• Преподавателю
  • Обществознание
  • Организация предпринимательской деятельности. Тема 12. Культура предпринимательства (Факультатив по экономике для учащихся старших классов образовательных учреждений)

Организация предпринимательской деятельности. Тема 12. Культура предпринимательства (Факультатив по экономике для учащихся старших классов образовательных учреждений)

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема 12. Культура предпринимательства

12.1 Сущность, значение и понятие культуры предпринимательства. Деловая и профессиональная этика

Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.

Культура - это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей. Так определяется сущность этого понятия в словаре русского языка С.И. Ожегова. Далее в Словаре дается еще одно определение этого комплексного понятия: культура - это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

Культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.

Как известно, предпринимательская деятельность - это свободная деятельность дееспособных граждан и (или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных правил осуществления предпринимательской деятельности.

Первым всеобщим элементом культуры предпринимательства, предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом - строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам. Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству - это действительно ведущий признак культуры предпринимательства.

Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др.

Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель и его корпоративная культура.

Формирование корпоративной культуры, наряду с другими факторами, обеспечивает предпринимательских успех.

Деловая и профессиональная этика

Предпринимательство - это профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей, поведения, стиль. Предприниматель обязан быть культурным человеком - хотя бы потому, что заинтересован в постоянном успехе.

Об этике впервые заговорил Аристотель, указав, что она «помогает познать, что следует делать и от чего следует воздержаться».

Для нас этика - прежде всего, отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализацию указанных норм, определяя поведение людей либо как этичное, либо как неэтичное.

Этически кодекс предпринимателя

Цивилизованный предприниматель:

  • убежден в полезности своего дела не только для себя, но и для других, для общества, для государства;

  • исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;

  • верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;

  • признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

  • уважает себя как личность, а любую личность как себя;

  • уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;

  • доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;

  • ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, уважает экологию;

  • стремится к нововведениям;

  • является гуманистом.

Основу этического кодекса фирмы можно сформулировать так: фирма не будет терпеть безнравственных или незаконных действий, предпринимаемых в целях превратно понимаемой ее выгоды или с целью личной выгоды: репутация фирмы выше любой выгоды.

Фирма - не просто экономический субъект, не просто дело, не просто место работы. Для делового, творческого, трудящегося человека фирма - важнейшее жизненное благо, которым он должен дорожить. И для фирмы каждый ее работник - благо. И фирма должна дорожить работником.

Деловые отношения

Любой предприниматель должен овладеть навыками корректного поведения, а для этого надо следовать этикету делового человека.

Последний включает:

  • правила представления и знакомства;

  • правила проведения деловых контактов;

  • правила поведения на переговорах;

  • требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде, служебному помещению;

  • требования к речи;

  • культуру служебных документов;

  • знание международного протокола и т. п.

Нормы обращения, приветствия и знакомства. Хотя общепринятым этикетом предусмотрено, что первым здоровается мужчина с женщиной, младший по возрасту со старшим, нижестоящий по должности с вышестоящим, руководителю не следует дожидаться, пока с ним поздоровается подчиненный, тем более партнер: поприветствуйте своего собеседника первым.

Стиль обращения к коллегам определяется общим стилем отношений в коллективе. Предпочтительно обращаться к сослуживцам по имени и отчеству, либо по фамилии (но тогда обязательно с добавлением слов «господин» или «товарищ»). Не пытайтесь искусственно возвышать обращение «господин» в ущерб «товарищу» - это будет свидетельствовать о культурной неразвитости произносящего. Не злоупотребляйте обращением только по имени, да еще в сокращенном варианте - на американский манер: это будет свидетельствовать лишь о легковесном подражательстве. В нашей стране испокон веков принято уважительно называть людей по имени и отчеству, такова наша традиция.

По именам можно обращаться к ближайшим сотрудникам, если они молоды и не возражают против такого обращения.

В деловой обстановке обращайтесь к подчиненным только на «Вы». Обращение на «ты» допустимо лишь тогда, когда оно может быть взаимным либо обусловлено неформальными отношениями.

