- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию Боголюбов Л. Н
Рабочая программа по обществознанию Боголюбов Л. Н
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Васильева С.Н. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Слобода-Бешкильская средняя общеобразовательная школа
Исетского района
Рассмотрена на педагогическом совете
Протокол №______ от «___»_____________2015г
"Согласовано"
Заместитель директора школы по УВР___________
_____________С.Н.Васильева
«___»___________2015г
Утверждаю:
Директор школы_МАОУ Слобода-Бешкильская СОШ_____________
Габрусь Т.П.
«__»_________2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
9 класс
Учитель высшей
квалификационной
категории истории
и обществознания
Васильева С.Н.
2015 -2015 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования РФ № 1312 от 09.03.2004 года и Программы по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
-
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
-
формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Требования к уровню ЗУН:
В результате изучения обществознания ученик должен: знать/понимать:
-
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
-
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
-
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
-
уметь:
-
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
-
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
-
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
-
приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
-
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
-
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
-
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
-
первичного анализа и использования социальной информации;
-
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Содержание программы 9 класс (34 ч)
Тема 1. Политика и социальное управление (8 ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право (16 ч)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция - основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека - идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей^ детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Резерв учебного времени -10ч.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема , раздел
Количество часов
1
Политика
10
2
Право
24
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Обществознание (9 класс)
Календарно - тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю. В сумме составляет 34 часов.
Учебник «Обществознание». Под редакцией: Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. Москва. «Просвещение». 2013год.
№ урока
Тема урока,тип урока
Цель урока
Формы и методы организации учебной деятельности
Требования к уровню подготовки учащихся
Задание на
дом
Дата
Учебно-познавательная компетентность
Информационная компетентность
Вид контроля
базовый
повышеный
план
Факт
1
Политика и власть
Урок формирования новых знаний
Сформировать представление о понятиях власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Лекция, беседа
Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе. Уметь: высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; пояснять, что представляет собой власть, ее виды;
анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть
Умение работать с материалами СМИ
опрос
§1
2
Государство
Урок обучения умениям и навыкам
Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.Политический режим. Демократия. Парламентаризм.Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Работа с текстом учебника, схемами
Знать:
-
что такое политическая система общества, какова роль государства в ней;
-
основные функции государства;
-
какие причины могут лежать в основе зарождения государства. Уметь:
-
анализировать виды монополии государства;
давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях, знать основные признаки государства
Ориентация в мире ценностей, пути решения проблемных вопросов современного общества
Поиск информации в тексте, справочниках, словарях
Фронтальный опрос
§2, «В классе и дома», №1, письменно
3-4
Политические режимы
Обучения умениям и навыкам
Сформировать представление о сущности и классификации политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента
Работа с конституцией, текстом учебника
Знать, что такое политический режим, какие существуют его типы.
Уметь анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности
Поиск аргументов в пользу каждого политического режима
Умение работать с нормативными документами, планировать сотрудничество
Поэтапный оперативный
§3
5
Правовое государство
Формирование новых знаний
Дать понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства
Деловая игра
Знать:
-
что такое правовое государство, каковы его основные признаки.
Уметь анализировать взаимоотношения государства и общества
Раскрывать причинно-следственные связи между политическими режимами и методами политики
Создание презентаций
Поэтапный оперативный
§4, «В классе и дома», №2
6
Гражданское общество и государство
Формирование новых знаний
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства
Комбинированный урок
Знать:
-
что такое гражданское общество;
-
что представляет собой институт гражданства, а также кто такие граждане и каков их правовой статус;
-
что такое правовое государство, каковы его основные признаки.
Уметь анализировать взаимоотношения государства и общества
Находить способ решения проблем общества
Работа с СМИ
Поэтапный оперативный
§5
7
Участие граждан в политической жизни
Обучения умениям и навыкам
Сформировать представление о голосовании как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. . Роль референдума в политической жизни
Знать:
-
что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм;
-
каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны и оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения. Объяснять сущность активного и пассивного избирательного права.
Анализировать собственные и чужие политические симпатии, определять факторы, способствующие политической активности населения.
Уметь анализировать программы партий, и критически их оценивать
Парно-перекрестный
§6
8
Контрольная работа.
