- Преподавателю
- Обществознание
- Урок по обществознанию в 9 классе на тему Политические режимы
Урок по обществознанию в 9 классе на тему Политические режимы
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Килякова Ю.А. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
3
УРОК ПО ТЕМЕ
«ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ»
(9 класс)
Цели урока: 1. Определять понятия, называть основные типы и признаки политических режимов.
2. Развивать коммуникативную компетенцию
3. Формировать мировоззрение на основе гуманизма и демократических ценностей.
Задачи урока:1. Познакомить учащихся с понятием политический режим, типами и
признаками политических режимов.
2. Развивать у учащихся умения по обработке и структурированию информации; работать в группе и парами.
3. Различать основные признаки политических режимов, раскрывать на примерах различные типы политических режимов.
Форма проведения - Комбинированный урок в технологии деятельностного подхода (сочетание индивидуальной, групповой и парной работы с использованием интерактивных методов).
Участники - учащиеся 9 класса.
Оборудование: учебники, карточки-задания для групп, схемы, компьютерная презентация.
На доске: тема урока, эпиграф, понятия урока (политический режим, демократический
режим, тоталитарный режим, авторитарный режим, непосредственная
демократия, представительная демократия).
Подготовительный этап (домашнее задание по группам):
1. Работа над текстом с ошибками и исправление их.
Эпиграфы к уроку: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».
Н.А. Бердяев, русский философ I половины XIX в.
« Лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах. Всякий режим плох, если в нем правят худшие»
И. А. Ильин, русский философ I половины XIX в.
ХОД УРОКА.
Блок I. Проверка знаний по изученному ранее материалу
А. Каждой группе раздается задание по составлению схемы «Современные формы правления» - работа всей группой. Слайд 1.
Б. Работа у доски с понятиями (к размещенным на доске определениям подбирается понятия расположенные на столе) - по 1 человеку от 2-х групп.
В. Работа с признаками государства (на компьютерном слайде к предложенным расшифровкам подбираются признаки) - 1 человек от 3-ей группы. Слайд 2.
Г. Проверка домашнего задания «Текста с ошибками» (каждая группа получила текст
из 10 предложений, в котором допущено 6 ошибок. Необходимо было найти и исправить
эти ошибки) - учитель зачитывает правильный вариант, а группы сверяют свою работу.
Блок II. Формирование мотивации.
Учитель: - На предыдущих уроках мы ответили с Вами на два из трех вопросов:
Что такое государство?
Кто может быть источником власти в государствах?
Но! Облик государства останется неполным без ответа на третий вопрос - какой?
(учащиеся делают предположения)
Как осуществляется эта политическая власть?
Вопрос? - Предположите тему сегодняшнего урока.
Слайд 3. Тема, план изучения темы и основные понятия урока.
Блок III. Изучение нового материала
Учитель: Чтобы дать определение «политическому режиму», подумайте, с чем у Вас ассоциируется это понятие? (учащиеся озвучивают свои ассоциации, учитель записывает на доске).
Затем учитель вместе с учениками выводит определение
Учитель: Что определяет режим, на что он влияет, что зависит от него - вот вопросы, ответы на которые помогают уяснить суть того или иного политического режима.
Слайд 4. Сущность (содержание) политического режима.
Учитель: Политические режимы разделяются на демократические и антидемократические …
Слайд5 . Схема «Типы политических режимов».
Учитель: Нам необходимо познакомиться с характеристиками основных политических режимов. Для этого каждая группа работает с учебным материалом по одной из форм политических режимов (демократический, авторитарный, тоталитарный) и отбирает материал в соответствие с предложенной таблицей.
Задания для групп:
1) Выделите главные характеристики политического режима (согласно
предложенной таблице).
2) Попытайтесь сформулировать определение данного политического режима.
3) Попробуйте вывести формулу политического режима одной фразой (содержащей
сущность).
По окончанию работы: 1) учащиеся озвучивают выбранные характеристики
2) озвучивают свои определения и формулу
Работа сверяется с таблицей на Слайде 5. «Типы политических режимов»
Слайд 6. Определения
Слайд 7. Формулы политических режимов
Учитель: Вы познакомились с основными политическими режимами, записали их определения и характерные черты. Однако, в абсолютно чистом виде политические режимы редки. Во всяком обществе постоянно присутствуют и взаимодействуют в разных формах либеральные и тоталитарные тенденции.
Безусловно, демократия - тот режим, который обеспечивает не только влияние государства на общество, но и народа на власть, однако, и он не является идеальным.
Задание для работы в парах: Попробуйте выявить недостатки современной демократии (- зависимость от мнения общества; - огромные затраты на избирательные компании; - злоупотребление правами и свободами; - возникновение множества течений и объединений, которые наносят вред человеку; - утрата традиционных ценностей).
Блок IV. Закрепление изученного материала.
Проводится тестовый опрос.
Домашнее задание.
1. Логическое задание: а) Почему тоталитарные режимы достаточно недолговечны (по
историческим меркам)?
б) Можно ли экспортировать демократию?
2. Творческое задание - Сделать презентацию на тему: а) «Политические режимы в лицах
и странах»; б) «Узнай режим по фотографиям, картинке,
карикатуре»