При деловой встрече с незнакомыми людьми представьтесь сами или через посредство человека, устраивающего встречу. Если Вы гость, то представьтесь первым. Помните, что мужчина всегда представляется женщине первым. Младших по возрасту мужчин и женщин следует представлять более старшим, а не наоборот. Прежде чем кого-либо познакомить, полезно убедиться, что обе стороны желают знакомства.

Субординация в деловых отношениях. Помните об иерархическом характере управленческих отношений. Будьте корректны: не забывайте о соподчиненности и не отдавайте без особой необходимости распоряжения «через голову» нижестоящего руководителя. Этим Вы подрываете свой авторитет. В случае нарушения субординации обязательно поставьте в известность подчиненного Вам руководителя, побеспокойтесь о том, чтобы у него не возникло ощущения, будто его «обходят», не хотят с ним считаться.

Соблюдайте принцип эмоциональной нейтральности к подчиненным: Вы обязаны относиться ко всем сотрудникам ровно и выдержанно, вне зависимости от личных симпатий и антипатий.

Выдерживайте «границы дружбы» с подчиненными, будьте особенно щепетильны во внеслужебных отношениях, не злоупотребляйте личными просьбами к подчиненным - они ведут к фамильярности во взаимоотношениях, могут поставить Вас в двусмысленное положение. В то же время помните, что соблюдение субординации вне службы (в театре, на отдыхе, в туристской поездке) нелепо.

Организация деловых контактов. Излишняя доступность руководителя не способствует созданию нормальной деловой обстановки, ведет к панибратству. Максимально ограничьте число лиц, имеющих право входить в Ваш кабинет без уведомления. Создайте порядок, при котором входить в кабинет нельзя, если там уже кто-то находится (особенно строго нужно соблюдать это правило в часы приема). Желательно, чтобы все лица, которым необходим прямой контакт с Вами, имели четко фиксированное время визита и были уверены в его осуществимости.

Учтите в то же время, что Ваша недоступность как руководителя ведет
к потере информации. Придерживайтесь такого порядка, при котором любой сотрудник в достаточно короткий срок и при максимально упрощенной процедуре мог бы попасть к Вам на прием

Отведите основную роль в планировании служебных контактов Вашему секретарю. Он должен решать вопрос о неотложности визита, пересматривать время служебных контактов, уведомлять участников в случае непредвиденных ситуаций, давать справки.

Приглашая работника на беседу, предупредите его сами или через секретаря о времени, длительности и теме, чтобы дать ему возможность подготовиться. Помните, что вне служебного помещения беседы, как правило, нежелательны: они создают впечатление избранности и секретности. Добивайтесь создания максимальных удобств в помещении, отведенном для посетителей, вся обстановка должна свидетельствовать о внимании к людям.

Ведение деловых бесед. Правила вежливости предписывают руководителю умение выслушивать людей, не перебивая их, не прерывая, не отвлекаясь на другие дела и других людей. Не следует во время разговора без нужды перебирать бумаги, демонстрируя занятость, поглядывать на часы, допускать присутствие третьих лиц, подписывать документы, разговаривать по телефону и т. п. Если при разговоре все-таки пришлось отвлечься, попросите извинения, после вынужденного перерыва предложите продолжить, показав при этом, что помните, о чем шла речь. Если Ваш собеседник слишком разговорчив, попросите его быть точнее и ближе к сути дела.

Чтобы научиться эффективному деловому общению, необходимо обратить внимание на риторику, или искусство говорить убедительно, и на дикцию, т. е. произношение, и интонацию.

Предприниматель, вступающий в деловые отношения, должен помнить
о том, что знание национальных и психологических особенностей партнеров есть необходимое условие успешных контактов.

Вырабатывайте позитивное мышление и поведение. Вот некоторые пожелания:

  • высказывайтесь кратко и по существу (обратите внимание, что россияне любят поговорить и не слишком балуют ясностью мысли - это раздражает делового человека);

  • осторожно используйте слово «я»;

  • опирайтесь на факты;

  • не увлекайтесь деталями, но учтите, что вовремя и к месту высказанная деталь укрепляет Вашу позицию, делает ее более достоверной;

  • избегайте назидательности;

  • ищите пути урегулирования сложной проблемы, а не ее обострения;

  • при встрече с агрессивно настроенным партнером избегайте конфронтации.

