и имею право" "Воспитай в себе гражданина".

Организация мероприятий социальной направленности с участием подростков и молодежи, благотворительных лотерей, благотворительных концертов, работы по благоустройству территорий, всевозможные акции милосердия.

Организация встреч с ветеранами правоохранительных органов ежегодно перед профессиональными праздниками.

Организация "дней открытых дверей" в подразделениях правоохранительных органов, встреч с практическими работниками.

Организация детей и подростков в защиту экологии, за чистоту городов, поселков, водоемов и др.

Проведение конкурса рисунка по антинаркотической тематике среди школьников старших классов.

Организация походов и поездок детей по историческим местам. Организация спортивных мероприятий, посвященных Всемирному Дню здоровья и Международному Дню защиты детей, спартакиады "Быстрее, выше, сильнее".

Правовое воспитание современных школьников не может ограничиваться рамками образовательного учреждения. Практика показывает, как важно научить ребенка использовать правовые знания в реальной жизни, помочь преодолеть трудности и не совершать правонарушения.

5. Памятка для родителей

Ребенку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и, он мог реализовать себя, развиваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.

Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку - словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием - мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто - именно о нем.

Напомним Вам мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые Вы ему прививаете».

1. Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.

2. Как можно больше времени проводите вместе со всей семьей, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.

3. Не бойтесь попросить совета у вашего ребенка, это только сблизит Вас.

4. Старайтесь, чтобы друзья Вашего ребенка обязательно бывали в Вашем доме, - Вы должны их хорошо знать.

5. Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда Ваш ребенок ничего не будет от Вас скрывать.

6. Не заставляйте ребенка доверять свои тайны: «Мы все должны знать» этим Вы ничего не добьетесь.

7.Доверять Вам будут, если Вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.

8.Будьте примером для ребенка: ведь как Вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к Вам будут относиться в старости.

9.Помните, что ребенок - это гость в Вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал своего родного дома.

10. Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога В.Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».

Заключение

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, работа в органах внутренних по правовому воспитанию - это сложная система применения различных средств и методов, направленных на установление порядков, отвечающих интересам людей. Правопорядок означает, что все нормы права строго соблюдаются всеми, правильно соблюдаются должностными лицами, государственными органами и организациями. Следовательно, правопорядок - результат точного соблюдения и осуществления норм права на практике, в жизни. Но так как всё ещё нарушаются нормы права, совершаются в обществе преступления, то органы, занимающиеся правоохранительной деятельностью, будут и дальше совершенствовать методы работы по правовому воспитанию.

Укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. В данном случае воспитание, как процесс - это средство, а сознание, как результат - цель



© 2010-2022