- Преподавателю
- Обществознание
- Тематическое планирование к элективному курсу Имею право
Тематическое планирование к элективному курсу Имею право
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пец О.Н. |
Дата | 31.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
к элективному курсу «Имею право», 9 класс
Рабочая программа элективного курса «Имею право» составлена на основании
Федерального компонента государственного стандарта, рабочей программы по обществознанию.
Курс рассчитан на 17 часов.
В современных условиях перед нашим государством стоит задача превращения его в современное правовое государство. В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образование граждан, а следовательно, включение в учебные программы школ различных правовых курсов.
Программа курса «Имею право» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.
Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильного обучения и содержит элементы новизны.
Актуальность программы определяется тем, что учащимся важно знать роль и значение права в их жизни и уметь защитить себя, отстаивать свои права.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
-
системность;
-
научность;
-
доступность;
-
возможность практического применения полученных знаний;
-
реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 16 часов.
Данный курс дает учащимся сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства, поэтому в содержании курса рассматривается много житейских проблем, касающихся широких слоев населения и, в частности, самих учащихся. Рассмотрение этих проблем позволяет учащимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентироваться в современном законодательстве.
Цели:
-
Способствовать развитию правовой культуры школьников на основе усвоения ими основных правовых норм.
-
Заинтересовать учащихся поиском необходимой правовой информации при решении конкретных жизненных ситуаций и проблем.
-
Воспитать у учащихся уважение к праву и закону.
Задачи курса:
-
Знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми человеку чаще всего приходится сталкиваться в жизни.
-
Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав.
-
Развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.
-
Воспитание ответственности за собственное благополучие.
Необходимым условием реализации этих целей и задач является использование в ходе проведения занятий новых, активных, форм работы наряду с традиционными.
Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы.
Система оценивания:
С учетом названных целей и задач объектом оценивания достижений учащихся в правовом образовании посредством элективного курса должны быть следующие компоненты:
-
правовые знания как основа социальных умений и навыков;
-
конкретные умения и навыки в сфере правоотношений.
Предполагаемые результаты изучения курса:
В результате изучения курса у учащихся должны сформироваться:
-
знания и представления о нормах современного российского законодательства;
-
знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
-
коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
-
Рабочая программа разработана на основе:
-
федеральных государственных образовательных стандартов по праву (базовый уровень);
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Имею право».
-
№ урока
Название раздела, темы урока
Количество часов
Дата
Тема 1. Роль права в жизни человека и общества.
1
1
Роль права в жизни человека и общества.
1
Тема 2. Право на образование.
2
2
Государственная политика.
1
3
Доступность образовательных услуг.
1
Тема 3. Семейное право.
2
4
Правовые основы брака.
1
5
Родители и дети.
1
Тема 4. Трудовое право.
2
6
Работодатели и работники на рынке труда.
1
7
Правила поведения в трудовой сфере.
1
Тема 5. Жилищные права граждан: государственные гарантии и реальная практика.
2
8
Правовое регулирование отношений в сфере недвижимости.
1
9
Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем.
1
Тема 6. Права потребителя: законодательство и реальная практика.
3
10
Источники информации для потребителя.
1
11
Закон «О защите прав потребителей».
1
12
Правила грамотного поведения потребителя на рынке товаров и услуг.
1
Тема 7. Уголовное право.
3
13
Основы уголовного законодательства.
1
14
Порядок судебного разбирательства.
1
15
Несовершеннолетние в системе уголовного законодательства.
1
Тема 8. Обобщение по курсу.
1
16-17
Я - гражданин России (обобщение).
1
Литература:
-
Никитин А.Ф. Право и политика. - М.: Просвещение, 2005.
-
Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. - М., 2011.
-
Комментарий к Трудовому кодексу РФ. - М., 2013.
-
Комментарий к Уголовному кодексу РФ. - М., 2012.
-
Комментарий к Семейному кодексу РФ. - М., 2012.
-
Федеральный Закон РФ «Об образовании». - М.: Ось-89, 2013.
-
Задачник по обществознанию/А.И. Кравченко. - М.: Русское слово, 2010.
Содержание тем учебного курса.
1.Роль права в жизни человека и общества:
Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура.
Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Характеристика личных прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.
− права и свободы человека и гражданина, их гарантии
2.Право на образования:
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов.
3.Семейное право:
Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.
4.Трудовое право:
Трудовое право, трудовой договор (контракт), расторжение трудового договора, сверхурочная работа.
5.Жилищные права граждан: государственные гарантии и реальная политика
Нормы государственного права и обязанности, имущественные отношения, заключение договоров, виды договоров Право собственности, сделки.
6.Права потребителя: законодательство и реальная практика
Потребитель и его права. Потребитель, изготовитель, услуги. Закон «О защите прав потребителя»
7.Уголовное право:
Три признака преступления, Формы совершения преступления: действие и бездействие. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность.
8.Обобщение по курсу:
− гражданское общество
− гражданин и гражданство
Правовое государство и его основные признаки. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.