Служебный кабинет. Интерьер рабочего помещения так же свидетельствует о степени культуры предпринимателя, как и его внешний вид, манеры
и речь. Помните, что Ваш кабинет открыт для обозрения, как и Ваша манера вести себя в нем (встаете ли Вы, чтобы приветствовать входящего, достаточно ли любезны с секретарем и сослуживцами).

Деловая переписка. К деловым письмам относятся не только служебные послания, но и всевозможные просьбы, поручения, поздравления, приглашения, соболезнования, т. е. все то, что, будучи изложенным в письменном виде, обусловливает профессиональные отношения.

Помните, что деловое письмо должно быть кратким и понятным. Строгий тон в сочетании с тщательно подобранной лексикой придает письму убедительность.

Критерии эффективности делового письма: основная мысль, ясность изложения, грамотность и вежливость.

На письма следует отвечать как возможно быстрее (не более чем через
5 дней). В случае задержки попросите извинения и объясните причину несвоевременного ответа.

Культура телефонного разговора. Разговор должен быть коротким, вежливым, касаться существа дела.

Представляясь по телефону, четко называйте не только фамилию, но и имя и отчество.

Если разговор должен быть обстоятельным, поинтересуйтесь, имеет ли собеседник время Вас выслушать.

Сняв трубку по звонку, назовите организацию или свою фамилию. В случае занятости попросите (с употреблением слов «будьте добры», «пожалуйста») перезвонить в удобное для вас и для абонента время.

Никогда не ведите частных разговоров в присутствии кого-либо.

Помните, что, если телефонная связь прервалась, перезванивает тот, кто звонил. Заканчивать разговор должен его инициатор.

Визитные карточки. Используйте в деловом общении визитные карточки, позволяющие избежать многих недоразумений в обращении к человеку. Вручая кому-либо визитную карточку, Вы тем самым показываете стремление и в будущем поддерживать деловые и личные контакты.

Деловой протокол. Деловой протокол - это порядок проведения деловых встреч. Он особенно важен при осуществлении переговоров.

Условливаться о встрече или переговорах принято не менее чем за 2 - 3 дня, при этом заранее следует уточнить вопросы, выносимые для обсуждения,
а также продолжительность встречи. В этот же момент стороны договариваются о материалах, необходимых для обсуждения, а также об итоговых документах или устных декларациях.

Время начала переговоров принято соблюдать неукоснительно обеими сторонами.

Деловые встречи, в особенности переговоры, проводятся в специально отведенном и приспособленном помещении.

Культура речи предпринимателя. Грамотность, логичность, эмоциональная окраска речи являются обязательным условием любого делового контакта. Если Вы не уверены в правильности произношения или употребления какого-либо слова, обратитесь к словарям: орфографическому, словарю ударений, толковому, иностранных слов. Они должны быть у Вас под рукой.

Избегайте канцеляризмов, многословия и ненормативной лексики.

Не используйте оборотов, содержащих лишние слова.

Не употребляйте без необходимости иностранные слова.

Избавляйтесь от слов-паразитов: «так сказать», «вот», «понимаете», «значит» и т. д. - они раздражают слушателей.

Избегайте заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, выступлении - в нем сквозит переоценка собственной персоны и пренебрежение к окружающим.

Внешний облик. Специфика предпринимательской деятельности предъявляет весьма серьезные требования к внешнему облику ее участников. Бизнесмен должен быть всегда опрятен: плохо завязанный галстук или нечищеные ботинки - свидетельство нетребовательности к себе или безразличия к окружающим, рассеянности и несобранности.

Следите за своей походкой: ходить следует твердо, прямо, не вразвалку и не сгибаясь, с достоинством.

Никогда не забывайте, что на Ваш внешний вид и манеры всегда обращают внимание.

Обладайте чувством меры - всякие отклонения раздражают окружающих и «работают» против Вас.

Не будьте излишне бойкими, шумными и страстными, но и не будьте слишком вялыми, тихими и безразличными.

Следите за впечатлением, которое Вы производите на окружающих, но не ради самолюбия, а для самокоррекции.

5


© 2010-2022