Тема: «Политика»
урок контроля и проверки знаний
Осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, сформированности умений
Контрольная работа
Умение структурировать знания,, анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков
Самостоятельное создание способов решения проблем
моделирование
Тематический итоговый
9-10
Политические партии и движения
Урок формирования новых знаний
Определение признаков политической партии. Понятие о политической программе партии. Однопартийная и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Классификация политических партий. Роль политических партий в жизни общества
Урок исследование
Знать:
-
что такое политическая партия, какие функции она выполняет;
основные подходы к классификации партий (по способу организации, по отношению к власти, по отношению к обществу)
- какими признаками наделена политическая партия.
Составить проект политической программы
Создание презентаций
поэтапный
§7, «В классе и дома», №2
11
Право, его роль в жизни общества и государства.
Урок изучения нового материала
Сформировать представление о социальных нормах. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов
Лекция, диспут
Знать:что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие;сущность понятий: правосознание и правовая культура личности.
Уметь:разъяснять сущность права, а также различные его значения; правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах; пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений
Свободная ориентация и восприятие текстов правового тхарактера
Работа с источниками информации
Поэтапный оперативный
§8
12
Правоотношения и субъекты права
Урок практической самостоятельной работы
Сформировать представление о
Понятии- правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Работа с текстом учебника, просмотр слайдов
Знать:- что представляют собой имущественные правоотношения, каким должно быть поведение их участников;
основные виды договоров, сущность института права собственности.Уметь: разъяснять правила поведения участников договорных отношений;
защищать свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке
Аргументация собственной позиции
Умение преобразовывать виды текстов
Зачет -практикум
§9
13-14
Правоотношения и юридическая ответственность
Обучения умениям и навыкам
Сформировать представление о понятиях: Правовая ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение. Право и закон. Право, мораль, государство, договорная теория права, теологическая теория, теория естественного права, признаки права
Лекция, беседа
Знать:что мораль и право неразрывно взаимосвязаны; что право связано с юридическими законами и государством;что право - это система общеобязательных правил поведения, установленных государством.Называть основные признаки права. Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать некоторые определения права.
Характеризовать теории права. Аргументировать свою точку зрения
Уметь читать и понимать статьи закона
зачет
§10
15
Контрольная работа.
Тема: «Право»
Урок контроля ЗУН
Осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, сформированности умений
Контрольная работа
Умение структурировать знания,, анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков
Самостоятельное создание способов решения проблем
моделирование
Тематический итоговый
16
Правоохранительные органы
Обучения умениям и навыкам
Сформировать представление о системе правоохранительных органов государства. Понятие правоохранительных органов. Судебные органы страны. Конституционный суд РФ, Высший Арбитражный суд, верховный суд РФ. Роль суда присяжных заседателей в системе правосудия. Органы прокуратуры, их компетенция и назначение. Органы внутренних дел. Нотариат. Адвокатура и ее функции
Лекция с элементами практикума
Знать основные положения
урока, понятия.
Уметь:
-
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
-
высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;
работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Учащиеся получат возможность моделировать ситуации.
Ориентация в социальных ролях
Поэтапный оперативный
§11, «В классе и дома», №3, письменно.
17-18
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя.
Обучения умениям и навыкам
сформировать представление о Конституции как основном законе государства. Признаки и особенности Конституции как основного закона страныПонятие основ конституционного строя. Формы правления, государственного устройства.
Интегрированный урок
Знать основные положения
урока, понятия.
Уметь:
-
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Учащиеся получат возможность самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера
Использование мультимедийной презентации
§12-13, «В классе и дома», №3, письменно
зачет
19-20
Права и свободы человека и гражданина
Обучения умениям и навыкам
Сформировать представление о том , что Гражданин - человек, имеющий права. Конституция РФ. Конституция США. Декларация независимости. Декларация прав человека и гражданина. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина
Ролевая игра
Анализировать текст. Объяснять смысл понятий. Определять различия между гражданином и обывателем.
Знать- Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Учащиеся получат возможность планировать учебное сотрудничество, устанавливать причинно-следственные связи
Работа с СМИ
§14-15
21
Гражданские правоотношения
Сформировать представление о понятиях -имущественные отношения. Право собственности
Семинар
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Учащиеся получат возможность решать трудные жизненные ситуации
Работа с СМИ
§16
22
Право на труд. Трудовые правоотношения.
