Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию

Преподавание обществознания и подготовка к экзамену – очень сложное дело, которое требует длительной подготовки и системного подхода, что, впоследствии,  позволит иметь положительный результат. В данной статье представлен опыт работы учителя по проблеме подготовки учащихся к единому государственному экзамену по обществознанию. Важный момент - подготовку к независимому оцениванию необходимо начинать с 5-го класса и продолжать все время обучения ребенка в школе. подготовка к экзамену – это очень д...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию.


Преподавание обществознания и подготовка к экзамену - очень сложное дело, которое требует длительной подготовки и системного подхода, что, впоследствии, позволит иметь положительный результат.

Начинать готовить учеников нужно начиная уже с 5 класса, как только они приходят из начальной школы. На этой ступени им можно предложить задания, где требуется воссоздать логическую цепочку событий, начинать работать над формированием понятия «причинно-следственная связь», используя исторический материал. Примером может послужить следующее задание: История Древнего Египта начинается на берегах реки Нил. Какой вывод мы можем сделать исходя из географического местоположения?

Ещё одним вариантом подготовки может служить варианты задания на обобщение или выбор правильного ответа из одновариантного или многовариантного теста. Примером может послужить специально созданный диск с интерактивными заданиями для 5 класса.

На следующих ступенях учебного процесса, особенно когда начинается изучение обществознания как отдельного предмета, ведётся отработка терминов и понятий, которые входят в кодификатор и являются основой для раскрытия заданий более сложного уровня. Примером в данной ситуации служат темы, которые затрагивают материал, изучаемый и в старшей школе. Это - понятия религии, науки, морали т.д. Это не означает, что работа над формированием умения логически мыслить уходит на второй план. Они сосуществуют параллельно в работе учителя, меняется только уровень и глубина, соответственно возрастным особенностям.

Настоящая полноценная подготовка к сдаче ЕГЭ начинается в старшей школе. Здесь многое начинает работать на результат: мотивация самого ученика, который начинает задумываться о своём будущем и выборе профессии, взросление не только физическое, но и формирование личности, которая умеет мыслить, обладает определённым интеллектуальным потенциалом. На данном этапе работа учителя выходит на новый уровень. Поскольку определённый запас знаний по предмету у учеников имеется из основной школы, то первое, на чём концентрирует свои усилия учитель - это создания алгоритма действий ученика при выполнении заданий любого уровня сложности. Берётся любой вариант пособий, где опубликованы версии экзаменационных заданий, либо просто зайти на сайт ФИПИ, где они есть практически за все года существования ЕГЭ, и, далее, идёт работа по отработке одного вопроса - что в данном задании спрашивается, какой конкретно ответ здесь нужен. Как показала практика, это очень важно, потому что ребята часто не могут выделить основное, скользя по поверхности.

Если это работа с текстом, то нужно отрабатывать задания к нему с точки зрения: сколько заданий в пункте, что нужно - процитировать автора текста или требуется своё мнение. Желательно при этом учить оставлять на полях заметки на полях о том, сколько заданий, например, «А, Ц», (авторская цитата) или «А» и «Я» (авторская цитата и моё мнение). Когда конкретное задание выполнено, эти заметки перечёркиваются. При последней технической проверке ученику легко сориентироваться, что у него сделано, а что ещё осталось. На первых порах необязательно заставлять письменно выписывать цитаты, достаточно устной работы с текстом, где они выделяют необходимые отрывки. Обращаешь внимание на то, что они могут повторяться, и что не надо бояться повторения.

Переходя к заданиям третьего уровня сложности, также отрабатывается понимание, что спрашивается в задании и, по возможности, пытаться на него ответить. Это ключевой момент всей подготовки данного периода - стараться отвечать на все задания, даже если данная тема ещё не изучалась. Это нужно для того, чтобы ученики тренировались на применение логического мышления и ответы, которые есть в каждой работе, могут послужить к заданию концом логической цепочки, которую надо воссоздать. Для более успешного выполнения задания разного уровня желательно сажать учеников по следующему принципу: слабый - сильный. Это позволит избежать потери времени на объяснение более лёгких задач, которые может сделать сильный ученик и сконцентрироваться на тех случаях, которые требуют вмешательство учителя.

Выполнение задания по написанию эссе требует тоже большой подготовительной работы. Во-первых, ученикам даётся план написания эссе, которому они должны следовать в своей работе. Во-вторых, с ними нужно начинать устно отрабатывать, как они понимают те высказывания, которые есть в вариантах демоверсий. Частая ошибка учеников в том, что они свои логические рассуждения принимают за авторские. Здесь же нужно пытаться их научить выделять проблему, которую поднимает автор цитаты, что является частью задания. Всё это делается устно, можно на уроке, а можно, в качестве интеллектуальной разминки на специальных занятиях. Следующий важный подготовительный момент подготовки к написанию эссе - отработка понимания того, что подразумевает каждый пункт плана, а также предложения - связки между ними. В первом пункте плана - «раскрыть содержание цитаты» - необходимо своим словами пересказать мысль автора.

Здесь важно увидеть грань между авторским утверждением и ходом своих умозаключений. Во втором пункте плана необходимо выделить проблему, которую поднимает автор. Ученики должны увидеть её и кратко сформулировать. Часто это даётся с большим трудом, особенно в слабых классах, поэтому подготовку к эссе нужно начинать с устной работы: цитируемый отрывок устно пересказывается своими словами, затем ребята выделяют проблему, которая обозначена, а после этого думают над вопросом, какие обществоведческие понятия и термины могут пригодиться при раскрытии данной темы. Далее, опять же устно, они приводят аргументы, которые подтверждают мысль автора. Роль учителя на этом отрезке подготовки - объяснить, какие аргументы можно использовать в первую очередь. Суммируя всё, можно сказать о научной аргументации, что её источником является комплекс наук, как гуманитарного цикла (история, литература, социология, политология), так и естественнонаучного цикла (физика, биология, математика и т.д.). Нужно научить ребят отличать научный аргумент от бытового и применять его, используя после него предложения - связки, которые логически объединяют подтверждающий факт и мысль автора. Пункт плана - выражение собственной позиции является самым простым и требует только письменного оформления. Последний пункт плана - вывод требует очень внимательного отношения.

Учитель должен заставить ребят усвоить следующую мысль: вывод они делают не из собственных рассуждений, а, изначальный посыл их работы - это доказательство истинности суждения автора, если они с этим согласны, то и их позиции тоже. После сделанного вывода, если время позволяет, можно добавить уже свои суждения, которые дополняют основное содержание. Но это не обязательно и возможно при наличии времени. Таким образом, подготовка к экзамену - это очень долгий и кропотливый труд, который, в конечном счёте, должен привести к желаемому результату.

© 2010-2022