Обучения умениям и навыкам
Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель. Предпринимательство
Практикум
Знать:
-
основания возникновения трудовых отношений;
-
стороны трудовых отношений;
-
рабочее время и время отдыха.
Решать практические задачи
Учащиеся получат возможность разрешать трудовые споры досудебно.
Презентация
§17, «В классе и дома», №2
23-24
Семейные правоотношения
Обучения умениям и навыкам
Сформировать представление о роли семьи,потребности человека в семье. Правовые основы семейно- брачных отношений. Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов
Ролевая игра
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
На уроке будут созданы условия для осознания важности терпения, любви, взаимопонимания в семье
Умение конструктивно вести деологи, диспуты
§18
25
Контрольная работа.
Тема: «Право»
Урок контроля ЗУН
Осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, сформированности умений
Контрольная работа
Умение структурировать знания,, анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков
Самостоятельное создание способов решения проблем
моделирование
26
Административные правоотношения
Обучения умениям и навыкам
Учащиеся научатся характеризовать признаки проступка, отличать виды проступков. правовое воспитание.
Урок изучения нового материала
Дать представление о проступке, научить чтению нормативных актов, воспитание правовой культуры, развивать умение анализировать поступки и их последствия
Моделировать ситуации
Создание презентации
§19, «В классе и дома», №2, письменно.
Поэтапный оперативный
27-28
Уголовно - правовые отношения
Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия
Урок изучения нового материала
Знать:
-
что представляют собой проступки и преступления, совершаемые людьми;
-
что такое юридическая ответственность, какие виды ответственности существуют;
-
что представляет собой принцип презумпции невиновности;
-
наказания, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления.
Уметь анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением
Моделировать ситуации
Создание презентации
§20
Поэтапный оперативный
29-30
Социальные права
Обучения умениям и навыкам
Сформировать представление о Социальные права. Конституция РФ. Приватизация. Право на социальное обеспечение. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
Комбинированный урок
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения
Умение синтеза как составления целого из частей
ИКТ
§21, «В классе и дома»,№4, письменно
зачет
31
Международно - правовая защита жертв вооруженных конфликтов
Обучения умениям и навыкам
Формирование представлений о Международно-правовой защите жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов
Урок обучения умениям и навыкам
Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Оценивать альтернативы
презентации
§22
Продукт коллективного творчества
32
Правовое регулирование отношений в сфере образования
Обучения умениям и навыкам
Учащиемя получат возможность изучить статьи законов, научатся адекватно передавать содержание текста, Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование
практикум
Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Выбор основание и критерий для классификации объектов
презентации
§23
Продукт индивидуального творчества
33
Контрольная работа. Тема: «Право»
Урок контроля ЗУН
Осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, сформированности умений
Контрольная работа
Умение структурировать знания,, анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков
Самостоятельное создание способов решения проблем
моделирование
Тематический итоговый
34
Повторение
Урок контроля ЗУН
Обобщение пройденного материала.
Урок комплексного контроля знаний
Умение структурировать знания,, анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков
Решать ситуации с нестандартными данными
ИКТ
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.
Устный, письменный ответ:
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
-
осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;
логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;
-
соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
-
анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;
-
давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
-
сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
-
применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
-
толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
-
демонстрировать знание основных дат отечественной истории;
-
составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
-
оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
-
читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
-
преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:
-
демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;
-
дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;
-
не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
-
демонстрирует общие представления об историческом процессе;
-
путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
-
показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;
-
отсутствует логически построенный и продуманный ответ;
-
не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;
-
не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
«Обществознание» 9класс/Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение,2013;
-
Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановского. - М.: Просвещение, 2010;
-
Е.И. Жильцова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев. Рабочая тетрадь по курсу
«Обществознание»: 9 класс. - М.: Просвещение, 2010;
Список используемой литературы.
1)Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы
/ Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение,
2006.
2) Дыдко С.Н. Контрольные и проверочные работы по обществознанию:9 класс. К учебнику «Введение в обществознание 8-9 классы» под ред. Л.Н.Боголюбова . М.:Издательство «Экзамен», 2007